Текст: Виктор Овчинников
Фото: Из архива
В период с 1966 по 1974 год умельцами из Кривого Рога братьями Демидовыми был разработан и создан натурный образец оригинального амфибийного транспортного средства легкого типа, названного авторами «Катомобиль». «Катомобиль» Демидовых – это легковой автомобиль на суше и глиссирующий катамаран на воде.
«Катомобиль» удачно сочетал в себе свойства легкового автомобиля при движении на суше и хорошие водоходные качества катамарана на плаву. Для приведения амфибии в движение использовался двигатель мотоцикла «Урал», дополненный принудительной системой охлаждения (с помощью вентилятора от автомобиля ЗАЗ-966) и масляным радиатором. В качестве узлов трансмиссии (сцепление, коробка передач, ведущий мост), ходовой части (подвеска, колеса), управления (рулевое управление, тормоза) и электрооборудования были также использованы стандартные агрегаты и детали автомобиля «Запорожец».
Движение по воде осуществлялось с помощью гребного винта, установленного на откидной колонке, способной поворачиваться вокруг своей оси для управления на плаву. Кузов амфибии состоял из трех основных элементов: водонепроницаемой центральной части с размещенными в ней двигателем и агрегатами трансмиссии и шарнирно соединенных с ней двух поплавков с глиссирующими обводами. Причем при эксплуатации амфибии на суше эти поплавки размещались вдоль бортов и исполняли функцию колесных арок (все наружные панели кузова выполнены из стеклопластика).
На суше для удобства входа в пассажирский отсек «Катомобиля» нижняя боковина-поплавок опускалась, а панель крыши и верхняя остекленная панель кузова наоборот откидывались. При движении по воде поплавки с помощью специального механизма подводились под колеса «Катомобиля», тем самым превращая его в глиссирующий катамаран. Последнее позволяло ему достигать довольно высокой максимальной скорости. По крайней мере, она была значительно выше, чем у плавающих машин водоизмещающего типа. По данным авторов проекта, «Катомобиль» мог выходить даже на режим глиссирования (и все это при не слишком высокой мощности двигателя).
Однако наряду с очевидными преимуществами данная конструкция имела и недостатки. Наиболее характерными из них являлись:
На компоновку и конструкцию «Катомобиля» получено авторское свидетельство как на «Автомобиль-амфибию». А в заключении НАМИ (дано в 1975 году) отмечалось следующее:
Впрочем, это (опять же по выводам НАМИ) не исключало возможности использования данного изобретения при разработке специальных амфибийных колесных машин катамаранного типа. Жаль, что так и не использовали...
Краткие технические характеристики «Катомобиля» | |
---|---|
Полезная нагрузка | 300 кг |
Число мест | 4 |
Полная масса | 960 кг |
Длина на суше на воде |
4100 мм 4570 мм |
Высота на суше на воде |
1450 мм 1250 мм |
База | 2215 мм |
Колея | 1130 мм |
Дорожный просвет | 210 мм |
Углы свеса передний / задний |
33o / 34o |
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.