Текст: Евгений Константинов
Фото: Евгений Константинов
Уже давно перевалило за полночь, а небо продолжало полыхать всеми оттенками розового. Ориентируясь на путеводную стрелку GPS, мы приближались к финскому поселку Рааярви. Здесь, за полярным кругом, трофи-рейд проходил впервые, и местонахождение заброшенного рудника, в котором предполагался штаб соревнований, не знал даже сидевший за рулем известный в Финляндии организатор трофи Питер Кноблок. А тем временем его коллеги уже вторую неделю размечали контрольные точки, готовя самое масштабное за всю историю финского внедорожного спорта трофи-ориентирование.
В распоряжение трофистов впервые был выделен заполярный военный полигон площадью более тысячи квадратных километров. Тут-то уж было где развернуться! На радостях организаторы заявили небывалый доселе формат – 36-часовое ориентирование с обязательным 4-часовым отдыхом. В действительности все получилось несколько иначе. Данное мероприятие было загодя объявлено одним из этапов Кубка Балтики-2005, и спортивный интерес неожиданно вошел в противоречие с международным отношениями... Литовские спортсмены то ли из-за дальней дороги, то ли по каким-то иным своим соображениям от участия в этом трофи отказались. А латыши, в свою очередь, заявили, что формат соревнования слишком тяжел, и потому они приедут лишь в случае сокращения времени гонки до 24 часов. В случае неявки и этой команды финны остались бы без международного кворума, а соответственно, вся затея с этапом Кубка потеряла бы смысл. Пришлось пойти на уступки. Тем не менее, были оставлены все 200 точек. А для тех, кто хотел бы участвовать, но по каким-то причинам не соответствовал техтребованиям Кубка, была возможность выступить в «Открытой 24-часовой гонке Финляндии». В общем, место на полигоне нашлось для всех – от стандартных автомобилей до прототипов. А всего на старт вышли 75 автомобилей и 10 ATV. В их числе оказались и два российских экипажа из Мурманска.
Страна оленья
Здесь было все: заросшие болотным покровом озера, скалы, песок, каменистые осыпи, зыбкие торфяники. И, как вы догадываетесь, везде прятались контрольные точки. Но больше всего удивило не это. Полигон оказался самой настоящей оленьей страной! Да-да, той самой, куда «умчи меня, олень». Парнокопытные попадались нам буквально везде. Вы спросите, как же они уживаются с военными? Да нормально. Недостатка пропитания у финских солдат нет, а на время учений стрельбища перегораживаются сетчатыми заборами (разумеется, после того как вся живность будет оттуда изгнана). Кстати, именно из-за оленей скорость движения на внутриполигонных грейдерах и проселках была ограничена до 50 км/ч. Мало того, эту скорость во время неустанно контролировал радаром один из местных джиперов (по основной работе полицейский). Патрулируя вверенную территорию на лифтованной TLC 70, он настолько добросовестно исполнял свой долг, что поутру отправился с инспекцией на дальнее болото. Где и застрял...
Для тех, кто не в курсе: этим летом в Лапландии стояла невообразимая сушь, и часть болот пересохла. Это повлияло на распределение «ценности» контрольных точек. Самые «дорогие» переместились в горы. Максимальный приз был назначен за сосну, растущую посреди крутого склона, заваленного огромными булыжниками (самый маленький размером с тракторное колесо). Скорее всего, за эту точку и должна была разгореться битва между наиболее подготовленными экипажами. Впрочем, было и смутное опасение, что никто не отправится на ее штурм.
И вот старт. Первыми на трассу ушли ATV, разбитые в целях безопасности на команды по два участника, а следом на борьбу с бездорожьем отправились автомобили. Экипажи по очереди подъезжали к створу, и получали карту и точки GPS. За двадцать километров, отделявших место старта от границ полигона, экипажам надо было выработать тактику и продумать маршрут.
Броуновское движение
Большинство начало с самых ближних точек. Машины подъезжали с разных сторон, а зачастую даже выстраивались очереди. И хотя особых «засад» здесь не было, всем было ясно, какой экипаж насколько готов к борьбе с бездорожьем. Стараясь не упускать из поля зрения потенциальных лидеров (многие из которых начали со сбора самых простых контрольных пунктов), я и начал двигаться по району, перемещаясь от песчаного карьера к ближнему болоту и обратно. «Тот, кто начал с болота, поступил мудрее», – подумал я. Если для первых машин оно было еще проходимо, то после десятка пронесшихся через него монстров менее подготовленным автомобилям там стало очень тяжело. Ситуацию осложнял выставленный в некоторых местах коридор для движения, где тут же образовались нешуточные колеи.
Через некоторое время после старта жизнь докатилась и до скальных выходов на вершине пологого холма. На мой взгляд, чтобы добраться до всех трех расположенных здесь точек, требовались, во-первых, рок-кроулерские способности, а во-вторых – лебедка. Но уже первый из увиденных мною экипажей рассеял эти сомнения – Mercedes эстонца Фреда Халинга довольно легко пробрался по валунам к заветной точке. Но как же медленно они ехали на фоне подоспевшего позже финна Роберта Форсберга! Его старенький Land Rover, скрывающий внутри 5.7-литровый мотор и шведские портальные мосты, буквально взлетел на точку. Экипаж сфотографировался, как предписывал регламент, и поехал дальше. Эстонцы же тем временем были буквально в двух шагах от следующей цели, но их продвижение осложнялось тем, что экипаж старательно перекладывал валуны перед машиной, выстраивая относительно ровную дорогу. И пока они это делали, Роберт проскакал по камням мимо них, взял точку и уехал...
Посмотрев на каменный триал в исполнении финнов, я отправился в сервисную зону, чтобы посмотреть, есть ли уже у кого поломки, узнать другие новости, а заодно и перекусить. Там была развернута передвижная столовая, которая по совместительству была... контрольной точкой. Причем взять ее требовалось дважды – после полуночи номер этого КП волшебным образом менялся.
Вернувшись в район «боевых действий» я отправился на самую «дорогую» точку ждать «у моря погоды»... А вот и точка, а под ней – явный след Super Swamper Bogger. Кто-то уже успел въехать! Ну, раз один добрался, то и другие смогут – логично предположил я и остался.
Решающая точка
За звоном комаров невозможно было различить другие звуки, а значит, трудно было и заранее предсказать появление спортсменов... Около полуночи с двух разных сторон к точке начали подбираться эстонец Александр Суур и финн Роберт Форсберг (главные конкуренты в борьбе за золото). Но если финн решил по пути «прихватить» расположенную неподалеку чуть более «дешевую» точку, то его противник направился прямиком к цели. Подъем дался Александру легко. Он пошел в лоб, надеясь на лебедку. Несколько винчеваний, и он у цели. А вот обратный путь не задался. В баке кончился бензин. Хорошо, что в багажнике была запасная канистра. Но все равно заправка на склоне отняла довольно много времени (еще больше отнял последовавший затем марш-бросок на бензоколонку).
А Форсберг тем временем вновь показал класс. Он практически не винчевался, а просто ехал, выбирая траекторию. Правда, на камнях у него было техническое преимущество перед Сууром в виде автоматической КП. В итоге, выбрав верную траекторию и несколько раз подтянув себя лебедкой, он уверенно подъехал к заветной сосне.
Позже, когда я уже уехал с этой точки, туда поднялись латыши на прототипе, собранном из TLC Prado и Pinzgauer, и финнский экипаж на... стандартном длиннобазном Suzuki Samurai. Кстати, по неофициальным данным, именно они взяли эту точку быстрее всех – за 15 минут. Просто, пользуясь быстрой и мощной лебедкой, втащили легкую машинку наверх и так же спустили обратно.
А кто же тогда был первым (помните следы) на точке? Оказалось, рижский УАЗ по прозвищу «Зебра». Просто его экипаж (братья Индулис и Вентс Видусс), в отличие от большинства, начал свой путь с самых дальних и сложных точек. В результате, «Зебра» с самого утра начала продвигаться в сторону лагеря, собирая КП по пути. Подобная тактика оправдала себя лишь наполовину – обогнать по набранным очкам Форсберга им не удалось, и они остались на втором месте.
Интересно, что большой разброс контрольных зон привел к тому, что точки вокруг «магистрального» грейдера многие оставили «на потом». Но хуже всего пришлось тем, кто оставил на финал самое ближнее болото – провозившись в его залитых вязкой жижей колеях, они не успели к финишу. Кстати, как и предрекали организаторы, все двести точек собрать так никто и не смог.
Впрочем, в конечном счете все остались довольны. И, что еще более удивительно, за всю гонку не было подано ни единого протеста! Что же до результата мурманчан, то их можно поздравить с почетным четвертым местом в зачете «командное ориентирование».
III этап Кубка Балтики-2005, «Лапландия-трофи» | |||
---|---|---|---|
Модифицированный класс | |||
ФОРСБЕРГ Роберт | LR 88 | Финляндия | |
Стандартный класс | |||
ТОНТТИЛА Лассе / ХИРВОНЕН Паси | Suzuki Samurai | Финляндия | |
АТV | |||
ХАРЯЯРВИ Ари и СОХИМАН Петри | оба Polaris | Финляндия |
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.