Если Вам нечего делать, некуда девать деньги, если у Вас давно не было острых ощущений, если Вы большой любитель природы и хотя бы в глубине души не сибарит, тогда не медля ни минуты снаряжайте экспедицию в Монголию и Китай. Мы только что вернулись из тех краев и гарантируем незабываемые впечатления. Только не забудьте взять вилку!
В год столетия General Motors руководство совместного предприятия GM-AvtoVAZ решило устроить небывалый по размаху пробег на Chevrolet Niva — своей единственной модели. Путешественникам предстояло преодолеть две границы и прибыть в шанхайский офис GM, которому подчиняется московское отделение концерна — собственно, этим обстоятельством и объясняется выбор финального пункта маршрута. Что же до пункта исходного, коим оказался Иркутск, то здесь повлияло желание организаторов лишний раз «посветить» Chevrolet Niva на одной из самых перспективных, но «труднодоступных» территорий: с одной стороны конкурентного поля на тольяттинскую машину давит российский UAZ, по большей части в виде Hunter, с другой — армия подержанных японских авто как с правым, так и с левым расположением руля.
Незадолго до начала нашей грандиозной кампании все участники получили традиционные памятки. В частности, экспедиционерам предлагалось убедиться в отсутствии у себя сердечнососудистых патологий, пороков сердца, хронических заболеваний внутренних органов, аллергии на цветочную пыльцу. Работники GM-AvtoVAZ со своей стороны обещали проверить Chevrolet Niva на наличие неисправностей. Достоверно неизвестно, кто провел более добросовестное исследование: если среди журналистов и затесались «хроники», то на режиме пробега это никоим образом не отразилось, а вот наши Chevrolet Niva время от времени давали сбои, правда, больше по мелочевке.
Начало пути
Прибайкальскими берегами можно любоваться до бесконечности — однако тамошние красоты не были целью экспедиции, поэтому пробег, стартовав из Иркутска, лишь на ночь остановился в курортном местечке Листвянка, отведал традиционной байкальской «селедки» — омуля и… пересек озеро на двух скоростных катерах, причалив в Танхое, вызвавшем в памяти заунывные напевы вроде «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах».
Смысл временного пересаживания на водный транспорт скоро стал ясен: Chevrolet Niva, получившая весной 2010-го карданные ШРУСы вместо карданных же «крестовин» и прибавившая за счет этой конструкторской меры в плавности хода, в общественном мнении тем не менее не считается идеалом комфорта. Но все познается в сравнении — 40 км по воде между Листвянкой и Танхоем при легком волнении за бортом едва не обернулись конфузом для некоторых участников. Нужно было видеть, с какой радостью путешественники рассаживались в «Нивы», ожидавшие команду на берегу, — будто это были пульмановские вагоны!
Путь от Танхоя до Улан-Удэ за исключением забайкальских красот оказался ничем не примечателен. В столице Бурятии мы совершили традиционную остановку на главной площади города у доминирующего элемента здешнего архитектурного ансамбля — 20-тонной головы Ленина. Памятник отлит из меди по проекту скульптора Зильбермана, бывшего в 1970-х главным архитектором Улан-Удэ. Далее кавалькада машин двинулась в сторону приграничной Кяхты. Пейзаж понемногу становился более суровым — зеленые холмы, составлявшие местность вокруг Улан-Удэ, уступали место горам. Наш путь пролегал через поселок городского типа Гусиноозерск, выстроенный, как видно из названия, на озере Гусином. Здешние виды вполне могут соперничать с байкальскими — красоты поразительные. Жаль, однако, что пейзажная доминанта здесь опять же рукотворная — гигантские, высотой чуть ли не в сотню метров, трубы ТЭЦ…
Таможенные радости
Чтобы преодолеть контрольный пункт, установленный за километр до Кяхты, нужно предъявить либо монгольскую визу, либо разрешение на посещение самой Кяхты, где, к слову, стоит большая военная часть. Но эта формальность по сравнению с переходом границы оказалась сущим пустяком. Для начала нужно отстоять очередь из машин, что не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что водители авто с монгольскими номерами ведут себя крайне вызывающе. Во-первых, они могут запросто подпереть бампером вашу машину или, совершая маневр, лихо сдать назад — до характерного звука. Отчасти этих драйверов извиняет то, что подобный способ «дорожного взаимодействия» для них — дело привычное, примерно как парковка «стык-в стык» для жителей центральных парижских округов. Во-вторых, монголы частенько позволяют своим соотечественникам вклиниваться в очередь — таким образом прогнозируемое время простоя сильно увеличивается.
Каково же было наше удивление, когда обнаружилось, что поведение монголов на таможенном посту — точно такое же! Они совершенно невозмутимо, минуя очередь, подходят к окошку и суют в него свои документы. Причем таможенник так же спокойно начинает их оформлять, отложив в сторону наши бумаги! Неудивительно, что время от времени вспыхивают конфликты… Водителям автомобилей требуется проходить две дополнительные очереди, в одной из которых автор настоящего материала потерял более часа — причем не только из-за нахалов-туземцев. На сей раз дала сбой вся система монгольской таможни: оформление машин, движущихся транзитом в Китай, оказалось задачей неподъемной. В нашем случае помимо записи данных от руки в специальную тетрадь потребовалось занести информацию и в электронную систему, которой не сумел воспользоваться никто из заступивших в ту смену! Положение спасла одна из наших сопровождающих, которая в свободное от работы с туристическими группами время занимает значительный пост в монгольском министерстве по туризму. Наперед скажем, что прохождение таможни на границе с Китаем — в городе Замын-Ууд — ознаменовалось штурмом крохотной, размерами 2х2 м, бытовки, где опять же требовалось отметиться водителям машин. В ходе той молниеносной операции азиаты получили наглядное представление о том, как рядовой советский гражданин прокладывал путь к пивному ларьку в перестроечные времена. Проще говоря, мы с коллегой-журналистом и бывалым тольяттинским водителемиспытателем решили вопрос в три минуты — и безо всякой там дипломатии и простоя в очередях…
Нахрапистость монголов, впрочем, быстро нашла свое объяснение: оказывается, никакие мы им уже не «старшие братья». В стране чрезвычайно сильны националистические настроения: изрядная часть населения — разных, что интересно, возрастов — считает и русских, и китайцев едва ли не ущербными нациями. Что уж говорить про культ Чингисхана, цветущий буйным цветом…
Неприятное впечатление осталось и от столичного Улан-Батора, где регулировка дорожного движения отсутствует в принципе. Причем ситуация осложняется невыносимым смогом, постоянно висящим в воздухе. Его приносит сюда из спальных районов — юрты отапливаются углем, из-за чего запах в центре города, как на кирпичном заводе, а видимость — как в тайге во время пожара. Впрочем, признаюсь, я готов в течение месяца хоть каждый день проходить монгольскую таможню, принимать баранину на завтрак, обед и ужин, забыть про горячую ванну, только б еще раз оказаться посреди Гоби и, запрокинув голову, несколько минут смотреть в ночное небо…
И еще одно наблюдение, которым я как редактор внедорожного издания не могу не поделиться. В пограничном с Китаем Замын-Ууде сосредоточено такое количество «уазиков», какого я не видал даже на складах Ульяновского завода. Местные промышляют тем, что перевозят людей (пешего перехода здесь нет) через границу, и порой в один «уазик» умудряются помещаться до восьми человек, а в удлиненный — есть здесь и такие тюнинговые модификации — до десяти. Климат в здешних местах суровый, выдерживают только отечественные вездеходы. Интересно, что красят их в самые причудливые цвета — от яркожелтого до бирюзового. Нашим ульяновцам надо бы на заметку взять, а то кроме хаки ничего и знать не хотят.
В пробеге приняли участие три штатных автомобиля, не имеющих сколько-нибудь существенных отличий от серийных. Самой значительной поломкой стала следующая: от бачка адсорбера системы очистки паров бензина отвалился один из двух патрубков. На работе двигателя это никоим образом не сказалось, но на приборной доске постоянно горела надпись Сheck engine. Напомним, что раньше пары бензина выводили в атмосферу через сапун, но такой простой и дешевый способ не позволяет выполнять строгие экологические требования, а сейчас Chevrolet Niva отвечает норме Евро-4. Система работает так: из топливного бака пары поступают в бачок адсорбера, очищаются там, а затем направляются во впускной коллектор и вместе с очередной дозой воздуха и топлива поступают в цилиндр. Причина поломки выяснилась быстро: хомут бачка от тряски разболтался (часть маршрута пролегала по грунтовкам) и в какой-то момент, когда бачок и двигатель оказались в противофазе, не выдержал сварочный шов в месте крепления патрубка к корпусу бачка. Положение быстро исправили «холодной» сваркой, однако при проверке двух других машин оказалось, что их хомуты также болтаются — и это несмотря на то что моменты затяжек резьбовых соединений должны контролироваться, а между плоской шайбой и головкой болта, которым затягивается хомут, устанавливается пружинная шайба-гровер.
Еще одной досадной помехой нашему хорошему настроению стал кондиционер, который не работал. Сотрудник GM-AvtoVAZ сообщил, что агрегат не заправлен, однако каким образом при сборке рабочие могли «зевнуть» эту операцию, он сказать затруднился.
О ней, родимой…
В один из дней путешествия — экспедиция, с теплотой вспоминая о баранине, уже с неделю колесила по Поднебесной — команда сопровождающих от GM-AvtoVAZ сменилась, и мы имели удовольствие познакомиться с генеральным директором компании Джефри Гловером. Как и большинство американцев, Джефри быстро влился в коллектив и присоединился к нашему экипажу. Автобаны в Китае — хорошие, интервалы между остановками — большие, поэтому г-ну Гловеру ничего не оставалось, кроме как поддерживать беседу на производственные темы.
Автор настоящего материала к разговору готовился и по привычке начал с вопросов, для собеседника неприятных. В частности, попросил разъяснить следующую ситуацию: продажи Chevrolet Niva второго поколения планируется начать в декабре 2014 года, а в январе того же года в силу должно вступить постановление правительства, согласно которому все новые авто, продаваемые на территории России, обязаны быть оборудованы системой ESP. Не логичнее было бы сдвинуть запуск новой модели на несколько месяцев вперед, чем адаптировать систему стабилизации к имеющейся модели, при том что адаптация такая — дело дорогостоящее и длительное — займет несколько месяцев? Однако Джефри, ничуть не смутившись, сообщил, что следит за выпуском российских нормативных актов и не может исходя из желаний российских чиновников двигать дату запуска новой модели в производство, тем более что постановление может быть и отменено — как было с вводом очередной нормы Евро. Более того, следующая Chevrolet Niva разделит платформу с «Нивой» классической, что дополнительно осложняет возможность такой сдвижки.
Что касается двигателя новой Chevrolet Niva, г-н Гловер заверил нас, что он однозначно будет российским, а вот к разработке коробки передач и раздаточной коробки привлечены инженеры Renault — здесь уже работают внутрикорпоративные законы (напомним, что французы держат крупный пакет АвтоВАЗа). Наряду с этим г-н Гловер сообщил, что любителям отечественного джипа не стоит беспокоиться: новая Chevrolet Niva сохранит внедорожные свойства предшественницы и не станет клоном Renault Duster, например. То есть компоновка силового агрегата и трансмиссии останется прежней. Габариты машины если и увеличатся, то весьма несущественно, а по поводу конструкции задней подвески генеральный директор ничего не сказал, но закончил на мажорной ноте: машина останется в той же ценовой категории.
Анна Голубева, независимый ивент-менеджер
Для передвижения на автомобиле по Монголии достаточно застраховать гражданскую ответственность. Сделать это можно в официальной конторе, расположенной в Алтанбулаге, сразу за пограничной заставой, цена вопроса — $30 на 2 недели. Для того чтобы ездить по Китаю, пришлось выложить круглую сумму: $2000 за временный регистрационный знак (выдается один на автомобиль), $400 за местные водительские права; автостраховка — от $100, услуги сертифицированного китайского гида (без него закон ездить запрещает) — в нашем случае $350 в день, «экологический взнос» — $100 за а/м, взнос за радиостанцию — $100 за шт., «эскорт-сбор» (оплата услуг пограничной службы ) — $600 за а/м. Кроме того, нужно приготовить депозит $10 000 за каждую машину — его, скорее всего, вернут при вывозе автомобиля из страны…
Мифы Поднебесной
Если абстрагироваться от цифр, характеризующих буйный подъем китайской экономики, — от разных ВВП и тонн угля на душу населения — и обратиться к живым впечатлениям от поездки по стране, то сведения о финансовых успехах Китая могут показаться как минимум мифом, если не бредом. В пользу «благополучной» теории говорят разве что сеть автобанов, окутавшая почти всю страну, да высотные районы Шанхая и Пекина. Правда, в квартале от многозвездочного столичного отеля, где останавливалась экспедиция, жители по вечерам жгли на тротуарах костры, чтобы согреться, а запах лапши, приготавливаемой в уличных фаст-фудах, способен был отбить мысль о еде у человека, несколько дней мечтавшего о корке хлеба.
Стоило съехать с автобана, как начался другой Китай — разбитые улицы, перед которыми едва не спасовали наши Chevrolet Niva, города из картонных коробок, дети, за неимением другого антуража игравшие в мусорных кучах, взрослые, рывшиеся в тех же мусорных кучах в поисках пропитания за невозможностью добыть его где-то еще. Ощущение от нескольких дней, проведенных в Китае, также уложилось в песенную строчку, правда, мотив был уже не народным, как в Танхое. «И вся жизнь их заграничная — лажа! Даже хуже — извините — чем наша!» — в таких словах герой Александра Галича завершает рассказ о путешествии по Алжиру. Сколько времени прошло, а история о том, как кавалер многих орденов, депутат горсовета Клим Петрович Коломийцев «восстал против помощи слаборазвитым странам» актуальна как никогда…
Впрочем, шанхайский офис GM, где завершился пробег, вовсе не похож на картонную коробку. Наоборот, есть в нем и конференц-зал, и подземный паркинг, а скоро собираются открыть современную лабораторию по изучению высоковольтных литий-ионных батарей…
текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.