Щит и меч

Щит и меч Аэрокосмический салон МАКС-2007. Жуковский

Противостояние средств обороны и нападения в военном деле – процесс бесконечный. Появление самолетов, летающих быстрее, выше и незаметнее, неизбежно порождает ответ в виде зенитных систем, стреляющих дальше и точнее. Аналогичная ситуация и с транспортными внедорожными шасси. Ну а прошедший в августе аэрокосмический салон МАКС-2007 еще раз подтвердил это правило.

На летном поле ЛИИ им. Жуковского российский авиапром демонстрировал свои новейшие разработки, важнейшими из которых были истребители поколения «4++» Су-35 и МиГ-35. А по соседству развернул экспозицию концерн ПВО «Алмаз-Антей», представивший на МАКСе свою наиболее перспективную зенитную ракетную систему С-400 «Триумф».

Работа в связке с «Вощиной»

О тактико-технических характеристиках новой системы пока известно немного. По дальности поражения и производительности «Триумф» в два раза превосходит «Фаворит» - наиболее совершенный вариант ЗРС ряда С-300П. Ракета имеет значительную дальность действия - 400 км. Для сравнения: сопоставимую дальность действия имеют легкие истребители четвертого поколения - такие, как МиГ-29 и F-16. Кроме того, «Триумф» может стрелять по летательным аппаратам, имеющим скорость до 2800 метров в секунду (10 080 км/ч!).

Что же касается тематически более близких нам компонентов комплекса, то самоходная пусковая установка системы С-400 представляет собой связку седельного тягача БАЗ-6402 и полуприцепа. БАЗ-6402 относится к новому семейству многоцелевых колесных шасси и тягачей высокой проходимости четвертого поколения грузоподъемностью 13-21 т. Заказ на их разработку (тема «Вощина-1») брянский завод получил от Минобороны еще в 1993 году. Однако работы по этому направлению затянулись, и универсальные шасси этого семейства армия начала получать лишь в недавнее время. Как и у всех машин семейства «Вощина-1», двигатель размещен за кабиной. Дизель ЯМЗ-8424.10 мощностью 470 л.с. сопряжен с многоступенчатой трансмиссией с межосевыми и межколесными блокируемыми дифференциалами. Подвеска -независимая, двухторсионная, с амортизаторами каждого колеса.

«Панцирь» с непростои судьбой

А вот продукция Камского автозавода относится к универсальным шасси более легкого класса. И именно на шасси КамАЗ-6560 базируется зенитный ракетно-пу-шечный комплекс «Панцирь-С1» (в своем финальном обличий комплекс впервые был представлен на МАКС-2007). Кстати, у этого ЗРПК, разработанного Тульским конструкторским бюро приборостроения, что называется, непростая судьба. Первый прототип «Панциря» демонстрировался на МАКСе еще в 1995 году, однако выставленный на МАКС-2007 ЗРПК «образца 2006 г.» имеет с предшественником мало общего. Дело в том, что создание комплекса началось еще в 1990 году для Советских Вооруженных Сил. Однако в непростые 90-е все уперлось в отсутствие денег у МО РФ, и «реанимировать» проект позволил лишь интерес со стороны вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов. В 2000 году КБП подписало с ОАЭ контракт на сумму $ 734 млн на поставку 50 комплексов «Панцирь-С1». В соответствии с контрактом поставки готовых ЗРПК должны были завершиться в 2005 году. Однако, по последним данным, реально военные ОАЭ получат их лишь к 2009-му. Правда, первые четыре комплекса поступят заказчику уже до конца этого года, после завершения второго этапа испытаний, призванного оценить возможности работы ЗРПК в условиях жаркого климата. Общий объем экспортных заказов на этот ЗРПК составляет сейчас $ 2,6 млрд. Российские Вооруженные Силы также проявили интерес к перспективному комплексу - в настоящее время подходят к концу государственные испытания варианта «Панциря», предназначенного для российской армии.

Подпитка становится калорийней

По мере того как финансовая подпитка Российских Вооруженных Сил делается все более «калорийной», растут и аппетиты военных. Например, представителям заказывающих структур ВС РФ очень нравится новая разработка ижевского электромеханического завода «Купол» - ЗРК «Тор-М2Э». Этот комплекс - дальнейшее развитие широко известной системы ПВО «Тор», причем в отличие от чисто гусеничной схемы построения базового ЗРК, «Тор-М2Э» может быть поставлен заказчику как на гусеничном, так и на колесном шасси. На МАКСе демонстрировался именно колесный вариант «Тор-М2Э». Комплекс предназначен для противовоздушной обороны войск во всех видах боевых действий и на марше. Он способен оградить от массированных ударов современных и перспективных элементов высокоточного оружия, самолетов и вертолетов, БЛА и крылатых ракет. Новый ЗРК может «работать» по целям, действующим со средних, малых и предельно малых высот в условиях интенсивного огневого, радио- и оптико-электронного противодействия, днем и ночью в любых климатических и погодных условиях. «Тор-М2Э» предполагается использовать как для зенитного прикрытия подразделений сухопутных войск и важных гражданских объектов, так и для защиты боевых средств ПВО оперативного звена от ударов высокоточного оружия противника. Новый ЗРК может интегрироваться в различные системы ПВО и управляться от таких ЗРС, как С-300П, «Антей-2500» и других. Расчет комплекса имеет возможность обстреливать одновременно четыре цели четырьмя ракетами, то есть с теми задачами, которые раньше решали два ЗРК «Тор-М1», «Тор-М2Э» справляется в одиночку.

Без упоров не работать

Полноприводное колесное шас-си МЗКТ-6922 специально разработано для «Тор-М2Э». Причина выбора типа движителя очевидна -в отличие от традиционной для российской армии гусеничной схемы колесный ход обеспечивает высокую максимальную скорость на шоссе (до 80 км/ч) и более низкую стоимость обслуживания. Гидропневматическая трансмиссия машины позволяет вести огонь без применения дополнительных упоров. Корпус машины прикрыт броней, защищающей экипаж, состоящий из трех человек, и электронную начинку комплекса от пуль и осколков. То, что «Тор-М2Э» может стрелять без дополнительных упоров - аутригеров, довольно важно. Такая особенность конструкции ЗРК заметно сокращает время, необходимое для приведения ЗРК из походного положения в боевое. К слову сказать, вести огонь без этих самых упоров вышеупомянутому «Панцирю-С1»очень затруднительно, а в случае применения 30-мм пушек - и просто невозможно. Сила отдачи автоматических орудий может легко перевернуть машину! Сказывается сравнительно узкая колея и высокий центр тяжести универсального грузового шасси. В настоящее время завершаются предварительные испытания «Тор-М2Э». В следующем году ЗРК должен пройти государственные испытания, а с 2009 года «Тор-М2Э» поступит к заказчикам. Его колесный вариант на «Куполе» разрабатывали в инициативном порядке. Но он, как уже упоминалось, заинтересовал и представителей российского Министерства обороны, которые, однако, высказали пожелание использовать в качестве платформы шасси полноприводного грузовика КамАЗ. Конструкторы «Купола» считают, что смогут справиться с этой задачей.

текст: Илья КЕДРОВ
фото: Илья КЕДРОВ
Андрей АКСЕНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты