Дорогой солнечного камня

Путешествие по Европе на Chevrolet Captiva

В прежние времена города и страны связывали торговые пути, по которым купцы вели свои караваны. Сегодня многие из таких маршрутов запросто могут взять на себя роль туристических

Янтарь издавна пользовался спросом по всей Европе и за ее пределами. Его ценили древние греки и римляне, украшения из янтаря археологи находили даже в египетских пирамидах. Свой путь солнечный камень начинал на Балтике, а дальше доставлялся морем или смешанным путем — по воде и по суше — в богатые средиземноморские государства. В Cредние века янтарь попадал на один из крупнейших рынков в Варшаве, откуда его везли на юг вдоль Вислы и Дуная. Именно этим маршрутом прошли и мы. А «караванным» транспортом для нас стал Chevrolet Captiva.

Айда под землю

В Варшаву мы прилетели, когда над Восточной Европой бушевал циклон, и наш путь начался под сильнейшим дождем. Непрекращающийся ливень заставил корректировать планы: осмотр варшавских и краковских достопримечательностей ограничился банальным проездом по городу. Зато неподалеку от Кракова, в Величке, мы-таки нашли сухой экскурсионный маршрут — под землей, в знаменитых соляных копях.

Я, честно говоря, не предполагал, что «копальни соли» окажутся столь интересными. Чего обычно ожидаешь от шахты, превращенной в туристический объект? Гид проведет по выработке и расскажет, как здесь когда-то добывали что-нибудь архиполезное, каким инструментом пользовались и как добытое непосильным трудом доставляли на поверхность. Все это есть и в соляных копях в Величке. Кроме того, мы увидели красивейшие пещеры — полости, оставшиеся после разработки в монолитных пластах. В некоторых обнаружились даже подземные озера. Многие «камеры», как их называли соледобытчики, украшены скульптурами, выполненными из подручного материала, то есть из соли. Имеются несколько подземных часовен и церквей, убранство которых — иконы, статуэтки святых, настенные орнаменты и люстры — также сделано из соли. Кстати, «копальни соли» — это весьма оживленный туристический объект. Одновременно под землей могут находиться полторы-две тысячи посетителей (группами в сопровождении гидов) при том, что туристам доступна лишь небольшая часть из примерно 300 км штолен, пробитых на разных уровнях и представляющих собой причудливый подземный лабиринт.

Замок над Подзамком

Поднявшись из просоленного подземелья, мы отправились дальше. Наш путь лежал в Словакию, в небольшой городок Оравский Подзамок. Здесь, на вершине утеса, что на берегу реки Оравы, сохранился средневековый замок. Вероятно, от него и произошло название городишки — Подзамок, то есть «под замком». Любопытно, что само строение носит имя Оравский Град. Кстати, именно в его интерьерах были сняты многие сцены первого фильма о Дракуле. На самом деле никакого отношения к печально известному графу Оравский Град не имеет, и сегодня он является одним из старейших музеев Словакии. Экспозиция рассказывает об истории Оравы и самого замка. Посетить памятник архитектуры стоит не только из интереса к средневековому быту, но и ради прекрасного вида на окрестности, который открывается из окон верхних башен и с террас.

Буда, Дунай и Пешт

Следующим остановочным пунктом на нашем маршруте значился Будапешт, куда мы добрались лишь к вечеру. Время было уже не подходящим для осмотра достопримечательностей, и мы с чистой совестью отложили это мероприятие до утра, предавшись радостям туризма гастрономического.

При свете дня знакомиться с городом пришлось урывками, пока дождь устраивал себе короткие перерывы. Тем не менее даже укутанный в сырую хмарь Будапешт произвел приятное впечатление. Город по-настоящему столичный. Причем, судя по помпезности старой архитектуры, он вполне мог быть центром не самой захудалой империи.

Оказавшись здесь, непременно надо посетить Будайскую крепость, где находятся Королевский дворец, Национальная галерея, собор Матьяша и Рыбацкий бастион. Вообще в венгерской столице много интересного. Здорово было бы пройтись по набережной Дуная и по пешеходной улице Ваци — тамошнему аналогу нашего Арбата, забраться на гору Геллерт и погулять в городском парке. Но нас продолжает преследовать непогода. Чертовски своевременно покинув затопленную наводнением Польшу, мы вновь оказались во власти холодного циклона.

После московской жары даже както странно ходить по европейскому городу, надев все прихваченные с собой более-менее теплые вещи. А до Средиземного моря еще два дня езды. Скорее по машинам — и в путь, на юг, к теплу и солнцу, подальше от этой сырости и пронизывающего ветра. Из-за дождливой погоды мы решили отменить намеченную поездку на Хунгароринг. Черт с ним! Зато быстрее доберемся до цели.

Оторвались!

Наконец над нами — ясное небо. Остановившись на ночлег в уютной придорожной гостинице, еще успеваем насладиться последними лучами закатного солнца. Мы немного не доехали до водопадов в Растоке. Наутро отправляемся именно туда.

Местечко, что и говорить, живописное! По ту сторону каньона, в котором бежит река Корана, расположилась прямо-таки игрушечная деревенька с пряничными домиками, зелеными лужайками и целым каскадом водопадов. Прямо над некоторыми низвергающимися потоками натурально стоят дома. Удобное место для устройства водяных мельниц!

Страшная сила

Однако нас ожидает еще одна достопримечательность — лежащие выше по течению Кораны Плитвицкие озера. Это просто сумасшедшее по красоте место! Только для того, чтобы побывать здесь, стоит отправляться в путешествие.

Включенный ЮНЕСКО в реестр всемирного наследия национальный парк «Плитвицкие озера» — это каскад из нескольких крупных и бесчисленного множества мелких озер, около 140 водопадов, нескольких пещер и уникального букового леса. Перепад уровней воды в озерах достигает 133 м.

На Плитвицких озерах категорически запрещены купание и рыбная ловля. Это необходимо для сохранения существующего здесь природного равновесия. Тем не менее Национальный парк является масштабным туристическим объектом с развитой инфраструктурой. По его территории проложены пешие маршруты, построены пешеходные дорожки над водопадами, а по наиболее крупным озерам курсируют экологически чистые паромы. Можно также полюбоваться на озера с окрестных скал, на которых сооружены дороги для необычных пассажирских автопоездов.

...Последний рывок к морю по извилистым горным дорожкам — и к вечеру мы в городе Задаре. Цель путешествия достигнута. Теперь можно с чувством выполненного долга отоспаться. Ну а на следующий день, после позднего завтрака, непременно на пляж: перед возвращением домой надо открыть купальный сезон.


Дети подземелья

Главной достопримечательностью Велички и одним из самых известных туристических объектов Польши является Kopalnia Soli, то есть соляные копи. Им уже больше семисот лет, и там до сих пор продолжают добывать соль, хотя и не в прежних масштабах. Изначально соль здесь получали вываркой, или, иначе говоря, выпариванием солесодержащего водного раствора. С течением времени водные минеральные источники оказались истощены, и началась подземная добыча. Соль в средневековой Европе имела большую ценность, так как служила естественным пищевым консервантом. У поляков она использовалась даже в качестве платежного средства, заменявшего деньги. Неудивительно, что польские правители монополизировали добычу этого минерала. В отдельные моменты она приносила до трети всех доходов в польскую казну. В 1368 году король Казимир Великий издал документ, известный как Статут Казимирский, который устанавливал основные принципы добычи. Это дало мощный толчок развитию соледобычи, и к XVI веку копи в Величке превратились в одно из крупнейших производств в польских землях. Сегодня же основной доход копям приносят туристы, а не добыча соли.


текст: Александр СТОЛЯРОВ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты