Идея поехать на Харасавэй (что в переводе с ненецкого означает «извилистая река») родилась неожиданно. В феврале мы вернулись из очень удачной экспедиции на Варандей (Ненецкий автономный округ), посмотрели нефтяные месторождения и ведомственные зимники «Лукойла», Баренцево море и Нарьян-Мар. Поэтому очередная поездка по Русскому Северу в марте планировалась как экскурсионная — посещение Салехарда, Надыма, 501й стройки ГУЛАГа и т.п. По сути, она должна была стать легким закрытием зимнего сезона, т.к. нам казалось, что все трудности этой зимы нам уже встретились на Варандее. Однако мы ошибались…
Экспедиция, состоящая из трех подготовленных Nissan Patrol и пяти не менее подготовленных людей, стартовала из Москвы в самом начале весны. Если останавливаться на теме подготовки автомобилей к суровым условиям Севера, следует отметить несколько важных моментов: вопервых, машина обязательно должна быть дизельной (связано это в первую очередь с отсутствием какого-либо другого топлива в местах, по которым предстоит ехать); во-вторых, необходим дополнительный обогреватель (в нашем случае установлены автономные предпусковые отопители, которые также работают и на обогрев салона). Обязательны термоизоляция салона и подкапотного пространства, наличие как минимум колес с размерностью 33", а желательно и все 35".
Конечно, стоит упомянуть дополнительные топливные баки или канистры — горючим необходимо запасаться впрок, чтобы не остаться посреди тундры с заглохшим двигателем, причем в расчет следует принимать не только высокий расход при подобного рода езде, а также тот факт, что придется несколько дней просто стоять, пережидая пургу. У нас на каждый автомобиль приходилось по 190 л. В минимальный набор запчастей, возимый с собой в такие экспедиции, разумно включить топливные и воздушные фильтры, задние и передние амортизаторы, также очень могут пригодиться разного рода смазывающие присадки (или просто двухтактное масло) для дизтоплива, так как арктическая солярка не лучшим образом влияет на ТНВД.
Вперед на Север
Для начала экспедиции предстояло преодолеть путь от Москвы до Салехарда. Трасса не представляет собой ничего сложного. Маршрут Москва — Киров — Пермь — Серов — Ивдель — Югорск проходит по асфальту. Практически сразу после Югорска он заканчивается и начинается магистральный зимник вдоль реки Обь, весьма приличного качества, проходимый для обычной моноприводной легковой техники. Местами, правда, его забывают чистить, и приходится ехать по довольно глубоким колеям в снегу.
Ямальские каверзы
Без проблем добравшись до Салехарда, мы поняли, что на Харасавэй проехать нельзя! Причина, как нам объяснили, в том, что запустили железную дорогу. Путь на Харасавэй проходит через Бованенково, вдоль самой северной железной дороги Обская — Бованенково. Ее начали строить еще в 1986-м и собираются закончить в сентябре этого года. Протяженность до ст. «Бованенково» — 525 км (хотя на указателях значится 538), а всего должно быть построено 572 км. На текущий момент железная дорога не доходит до Бованенково километров 30. Ну, как водится, отрапортовав о запуске железнодорожного сообщения, зимник перестали обслуживать.
К счастью для нас, позже выяснилось, что грузовики по-прежнему ходят до Бованенково, но теперь уже по стихийному зимнику на свой страх и риск. Стихийный зимник — это колея в тундре, движение по которой сопряжено с многочисленными рисками.
Но, как известно, риск — благородное дело, и мы тронулись в путь. То тут, то там нам попадались «Уралы» и КАМАЗы, «упавшие» с зимника. Часть из них позднее вытаскивают, а другие так и остаются брошенными и потом потихоньку разбираются на запчасти. Грузовая техника, работающая там, представляет особый интерес — фактически мы не увидели ни одного двухосного автомобиля: встретившиеся нам машины — это трехосные «Уралы» и КАМАЗы с колесами высотой под полтора метра.
Грузовики в основном возят цемент из Лабытнанги в Бованенково, где Газпром активно отстраивает инфраструктуру для будущих месторождений. Интересно, что доставка грузов автомобилями почти в полтора раза дешевле, чем по железной дороге. Нам соответственно это только на руку, так как мы двигаемся за грузовиками, которые протаптывают зимник по целине в тундре и пробивают своими гигантскими колесами многочисленные переметы, которые в длину могут достигать 2 км и более. По пути попадались и гусеничные вездеходы, но они редко перевозят грузы и по большей части выполняют функции по доставке людей. Отдельно стоит упомянуть водителей тех самых «Уралов» и КАМАЗов, для которых дорога на Бованенково (Бованы, как здесь называют этот поселокместорождение) — не экстремальное приключение, а повседневная тяжелая и опасная работа. В большинстве своем это очень открытые и простые в общении люди. Нам с ними по пути.
Бездорожье
От Лабытнанги до Бованенково примерно 550 км, из них около половины можно оценить как проезжаемые без особых сложностей (с поправкой на подготовленность автомобилей и опыт езды по зимникам) участки. Другая половина — это очень сложные отрезки, на которых переметы преодолеваются со скоростью 2 км/ч и даже медленнее. Часто приходилось ехать не по колее, а прямо по целине, набивая новый зимник в тундре. При таком движении давление в колесах должно быть не более 0,5 атмосферы, первая пониженная передача и никакого газа, чтобы, не дай бог забуксовав, не зарыться в снег. В общем, путь у нас занял два дня.
Примерно за 30 км до Бованенково начинается обслуживаемый зимник, по которому можно разгоняться до «невиданных» скоростей — 40 и даже 60 км/ч. Причина такой роскоши очень проста — как я говорил выше, железная дорога пока не доходит до Бованенково, и по оставшемуся отрезку груз с железной дороги везут на автомобилях. Приехав в Бованенково уже в темноте, мы были поражены количеством работающей там тяжелой техники — бесконечный поток БЕЛАЗов и еще больших «Катерпиллеров» (там их называют «гоблинами») — издалека все это выглядело, как кишащий улей на фоне пустынной тундры. Но наш путь лежит дальше на север — нам надо в Харасавэй. От Бованенково до Харасавэя 110 км условно-обслуживаемого зимника, обслуживание которого заключается в том, что по краям установлены вешки, и время от времени огромные бульдозеры выравнивают снег волокушами — прицепленными сзади бульдозера трубами большого диаметра или даже частями гусениц от вездеходов. Без существенных проблем добираемся до Харасавэя и устраиваем фотосессию на берегу Карского моря. Прекрасная солнечная погода и легкий (минус 32°) морозец только способствуют этому. Затем нам предстоит обед (традиция, родившаяся в Варандее) в столовой вахтового поселка, где посмотреть на нас и наши автомобили выходит чуть ли не половина работающих там людей. Также в столовую приходит офицер с местной погранзаставы и проверяет наши пропуска и документы: Ямал (как и Салехард) — это погранзона, и для пребывания там надо заранее озаботиться получением пропусков в ФСБ. Мы доехали на легковой технике до широты 71°11,066! Теперь предстоит нелегкий путь назад.
Возвращение
Дорога домой всегда быстрее, но не в этот раз. Доехав от Бованенково до разъезда Хралов (примерно половина пути), мы попадаем в пургу. По словам местных, это даже не пурга, а «ветерок со снегом». Однако двигаться в условиях нулевой видимости и ветра 15 м/с при температуре -25° не можем не только мы, но и наши суровые попутчики — трехосные грузовики. Простояв два дня рядом с КПП на разъезде Хралов и чуть не одурев от безделия, наша экспедиция в конце концов ринулась, как застоявшийся табун, по зимнику в Салехард. Теперь движемся значительно веселее — опыт, накопленный за поездку, позволяет проходить многокилометровые переметы в два раза быстрее, скорость достигает 5, а то и 10 км/ч. Ну а после Салехарда дорога показалась нам уже почти немецким автобаном, и через несколько дней мы вернулись в столицу.
За 15 суток группа прошла почти 7640 км, из них примерно 3400 по зимникам, включая около 400 км целины в тундре, — неплохой результат!
Что же такое Харасавэй (также иногда пишется как Харасавей), и чем он привлек наше внимание? Это река и мыс на полуострове Ямал, также этим именем названы вахтовый поселок и газоконденсатное месторождение. Надо сказать, что месторождение совсем не маленькое. Запасы его составляют около 2 трлн м3 газа. Считается, что на всем полуострове Ямал запасов около 55 трлн м3. Правда, газ сам по себе нас занимал мало, а вот тот факт, что Харасавэй — это одна из самых северных точек в мире, куда можно приехать на легковом автомобиле, представлял гораздо больший интерес. Мы достигли широты 71°11,066. Севернее только Тикси, который у нас в плане на следующий год.
текст: Ашот ОГАНЕСЯН
фото: Илья КОНДРАШОВ, Сергей ДЮЛЬДИН и автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.