Полуостров Мангышлак, расположенный на северо-восточном побережье Каспийского моря, необычайно красив и самобытен. В начале мая его флора и фауна возрождаются после холодной зимы, превращая этот пустынный край в настоящий оазис. О его природе написано немало, поэтому наш основной рассказ пойдет о реалиях автотуризма в Казахстане, а о природных красотах лучше любых слов расскажут фотографии
Через шесть лет после своей прошлой экспедиции я снова отправился в Казахстан. Поводом к этому стала встреча с Евгением Шаталовым — руководителем клуба UAZ Patriot Club Ural… Нет, если я буду писать таким языком, перед мысленным взором читателя предстанут два человека в серых костюмах, сидящие за длинным столом в переговорной комнате и обсуждающих перспективы и методы развития своих внедорожных клубов. Поэтому начну заново.
В марте в Челябинске, сидя за столом с водкой и пельменями, я спросил Женю, куда он собирается ехать на майские праздники, и услышал, что его клуб отправляется на Мангышлак. Сам я после поездки на Арал (ОРД, №4/2005) особым желанием снова оказаться в этой стране не горел, но подумал, что ребята, которые сейчас катаются со мной, по казахским степям ни разу не путешествовали. Пойдя на поводу у чувства долга и в силу застольного воодушевления я мгновенно предложил Евгению объединить усилия его «уазовцев» и нашего «Немодного клуба» и провести совместную поездку. Надо ли говорить, что идея была воспринята на ура обеими сторонами?
Пробки и сбор пожертвований
Встреча групп была назначена под Самарой примерно на равном удалении от обоих городов-участников. Челябинцев ждали узкая дорога через Уральские горы и Башкирию до Уфы, а потом отвратительный асфальт на перегоне Уфа — Самара, нас же — пробки Московской области из-за большого количества желающих куда-либо выехать, многокилометровые заторы на объездной Рязани по причине абсолютного идиотизма организации дорожного движения, а также ремонты дорог со знаками «обгон запрещен» и «отмена запрета» с периодичностью в сто метров. При этом из-за плотного потока фур, ползущих по разбитой дороге и в гору со скоростью черепахи, увидеть очередной знак не всегда получалось. Из-за этого доблестные пензенские гаишники героически задержали двух опасных дорожных преступников, обгонявших фуру, ползущую со скоростью 20 км/ч, и тем самым нарушивших одну из самых питательных статей ПДД. Инспектор не стал мелочиться и звать нас по одному в свою мобильную кассу, а попросту зажал грязными пальчиками номер моих прав так, что среди них было видно лишь число 19. Милиционер предложил срочно выдать ему эту сумму, чтобы он забыл о нашем нарушении, и вернул права. Толя, видимо, от нервного потрясения вспомнил выученное им во время путешествия по Израилю слово «шалом» и, не подумав, произнес его, чем слегка смутил «гиббона». Когда мы продолжили движение, бумажник каждого из нас стал легче на пять тысяч рублей, так как они перекочевали в фонд вторых подбородков российской ГИБДД.
На этом приключения первого дня закончились, и мы благополучно добрались до места встречи.
Приграничные формальности и прочие радости
За те шесть лет, что я не был на пограничных переходах между Россией и Казахстаном, соскучиться по ним не успел. Да и можно ли скучать по очередям к шлагбаумам на пыльных дорогах, досмотру с пристрастием транспортных средств и беготне с бумажками и паспортами к различным окошкам?
Наконец все закончилось. Мы оказались на территории Республики Казахстан, но формальности на этом не прекратились. Для начала прямо на границе нам предложили в обязательном порядке оформить страховку автомобилей, а в небольших листочках, где была поставлена печать о переходе нами границы, требовалось получить еще одну — по месту регистрации. Сделать это надо было в четырехдневный срок (для этого у нас было отведено полдня в Актау, но мы в них не уложились). А сейчас мы ехали в город Уральск, где планировали обменять рубли на тенге. С обеих сторон от узкой асфальтовой дороги до горизонта простиралась голая степь. Переход от лесопосадок, населенных пунктов и промышленных строений к безлюдной степи был внезапным.
Уральск оказался довольно большим городом с плотным автомобильным движением и развитой инфраструктурой. Если не вчитываться в вывески, на которых слегка видоизмененная кириллица складывалась в совершенно не знакомые слова, да не обращать внимания на номерные знаки с латинскими буквами, легко можно было представить, что находишься в российском райцентре.
Мы обменяли рубли на тенге по курсу 1/5,2 и на автожуу (автомойке) налили технической воды во все свободные емкости. После этого наша группа на некоторое время покинула цивилизацию. Поскольку выбирать среди однообразного ландшафта какое-то определенное место для ночевки смысла не имело, мы, не мудрствуя лукаво, просто свернули в степь, отъехали от дороги на пару километров и разбили лагерь.
Сотрудники как российской, так и казахской таможни произвели на меня благоприятное впечатление, чего не скажешь об организации их работы. Виной тому в первую очередь отсутствие нормальных проездных путей. Мы посетили два перехода на трассах Самара — Уральск и Атырау — Астрахань. В обоих случаях к погранзоне ведет узкая дорога, заставленная ожидающими оформления фурами. Легковым машинам приходится объезжать их по встречной обочине. Там же суетятся таксисты, подвозящие и увозящие пешеходов, стоят толпы пассажиров автобусов в очереди на досмотр и туда-сюда носятся местные жители из приграничной зоны на своих не подлежащих досмотру автомобилях. В общем, на границе царит атмосфера всеобщего хаоса.
Буквально за месяц до нашего приезда Россия и Казахстан объединились в общее экономическое пространство, таможня между ними была упразднена. Мы очень радовались этому факту, наивно полагая, что теперь время на проезд через пограничный переход сократится. Не знаю, что изменилось на бумаге, но на практике процедура осталась прежней. Просто теперь вместо таможенников машины досматривали пограничники, точно так же заставляя вытаскивать все снаряжение, открывать сумки и ящики. В результате на первом более спокойном переходе близ Уральска колонна из 12 машин в середине рабочего дня провела три часа, а на втором, под Астраханью, шесть машин глубокой ночью — четыре.
Пыль, ямы, верблюды и приятная встреча
Дальнейшее продвижение в сторону полуострова Мангышлак слилось в череду встречных и попутных машин, пасущихся в степи верблюдов и знаков «Обгон запрещен», расставленных густо и с одним гаишникам понятной логикой. Кстати, в населенных пунктах Казахстана действует ограничение скорости до 40 км/ч.
За Бейнеу асфальт закончился. Дальнейший путь лежал по очень пыльному зубодробильному грейдеру, испещренному ямами и кочками. Чтобы поменьше трясло на ухабах, мы последовали примеру местных дальнобойщиков, едущих на своих фурах параллельно основной дороге по накатанным в степи колеям. Но и здесь даже на наших подготовленных для жестких условий эксплуатации внедорожниках двигаться со скоростью более 50 км/ч не получалось. На 300-километровый участок мы потратили весь день и заночевали в районе Шетпе, где совершенно неожиданно встретили еще две экспедиции: екатеринбуржцев, направляющихся в Грузию на двух подготовленных Toyota 4Runner, и возвращающуюся в Москву пару Range Rover National Geographic. Шестнадцать внедорожников, заполонивших собой центральную площадь поселка, произвели довольно сильное впечатление на местных жителей.
На ночевку остановились близ Бейнеу среди холмов из песчаника. Небольшой каньон — живая декорация к фильмам про индейцев. Разговорившись на эту тему во время вечерних посиделок, мы пришли к заключению, что, несмотря на разнообразие природы на земном шаре, одни и те же ландшафты можно встретить в совершенно разных его уголках. Североамериканские прерии на наш сугубо дилетантский взгляд ничем не отличаются от степей Казахстана.
«ГазМяс», гостиница и регистрация
Неподалеку от Актау мы вернулись к цивилизации. Во-первых, выехали на асфальтовую дорогу с довольно неплохим покрытием, во-вторых, остановились на ночевку в гостинице. Приятно было снова принять душ и поспать в постели, но главной причиной посещения гостиницы была все же не тяга к благоустроенному быту. По правилам республики мы должны были не позднее следующего дня пройти регистрацию в местной миграционной службе, а для этого среди прочего надо было предоставить документ о месте проживания.
Рано утром Женя Шаталов отправился договариваться с миграционной службой, а мы заехали на заправку пополнить запасы горючего. За последние годы ситуация с АЗС в Казахстане изменилась в лучшую сторону — открылось множество современных заправочных станций. Мы остановили свой выбор на сети «КазМунайГаз», чьими услугами и старались пользоваться на протяжении всего пути. При этом непривычное название как-то само собой трансформировалось в «ГазМяс». Цена на топливо в Казахстане значительно ниже, чем в России. Чем это объясняется с точки зрения экономической политики, не знаю, думаю, просто воруют меньше. Так или иначе, но дизельное топливо в пересчете здесь стоит около 15 руб. за литр.
Залившись под завязку, мы приехали к Миграционному управлению. Женя уже накопировал для всех бланков анкеты, которые мы после заполнения вместе с паспортами сдали на оформление. К нам отнеслись с участием и разрешили избежать одной из процедур оформления регистрации — похода в милицию на сдачу отпечатков пальцев. Однако это практически не ускорило процесс — проставление печатей на 12 бумажек заняло шесть часов. Мы успели закупить продукты, устранить ряд мелких поломок и посетить шашлычную в центре города.
Каспий, бараны, змеи, местный колорит
За время пути мы дважды ночевали на берегу Каспия. На солнце вода играла, переливаясь совершенно фантастическими цветами. Экипажи самоотверженно купались, хотя вода еще не успела прогреться после зимы. Но мы оказались не единственными на пляже: песок просто кишел змеями! Каждый из нас увидел их несколько десятков. В основном это были гадюки, но встречались гюрзы и эфы. Мы их не трогали, и они, в свою очередь, не обращали на нас внимания.
Как опытные путешественники, отправившись в край тучных отар, мы захватили с собой казан и специальную горелку. Оставалось лишь купить барана у местных жителей. На плато, в ауле, за барана с нас запросили пять с половиной тысяч рублей, а за его разделку — еще две. Мы улыбнулись этим милым наивным людям и спустились к морю, где в кошаре купили большого ягненка за три тысячи. О том, чтобы взять денег за обвалку, пастухи даже не заикнулись. Они мастерски освежевали тушу совершенно бесплатно и за считанные минуты.
Мы сидели на берегу Каспийского моря, ели горячий плов и поднимали железные рюмки за отличное путешествие в прекрасной компании. Нас ждали еще несколько дней пути по удивительной и неповторимой дикой степи, прощание с челябинскими друзьями и благополучное возвращение домой. Но мы не сразу сможем вернуться к привычному ритму жизни и во сне долго будем видеть Мангышлак — завороживший нас край степей, пустынь, гор и каньонов. Мы сделали круг по полуострову, но сами оказались окольцованными.
Основные магистрали Восточного Казахстана — это асфальтовые дороги, имеющие по одной полосе в каждую сторону. Интенсивность движения на них не очень велика, поэтому проблем с обгонами не возникает. Точнее, не возникало бы, если бы не дорожные знаки. «Обгон запрещен» — самый популярный из них. Он устанавливается везде и по любому поводу, поэтому на пустынной дороге с видимостью 1 км приходится несколько километров тащиться за грузовиком, везущим баранов со скоростью 30 км/ч. Еще одним неприятным моментом стало ограничение скорости в городах и песелках до 40 км/ч (при этом табличка о начале населенного пункта, как правило, стоит за пару километров до появления первых домов). Кругом степь, верблюды, а ты «тошнишь» 40, потому что официально это город.
Второстепенные степные дороги присутствуют в неимоверном количестве. Обычно они ведут к действующим, а чаще брошенным, кошарам или небольшим аулам. Если в сухую погоду эти дороги вполне проходимы на любом легковом автомобиле (да что там проходимы — по ним можно ехать со скоростью 50–60 км/ч), то после дождя они превращаются в месиво, с трудом преодолеваемое даже на полноприводном. Но дожди даже весной в районе полуострова Мангышлак — явление нечастое, поэтому основным врагом автолюбителя обычно является дорожная пыль, густым шлейфом следующая за автомобилем.
текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: Артур КОГАН, Инна ЧЕРТОРОГОВА, Александр ЧИРИКОВ и автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.