Водные преграды хорошо преодолевать по ровному, но твердому дну, летом и на юге (но дальше тропика Козерога ни ногой). Но то в идеале. В реальности все происходит с точностью до наоборот: вода оказывается ледяной, дно – коряжистым, а время года – поздней осенью, зимой и «задолго до майских». Причем, из всех «согревающих» средств – в лучшем случае рыбацкие сапоги и фляжка в кармане, а в худшем – лебедочный трос и мокрая телогрейка. А между тем, наши ищущие офф-роуд приключений души жаждут надеть на измученные «найденным» тела хоть что-нибудь водонепроницаемое…
Cкажу сразу: полностью изолировать свою кожу от контакта с холодной водой можно лишь одним способом – остаться на берегу. Все другие варианты гарантируют лишь разные степени защиты. Мы решили остановиться на моделях, позволяющих заходить в воду по грудь. Снаряжение для испытаний выбиралось среди: дайверских гидрокостюмов, рыбацких забродных штанов (вейдерсов) и специ-альных комбинезонов военного образца. Но, будучи не в силах объять необъятное, мы решили тестировать образцы, способные дать представление как о самих себе, так и о других аналогичных им вещах.
Модели гидроизоляционного «штурманского» снаряжения, участвовавшие в нашем тесте
«Сухой» гидрокостюм «Садко». Резина, Россия, 1,9+1,5 кг*, 500–7000 руб. | «Мокрый» гидрокостюм Camaro. Неопрен, Австрия, 2,25 кг, 250 евро | «Сухой» гидрокостюм Northern Diver . Кордура, Швеция, 5,3 кг, 1400 евро | Забродный комбинезон «Назия». ПВХ, Россия, 3,45 кг, 900 руб. | Забродный комбинезон «Рокс». ПВХ, Россия, 3,3 кг, 900 руб. |
Десантный гидрокостюм ГКД-1. Армированная резина, Россия, 2,65+2,55 кг*, 1700 руб. | Забродный комбинезон « Вездеход». ПВХ, Россия, 2,9 кг, 700 руб. | Забродный комбинезон Simms. Мембранная ткань, США, 1,1 кг**,15 000 руб. | Забродный комбинезон Ron Thomson. Мембранная ткань, Дания, 2,5 кг, 4900 руб. | Забродный комбинезон Kola Salmon. Мембранная ткань, Китай, 1,1 кг**, 4500 руб. |
Химзащитный комплект Л-1. Армированная резина, Россия, 1,7+1,0 кг*, 700 руб. | Забродный комбинезон DAM. Нейлон, Китай, 2,4 кг, 1900 руб. | Забродный комбинезон «Риза». Нейлон, Россия, 2,15 кг, 1200 руб. | Плавучий комбинезон ВМСК. Резина, искусственный шелк, Россия, 4,25 кг, 7000 руб. | За предоставленные костюмы благодарим компании: JWR (495)168-39-41 (Ron Thomson); ЛПО « Вездеход» (495) 786-49-79 (« Вездеход»); ИП «Кульбицкий»(495) 963-82-85 («Назия», «Риза», «Рокс»); Kola-Salmon ; М-н «Рыболов» (495) 247-32-80 (Simms); «Камуфляж и снаряжение» (495) 670-69-96 (военная амуниция); а также компанию «Человек Амфибия» (495) 656-56-82i> |
Штурман и «дайверы»
«Сухие» гидрокостюмы, бывшие у нас на тесте, представляли собой водонепроницаемую оболочку, которая сама по себе не греет, зато позволяет надеть под нее теплые вещи. Большинство фирменных моделей производится из специального трехслойного материала – триламината, либо из родственной нейлону сверхпрочной кордуры; типичный образец – шведский Northern Diver. Кстати, среди всех испытуемых он оказался самым дорогим экземпляром – 1400 евро. И это при том, что в наше распоряжение попала далеко не «топовая» модель! Просто таковы цены… С одной стороны, в этом «виноваты» почти космические технологии производства, а с другой – позиционирование дайвинга как развлечения для супербогатых. Но здесь есть одна хитрость: те же самые фирмы производят костюмы для… каякеров. Так вот, разница определяется лишь отсутствием подошв на «тапках» и клапанов для поддува и стравливания внутреннего давления (на той глубине, где они нужны, штурману делать нечего). Но зато цена – в два раза ниже.
Ну а самый бюджетный вариант приобретения гидрокостюма – подобрать что-нибудь из отечественного. Например, на складе подводной амуниции или в кладовке дайв-клуба довольно-таки реально отыскать костюм «Садко». Это не что иное, как простейший резиновый «чехол», изнутри оклеенный тонким трикотажем. Выглядит несколько не-обычно, но вполне рабочая вещь – по крайней мере, в таких ныряли еще наши деды…
Штурман и «рыбаки»
С точки зрения человека непосвященного, одежда для забродной рыбалки особым разнообразием не блещет: непромокаемый комбинезон, плавно переходящий в сапоги. В принципе, так оно и есть, но тут существует множество материалов, конструктивных особенностей и… ценовых ниш. Наиболее доступны (как по наличию, так и по цене) российские комбинезоны из ПВХ. Им мы уделили большее внимание, поскольку именно такие костюмы российские любители бездорожья используют чаще всего. До последнего времени это были изделия питерских марок «Рокс» и «Назия», но недавно к ним присоединилась и московская фирма « Вездеход».
Несколько дороже комбинезоны из прорезиненного нейлона. Для сравнения мы выбрали российскую «Ризу» и китайский DAM. Ну а самые дорогие и высокотехнологичные вейдерсы делают из мембранных тканей, не пропускающих воду внутрь и одновременно отводящих влагу и тепло наружу. Разброс цен в этой группе наиболее велик – в продаже нам встретились модели ценой от 3500 до 24 000 рублей.Мы выбрали комбинезоны разных уровней: из дорогого сегмента – американский Simms, а из бюджетного – датский Ron Thomson и китайский Kola Salmon.
В продаже также встречаются штаны из неопрена. Они очень хорошо сохраняют тепло и предназначены для длительного нахождения (стояния) в ледяной воде. Одна проблема – ходить, а тем более бегать в неопреновых костюмах не слишком сподручно. В общем, поскольку эти комбинезоны сильно сковывают движения, в «штурманскую коллекцию» их решено было не включать.
Штурман и «военные»
Что же касается армейского снаряжения, то, с одной стороны, его вроде бы нет в широкой продаже, а с другой... В общем,мыостановились на трех самых распространенных и легкодоступных вещах.Итак, офицерская разновидность химзащиты Л-1 представляет собой те же вейдерсыиз тонкой клеенки, дополнительно укомплектованные такойже непромокаемой курткой. Комплект ГКТ (применяется в десантных операциях) изготовлен из более толстого «солдатского»материала.При этом он с легкостью превращается в «сухуюгидру», способнуюпри помощи надувных секций держать тело на плаву. И вот еще интересная модель: в морской авиации используют ВМСК – вариант гидрокостюма со встроенным надувным «спасательным жилетом».
Как штурман в воде
С точки зрения глубины преодолеваемого брода, безусловные лидеры – дайверские и военные (ГКД и ВМСК) гидрокостюмы. Точнее говоря, в данном случае «глубинное» ограничение отсутствует как таковое – эти модели позволяют не только двигаться вплавь, но и не бояться полных погружений. У остальных же «ватерлиния залива» находится где-то в районе подмышек и даже ниже. Самым «мелким» оказался Л-1, «заканчивающийся» на уровне около 115 см. Еще примерно 5 смможно выиграть в «Роксе», штанах от ГКД (если не держать пояснуюманжету) и Ron Thomson. В последнем случае гидроизоляциямогла быбыть и выше, но из-за отсутствия верхней утяжки сзади между лямок образуется складка, которая черпает воду, когда спереди остается запас еще около 6 см. Неприятно. Тем более что у остальных комбинезонов ватерлиния либо ровная, либо ее нижняя точка находится в пределах видимости. Еще несколько сантиметров глубины добавляют « Вездеход», «Назия» и DAM, и еще больше – «Риза», Kola Salmon и штаны от ГКД (если держать поясную манжету).
Гидрокостюм «Садко» тоже можно использовать «в режиме вейдерсов». Благодаря очень высокой поясной манжете и штатному резиновому поясу, способному фиксировать раскатанную манжету на груди, он будет обеспечивать гидроизоляцию до подмышек. Причем, даже при случайном «погружении» вероятность залива внутрь сведена к минимуму. Кстати, ни одна из веревочных утяжек такой плотности не обеспечивает, и оснащенные ими штаны черпают воду за милую душу. Черпать-то черпают, но все-таки не в такой степени, как полностью открытые Л-1, штаны от ГКД и Ron Thomson. Правда, в последнем случае ситуацию спасает поясной ремень. Между прочим, по устройству самого ремня безоговорочно лучший – именно Ron Thomson: пояс крепится на липучке и всегда остается на месте. А вот ремни моделей-конкурентов, напротив, не имели прочного крепления к брюкам и в ходе тестов постоянно терялись. Более того, узкие лямки для ремня на комбинезоне DAM оказались просто неэффективны и неудобны.
А теперь буквально пару слов о «гидродинамическом сопротивлении» тестируемых моделей. Как мы и предполагали, наименьшее сопротивление движению тела в плотной жидкостной среде оказывалось в том случае, если это самое тело было одето в гидрокостюмы (особенно преуспел плотно облегающий «мокрый»). При этом «Садко» чуть более гидродинамичен, чем кордуровый Northern Diver. А дальше произошло неожиданное – одновременно со снижением уровня воды, четвертое место ГКД плавно переросло в… первое. Нет, правда, благодаря веслам-карманам, на глубинах «от колена до пояса» по легкости перемещения равных этому костюму нет! Так вот она, скрытая сила секретных военных технологий...
Штурман выходит на сушу
В условиях отсутствия жидкостной среды (то есть на берегу) наиболее комфортными показали себя мембранные вейдерсы. Среди «не обученных дышать» моделей – первое место за нейлоновой «Ризой» (хоть она и сидит на фигуре мешком). Костюмы из ПВХ движений тоже особенно не стесняют, но вместе с тем да-ют почувствовать всю жесткость использованного материала. При сравнении сразу заметно, что они скроеныпо разнымлекалам...Самый «пузатый» комбинезон предлагает « Вездеход», самый «стройный» – «Рокс», а самая тяжелая – «Назия». Причем у последней самая толстая подошва, а сапог рассчитан на портянку (без нее он болтается даже с шерстяным носком).
И вот еще какой момент... К моему огромному удивлению, нейлоновый DAM ограничивает свободу ног едва ли не больше, чем жесткиештаныдесантного комплекта. В этом комбинезоне просто поднять на полуметровую высоту согнутую в колене ногу – работа нелегкая. Сначала мы грешили на слишком короткуюштанину. Но замер показал, что попавший под подозрение комбинезон – далеко не самый коротконогий. Причина, по-видимому, в особенностях кроя, жесткости ткани и, опять же, в уплотнении на коленях. А что же «дайверы»? На суше в гидрокостюмах нестерпимо жарко. По крайней мере, на порядок жарче, чем в рыбацких комбинезонах. К примеру, при уличной температуре +17°С даже модели из ПВХ позволили ходить по лесу в быстром темпе более двух часов (пусть и с ощущением дискомфорта в нижней половине тела). Тогда как в любом из гидрокостюмов двадцатиминутная прогулка превращалась в настоящую пытку. Разве что в намокшей триламинатной «шкуре» (пока она не просохла) было чуть прохладнее. Правда, при недостатке одежды под «чехлом» может наступить момент, когда «все еще душно», но «уже холодно». Очень неприятное, надо сказать, чувство. Плюс (а, точнее, минус) к этому – «сухие» гидрокостюмы не сильно, но все-таки сковывают движения. Но все это, как говорится, еще «цветочки» – «мокрая гидра» для сухопутного перемещения вообще непригодна… Пока она не намокла, еще можно найти достаточно комфортный для носки температурный промежуток. Но стоит пройти сквозь воду, как начинаешь замерзать. Происходит активное испарение и отведение тепла от тела. Как следствие, «гулять» в промокшей до нитки «гидре» холодно даже при 20 градусах тепла!
Штурман за рулем
Для водителя мембранные вейдерсы комфортнее всего. При этом разницы по «чувству педалей» между сидящими по размеру короткими сапогами Ron Thomson и ботинками двух других вариантов я не ощутил. Удобно ездить в нейлоновой «Ризе» и «Роксе» из ПВХ, разве что несколько жарко. А вот у «Вездехода» образовалась жесткая вертикальная складка, которая стала интенсивно натирать верхнюю часть спины о спинку сиденья. Что же до «Назии», то она выкинула другой фокус: слишком длинные и жесткие голенища сапог то и дело упирались в передний край подушки кресла и мешали отпускать педали. DAM, как и ожидалось, несколько сковывал движения ног. Проблемы ГКД и Л-1 оказались одного свойства: огромные нескладные боты даже в УАЗе цепляют соседние педали. Очень неплохо (если надеть ботинки) управлять автомобилем вштанах «Садко», а в холодную погоду – в «сухой гидре» и ВМСК. Что же до «мокрого» гидрокостюма, то в нем поначалу тоже ехалось нормально, но через полчаса рулежки по лесным проселкам я понял, что крутить баранку мне… тяжелее обычного. Дело в том, что плотно обтягивающий тело эластичный костюм работает как... эспандер.
Время одевать штурмана
Как бы ни была удобна водозащитная амуниция, но на большинстве маршрутов все-таки гораздо комфортнее ехать без нее, облачаясь только непосредственно перед заходом в воду…Удобнее всего влезать в рыбацкие комбинезоны. Сунул ноги, подтянул, просунул руки в лямки, и – вперед. В быстром темпе на все про все уходит около минуты. Ron Thomson позволяет сэкономить несколько секунд, когда не холодно: у этих вейдерсов хорошо утепленные сапоги. А вот комбинезоны, требующие надевания ботинок, стабильно «отбирают» лишнюю минуту за счет этой процедуры: нога в неопреновом носке влезает в ботинок труднее. Впрочем, в случае с «Назией» наматывание портянок занимает еще больше времени.
Нижняя часть Л-1 и ГКД надевается достаточно быстро (даже не нужно снимать обувь). Но при этом у первого надо застегнуть ремешки на штанинах, а у второго – утянуть ленту на щиколотке. Так что в среднем уходят те же минута-полторы. А вот снимать с себя ГКД не в пример сложнее. Еще больше проблем доставляет верхняя часть костюмов.
Холодное время года имеет свои особенности. Дело в том, что непромокаемые ткани сами по себе практически не греют и требуют толстой «поддевки». Для теста мы выбрали самый демократичный вариант: ватныештаны и телогрейку. И тут задача усложнилась… Так, у Л-1 с трудом застегнулись утяжки «ноги», у «Вездехода» и Ron Thomson «проявились» узкие голенища, у «Назии» они оказались слишком длинные. Kola Salmon продемонстрировал «узкобедрость», а в «Садко» куртка едва налезла на телогрейку. Но хуже всего шел процесс надевания DAM: эти вейдерсы жали везде. И еще один забавный факт: выяснилось, что диаметр левой и правой штанин всех российских вейдерсов… неодинаков.
Штурман и аккуратность
Производители вейдерсов и гидрокостюмов настоятельно рекомендуют бережно относиться к своим изделиям – хранить в расправленном состоянии (лучше всего на вешалке), в тепле и после предварительной просушки. Важно также избегать контакта с маслами и едкими веществами…Мы же поступили так, как, наверное, большинство. То есть, на протяжении полугода вся амуниция попеременно «жила» то в багажнике, то в гараже, то на балконе, сложенная кое-как в кучу. В результате выяснилось, что наиболее склонны собирать и удерживать на себе всевозможную грязь мембранные комбинезоны, DAM и ВМСК. Меньше всего на себя собирали и затем проще других отмывались штаны из ПВХ. В остальном же явного ущерба от неаккуратного обращения ни один образец не получил, что косвенно свидетельствует об их качестве. Правда, для хорошей вещи полгода – не срок, а потому рекомендации производителей наверняка написаны в расчете на более долгую службу. Увы, время в данном случае может быть…безжалостным. В чем, собственно, мы и убедились на примере армейского обмундирования, пролежавшего на складе, очевидно, не один десяток лет. Так, у Л-1 и ВМСК обнаружились признаки разгерметизации швов на штанинах, а у ГКД потерялась эластичность манжет в рукавах и на шее. Вывод: при покупке подержанного снаряжения надо обязательно проверять качество швов и других ответственных мест.
Занятие не для штурмана
Чтобы проверить прочность материалов, из которых изготовлены костюмы, мы обратились на кафедру текстильного материаловедения Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина. Там, на специальном стенде, мы замерили величину давления, не-обхо-димого для прокола каждого из материалов стальным 45-градусным конусом с диаметром основания 20 мм.
Как и ожидалось, наиболее прочным оказался кордуровый гидрокостюм, обошедший ближайших «преследователей» почти в два раза: 118 кгс! Так что дай-веры платят денежки не зря - на глубине любой прокол может окончиться трагично. А вот вторым материалом по прочности совершенно неожиданно оказался... мягкий и рыхлый неопрен! К общему удивлению, «мокрая гидра» выдержала 62 кгс! Этот результат радует еще и тем, что подтверждает высокую прочность сходных по материалу носков. «Бронзовый призер» тоже оказался неожиданным: тонкий и легкий Л-1 выдержал 50 кгс, уверенно обогнав показавших близкие результаты штаны из ПВХ, ВМСК и ГКД. А также почти подобравшуюся к ним мембрану Kola Salmon. Два других мембранных комбинезона и отечественный гидрокостюм «Садко» продемонстрировали одинаковые и, прямо скажем, относительно невысокие результаты. Наименее стойким оказался нейлон. Причем, его отечественный вариант немного уступил варианту китайскому. Впрочем, по словам сотрудников лаборатории, даже эти ткани можно считать достаточно прочными для своего назначения.
Прочность на прокол, кгс | ||
---|---|---|
1 | Northern Diver | 111 |
2 | Camaro | 62 |
3 | Л-1 | 50 |
4 | Комбинезоны из ПВХ | 40 |
5 | ГКД | 37 |
6 | ВМСК | 36 |
7 | Kola Salmon | 33 |
8 | Simms | 22 |
8 | Ron Thomson | 22 |
8 | «Садко» | 22 |
9 | DAM | 16 |
10 | «Риза» | 15 |
А еще нас очень интересовал вопрос - насколько хорошо мембранные вейдерсы «дышат»? Ответ на него мы получили на той же кафедре. Но первый же тест нас озадачил. Оказалось, что ни один из трех комбинезонов «дышать», в сущности, не умеет. То есть ткань не проводит воздух. Другое дело - отвод пара. Тут мембраны действительно работают. Лучший результат оказался у Simms. Kola Salmon и Ron Thomson проводят пар чуть хуже. Надо лишь отметить, что паро-проводимость, как и прочность мембранных вейдерсов, мы замеряли в верхней, наиболее тонкой части комбинезона. Дело в том, что для увеличения прочности нижняя часть штанин у них выполнена иначе. У Ron Thomson от колен и до сапог все сделано из более толстого мембранного материала, а у Kola Salmon и Simms есть вставка в передней части штанины.
Характеристики мембран | ||||
---|---|---|---|---|
Паропроницаемость | Толщина материала, мм | |||
относительная, % | абсолютная, г/мгч | верх | упрочнение | |
Simms | 57 | 65 | 0,51 | 0,72 |
Kola Salmon | 53 | 60 | 0,54 | 1,01 |
Ron Thomson | 51 | 58 | 0,37 | 0,44 |
Все представленные образцы обладают относительной паро-проницаемостью и в целом удовлетворяют назначению. Паро-проницаемость Simms несколько выше, и он обеспечивает лучшую комфортность. Но с учетом нулевой воздухопроницаемости можно говорить о том, что все эти материалы выводят влагу только за счет сорбции-десорбции, и прохождение через них продуктов кожного обмена затруднено. Из-за этого в гигиеническом отношении они неполностью адекватны костюмным тканям. Поэтому ношение комбинезона в течение долгого времени, особенно при жаркой погоде, связано с риском ухудшения процессов кожного обмена веществ. Для снижения этого риска можно рекомендовать нетуго затягивать ремни и по возможности на какое-то время снимать комбинезон.
Штурман и обувь
Очевидно, что даже в самом лучшем случае мембранные вейдерсы не способны «дышать» всей поверхностью. Так или иначе, стопа оказывается заключенной в «резиновые объятия». То есть, оканчиваются штанины либо неопре-новыми носками, либо полноценными сапогами. Первый вариант нужен для того, чтобы можно было ходить в ботинках. Существует заб-родная обувь с различными видами подошв. Впрочем, ничто не мешает надеть обычные походные ботинки.
И у сапог, и у ботинок есть свои плюсы. Так, ноги в плотно зашнурованных ботинках лучше, чем в сапогах, чувствуют рельеф и увереннее несут тело через «буераки». Однако через несколько часов ходьбы, даже в нежаркую погоду, стопы начинают ощутимо «преть». Сапоги проветриваются лучше. Но при этом они свободнее сидят на ноге со всеми вытекающими последствиями.
Специальное «ноу-хау» рыбаков - войлочная подошва - показалась нам занятной вещицей. Ее придумали для того, чтобы ходить по гладким скользким камням горных рек. Надо сказать, на чистом мокром камне она действительно держит лучше резинового протектора. К нашему удивлению, войлок оказался отличным вариантом для мокрых бревен. Тут он работает просто великолепно. Правда, только после хождения по песку. Набрав песчинок, подошва превращается в подобие наждачной бумаги. Зато в глине меж войлочных волокон набивается грунт, и подошва становится очень скользкой.
Что делать штурману?
Если не превышать «ватерлинии штанов», то мембранные вейдерсы лучше всего подходят в качестве универсальной штурманской амуниции.
Если же вы планируете носить гидрозащиту на бездорожье лишь эпизодически, то имеет смысл приобрести комбинезон попроще. Лучшим вариантом по соотношению удобства, прочности и всепогодно-сти мы могли бы признать химза-щиту Л-1. Если бы не ряд существенных минусов: невысокая «ватерлиния», возможные протечки в швах при долгом хранении на складе и сложность с приобретением. Впрочем, выбирать все равно лучше среди отечественных изделий (комфорт китайского нейлонового DAM совершенно не соответствует его цене). В большинстве случаев меньший вес и большая гибкость нейлоновой «Ризы» предпочтительнее отменной прочности костюмов из ПВХ. Правда, последние оказываются в победителях, когда предстоит преодолевать колючие заросли или карабкаться по камням. Свою роль может сыграть и разная «фигура» комбинезонов. ГКД и «Садко» в целом чуть менее удобны, но при этом обладают замечательной возможностью полностью «задраиться». А потому их лучше всего рекомендовать на соревнованиях с глубокими бродами и гонках по торфяным выработкам. Для той же цели отлично подойдут «сухие» гидрокостюмы, но в теплую погоду они будут менее универсальны. Немного меньше подходит для офф-роуда и ВМСК. А вот гидрокостюм «мокрого» типа может пригодиться совсем уж в редких случаях.
Подбор индивидуального снаряжения - штука сложная, в чем мы убедились непосредственно «на собственных шкурах». Начать хотя бы с определения размерности. Например, производители забродных комбинезонов «пляшут» от размера ноги. Так повелось исторически: вей-дерсы «выросли» из обычных болотных сапог. Но если одни производители указывают размер как он есть, то другие заранее учитывают запас на толстую войлочную стельку и шерстяной носок - а именно так и надо носить вейдерсы. Некоторые, например, «Назия», «перестраховываются» аж на два размера. Кстати, многие импортные производители выпускают не всю линейку размеров, а, в буквальном смысле, через один. И поступают так не только в том случае, если штанина оканчивается неопреновым носком, но и с сапогами. В общем, без примерки забродный комбинезон покупать нельзя. Тем более, что у каждой марки свои представления о полноте ноги, пропорциях фигуры и комплекции потенциального покупателя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что заранее приглянувшаяся модель кому-то не подойдет из-за особенностей покроя. Но здесь нет ничего страшного: «забродный» рынок настолько обширен, что всегда можно найти что-то похожее у конкурентов, да и в ассортименте крупных фирм часто бывает не по одной модели. Кстати, некоторые российские производители предлагают также индивидуальный «пошив» (всего за две цены от массового продукта). У военной экипировки -другие тонкости. Так, например, офицерская химзащита Л-1 выпускается всего в трех размерах, различающихся и по величине бахил, и по габаритам всего остального. Нижняя часть ГКД четко соответствует размерам форменной солдатской обуви, которую, в идеале, и требуется вставлять внутрь. Остальное -по размеру одежды. ВМСК шьют, исходя из размера и роста одежды. При этом латексную горловину этого комбинезона требуется подрезать по обозначенной метке в соответствии с размером ворота. «Мокрые» дайверские костюмы подразделяют по размерам как обычную одежду. А вот «сухие» большинство фирм выпускает в 36 -ти стандартных типоразмерах - 18 мужских и 18 женских. Правда, у многих производителей эти стандарты несколько не совпадают, что, соответственно, расширяет диапазон для покупателя. Плюс к этому, многие зарубежные фирмы также готовы сшить гидрокостюм на заказ.
Увеличение массы костюмов при намокании | |
---|---|
Абсолютное, кг / Относительное, % | |
Camaro | 1,55 / 56 |
Northern Diver | 1,2 / 23 |
ВМСК | 0,55 / 12 |
DAM | 0,2 / 8 |
Глубина преодолеваемого брода при росте 170 см, м | |
---|---|
Camaro | не ограничена |
Northern Diver | не ограничена |
ВМСК | не ограничена |
«Садко» | не ограничена / 1,3 |
ГКД | не ограничена / 1,3 |
Kola Salmon | 1,3 |
Simms | 1,3 |
«Риза» | 1,3 |
«Назия» | 1,28 |
DAM | 1,25 |
« Вездеход» | 1,25 |
Ron Thomson | 1,2 |
«Рокс» | 1,2 |
Л-1 | 1,15 |
текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Ирина КОРОЛЕВА
Александр ДАВИДЮК
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.