Новая территория

«Независимость» – IIÏ этап серии Off-road Challenge

«У нас тут гонок сроду не бывало. Здесь и дорога-то всего одна», – рассказывала мне местная жительница, которую я по этой самой дороге подвозил от райцентра. «А что, в лесу просеки-то есть?» – «Есть. Но по ним даже местные не ездят». – «Почему?» – «А что там делать? Только если за грибами или за клюквой. Ну вот лес еще пилят – вывозят. А после войны тут жизнь кипела! Торф добывали. Двадцать поселков было. Теперь все заброшено». Что ж, похоже, что путь верный. Вот только торфяные болота на стыке Калужской, Орловской и Брянской областей как-то не очень связывались с моими представлениями о географии. Впрочем, и не удивительно: трофи-рейды в этом краю действительно еще не проводились.

Информация, что «по лесу даже местные не ездят», оказалась в корне неверной. В старом сосняке было накатано множество песчаных дорожек, разветвлявшихся самым причудливым образом, а на одном из перекрестков как раз и был старт. Еще издали его можно было опознать по... обилию распиханных по кустам легковушек с местными номерами. В общем, зрителей - как на автодроме в день больших гонок. С видом знатоков они обсуждали между собой машины, колеса, бамперы и шлемы подъезжающих к створу спортсменов. А те, в свою очередь, решали извечный философский вопрос: сдувать или не сдувать? С одной стороны, опыт подсказывал, что лучше всего это таинство совершать еще перед стартом. С другой, уводящая от старта дорога со всей очевидностью не требовала даже подключения переднего моста, а бодрый звук уносящихся вдаль моторов соперников лишь подтверждал зрительную информацию.

Великая сушь

В промежутке между стартующими спортсменами я тоже отправился на трассу. На первом отрезке она была одинаковой для всех классов, а позже расходилась. Участок до развилки я пролетел на третьей передаче, разумеется, не встретив ни одной застрявшей машины. А вот куда дальше? Где же обещанное «мясо»? То ли надо идти по маршруту ТР1 и длинно-базных ТР2 (в расчете, что менее подготовленным будет тяжелее), то ли отправиться вслед за ТРЗ, короткими ТР2 и ATV... Из раздумий меня вывел неспешно едущий навстречу УАЗ Зураба Бережного. Машина передвигалась с отломленной (!) от поворотного кулака рулевой тягой. «Ого! - подумал я, -значит, нам туда дорога. ПоТРЗ!» Правда, спортсмены уверяли, что кулак сломался буквально на ровном месте и дальше тоже ничего интересного не будет. Но ведь неспроста же переламывается мостовое литье? Однако и здесь трасса продолжала оставаться похожей на ралли-рейдовую. И хотя на ней местами попадалась сырая лесовозная колея, подразбитая спортсменами, ничего зрелищного она собой не представляла. И главное, в ней тоже никого не было. Мало того, точки, у которых требовалось сфотографироваться для отчета судьям, были пусты и демонстрировали следы легкого взятия. Было очевидно, что гнаться вслед за «монстрами», основная группа которых стартовала задолго до меня, при таком раскладе совершенно бессмысленно. Вдумчивый анализ топографической карты подсказывал лишь одно решение: отправиться прямиком на брод, где все зачетные классы должны были вновь встретиться. Хоть на брызги посмотрим..

Эх, хвост-чешуя!

Запутанность линии маршрута, стартовавшего и финишировавшего в одной точке, и обилие лесных дорожек разной степени накатанноести позволили мне срезать угол и выйти к искомому броду, когда там все только начиналось... Маленькая речка с вертикальными берегами была больше похожа на мелиоративную канаву (помните про торфоразработки?) и в этот день привлекла к своим водам... компанию рыбаков. Удочки, жерлицы, костерок с котелком ухи... И тут из кустов на противоположном берегу начали выскакивать «монстры». Первые машины прошли легко, одолев песчаный обрыв без использования лебедок. Но, одолев, нарыли... А когда все легкие траектории закончились, к броду стали подтягиваться ТР1. Впрочем, и более подготовленные классы к этому моменту тоже еще прошли не все.

В общем, пришло время массовых батальных сцен. И тут выяснилось, что желанный берег - это поляна, заросшая кустами, а все крепкие деревья находятся где-то далеко. К этому времени на лицах рыбаков уже несколько раз успела смениться вся гамма чувств - от любопытства до негодования. В какой-то момент они вежливо поинтересовались, долго ли тут еще будут «кататься». Вместо ответа из леса выскочила стайка квадроциклистов, промчалась через речку, едва не разметав удочки, и вновь скрылась за деревьями. Рыбаки честно сказали все, что думают по поводу происхождения и принадлежности только что проехавших. Но их предположения оказались неверны: на самом деле квадроциклами управляли звезды ралли-рейдового чемпионата, уже давно ездящие на «партизанские» трофи в зачете ATV.

В заколдованных болотах

Старт второго дня вновь был на том же месте, что и накануне. Спортсмены уже приготовились к повторению «ралли-рейда», но не тут-то было. Маршрут поначалу напоминал вчерашний, но контрольные пункты оказались расставленными совсем в других местах, и подъезды к ним оказались... заколдованы. Едешь себе по дорожке, потом, повинуясь стрелке GPS, поворачиваешь в прогал между деревьями (до точки остается триста метров) и... мгновенно садишься на мосты. То есть почва вокруг машины кажется твердой, но сдутые в ноль Super Swamper режут ее, как нож масло, а штурман проваливается по колено. Когда же он в конце концов цепляет стропу за ольху, то дерево падает в нескольких сантиметрах от капота (полностью перегораживая проезд) после первого же оборота барабана. В общем, мистика, да и только...

Ну а один из самых зрелищных пунктов второго дня судьи обозначили на тоненькой сосне в центре болота. Но что наиболее удивительно, эта точка была обязательна для посещения всеми классами. Давно уже в российских трофи ТР1 и ТРЗ не бились одновременно в одной и той же топи... При этом скорость прохождения подготовленных машин была ненамного более высокой. От отрыва и вывоза на большую землю сосну с точкой спасали лишь два диаметрально противоположных подъезда к ней, которыми участники пользовались в равной степени активно. А значит, перетягивали сосну лебедками равномерно в две стороны. Постепенно поперек болота выстроилась очередь из двух неспешно движущихся навстречу потоков машин. Но движение было неравномерным: то у кого-то лебедка сгорит, то колесо разбор-тируется, то найдется экипаж, вылезающий откуда-то сбоку и вклинивающийся поперек потока...

Центр тяжести

Но, как оказалось, это болото было разминочным, особенно для подготовленных классов. Таким образом, соревнование, названное «Независимость», вышло со «смещенным центром тяжести», и кульминация пришлась на финал... Когда на дороге, ведущей от последней «фототочки» к финишу, показались грязевые лужи, никто не мог предположить, что именно они предвещают. Но через несколько сотен метров начался сырой ольховый лес. Это был не привычный смешанный ольшаник с густым подлеском, - лес был чистый, светлый, без всякого кустарника, поросший болотными травами, ирисами и крапивой. Черная густая колея петляла между стволами, но не позволяла проехать и метра без лебедки. Кто-то ломанулся напрямик через лес. Там почва казалась твердой. Но это был обман. Выдерживая идущего человека, она «расступалась» под колесами автомобиля. В общем, скорость передвижения утех, кто искал объезд, нисколько не увеличилась. Причем с каждым пройденным метром почва становилась все более влажной, и вскоре штурманы уже бродили по колено в воде, из которой выступали кочки с растущими на них деревьями. Дальше стало совсем топко (полужидкое дно засасывало даже пешехода). Казалось, этим невесть откуда взявшимся джунглям не будет конца.

А мистические события тем временем продолжались. К примеру, в самом топком месте разом пропала зарядка у всех трех стартовавших на этот спецучасток машин клуба «Российские дороги»... Трасса ТР1, пролегавшая в паре километров правее, была несравнимо легче: она цепляла лишь край затопленного леса. Впрочем, тут тоже хватило грязи, и поводов размотать лебедочный трос было достаточно. Расчетное время финиша уже давно истекло, а с обеих трасс вернулись еще далеко не все. Награждение откладывали. Ждали. Но в конце концов не выдержали и провели его в лучших «партизанских» традициях. Андрей Сле-пушкин называл фамилии участников, а в ответ то и дело раздавалось: «Остался в болоте».

P.S. Эвакуация закончилась на следующий день. На сей раз организаторы обошлись без тяжелой гусеничной техники. Справились своими силами.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты