Колесная хроника дрейфующих льдов

Рассказ о втором этапе экспедиции «Полярное кольцо» был опубликован в ноябрьском номере ORD за 2004 год и январском за 2005

Текст: Из дневников Владимира Чукова
Фото: Афанасий Маковнев и Василий Елагин

Рассказ о втором этапе экспедиции «Полярное кольцо» был опубликован в ноябрьском номере ORD за 2004 год и январском за 2005.

Пройти на колесной технике по дрейфующим льдам самого малого из земных океанов – Северного Ледовитого, из России в Канаду (транзит через Северный полюс). Да-да, именно такую сверхзадачу поставили перед собой члены Экспедиционного центра «Арктика». Причем все это – лишь часть большого арктического экспедиционного проекта «Полярное кольцо», в ходе которого впервые в истории планируется совершить арктическую «кругосветку», то есть объехать вдоль береговой черты всего арктического побережья на колесных вездеходах.

Позади уже более 15 000 километров. Столько пришлось на путь вдоль арктического побережья России, пересечение восточной части Карского моря и выход к самой северной части суши – остров Комсомолец (архипелаг Северная Земля). Нынешней весной сделан еще один важный шаг на пути к поставленной цели. Участники проекта (люди и машины) прошли трудную школу в условиях дрейфующих льдов. Они учились преодолевать самые разные препятствия. Тут были и полыньи с открытой водой, и гиблые пространства ледяного крошева, и непредсказуемые нагромождения торосов, и многое другое. Ну а о том, как это происходило, мы узнаем, читая выдержки из экспедиционного дневника руководителя проекта, заслуженного мастера спорта Владимира Чукова.

08.04.05. Накануне

Экспедиция началась. Несмотря на то, что наши нынешние машины почти на 10 см шире своих прошлогодних предшественников, их удалось-таки втиснуть в товарный вагон. В результате «арктическая команда» в составе Василия Елагина, Александра Борисевича, Афанасия Маковнева, Ильи Кириллова, Виктора Помелова, автора этих строк и сибирского хаски Таймыра наконец отправилась к месту основного старта.

14.04.05. День старта

На вокзале в Воркуте нас ждала теплая встреча с давними друзьями из местного поисково-спасательного отряда МЧС. Как и весной 97-го, парни обеспечили нам надежную временную базу. А вот во время разгрузки случился неприятный сюрприз. Хай-джек, носящий на себе марку «Сорокин инструмент», неожиданно приказал долго жить. Обломился «зуб»! В результате сего события «бюджетная мечта джипера» превратилась в 20 кило аккуратно выкрашенного в красный цвет, но совершенно бесполезного железа. Впрочем, нам здорово повезло. Аналогичный домкрат, но с настоящей «родословной», оказался у спасателей, и они немедленно вручили его нам. Тогда, в Воркуте, мы даже представить себе не могли, насколько бесценным окажется этот презент.

17.04.05. 4-й день пути

Погода наконец наладилась, светит яркое солнце, и мороз где-то около 20°. Машины, проходя обкатку, постепенно приобретают рабочее состояние. За три дня заменили бракованные главные и рабочие цилиндры сцепления. А вот с реле включения вентиляторов системы охлаждения просто беда: то они просто не хотят работать, а уж если включаются, то «навсегда».

Перед поселком Хальмер-Ю решили пересечь реку Сырьяха по чудом уцелевшему железнодорожному мосту. Висящие на 20-метровой высоте железнодорожные шпалы – не лучшая трасса для машин. Первый вездеход медленно перебирается на противоположную сторону. Второй машине, идущей с прицепом, везет меньше – прицеп уводит в сторону. Одним колесом он попал на незакрепленный край перепиленной кем-то шпалы и, продавив ее, завис. В ход пошел хай-джек. Более часа потребовалось нам, чтобы вызволить свою технику из железнодорожного капкана. Правда, резину спасти не удалось – арматура и многочисленные металлические скобы сделали-таки свое черное дело...

В брошенный поселок Хальмер-Ю въехали поздним вечером. Картина, леденящая кровь. Спилберг со своими фантазиями о конце света отдыхает. В 88-м, когда мы появились здесь в первый раз, вокруг кипела жизнь, в 97-м мы уже увидели город-призрак, а сегодня, спустя восемь лет, вокруг одни руины.

22.04.05. 9-й день пути

Первое боевое крещение позади... Изначально мы рассчитывали выйти к заприпайной полынье, встать лагерем и два-три дня посвятить отработке приемов движения в условиях дрейфующих льдов. Однако все вышло гораздо динамичнее и естественнее. Вначале под лед провалился Афанасий, сновавший с видеокамерой вокруг машин, и почти одновременно с ним – головная машина. Но если Афанасий выбрался без особых проблем и потерь (не считая мокрой одежды), то вездеход влип серьезно. Со стороны могло показаться, что машина просто нашла ту единственную полынью, причем строго по своим габаритам, настолько надежным выглядел ледяной покров. Даже мы, много раз бывавшие в океанских льдах, такого еще не встречали. Абсолютно никаких внешних признаков, говорящих о трещине шириною в несколько метров. Только через какое-то время мы поняли природу этого феномена. Снегопад и сильная поземка настолько быстро забивали открытую воду трещины снегом, что он даже не успевал напитываться водой. И еще одно откровение. При определении возможной глубины погружения машин мы всегда имели в виду чистую воду. Увы, в снежном «киселе» (его плотность значительно меньше плотности воды) машина погружается существенно глубже... Около получаса возни с мокрыми веревками, карабинами и ледовыми крючьями, и наш утопленник медленно выползает на противоположный край коварной трещины.

Но буквально через несколько минут вездеход вновь оказывается в ледяной ловушке. На сей раз ситуация серьезнее. Правое переднее колесо зацепилось за твердый край льдины, а левый борт провалился в снег с водой по самые стекла. Глушим двигатель. Теперь это просто 1,5 тонны железа, готового пойти ко дну, спусти хотя бы пара колес. Вперед хода нет. Да, там ровная заснеженная поверхность, но под слоем снега вода.

Вновь в ход идут веревки, ледобуры, карабины и другие альпинистские снасти. Кстати, 1,5-тонная электролебедка после первого же купания приказала долго жить. От нее остался лишь блок с крюком. А тем временем машина постепенно остывает на 20-градусном морозе. Замечаем, что к подвеске начинает намерзать лед. Нужно действовать оперативнее. Но не тут-то было – 12-миллиметровя веревка не выдерживает и рвется. Составляем полиспаст, закрепляем на льду хай-джек и заводим четырехметровые аппарели под задние колеса. Только с третьей или четвертой попытки, объединив усилия второго вездехода и реечного домкрата, нам удается вытянуть машину на лед.

Проводим ревизию агрегатов. Картина плачевная. Вода попала в картер (скорее всего через щуп). В корпусе воздухоочистителя, под фильтром, тоже вода. Успело ли засосать ее в цилиндры? Надеемся, что нет. Предстоят серьезные реанимационные работы, но их объем можно будет определить лишь по ходу действий. Начинаем с замены масла. Из картера вытекло ведро... чистой воды и граммов 200 какой-то темной слизи. Промыли мотор соляркой. Залили новую порцию синтетики. Просушили воздушный фильтр, проверили электропроводку, скололи, где это было возможно, лед. Можно запускать! До самой темноты таскаем утопленника «на галстуке», рискуя вновь залететь в трещину, но провернуть коленвал так и не удается.

Решаем греть машину подручными средствами. Заслоняем вездеход от ветра второй машиной и палаткой, выстраиваем плотную снежную стенку, разбираем (оставив одни горелки и бачок с бензином) двухконфорочную бензиновую плиту Colleman. Засовываем все это в моторный отсек и зажигаем. Полагаем, что греть придется часа 3-4, пока не оттает лед... внутри мотора.

Через четыре часа «термопроцедур» вновь пытаемся оживить дизель. Первая победа! Коленвал начал проворачиваться. Еще полчаса отчаянных усилий, и дизель начинает подавать признаки жизни. К середине дня цель достигнута – мотор работает.

Водные процедуры и ликвидация их последствий отняли у нас более суток, а к 27 апреля нам нужно быть в Диксоне (там нас должны ждать ребята с четырьмя вездеходами, оставленными в прошлом году).

После «купаний» тактику движения приходится радикально менять. Я, как в добрые старые времена, вновь встаю на лыжи и шагаю вперед (из кабины разгадать «ледовый ребус» вовремя не удается). Разумнее действовать по проверенной еще в прошлом году ходовой схеме. Впереди – разведка. Следом шагают «путепрокладчики» с пешней, топором и прочим шанцевым инструментом. Что же касается машин, то в них лишь механики. Постепенно и мороз делает свое дело. Уже на следующий день мы ловим себя на мысли, что лед в тех самых трещинах, заметенных во время недавней пурги, держит наши машины. За день мы продвинулись только на четыре километра...

25.04.05. 12-й день пути

В очередной раз я убеждаюсь, что здесь, в Арктике, не стоит строить жестких графиков движения. Наши «3-4 дня для тренировок» превращаются в реальную, достаточно критическую ситуацию. Вот уже неделя, как мы барахтаемся во льдах Байдарацкой губы, но не пройдено и половины пути до берегов Ямала. Совершенно неясная картина и с дозаправкой. Дизеля молотят с утра до вечера, а мы практически топчемся на месте.

Между тем лед становится все более и более «гнилым». Даже намеков на мало-мальски крупные ледовые площадки нет. Вокруг только смерзшиеся ледяные обломки, присыпанные снегом. К тому же на головной машине начались серьезные технические проблемы. После сильного бокового удара отломился наконечник рулевой тяги, сорвало хомуты крепления рулевого механизма и погнуло рулевую рейку. Тягу заварили, рулевое с хомутами заменили, но к вечеру рассыпался ШРУС. Запасного нет! Приходится распрощаться с приводом на передний мост, а в такой костоломке это серьезная потеря.

К вечеру видимость вновь ухудшилась, повалил плотный снег, потемнело. Трещин все больше, а лед настолько тонкий, что лыжня все время мокрая. В сумерках и при отвратительной видимости продолжать движение просто рискованно. Останавливаемся, ужинаем и устраиваемся на ночевку в машинах. Неожиданно обращаем внимание на то, что бортовой GPS фиксирует какую-то скорость (иногда до 0,3–0,4 км/ч). Дрейф на юго-восток, вглубь губы! Сомнений нет, это прилив. И, надо заметить, что скорость приличная. По крайней мере, больше той, что нам удается развить самостоятельно. Но хуже всего, что нас постепенно проносит мимо берегового мыса на Марресальских Кошках, на который мы держим курс.

Через пару часов не выдерживаю и встаю на лыжи, пытаясь разобраться в ситуации и найти дорогу. Иногда стена снега редеет, и тогда открывается безрадостная картина. Вокруг темное «водяное небо» – явный признак близкой открытой воды. По горизонту между грядами торосов чернеют разводья, а до нашего берега еще не менее 20 километров.

Через несколько часов – новая разведка. Найдено несколько снежно-ледовых мостов в лабиринтах разводьев и трещин. Дрейф вначале приостановился, а через некоторое время его направление поменялось на противоположное. Начался отлив, а вместе с ним и некоторое уплотнение льдов. Воспользовавшись этим, удается немного продвинуться вперед, но в итоге пройденный путь ничтожен и укладывается в несколько сот метров.

28.04.05. 15-й день пути

За трое суток мы не продвинулись практически ни на метр. Все перемещения в пространстве связаны лишь с приливами и отливами. Но надежду вселяет одно обстоятельство: во время последней многочасовой разведки мне, кажется, удалось, миновав полосу перемещающихся льдов, выйти на более или менее твердые поля. По виду торосов, снежным надувам и застругам (расположенным в одном направлении) можно было предположить, что эти льды уже не перемещаются вместе с приливами и отливами. Но и торошение здесь максимальное, все пять баллов. Впрочем, нам бы только добраться до этого рубежа. Торосы – не вода, в них мы движемся хоть и не быстро, но уверенно. А впереди уже отчетливо виден маяк, стоящий на вожделенном берегу.

Принимаем решение: готовиться к форсированию разводий и стараться двигаться с минимальным отклонением от курса. Но сперва очередная разведка, на этот раз уже с лодкой. Ищем удобные входы в воду и прикидываем, как будем извлекать машины на противоположном берегу. Теперь для нас предпочтительнее открытая вода, чтобы на плаву машины двигались без помех.

Разгружаем головную машину и специально заготовленными капроновыми ремнями закрепляем к колесам дополнительные шины для повышения плавучести. После этого на лодке переправляемся на другую сторону разводья, закрепляем блок и перекидываем через него 12-миллиметровую веревку. Другой конец всей этой связки передаем на исходный берег, чтобы можно было через блок тянуть второй машиной. Пока идет такелажная подготовка, с помощью лодки, как на пароме, начинаем переправлять свой скарб. В самый кульминационный момент, конечно же, начинаются подвижки – подошло время прилива. Пытаемся успеть переправить хотя бы одну машину.

Наш «луноход» на двойных скатах подошел к краю льдины. Вездеход резво плюхнулся в воду, но в следующее же мгновение передние колеса разошлись в разные стороны, насколько позволяла подвеска. Подтянули вездеход к краю льдины без особого труда. Попытались как-то выровнять и закрепить передние колеса, но они то и дело расходились. Усилий второго вездехода оказалось недостаточно, чтобы вытащить нос машины на лед. Второй и третий мосты беспомощно молотили воду, норовя сбросить двойные скаты. Пару раз оборвав веревку, мы вновь взялись за спасительный домкрат. В несколько приемов, проявляя чудеса изобретательности, нам удалось-таки втащить вездеход на лед.

Заниматься ремонтом рулевого, конечно же, не стали, отогнали вездеход метров на 100 от края полыньи и занялись подготовкой к переправе второй машины. Для этого перебросили уже надутые запасные камеры с первого вездехода. Правда, «перебросили» – это громко сказано. Прежде всего, не меньше часа ковырялись, пока сняли затянувшиеся, а то и оборванные ремни с первого вездехода. Затем переправили камеры через разводье и начали крепить их на вторую машину, но уже не шестью, а восемью ремнями каждое колесо. А тем временем полынья вновь ожила. Нашу льдину стало разворачивать, и место переправы начало расширяться. Едва успев закрепить колеса, спускаем на воду второй вездеход. На полном приводе и с минимальной помощью с берега машина без особого труда выбирается на лед. Остается последний штрих – прицеп. Его мы цепляем длинной веревкой к машине Борисевича, и тот успешно завершает первый этап переправы.

Теперь есть возможность немного осмотреться. Обнаруживаем, что мы перебрались на ледяной остров размерами 100 на 300 метров. Лед молодой, эластичный. Под машинами уже образовался прогиб, и выступила вода. Перегоняем раненый вездеход на новое, более надежное место. Дальше нам путь преграждает полоса открытой воды шириной метров до 100. Веревок явно не хватает, так что рассчитываем на взаимодействие с лодкой. Будем буксировать вездеход на плаву, пока не удастся закрепиться на противоположной стороне разводья.

Втроем – Василий Елагин, Афанасий и я – переправляемся через разводье, захватив с собой полный набор шанцевого инструмента, веревки, тросы и незаменимый хай-джек. Подыскав более-менее удобный выход, расчищаем площадку и расталкиваем льдины. Даем отмашку Борисевичу. Афанасий на лодке передает нам конец веревки, и теперь мы втроем пытаемся подтянуть машину к «причалу». Вначале дела идут неплохо, правда, самостоятельно выйти на лед вездеходу не удается. Начинаются уже отработанные за эти дни манипуляции с домкратом и ледовыми крючьями. Заводим под колеса аппарели. С их помощью удается слегка приподнять из воды нос машины... К вечеру, не на шутку вымотавшись и потеряв бдительность, при очередной попытке извлечь вездеход из воды, мы не застраховали аппарели (обычно мы сажали их на карабин к ледовым крючьям, ввернутым в лед). В результате одну аппарель вырвало, и она моментально скрылась под водой. Вдобавок в метре перед машиной образовалась трещина, а отколовшийся кусок льда намертво засел под днищем, застряв между рычагами подвески. Собравшись с духом, мы вновь и вновь «грызем» льдину. Уже стемнело, повалил снег, а наше разводье тем временем превратилось в огромную полынью шириной не менее полукилометра. Виктор Помелов и Илья Кириллов, оставшиеся с первым вездеходом и грузом, дрейфовали уже где-то на горизонте. Только глубокой ночью нам удалось, освободившись от льдины, выбраться на твердый лед.

29.04.05. 16-й день пути

Утром собираем снаряжение, снимаем дополнительные колеса и грузим все это вместе с лодкой на крышу вездехода. Мы с Василием отправились вдоль берега на поиски ребят, дрейфующих на противоположной стороне полыньи. За это время их отнесло как минимум на пару километров. Пробиваясь сквозь высокие торосы, отыскиваем более-менее подходящую узкую площадку между кромкой открытой воды и ледяной стеной. Через два часа нам удалось поравняться с выбранным местом. На этот раз нам повезло – разводья сомкнулись, а льдина, на которой находились ребята и вездеход, «притормозила» у нашего края полыньи. В самый последний момент, когда практически все было готово к форсированию, начались подвижки льда... Но на этот раз мы были более удачливы и с первой попытки переправили на свою сторону потерявший управление вездеход и прицеп.

2.05.05. 19-й день пути

Целый день после переправы мы посвятили ремонту рулевого управления на первой машине. Сперва заменили расколовшийся корпус рулевого механизма и изготовили новые хомуты крепления (прекрасно понимая, что это все равно до поры до времени). Да, как ни крути, а для таких машин, а главное, условий эксплуатации, нужна не в пример более надежная конструкция рулевого механизма – слишком велики усилия при ударах о льдины. На обода наших колес страшно смотреть. По крайней мере, круглыми они перестали быть уже давно.

3.05.05. 20-й день пути

В дорогу отправились на следующий день рано утром. К середине дня добрались до действующей полярной станции Марре-Сале. Встретили нас гостеприимно, и все же от посещения остался какой-то грустный осадок. Нет, к виду заброшенных «полярок» мы уже успели привыкнуть. Здесь было нечто другое – какая-то болезненная безмятежность на грани с безразличием. Бани нет, и не надо. Дизельную (ни один генератор не работает) и так называемые мастерские занесло снегом через выбитые стекла – не беда. Честно говоря, покидая эту станцию, я испытывал что-то вроде стыда за полярников перед своими ребятами (особенно новичками), ведь они могли принять такое наплевательское отношение к своей работе за должное...

4.05.05. 21-й день пути

На следующий день, заправившись соляркой по самые горловины, мы отправились на север вдоль западного берега Ямала. Решили не пересекать полуостров по зимнику, проложенному газовиками, а идти вокруг Ямала. Идем довольно ходко, крейсерская скорость около 20 км/ч. Но в районе трех часов ночи я просыпаюсь от того, что вокруг машины кипит работа с лопатами и буксирными веревками. Оказывается, мы на хорошей скорости влетели в раскисший от воды снег. Корпус машины буквально приклеился к этой снежной массе, и два рабочих моста беспомощно молотят этот кисель. В ход пошел трос от бесполезной электрической лебедки. Но очередная попытка вытащить машину «с рывка» заканчивается плачевно. Стальной трос лопается и без зазрения совести бьет по лобовому стеклу застрявшей машины...

8.05.05. 25-й день пути

До Диксона добрались с опозданием более чем на 10 дней. Север есть Север, и у него свои порядки. Но главная цель нашего нынешнего арктического перехода достигнута: в разводьях и дрейфующих льдах Байдарацкой губы мы получили бесценный для нас опыт. Сейчас на четырех машинах нам предстоит возвращаться в Салехард уже знакомой по прошлому году дорогой.

16.05.05. 33-й день пути

Добрались до Ямбурга. 600 километров, пройденные строго в южном направлении, привели нас в царство весны. Она здесь в самом разгаре. Солнце жарит вовсю. Снег раскис. Устья многочисленных ручьев – настоящие ловушки. Береговые обрывы истекают селевыми потоками.

Часа три выбирались на берег с Обской губы, борясь с потоками талых вод. В поселке узнаем, что в районе Салехарда Обь уже вскрылась, и переправа на Лабытнанги не действует. Приходится вновь искать выход из нештатной ситуации. А выход только один – двигаться дальше на Новый Уренгой по дороге, недавно проложенной газовиками.

19.05.05. 36-й день пути

Добрались до Нового Уренгоя. Напоследок «Торосам» пришлось вкусить прелестей цивилизации, двигаясь то по грунтовым дорогам, то по бетону, то по асфальту. Резина на колесах стала словно бархатная – она на пределе. Похоже, что снег и лед для наших машин предпочтительнее...

P. S. Продолжение «Полярного кольца» следует. Но теперь это будет только в следующем сезоне.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 август-сентябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты