В один из тех длинных зимних вечеров, когда на улице холодно и темно, а так хочется солнышка, нам на глаза попались замечательные фотографии: бескрайняя степь, солнце, сказочное бирюзовое море, крутые обрывы глубоких ущелий. И, конечно же, высокое голубое небо. Все это — полуостров Мангышлак или по-казахски Мангистау
Майские праздники — излюбленное время для путешественников, когда, добавив к выходным немного отпускных, можно соорудить полноценные 10 дней отдыха и провести их с пользой в компании хороших друзей-джиперов. На этот раз четыре экипажа отправились в увлекательное путешествие по маршруту Москва — Самара — Мангышлак — Астрахань — Москва длиной 6300 км на практически стандартных внедорожниках.
Рано утром 1 мая из Самары, пополнив запасы топлива, питьевой воды и свежего жигулевского пива, мы взяли курс на границу, где сходу за полчаса проскочили российскую сторону и попали в «ласковые» руки казахов. Началось неспешное оформление, помноженное на общую неорганизованность и подъехавший рейсовый автобус. Было все — и долгое стояние в очереди, и поиски способов «ускорить» процесс, и длительное общение с таможенником по поводу провоза радиостанций. Но процедура закончилась хорошо: мы переписали декларации, вычеркнув из них упоминания о радиостанциях, подарили пограничникам несколько свежих внедорожных журналов и, наконец, въехали на территорию дружественного Казахстана.
В вечернем Уральске обменные пункты были уже закрыты, пришлось опустошать первый попавшийся банкомат. На выезде из города, в сумерках, нас остановил сотрудник дорожной полиции и в ответ на наше недоумение, даже не взяв в руки документы, просто пожелал счастливого пути. Собственно, и в дальнейшем общение с его коллегами не доставляло нам никаких хлопот. Все очень доброжелательны, вежливы и корректны. Останавливали скорее из любопытства, а не ради того, чтобы стребовать дань. Очень удивило то, что сразу же вместе с представлением по форме и просьбой показать документы инспектора протягивали руку для приветственного рукопожатия. Восток — дело тонкое… За всю поездку мы ни разу не заплатили ни копейки «отступных» и не получили ни одной квитанции о штрафе. Вот что значит позитивный настрой!
Ниже уровня моря
Утро первой ночевки по дороге к Атырау мы встречали посреди моря диких тюльпанов. Они уже отцветали, тем не менее зрелище было потрясающее!
Шоссе от Уральска до Атырау отличного качества. А потому — круизконтроль и любование придорожными пейзажами. На подъезде к цели навигатор сначала показывал около нуля метров высоты, а потом путь уже пролегал по огромной Прикаспийской низменности, которая находится ниже уровня Мирового океана.
На всем пути от Атырау до Бейнеу пейзаж довольно однообразен — степь, насколько хватает глаза. Заправки стали встречаться реже. Мы решили залить все имеющиеся емкости в Кульсарах и не испытывать судьбу с поиском АЗС в ночном Бейнеу. Как мы оказались правы! Следующая заправка была уже в ФортШевченко, через 850 км.
Хорошая дорога закончилась сразу после въезда в Бейнеу. Нас несколько настораживали слухи про «злобность» местных, поэтому, несмотря на усталость, мы отъехали подальше от жилья. Быстрый ужин и скорее спать: уже почти полночь, позади — около 1000 км. Наутро оказалось, что мы стоим посреди степи. Меня охватило смешанное чувство — картина так не похожа ни на один виденный ранее пейзаж. Степь! Ровная и гладкая, как стол. Очень мало растительности, под ногами — глина. А яркое солнце и отсутствие какой-либо тени мигом разогревают воздух в палатке, и даже самые заядлые сони бодренько выползают на завтрак.
Возвращаемся на «шоссе» и двигаемся в сторону Шетпе. Дорога основательно разбита. Держать приходится не более 30–40 км/ч, и это на приспущенных шинах большого диаметра. По пути мы свернули с грейдера и взяли курс на Стрелы Устюрта — гигантское плато, которое обрывается уступами (чинками). Перепад высот составляет 120–150 м. Пейзажи потрясающие, а ближе к закату краски просто фантастические!
Утро следующего дня ошеломило видом, открывшимся из палатки. Выяснилось, что мы остановились прямо напротив Шергалы. Завтракая, любовались окрестностями горы в лучах восходящего солнца. Издалека она выглядит величественно. В этот день у нас была запланирована дневка. Но накануне мы не доехали до нужной точки, поэтому двигаемся дальше. Нас ждет Каспий!
Километрах в трех-четырех от берега моря, на полуострове Тюб-Караган, в абсолютно пустынном месте находятся подземная мечеть и некрополь ШакпакАта. В известняке выдолблены комнаты, и можно подняться наверх, откуда открывается замечательный вид. Местный смотритель оказался очень любезным. Сначала он вышел к нам в обычной повседневной одежде, но затем поменял ее на красивый парадный халат и поехал показывать мечеть.
И вот наконец море! Мыс Жигылган — это нагромождение скал разной формы и размеров, разбросанных в хаотическом порядке на участке радиусом около 10 км. В переводе с казахского его название означает «упавшая земля». Вследствие карстовых процессов участок берега просел, и образовалась огромная чаша. Почти на самом берегу есть небольшое озерцо Куздакары — очень соленое и теплое. Плотность воды такова, что погрузиться в нее невозможно. К тому же из глубины бьют источники с такой же водой. Там-то мы в первый раз размотали лебедки. Экипаж на Discovery 3 решил проверить дорожку вдоль озера и сорвал верхний слой высохшей соли, намертво прилипнув к черной и «ароматной» грязи. Занятие на последующие полвечера было найдено — мы отмывали датчики положения кузова на автомобиле.
Путешественникам по бездорожью в Казахстане следует обязательно иметь с собой запас топлива не менее 20–40 л сверх имеющегося в баке, чтобы довести запас хода автомобиля хотя бы до 800 км. При переходе границы канистры в багажниках у нас не досматривали. Если на хороших асфальтовых участках дорог заправки попадаются достаточно часто, то при удалении в глубь полуострова Мангышлак на степных колеях АЗС просто не встретишь, а имеющиеся в небольших поселках колонки не вызывают доверия своим видом, а то и вообще могут быть закрыты. Основные бренды — это государственная компания «Казмунайгаз» и частная «Гелиос». На первой топливо может быть заметно дешевле, но пару раз мы встречались с ситуацией, когда оно было, но отпускалось только по талонам государственному транспорту. По отзывам местных водителей, качество на «Гелиосе» лучше, однако наши машины этого не заметили. Горючее на этих заправках хорошее, дизели прямого впрыска на Discovery 3 и Patrol не имели проблем ни в экспедиции, ни после. Правда, мы все же на всякий случай использовали фирменные присадки, рекомендуемые официальными дилерами. На АЗС фактически всегда есть и дизельное топливо, и бензин. Марки бензина — Normal 80, Extra 92, Super 96 и Premium 98. Имеется 80-й и 92-й, а вот 96-й и тем более 98-й можно встретить только в крупных городах. Стоимость дизельного топлива — около 69 тенге за 1 л, 64 тенге за Normal 80 и 84 тенге за Extra 92 (1 рубль равен примерно 5 тенге). Надеяться на оплату кредитными картами не стоит, готовьте наличные.
Восток — дело тонкое...
Начался наш пятый день пребывания в Казахстане, поэтому надо было отметиться в полиции. Процедура несложная и чисто формальная, но для этого мы провели три часа в Форт-Шевченко. Восток, никто никуда не торопится… Еще раз помогла маршрутная книжка спортивного туризма — начальник полиции с интересом почитал ее, отметив, что мы идем в точности по графику, и разрешил зарегистрировать нас по адресу: степь, палатка…
Источник Тамшалы — настоящий оазис! С одной стороны — ровная гладкая степь, а с другой, там, где овраг, — заросли мяты, камыша, ивы. Вода, просачиваясь через известняк, капает с уступа. Возле самого источника, несмотря на жаркий солнечный день, свежо и легко дышится. В ручейке, образующемся из этого источника, очень много змей. Но мы воспользовались советом, полученным от смотрителя Шакпак-Ата: «Не трогайте их, и они вас тоже не тронут».
Место для лагеря было найдено спонтанно — свернули к заброшенной рыбацкой деревушке. Сначала дорожка туда была вполне сносной, затем она вышла на песчаный берег и потерялась в зарослях прибрежного кустарника. Местные рыбаки и пограничники доезжали до этого места и дальше уже не двигались. Дорога оказалась сильно размыта и переходила в крутой осыпавшийся подъем. Оставляем это «развлечение» на утро, а сегодня — уха и шашлык из осетра.
Накануне вечером мы все же немного поразвлекались — занялись растаскиванием камней лебедками. А утром каждый пилот показал мастерство вождения на каменном триале. Небольшой, но узкий подъем, с одной стороны которого — глубокая промоина. Выехали все без потерь, и только длиннобазный Patrol подстраховали лебедкой.
Следующая стоянка — на берегу Каспия в районе Фетисово, в 220–250 км от Актау. Хорошо, что дорога была скоростная, так как днем в этом городе мы потратили очень много времени на дегустацию местной кухни. С асфальта практически сразу скатились на песок, сдувать шины было лень — хотелось спать, за что и были наказаны: сначала села одна машина, потом сразу вторая и третья. Только Patrol оказался «непотопляемым». Картинка в ночи — разматываем тросы, вытягиваем друг друга, и вдруг нас освещает мощный луч морского прожектора: становится светло, как днем! Вскоре мы увидели огни приближающейся машины. Тут-то и вспомнили, что в этих краях находится дача Назарбаева. Из подъехавшего «Садко» выпрыгнули два товарища в камуфляже с автоматами наперевес, из кузова — еще пара бойцов с собаками. Но беседа прошла корректно и миролюбиво — это были пограничники, которые приняли нас за рыбаков-браконьеров. Узнав, что мы просто туристы и хотели встать на ночевку, они проводили нас по ночному берегу и показали укромное местечко. А напоследок начальник заставы оставил свой мобильный со словами: «Вы мои гости, если проблемы — сразу звоните». Спасибо тебе, начальник заставы!
Накануне мы проскочили по шоссе через впадину Карагие. И на дневке под охраной пограничников одна половина экипажей осталась понежиться на песочке и покупаться, а другая не смогла отказать себе в стремлении побывать в самой глубокой точке впадины и увидеть на навигаторах отметку в минус 132 м. Степная дорога оказалась коварной. При объезде очередной лужи Pajero Sport взял немного в сторону, и на глазах следовавшего за ним Discovery автомобиль развернуло сначала в одну сторону, затем резко в другую и под прямым углом выкинуло из колеи. Левые колеса оторвались от земли, и машина на долю секунды зависла, раздумывая, продолжить вращение или вернуться назад… Обошлось. Но полученный опыт классической переставки экипажу Pajero запомнится надолго.
Спустившись по старой накатанной колее вниз, во впадину, доехали до самого края болота. На навигаторе — минус 130 м. Что ж, тоже неплохо.
Стоянка в районе Фетисово на мысе Токмак была самой южной точкой нашей экспедиции. Теперь путь лежит только на север.
Соленый грейдер
Асфальт становился все хуже и полностью закончился в поселке Сенек. Петляющая тропа вывела нас к настоящим песчаным барханам! Порезвились мы от души! Езда в этих условиях в корне отличается от движения по речному песку, так что приобретенный опыт пригодится в следующих экспедициях.
После Сенека дорога опять превратилась в пыльный грейдер. В обрамлении меловых гор расположено большое соленое озеро Босжира. Оно находится немного в стороне от маршрута, но мы все равно туда доехали! Сначала везде была мелкая трава, потом она попадалась все реже и реже, в конце концов мы поехали по сияющему от соли дну озера, лишенному какой-либо растительности. Мы знали, что солончаки обладают коварным свойством — под слоем соленой твердой корки находится черная жидкая грязь. Если провалишься туда, выбраться самостоятельно практически невозможно. Едем плавно, не останавливаясь, давление в колесах — 0,6 атм, уходим от проступающих на белом фоне черных следов. Уфф, прошли! Вокруг — потрясающие виды! Дальше проверять на прочность солончак не рискуем и возвращаемся в степь.
Где-то близко гремит гроза, а мы все еще очень далеко от накатанных дорог. Как ни гнали, пытаясь успеть выбраться на твердое покрытие до дождя, усталость все-таки победила. Не доезжая километров 30–40 до грейдера, встали посреди степи. Только поставили палатки — грянул ливень. Засыпали под барабанящий дождь с тревожной мыслью: как же мы завтра будем выбираться?! Но оказалось, что настоящий ливень все-таки прошел стороной, а у нас почти ничего и не размочил. Повезло.
Все, мы уезжаем из степи, уезжаем с полуострова! Впереди опять Бейнеу, затем отличное шоссе до Атырау, а там рукой подать до России. На границу прибыли уже затемно. Благодаря переговорным талантам и маршрутной книжке ее переход прошел беспроблемно, но все равно небыстро. Общая организация процесса на российской стороне, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Опять три часа на переход...
Несмотря на искусственно воздвигнутые между нашими народами границы, мы убедились своими глазами, что Казахстан — очень интересная, красивая и доброжелательная страна. И мы сюда еще вернемся!
В восточной части Мангышлакского плато, в 50 км от города Актау, с северо-запада на юго-восток простирается впадина Карагие (в переводе с тюркского — «черная пасть») — одна из самых глубоких в мире впадин с отметкой минус 132 м ниже уровня Мирового океана. Ее длина — 40 км, ширина — 10 км. Образование впадины связывают с процессом выщелачивания соленых пород, с просадочными и карстовыми процессами, имевшими место на побережье Каспийского моря. В основе карста лежит размывающая и растворяющая деятельность подземных природных вод. Последние, просачиваясь к низам трещин, имеющихся в известняках, доломитах и гипсах, постепенно растворяли горные породы, расширяли эти трещины, разрабатывали глубокие и узкие пропасти. Стены и ложе таких углублений, расширяясь, создавали огромные воронки и пещеры. По мере расширения пещер их потолки и стены обрушивались под тяжестью вышележащих слоев. В результате образовались огромные пустоты, которые заполнялись измельченной породой; возникали воронки, впадины, слепые долины, ниши и гроты, ложбины, полости, ходы, естественные колодцы. Так развивалась впадина, пока не приняла современное очертание. Почти безводная Карагие является природным генератором дождевых облаков. Восходящий воздух в летнюю пору над ней формирует многокилометровые дождевые облака. Спуск на внедорожнике возможен до отметки примерно минус 130 м, к границе лишенных растительности солевых болот, покрывающих большую часть поверхности впадины.
текст: Максим НАУМЕНКО, Олег КИРИЧЕНКО
фото: Елена КИРИЧЕНКО, Андрей ЛАЗАРЕВ и авторы
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.