Конструктивная схема не свойственна.

Автомобиль который был способен выходить на на... глиссирующий режим. Где сейчас эта амфибия?

Текст: Виктор Овчинников
Фото: Из архива

В период с 1966 по 1974 год умельцами из Кривого Рога братьями Демидовыми был разработан и создан натурный образец оригинального амфибийного транспортного средства легкого типа, названного авторами «Катомобиль». «Катомобиль» Демидовых – это легковой автомобиль на суше и глиссирующий катамаран на воде.

«Катомобиль» удачно сочетал в себе свойства легкового автомобиля при движении на суше и хорошие водоходные качества катамарана на плаву. Для приведения амфибии в движение использовался двигатель мотоцикла «Урал», дополненный принудительной системой охлаждения (с помощью вентилятора от автомобиля ЗАЗ-966) и масляным радиатором. В качестве узлов трансмиссии (сцепление, коробка передач, ведущий мост), ходовой части (подвеска, колеса), управления (рулевое управление, тормоза) и электрооборудования были также использованы стандартные агрегаты и детали автомобиля «Запорожец».

Движение по воде осуществлялось с помощью гребного винта, установленного на откидной колонке, способной поворачиваться вокруг своей оси для управления на плаву. Кузов амфибии состоял из трех основных элементов: водонепроницаемой центральной части с размещенными в ней двигателем и агрегатами трансмиссии и шарнирно соединенных с ней двух поплавков с глиссирующими обводами. Причем при эксплуатации амфибии на суше эти поплавки размещались вдоль бортов и исполняли функцию колесных арок (все наружные панели кузова выполнены из стеклопластика).

На суше для удобства входа в пассажирский отсек «Катомобиля» нижняя боковина-поплавок опускалась, а панель крыши и верхняя остекленная панель кузова наоборот откидывались. При движении по воде поплавки с помощью специального механизма подводились под колеса «Катомобиля», тем самым превращая его в глиссирующий катамаран. Последнее позволяло ему достигать довольно высокой максимальной скорости. По крайней мере, она была значительно выше, чем у плавающих машин водоизмещающего типа. По данным авторов проекта, «Катомобиль» мог выходить даже на режим глиссирования (и все это при не слишком высокой мощности двигателя).

Однако наряду с очевидными преимуществами данная конструкция имела и недостатки. Наиболее характерными из них являлись:

  • неполноприводность, что существенно ограничивало способность входа в воду и выхода из воды на берег (был необходим очень пологий уклон берега);
  • необходимость в дополнительных механизмах и устройствах для перемещения боковин-поплавков относительно кузова.

На компоновку и конструкцию «Катомобиля» получено авторское свидетельство как на «Автомобиль-амфибию». А в заключении НАМИ (дано в 1975 году) отмечалось следующее:

  • предметом изобретения является транспортное средство амфибийного типа с ограниченной областью применения,
  • компоновочная и конструкционная схема его кузова не свойственна изделиям автомобильной промышленности.

Впрочем, это (опять же по выводам НАМИ) не исключало возможности использования данного изобретения при разработке специальных амфибийных колесных машин катамаранного типа. Жаль, что так и не использовали...

Краткие технические характеристики «Катомобиля»
Полезная нагрузка 300 кг
Число мест 4
Полная масса 960 кг
Длина на суше
на воде
4100 мм
4570 мм
Высота на суше
на воде
1450 мм
1250 мм
База 2215 мм
Колея 1130 мм
Дорожный просвет 210 мм
Углы свеса
передний / задний
33o / 34o

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 август-сентябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты