Внедорожный настрой. Грязь

Что такое дух борьбы с бездорожьем

Чтобы успешно преодолевать тотальное бездорожье, недостаточно хорошей физической подготовки, знания матчасти и проходимого внедорожника. В борьбе с бездорожьем побеждает дух. О том, как правильно заранее настроить себя на поездку и не отчаяться на маршруте, и пойдет речь в статье

Что есть езда по грязи в понимании любителей внедорожного отдыха? Это совершенно точно не жизненные реалии, как у геологов или, например, газовщиков, не неизбежное зло, как для сельских жителей или дачников с плохой дорогой к дому. Борьба с бездорожьем для людей, предпочитающих жизнь в стиле оффроуд, это в первую очередь удовольствие. Мы проводим свои выходные, рыская по окрестным лесам и полям в поисках непролазной грязи, и, найдя, начинаем самозабвенно бороться с ней. Зачастую происходящее быстро перерастает в борьбу с собственной глупостью и неожиданными трудностями. Сегодня мы не будем говорить о тактике и стратегии внедорожного вождения — статьи, посвященные этому, уже не раз появлялись на страницах нашего журнала и еще будут публиковаться. Поговорим о главном оружии настоящего джипера — о силе воли.

Предупрежден значит вооружен

Готовясь к поездке по бездорожью, надлежит не только проверить исправность автомобиля, загрузить в него необходимое снаряжение и купить достаточное количество провизии. Надо определенным образом настроиться. Ведь то, что вы отправляетесь на покорение бездорожья по собственной воле, никак не отменяет того факта, что вас ждет борьба. Насколько долгой и тяжелой она будет, заранее угадать невозможно. Иногда тяжелейший маршрут благодаря правильному настрою и слаженным действиям команды проходится быстро и легко, но чаще бывает наоборот: небольшой прохват по коротенькой лесной срезке или болотцу превращается в многочасовую (а иногда и многодневную) схватку с обстоятельствами. В таких случаях на смену изначальной задаче немного покататься по грязи приходит новая — выбраться на нормальную дорогу целым, а в идеале — еще и одновременно с машиной.

Как же подготовить себя к той или иной ситуации, если заранее непонятно, что ждет впереди? Ответ прост: всегда настраивайтесь на худшее. Отправляясь в лес погожим летним днем на исправном автомобиле немного покататься, не исключайте возможность того, что вам предстоит многочасовая борьба с бездорожьем под проливным дождем, в темноте, на неисправном внедорожнике. Двигаясь даже по легкому бездорожью, будьте собранны и внимательны. Ни на секунду не расслабляйтесь. Такой подход сам по себе — отличная заявка на победу над бездорожьем.

Когда же это наконец закончится!?

И вот хорошая дорога закончилась, и машина оказалась в глубокой глиняной колее или на болотном ковре. Началась обычная монотонная работа: пять минут едем — полчаса не едем. Рев моторов, сопровождающийся лебедочным гулом, короткие сообщения в радиоэфир о готовности к рывку тросом и долгие-долгие часы тяжелой физической работы.

Все начинается с усталости. Ваши движения замедляются, копятся ошибки в управлении внедорожником, и, как следствие, цикл едем/не едем еще больше смещается в сторону последнего. У вас уже нет сил предпринимать какие-либо действия для освобождения застрявшего автомобиля из грязевого плена. Вы просто стоите рядом с погруженным в воду внедорожником и смотрите на него. Это состояние и называется потерей воли. Поддаваться ему ни в коем случае нельзя. Как же выйти из ступора, если ни физических, ни моральных сил уже не осталось, машина не едет, лебедка сгорела, впереди — долгий путь, и неизвестно, когда придет конец этому кошмару. Для начала напомните себе, зачем вы здесь. Ах да, хотели проверить свои силы и испытать в действии «железного коня». Любые механические повреждения можно исправить потом, а исправлять себя надо прямо сейчас. Если вы, не двигаясь, обреченно смотрите на застрявший автомобиль, а в вашей голове пульсирует одна и та же мысль, когда же это все закончится, вы забыли о цели поездки. Офф-роуд — это в первую очередь испытание воли. Следовательно, надо собраться, стиснуть зубы и заставить себя работать. Злиться и паниковать не стоит, просто продолжайте действия, направленные на движение вперед. Будьте спокойны, вдумчивы и собранны. Если справитесь, это будет означать, что вы одержали самую важную из побед — победу над собой.

Еще хорошо помогает мысль о том, что происходящее с вами — самое настоящее приключение. Когда вы вернетесь к теплу и уюту цивилизации, еще долго будете вспоминать, как превозмогали трудности и победили. Поверьте, вспоминать об этом гораздо приятнее, чем о том, как вы раскисли и бесцельно слонялись вокруг машины, пока ваши товарищи спасали себя и вас.

Работать в команде, быть командой

Работа в коллективе — один из основополагающих моментов внедорожного туризма. Именно в процессе совместного преодоления трудностей формируется сплоченная внедорожная команда, которой по плечу любые тяготы и невзгоды. Залог успеха командной работы — в организации, следовательно, обязательно должен быть лидер. Командир группы, который синхронизирует и направляет в общее русло работу отдельных экипажей. Договариваться о том, кто именно возьмет на себя управление колонной, надо еще «на берегу», до того, как машины по бамперы углубятся в российскую действительность. Когда это случится, принимать такие решения будет поздно. Разница в действиях хорошо скатанной опытной команды и отдельных экипажей, самостоятельно борющихся с бездорожьем, находясь в нескольких метрах друг от друга, очень велика. В работе команды важна не только общая организация, но и межличностные отношения. Если вы поехали с этими людьми в грязь, то должны им полностью доверять. Еще важно позиционировать себя как часть общего механизма и действовать единой группой — двигаться вперед с оглядкой назад. Ваша цель не в том, чтобы преодолеть трудные участки маршрута и умчаться вдаль по твердой дороге, думая, насколько вы превосходите всех остальных неудачников. Задача команды — действуя слаженно и четко, максимально использовать достоинства отдельных машин и экипажей для оптимизации движения. Цель коллектива — вместе выехать на твердую дорогу и единой колонной прибыть к месту ночевки.

За одну поездку такая команда не сложится. На это нужно время. Но, если вы будете действовать слаженно, с уважением и дружеским участием относиться к товарищам по команде, если сможете погасить в себе раздражение, вызванное усталостью и нервным напряжением, с удовольствием поможете тем, кто рядом, и у вас на первом месте будет слово «мы», а не «я», тогда у вас появится неплохой шанс стать частью сплоченного внедорожного коллектива.

И в завершение еще один совет: оффроуд — это хобби, а не трудовая повинность. Вот и попробуйте помнить о том, что вы все это делаете по доброй воле и для собственного удовольствия. Если силы на пределе, машина барахлит, а конца бездорожью не видно, встаньте в полный рост и громко скажите о том, как вам плохо и тяжело, каким идиотом вы были, приехав сюда, вместо того, чтобы остаться дома на диване. Затем предложите окружающим бросить это бессмысленное мельтешение в грязи и пойти искать станцию метро, выбрав направление к ближайшему мегаполису. Потом посмейтесь весело и от души, и вот увидите: откуда ни возьмись появятся новые силы, и ваше настроение улучшится.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты