Дополнительный свет — это безопасность, комфорт и эстетика. К сожалению, большинство любителей активного отдыха на бездорожье уделяют должное внимание лишь последней в списке составляющей, напрочь игнорируя две первые. О том, как именно подобрать дополнительный свет под конкретные условия эксплуатации, мы и поговорим.
Перед тем как приступить к увешиванию своего внедорожника всеми мыслимыми и немыслимыми фарами, фонариками, прожекторами и диодами, следует определиться с общей концепцией дополнительного света и, уже исходя из этого, подбирать оптику. Я не буду подробно останавливаться на функционале и технических характеристиках тех или иных моделей, а предоставлю некие проекты готовых решений, используемых во внедорожниках, подготовленных для определенных условий эксплуатации. И начнем мы с самого брутального и эффектного.
Трофи-мобиль
Для машины, основной функцией которой является борьба с тяжелым бездорожьем, дополнительный свет необходим, так как штатных фар, какими бы яркими они ни были, не хватит для того, чтобы уверенно передвигаться по пересеченной местности в темное время суток. Нужны дополнительные фары ближнего или рассеивающего света, которые позволят увеличить освещаемый сектор перед вашим автомобилем. При этом желательно расположить их как можно выше не только для того, чтобы максимально использовать возможности фар, но и дабы защитить от попадания грязи. Чем выше стоят фары, тем дольше они остаются чистыми и тем меньше вероятность, что разогретые стекла полопаются из-за попадания на них холодной воды из луж и ручьев.
Так же нужны дополнительные фары заднего света. В их необходимости вы легко убедитесь при первой попытке развернуться в ночном лесу при тусклом свете штатных лампочек. Фонари заднего света желательно расположить максимально высоко, для этих целей также вполне подойдут фары рассеянного или рабочего света.
Если на машине установлен экспедиционный багажник, разместить дополнительные фары можно на нем. Для того чтобы обеспечить себя полным набором светотехники для езды по бездорожью, надлежит поставить шесть фар. Две фары дальнего света, направленные практически параллельно поверхности, будут освещать дорогу далеко впереди. Два прожектора, также смотрящие вперед, но наклоненные вниз таким образом, чтобы их свет упирался в дорогу в самом начале мертвой зоны ближнего света, будут освещать неровности рельефа, что позволит пилоту адекватно оценивать глубину ям, которые ему предстоит преодолеть. Две фары рассеянного света, стоящие по бокам под углом 45 градусов относительно направления движения и также наклоненные вниз. Их задача – освещать обочины, что немаловажно при объезде внезапных препятствий и поворотах. Фары верхнего света должны быть установлены таким образом, чтобы не засвечивать лобовое стекло и капот автомобиля. В противном случае, вместо того чтобы улучшить обзор, они ухудшат его: свет, отраженный от капота и стекла, только сократит видимость.
Как штатный свет, так и дополнительные фары должны иметь полную гидроизоляцию, иначе после каждого брода вам придется сливать из них воду.
Экспедиционник
Если удел вашего внедорожника — дальние поездки, то основной задачей дополнительно света становится освещение дорожного полотна. Когда дорога залита ярким светом, нет слепых зон и теней, то езда более комфортна и утомляемость значительно ниже. Казалось бы: что может лучше подойти экспедиционнику, чем набор больших и мощных прожекторов, освещающих дорогу на сотни метров вперед? А вот и нет, такие фары никак не подойдут. При движении по дорогам общего пользования, а именно на них и приходится львиная доля экспедиционного пробега, вам часто попадаются встречные автомобили. Их будет слепить свет ваших ярких прожекторов, а следовательно, вы окажетесь перед выбором: не пользоваться своими замечательными дополнительными фарами совсем или, наплевав на остальных, врубить все фары и двигаться под вспышками дальнего света встречных, надеясь, что к вам в машину не влетит россыпь гаек, брошенных из окна фуры (бывает и такое). Для того чтобы избежать таких проблем и при этом иметь возможность пользоваться дополнительным светом на трассе, изначально следует подбирать соответствующую светотехнику. Если ближний свет внедорожника недостаточно ярок, то его можно усилить, поставив дополнительные фары и отрегулировав их таким образом, чтобы зона засветки не поднялась выше штатной и, как следствие, фары не слепили водителей встречных машин. Но независимо от того, какой яркости вы смогли добиться, также не мешает установить противотуманные фары, потому что яркий свет бесполезен в снегопад и туман. Очень удобны противотуманные фары, дающие широкую полосу засветки, захватывающую обочины.
Что до светотехники, устанавливаемой на крышу, то будет достаточно четырех фар дальнего света, направленных вперед: две с узким лучом, освещающие непосредственно дорогу на сотни метров, и две с широким лучом, не обладающие большой дальностью, но дающие широкую полосу засветки на два-три десятка метров в каждую сторону от оси движения. Также можно установить боковой верхний свет: он может оказаться весьма полезен не только во время движения по пересеченной местности, но и при разбивке лагеря. Необходим и дополнительный задний свет.
Вместо послесловия
В небольшую статью трудно уместить подробный рассказ обо всех нюансах дополнительного света, мы коснулись лишь самой верхушки айсберга, предложив пару жизнеспособных, по сугубо личному мнению автора, концепций. Но в одном из будущих номеров нашего журнала мы обязательно вернемся к этой теме и подробно расскажем об особенностях различных типов фар и специфике их установки и использования.
текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.