Тайны уральского края

На Volvo к хозяйке медной горы

В одной из многочисленных легенд говорится, что бог, создавая землю, равномерно рассыпал по ней золото, медь, драгоценные камни, но целая горсть этих богатств осталась. И тогда Создатель обильно посыпал ими границу между Европой и Азией — так образовались Уральские горы. В глубоком детстве мы читали о них в сказах Бажова. А что же там происходит сегодня?

Около 1700 км разделяют Москву и Екатеринбург, который находится на стыке двух частей света. Пара часов лету — и ты из одной столицы попадаешь в другую — уральскую. Путешествовать по окрестностям города мы, естественно, отправились на автомобилях, которые нам любезно предоставила компания Volvo. Поскольку на маршруте, помимо асфальтовых, предполагались и грунтовые дороги, караван состоял исключительно из полноприводных моделей.

Замечу, что ездить на Volvo всегда приятно. Во-первых, хорошая эргономика салона создает комфортные условия; во-вторых, как известно, это одни из самых безопасных автомобилей — в них встроены самые современные системы, охраняющие жизнь и здоровье водителя и пассажиров; в-третьих, все машины, на которых мы бороздили уральские просторы, получили новые мощные двигатели. Например, кроссоверы XC60 и XC70 оснащены новыми дизельными агрегатами D5 Twin Turbo с крутящим моментом 420 Hм и бензиновыми Т6 (420Нм), а более крупные XC90 — бензиновым мотором V8 (440 Нм). Еще один немаловажный момент: все Volvo были обуты в шины Pirelli, что тоже способствовало комфортной езде.

В первый день нашему экипажу достался XC90, на котором мы и отправились в небольшой городок Невьянск, что в 75 км от основного места дислокации. При выезде из Екатеринбурга «насладились» местными пробками, а потом выбрались на извилистую живописную дорогу, асфальтовое покрытие которой оказалось вполне приличным.

Чудо-избушка

По пути, а двигались мы по старому тракту, проехали несколько деревень, где, как водится, есть и покосившиеся домики, и вполне приличные, но один в деревне Кунара привлек наше внимание, нет, скорее поразил воображение! Яркий, разноцветный, со вкусом украшенный декором, причем это не музей, а жилой дом, но кажется, словно из сказки. Чего на нем только нет: и кружевные узоры с цветочным орнаментом, и дети с плакатами в руках, и птицы, и кони, и звезды, и даже герб Советского Союза — всего не перечислишь. Вообще-то тематика оформления советская, но весьма позитивная, что не удивительно, ведь строился дом в пятидесятых годах прошлого века (судя по надписи на нем), а архитектором и исполнителем был местный житель — кузнец Сергей Иванович Кириллов. Хочу заметить, что при всей своей эклектичности смотрится постройка довольно гармонично.

Демидовская вотчина

Отсняв со всех сторон эту чудоизбушку, движемся дальше в Невьянск, где в далеком 1701 году по распоряжению царя Петра I, причем за казенный счет, строятся первые заводы по выплавке чугуна и железа. А в 1702-м эти предприятия оказываются уже в частном владении Никиты Демидова, родоначальника династии крупнейших заводчиков. Продолжил и успешно развил отцовское дело его сын Акинфий, который возводил не только новые предприятия — по его приказу в городе построили довольно высокую по тем временам многоярусную башню (57,7 м), ставшую сегодня визитной карточкой Невьянска. Интересна она тем, что имеет довольно заметный наклон, но в отличие от Пизанской башня не падающая — так, во всяком случае, утверждают местные экскурсоводы. Как оказалось, постройка была многоцелевого назначения: здесь располагались и рудная лаборатория, и своеобразная слуховая комната, и подвалы, в которых, если верить легендам, чеканили фальшивые монеты, и английские музыкальные часы, за которые Акинфию Демидову пришлось выложить баснословную по тем временам сумму 5000 руб., причем на строительство самой башни ушло всего около 4000 руб. Да, олигарх мог себе это позволить! Кстати, часы работают и по сей день — настоящее английское качество.

Насладившись не только историческими достопримечательностями, но и уральскими пельменями в местном ресторане «Демидов», движемся в поселок с интересным названием Усть-Утка: недалеко от него мы должны стартовать на катамаранах. Дорога особых сюрпризов не преподнесла, а небольшие выбоины и ямы наш XC90, естественно, глотал без проблем, поэтому мы без приключений добрались до места. Сплавлялись по удивительной по своей красоте реке Чусовой, которая местами имеет извилистое русло. Как же здесь здорово! Берега — то заросшие и потонувшие в зелени, то воинственно-скалистые — удивительно живописны. Кстати, когда в демидовскую эпоху Чусовая была важной траспортной магистралью, по которой шли «железные» караваны, именно скалы, самые опасные из которых называли «бойцами», становились причиной гибели многих барок — эти судна нещадно разбивались о камни.

К счастью, наш маршрут не был экстремальным (видимо, рассчитан на начинающих): на всем пути течение реки было небыстрое, да и опасные пороги не встречались. Правда, приходилось работать веслами, чтобы добраться до финиша. Преодолев 15 км водного пути и немного устав, мы затемно вернулись к цивилизации.

Золотая лихорадка

На следующий день пересаживаемся в Volvo XC60 с мощным дизельным мотором. Заранее скажу: аппетит у него оказался скромнее, чем у бензинового XC90, а по комфорту модель не уступала своему старшему брату. Отправляемся в район одного из старейших уральских городов — Березовского (конечно, назван он так не в честь известного политика), чтобы намыть золотишка и найти хоть немного уральских самоцветов. Группа собралась довольно быстро, в пути никто не застрял, и под чутким руководством местных геологов с помощью нехитрого инструмента мы начали рьяно искать эти заветные камешки, а затем промывать золотоносный песок. Конечно, жажды наживы никто не испытывал, зато интерес к ремеслу возник огромный, и, как свидетельствует история, не только у нас.

Еще в 1745 году крестьянин Марков обнаружил в здешних краях крупинки золота. Правда, сначала ему не поверили, решили, наврал крестьянин, но через пару лет обнаружили все-таки драгоценный металл. И понеслось… Так называемое рудное золото добывалось и в промышленных масштабах, и наверняка частным, может, и не всегда законным, путем. Да еще в 1814 году штейгер Брусницын в здешних краях, а именно в месте слияния рек Березовки и Пышмы, открыл первое россыпное золото и разработал технологию его добычи. С этого момента на Урале началась золотая лихорадка. Екатеринбург и его окрестности стали своеобразной «золотой долиной», где, помимо желтого металла, еще и камни драгоценные водились…

А на сегодня, видимо, золотые запасы исчерпаны. В березовской шахте нам сказали, что из тонны руды добывается всего 2 г драгоценного металла.

Отыскав на память по кусочку пирита, мы отправились в сторону аэропорта «Уктус», чтобы напоследок взглянуть на окрестности Екатеринбурга через иллюминатор вертолета. Зрелище, надо сказать, захватывающее…

Конечно, за два дня осмотреть все интересные места не удалось, но мое первое визуальное знакомство с Уралом состоялось. А виртуальное, повторюсь, произошло еще в детстве — по сказам Бажова, который с любовью поведал нам об этой прекрасной и богатой земле.


Сталелитейный магнат

Акинфий Никитич Демидов родился в 1678 году в Туле. Молодому человеку было всего 24 года, когда он начал управлять невьянскими заводами, принадлежавшими его отцу.

Изучив горнозаводское дело под руководством родителя на Урале, Демидов отправился на Запад для приобретения опыта. Вернувшись на родину, он проявляет себя в полной мере, и Невьянск становится его резиденцией. Акинфий Демидов строил не только новые заводы, но и осваивал речные пути, прокладывал дороги, по которым продукция предприятий промышленника переправлялась в европейскую часть России. Помимо уже традиционных железа, чугуна и меди, он начал добычу и обработку малахита и магнита, а также асбеста (горного льна).

Акинфий расширял свои территории. Именно он построил нижнетагильский завод, который работает и по сей день. Причем в те времена оборудование предприятия соответствовало лучшим русским и западноевропейским образцам.

А с открытием на Алтае полиметаллических руд Демидов и здесь возвел заводы. Впоследствии он открыл знаменитые алтайские рудники, где добывались золото и серебро. По легендам месторождения несколько лет разрабатывали тайно, не извещая об этом правительство, и на Алтае у промышленника были секретные мастерские, где чеканились золотые и серебряные монеты. Именно при Акинфии Демидове промышленная империя знаменитой династии достигла наибольшего расцвета, ведь он обладал деловой хваткой, острым умом и смелостью. Благодаря этому ему удалось не только сохранить родительское наследие, но и преумножить его. К концу жизни Демидов имел уже 25 заводов, от которых его семья получала баснословную прибыль.


текст: Галина АНДРОНОВА
фото: фирма-производитель и автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты