Линейное ориентирование

WAT Challenge C9. Это проходившее во Владимирской области соревнование состоялось в антитрофических погодных условиях

Строго говоря, любая внедорожная гонка – это что-то... с элементами… чего-то. Вопрос только – что и чего. Похоже, после августовского С9 любители точных формулировок и однозначных определений долго еще будут ломать головы. Давно уже в российских трофи-рейдах не было ни таких длинных спецучастков, ни такого диапазона скоростей, ни такого смешения жанров. В общем, Илье Савельеву и его команде удалось вывести соревнование из рамок «гонки на лебедках» и привнести в него как совсем новые, так и давно забытые элементы.

На предстартовом брифинге руководитель гонки пообещал спортсменам, что трасса будет легкой (в ответ раздался коллективный вздох то ли разочарования,то ли облегчения), но экстремально длинной и сложной по навигации. И объявил норму времени: 6 часов на первый СУ и 13 на второй. И тут участники по-настоящему задумались... Формально трасса была объявлена линейной, однако по пути требовалось заезжать на обязательные контрольные точки, большая часть которых лежала в стороне от магистрального маршрута. Да, чуть не забыл, зоной «боевых действий» на этот раз был назначен огромный и, надо сказать, малонаселенный массив Мещеры к юго-западу от Владимира. Итак, ровно в полдень выстроившиеся в чистом поле не слишком ровной шеренгой спортсмены по выстрелу стартового пистолета... получили точки первого спецучастка. Спустя несколько секунд, достаточных для занесения первой пары координат в GPS, машины стали уноситься в сторону леса. Я поспешил следом...

Коварство и любовь

Первое впечатление от трассы: ну и пылища! Буквально перед капотом уже ничего не было видно в клубах, поднятых с дороги впереди идущими экипажами. Езда на ощупь сбила темп, а пыльная, но ровная дорога тем временем вывела в деревню, на околице которой лежал перевернутый... троллейбус. Как он тут оказался - история умалчивает. Но именно в его салоне (то есть внутри) организаторы обозначили первую точку. «Триал» в ржавом внутритроллей-бусном пространстве выглядел сюрреалистично. А какую виртуозную рулежку исполняли иные пилоты, чтобы подобраться вплотную к заветному красному кругу! В то время как другие экипажи, осмотрев остов, преспокойно по дорожке подъезжали снаружи и... открывали люк в крыше, на внутренней стороне которого была та самая метка. Но потом тщательно его закрывали...

Следующие две точки по замыслу организаторов должны были надолго остановить продвижение даже самых сообразительных, ибо находились они в болоте, по левую и правую сторону от песчаной насыпи. Но сухое жаркое лето внесло свои поправки. Болото справа превратилось в мягкий луг и при легком снижении давления в шинах не требовало даже подключения переднего моста! А вот на левом «фланге» интрига сохранилась. Точка была отмечена в заболоченном ольшанике, где почва оставалась переувлажненной даже после месячной засухи. Но прежде чем туда попасть, надо было преодолеть скрытую в камыше и залитую водой канаву глубиной по пояс и шириной меньше метра. После первых же машин она расширилась, а ее изначально плотные берега превратились в кисель. Почему никто из шедших в начале не упростил себе путь, кинув через канаву сенд-траки, я так и не понял, тем более, что времени на ее преодоление уходило немало. Когда же первые машины ее раскатали, другие предпочли искать объезд через лес с другой стороны. Но там было ничуть не проще. В результате буквально через час вокруг образовался целый лабиринт, в тупиках которого можно было встретить застрявшие и поломанные автомобили всех классов.

Тем временем наиболее удачливые экипажи уже были далеко от этого места, и песчаный «авто-бан» нес их к следующим точкам. Одна из них находилась на свае давно сгнившего и рухнувшего моста через речку Поль и казалась элементарной. Подумаешь - переехать брод по колено, выбраться на берег и вновь спуститься к свае. Но хитрость заключалась в том, что спускаться можно было только на лебедке и очень аккуратно - в нижней части пологий берег обрывался отвесно в воду. На наших глазах Toyota Владислава Борисова лишилась в ходе этого маневра задней двери: машина соскользнула с обрыва и «наделась» аккурат на точку.

Еще один брод, через речку Бужа, также оказался не без коварства. Точнее, там было два расположенных по соседству брода - проезжий и не очень. Точку отметили на выезде из второго. Когда я добрался до этого места, выяснилось, что непроезжий брод остановил не только тех, кто поехал «в лоб», но и отправившихся в обход. Просто первые экипажи перегородили подъезд к точке по берегу своими лебедочными тросами, уходящими в лес...

И вот еще какой момент: из-за жары спортсменам было разрешено находиться вне автомобиля без шлема, а вот фотографироваться у точек требовалось строго в вышеозначенном головном уборе. Иначе фото объявлялось недействительным. А теперь представьте себя на месте штурмана, который вел сложнейшим маршрутом свой «корабль» к КП, несколько раз перецеплял лебедку, фотографировался в акробатической позе у заветной отметки. И вот он вновь выводит автомобиль на дорогу, открывает дверь и видит... свой шлем.

Времена и нравы

Дальше за Бужей начинался большой навигационный кусок. Расстояние между маршрутными точками было по 5-8 км, а квартальные просеки и старые заросшие дороги попадались куда чаще. Часть перекрестков при этом предоставляла как минимум два варианта продолжения маршрута, и не всегда кратчайший путь оказывался самым быстрым. Иногда прямая дорога заводила в бурелом, иногда- в рыхлый влажный торфяник, а иногда поворачивала, не доходя до места назначения полкилометра. Один раз я и вовсе в какой-то момент оказался на... кабаньей тропе. По ширине и «укатанное™» она была как нормальная автомобильная грунтовка, но склонившиеся над ней деревья бились своими кронами в ветровое стекло. Одним словом, в мастерстве выбора пути и был залог успеха. Причем маршруты зачетов ТР-1 и ТР-2/3 на этом участке расходились: у подготовленных классов путь был длиннее, чтобы компенсировать разницу по времени на взятие сложных КП. Но в итоге все гонщики встречались на общем финише. Контрольное время было назначено на 18:00.

Первыми на финиш стали подтягиваться экипажи ТР-2, потом к ним присоединились ТР-3. А где же ТР-1? Этот вопрос мучил судей до тех пор, пока за несколько минут до часа X из-за поворота на всех парах не выскочила Toyota Петра Артищева. Оказалось, временная фора младшему классу не помогла - этот экипаж стал единственным уложившимся в норматив. Следующая машина ТР-1 пришла только в 18:01. Впрочем, до старта СУ-2 оставалось еще три часа положенного по регламенту отдыха, и все, кто успел финишировать в этот промежуток, зачет первого спецучастка, пусть и с пенализацией, но получили..

Уже сгустились сумерки, когда вновь раздался стартовый выстрел, гонщики получили новый список точек и начали уходить через брод во внезапно оказавшуюся рядом Московскую область. Там им предстояло сделать «круг почета» в потемках, чтобы через несколько часов глубокой ночью вернуться назад и в общих чертах повторить в обратном порядке первый спецучасток. Но темнота и накопившаяся усталость вскоре начали давать о себе знать, и даже опытные спортсмены стали ошибаться. Так, в одном из бродов по крышу «нырнул» Андрей Караев. По счастью, двигатель не пострадал, машину вытащили в считанные минуты, и экипаж вновь продолжил гонку.

Третий выстрел

Тем временем в базовом лагере ровно в полночь прозвучал еще один выстрел. Это стартовал зачет Challenge, рассчитанный на новичков. Им организаторы предложили соревнование в формате классического ориентирования. Но вот что странно - «новички» по большей части были на 37-х колесах и с двумя лебедками... Впрочем, организаторы о таком раскладе знали заранее. А потому сложность некоторых точек сделали соответствующей. Ну а пока «челлендж» колесил вокруг лагеря, участники спортивного зачета неумолимо приближались к финишу. С первыми лучами солнца машины обоих зачетов перемешались - на подступах к лагерю было размечено довольно много точек для разных классов. На некоторых общих КП то и дело образовывались маленькие очереди. Все-таки шесть десятков экипажей-участников - это немало.

А около восьми утра на финише появилась первая машина- белая «семидесятка» Андрея Караева. Несмотря на ночное купание, спортсмены промчались по трассе быстрее всех, но по пути не взяли одну из последних точек. Поняв, что они первые, ребята не стали пересекать финишную черту, развернулись и рванули назад, за последним КП. Когда же они подъехали во второй раз, их лидерство в «Абсолюте»... сохранилось.

Но вот что удивительно, в чиеле первых финишировавших не было ни машин ТР-3, ни ква-дроциклов. Длинная трасса со скоростными перегонами расставила акценты иначе. Машины ТР-3 оказались слишком медленными и тя-желоуправляемыми на обычных лесных грунтовках, а зачет ATV «подкосил» километраж.

P.S. По меркам современного российского трофи, «ватовцы» выдали на-гора совершенно невиданный марафон. Впрочем, по большому счету участников, недовольных таким положением вещей, оказалось очень мало. Что же до организаторов, то они были рады. Им удалось не просто спасти гонку при совершенно «провальной» с точки зрения трофи погоде, но и поддержать в таких условиях неподдельный азарт спортивной борьбы.

текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты