Большая грязь пятого континента

ARB/Warn Outback Challenge-2005 – крупнейший австралийский трофи-рейд

Текст: Крис Коллард
Фото: Крис Коллард

Когда пересекаешь экватор и достигаешь Южного континента, с тобой случается странный феномен. Привычные слова обретают здесь новое значение, солнце всходит с неправильной стороны, вода закручивает воронку в другую сторону, а на ночном небе вспыхивают незнакомые созвездия. В этой удивительной стране водятся ядовитые змеи, смертоносные пауки и гигантские кенгуру. Вот, интересно, а внедорожные соревнования у них такие же необычные? Этим летом мы совершили прыжок через «большой пруд», чтобы увидеть главное внедорожное событие Австралии – седьмой ежегодный ARB/ Warn Outback Challenge.

Так уж сложилось, что в любом виде спорта количество знаковых соревнований примерно равно числу континентов. Европа гордится рейдом «Париж – Дакар», в России есть «Ладога-трофи», в Малайзии – Rainforest Challenge, а для США «внедорожным всем» являются сумасшедшие гонки по скалам. Что же касается австралийцев, то здесь главным офф-роуд-событием считается Outback Challenge, сокращенно OBC. Это состязание традиционно собирает спортсменов со всего мира и проходит на территории Нового Южного Уэльса, в окрестностях городов Броукен Хилл и Силвертон. Кстати, эту территорию австралийцы называют «Настоящий аутбэк».

Австралийский рецепт экстремального внедорожного соревнования достаточно прост: множество СУ и шестидневное испытание на выносливость. Здесь главное – подготовленность техники, психическая устойчивость экипажей и готовность выживать, опираясь исключительно на собственные силы. Что ж, страдающая от семилетней засухи, безводная и опаленная солнцем саванна – идеальное место для погони за золотом самого крутого офф-роудного соревнования Австралии.

День первый: как работает ОВС?

Первый день – это кольцевая гонка на скорость, своего рода пролог. Лучшее время – лучший номер в стартовом протоколе в течение всей ходовой недели. Но до этого спортсменам еще нужно преодолеть трассу слалома, груды валунов, глубокие броды и искусственные препятствия, на которых от экипажей требуется продемонстрировать умение обращаться с лебедкой. И все это на глазах нескольких тысяч человек, практически всего населения городка Броукен Хилл. Ну а после того как осела пыль, начинается настоящий Outback Challenge.

Первый спецучасток – ночная гонка по руслу ручья Найн Майл Крик. А поскольку каждый из участников отдавал себе отчет, что неудачное выступление на этом СУ будет сказываться в течение всей гоночной недели, то напряжение было огромным. Разрывая ночь своими боевыми прожекторами и выбрасывая из-под колес фонтаны песка, команды рвались к финишу сквозь плотный строй обступающих трассу деревьев, песчаные косы и серии жестких трамплинов. Наиболее драматичным оказалось выступление двух экипажей из ЮАР, по очереди исполнивших «уши» в одном и том же скоростном повороте. Кстати, этот этап чуть было не стал фатальным и для меня – я едва успел увернуться от не вписавшегося в поворот болида. Самое обидное, что сделанный в этот момент снимок оказался отнюдь не лучшим в моей фотографической карьере. Правда, он не стал и последним...

День второй: аллея больших булыжников

На заре второго дня весь пул из 57 экипажей в полном соответствии с результатами дня первого разделили на пять групп. Записанным в одну группу предстояло держаться вместе все оставшиеся пять дней и по очереди преодолеть пять трасс, проложенных на территории пяти скотоводческих ферм. В общем, в течение следующих 120 часов 12 экипажей (а именно столько входило в группу) становились практически неразлучными. Им предстояло вместе соревноваться, есть, коротать часы отдыха и помогать друг другу в починке автомобилей. Ну а дальше... Дальше был убийственный график пяти гоночных дней, каждый протяженностью 20 часов. Причем за эти 20 часов участники должны были преодолеть четыре очень разных спецучастка. Например, СУ мог представлять собой серию бродов через «биллабонги» (так на языке австралийских аборигенов называются речные старицы), или винчевку через вертикальные стены, или ночное GPS-ориентирование, или скоростную гонку через дюны. В любом случае, к концу пятого дня каждый из участников должен был оставить за спиной почти 2000 километров беспощадного австралийского бездорожья.

В полночь наш пресс-конвой стартовал в сторону ранчо Нандука Стейшн, расположенного в 240 километрах к северу от штаб-квартиры гонки. Нам нужно было успеть к девяти утра, когда 12 переночевавших в буше экипажей должны были выйти на старт следующего этапа. Его трасса состояла из двух очень непохожих участков. Первый представлял собой двухкилометровый желоб, заваленный огромными валунами. Что же касается второго, то это была узкая расселина на склоне потухшего вулкана, в конце которой находилась секция для упражнений с лебедкой. Кстати, одному экипажу все же удалось преодолеть стенку из вулканической породы, так и не воспользовавшись этим замечательным тягловым механизмом!

Вообще-то Outback Challenge – это прежде всего выживание. Просто стисни зубы и гони свою машину вперед. Здесь нет отелей, и ты не можешь принять душ после пыльного дня. Хотите чашечку капучино? Забудьте! Вы на Outback Challenge!

Сон – только урывками, в «сваге» (так австралийцы называют спальный мешок) под огромными звездами, от которых вас отделяет только москитная сетка. За исключением горючего, экипажи находятся на полном самообеспечении – каждый везет свое продовольствие, лагерное снаряжение и запасные части.

День третий: стена имени Warn

Поскольку фирма Warn была одним из основных спонсоров соревнования, я, конечно, ожидал, что трасса будет включать в себя несколько секций для упражнений с лебедкой. Но ошибся. Практически каждое препятствие на трассе требовало разматывания троса! В таких экстремальных условиях спортсменам пришлось проявлять чудеса изобретательности, чтобы, во-первых, уберечь моторы лебедок от перегрева, а во-вторых, чтобы снабдить их достаточным количеством энергии. В ход шли все известные и неизвестные ухищрения, от мокрых полотенец, которыми обертывались корпуса лебедок, до установки на автомобиль сдвоенного комплекта генераторов и аккумуляторов.

Утром участники собрали свой урожай точек GPS на навигационной секции, затем их ждал подъем по усыпанному валунами склону, а на закуску – штурм абсолютно вертикальной стены. Естественно, главным штурмовым инструментом была лебедка... А поскольку гонка шла на секундомер, результат определяли скорость намотки троса и слаженность работы экипажа. В этой ситуации преимущество оказалось у команд, оснастивших свои автомобили исключительно быстрой Warn 8274.

День четвертый: живые пески Pro Comp

Разнообразие трасс – вот главная предпосылка того, чтобы соревнование могло называться «мероприятием мирового класса». На Outback Challenge с разнообразием трасс полный порядок. Австралия предлагает гонщикам все вообразимые виды бездорожья, за исключением разве что снега. Так, например, четвертый день прошел под знаком песков, песков и еще раз песков. Местечко, получившее название Про Комп Шифтинг Сэндз, сперва подарило участникам бешеный слалом по убийственным для подвески дюнам, а в конце – неодолимую песчаную стену. Кстати, это был единственный день, когда экипажи стартовали парами и вели борьбу не только с безжалостным секундомером, но и с соперником, несущимся бок о бок. А по мере того как росло напряжение гонки, росло и расстояние, отделяющее колеса машин от песка во время прыжков. Экипажи неслись к финишным воротам на максимальной скорости, вздымая за собой волны малиново-красного песка и взлетая в воздух на гребне каждой дюны.

Кстати, песчаный якорь не зря является на ОВС обязательным элементом снаряжения... Последним препятствием стала стометровая песчаная стена. Экипажи получали здесь тем больше очков, чем выше они смогли подняться без помощи лебедки. Учитывалось также и общее время преодоления этого сложнейшего препятствия. Как только автомобиль садился на мосты, начинался забег штурмана вверх по склону с якорем на плече. Ну а когда машина поднималась на вершину, нужно было еще извлечь якорь из песка, и это требовало отчаянных усилий всего экипажа.

Знаете, по ходу гонки у меня то и дело складывалось странное впечатление, что организаторы Outback Challenge – на самом деле просто группа изощренных офф-роуд-садистов. А участники действа, соответственно, компания мазохистов, обожающих мучиться двадцать четыре часа в сутки. Например, когда после целого дня, заполненного жарой и скрипящим на зубах песком, пришла пора вечерних игр, участникам была предоставлена роскошная возможность... вволю повозиться с лебедкой в грязи ближайшего биллабонга!

День пятый: шноркели в биллабонгах

Если вам случится принять участие в GPS-ориентировании, которое проходит в системе заводей-биллабонгов, у вас появится реальный шанс убедиться, что шноркель на вашей машине – это жизненно важная деталь. В течение трех часов команды занимались поиском точек GPS, путь к которым преграждали водные пространства пятифутовой глубины с обрывистыми берегами. Лебедки регулярно оказывались под водой, и для того чтобы размотать и закрепить трос, штурманам приходилось барахтаться в жидкой грязи, а потом, скользя и падая, выбираться на илистые берега в поисках надежного дерева. Но все это показалось детскими играми по сравнению с биллабонгом, куда организаторы загнали спортсменов во второй половине дня. Несколько часов, проведенных в водных процедурах, завершились яростным штурмом последней точки, размещенной в самом центре 150-метровой заводи. Нужно сказать, что многим удавалось заехать достаточно далеко, и только когда автомобиль окончательно останавливался, штурман нырял за лебедочным тросом. Некоторые экипажи, напротив, не желали рисковать и сразу разматывали лебедку, прицепив к тросу 150-метровый удлинитель. Но и этого организаторам показалось мало. У прессы хотя бы было время пообедать, а вот спортсменов безо всякого перерыва загнали в грязевую яму, которую я бы назвал матерью грязевых ям...

С точки зрения фотографа, это было, пожалуй, самое крутое препятствие. Сценой действия стал заболоченный эстуарий с торчащими из воды деревцами, и для того чтобы подобраться поближе, приходилось забираться в болото по пояс, уворачиваясь от летящих во все стороны комьев грязи и скользящих по илистому дну автомобилей. Хорошо еще, что в этом биллабонге не было крокодилов!

День шестой: последний рывок к финишу

В последний день, когда впереди уже маячил финишный створ, мне начало казаться, что большинство спортсменов сидит за рулем краденых или, по крайней мере, арендованных машин – не верилось, что так можно обращаться с аппаратами, в которые вложено огромное количество труда и денег... Финальная трасса представляла собой короткий, но скоростной бросок по руслу реки неподалеку от Элди Стейшн. Первые экипажи прошли ее минуты за четыре, но вскоре стало ясно, что лучшее время будет меньше трех минут! Мне повезло: один из штурманов вывихнул лодыжку, и я получил возможность занять его место и принять добрую дозу адреналина. В итоге, наш экипаж показал время 2 минуты 35 секунд. А это всего на пять секунд больше, чем время победителя гонки!

Золото остается в Австралии

В Outback Challenge участвовали команды из ЮАР, Англии, Шотландии, Новой Зеландии и, естественно, «осси». Надо сказать, австралийцы в полной мере воспользовались тем фактом, что «дома и стены помогают», заняв верхние десять строк итогового протокола. Первое место завоевали ветераны Outback Challenge Уолтерс и Болтон, второе – Лиин и Хикман, бронзу получили Килмюррэй и Тэлбот. Из зарубежных гостей наилучших результатов добился южноафриканский экипаж Рейндерса и Триммера, занявший 12-е место, и шотландцы Редпат и Стюарт, финишировавшие 16-ми. И, наконец, впервые в истории OBC безоговорочно доминировали автомобили Nissan: они заняли первые семь мест! 8-е и 9-е места – у Toyota, 10-е – у Daihatsu.

После финиша

Из 57 стартовавших экипажей восемь были вынуждены сойти с дистанции из-за механических проблем. Общие потери на соревновании выразились в трех помятых при переворотах кузовах, полудюжине гнутых карданных валов, нескольких порванных мостах, лобовом стекле, пробитом огромным деревом, пострадавшем самолюбии нескольких человек, а также безнадежно промокшей камере автора этого репортажа. В самом деле, на многих фотографиях видно, что струи воды и грязи летят прямо в объектив!

P. S. Ты считаешь себя крутым парнем? Почему бы тогда тебе не приехать на следующий Outback Challenge? Да, путь в Австралию неблизкий, но на Outback Challenge очень любят участников из-за рубежа. Ну что, решился? Тогда читай правила на сайте www.outback4x4challenge.com. Тебя на следующий год ждет Outback Challenge-2006!

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 август-сентябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты