Нелинейная степь

«Хазарские степи-2007». I этап ЧР по ралли-рейдам. Астраханская обл.

«Хазарские степи» – гонка с таким названием уже в пятый раз проходит на юге России. Этот этап чемпионата страны по раллирейдам традиционно считается одним из наиболее сложных. Кстати, в этом году организаторы приняли решение сделать гонку максимально похожей именно на рейд. То есть сугубо линейной…

На месте проведения пролога нас ожидало…половодье. Ну, то есть воды по капот как минимум, и без лебедки там делать нечего. В общем, нормальный брод для трофи, но никак не пролог для раллирейда. А еще в честь пятилетия «Хазарских степей» на этот раз готовилось пять разных трасс – больших и малых: пролог, три спецучастка и суперспецучасток, на котором должен быть разыгран специальный Кубок губернатора.

Степь цвела

Старт гонки должен был быть организован в городе Волжском Волгоградской области. Примерно в пятидесяти километрах к югу расположился первый СУ. Это кольцевая трасса длиной 150 км. Тем временем степь вовсю цвела... Повсеместно виднелись цветы-лилипуты на ножках, кое-где встречались целые полянки красных и желтых тюльпанов, в других местах за красный цвет отвечали маки, а фиолетовым ведали ирисы. Картину буйства степной жизни дополняли суслики. Вы не поверите, но их здесь миллионы – вдоль дороги эти зверьки стоят столбиками (некоторые размером с мелкую кошку) и не слишком торопятся уйти, когда приближается машина.

Эх, дороги…

Но довольно лирики – лучше давайте вернемся непосредственно к трассе гонки. Это только кажется, что степь абсолютно ровная, и, следовательно, она безопасна для быстрой езды. На самом деле это огромное пространство изрыто вдоль и поперек. Когда едешь на скорости 40, то еще успеваешь реагировать, а вот на ста… Поэтому так тщательно и прописываются в легенде все неровности. В основном трасса «Хазарских степей» была проложена по дорогам. Правда, при этом их не всегда было хорошо видно. Зачастую приходится угадывать, дорога это или просто кто-то проехал через степь куда глаза глядят. Местами колеи уходят то вправо, то влево настолько часто, что найти правильный поворот непросто, даже если терратрип хорошо откалиброван. Приходится указывать еще и точку GPS. А еще случается, что с одной дороги надо перескочить на другую. До нее иногда 10 метров, а порой несколько сот, и тут уже штурману приходится направлять пилота по азимуту. А переключать внимание между легендой, терратрипом и GPS на большой скорости очень и очень непросто.

Второй СУ гонки предполагался линейным (почти 300 км). Срезать здесь практически негде, зато можно без труда потеряться. А еще организаторы опасались, что кто-нибудь влетит в одну из поперечных канав.

Наконец, третий СУ – петля, вытянувшаяся вдоль соляных озер (единственный отрезок трассы, который в предыдущие годы уже был задействован в «Хазарских степях»). Кстати, поскольку в дальнем конце этой вытянутой петли стоял КП, срезать было, в общем-то, бессмысленно.

С прицелом на « Дакар»

Но вот наступил день старта. Сперва пролог. А это около трех километров по острову, где есть и песок и вода. В общем, все то, что так любят зрители и опасаются раллирейдисты. На старт выходят 35 автомобилей (на этом этапе участвуют шесть грузовиков и три багги). Сразу представляешь себе грядущую борьбу. У каждого типа есть свои любимые виды рельефа, так что лидеры, похоже, будут меняться. Не скрою, самой интересной машиной мне показался багги-соло, на котором собирался ехать Андрей Дмитриев (этот болид был успешно опробован на «Дакаре» Филиппом Гаше). Поскольку штурман не предусмотрен, перед глазами пилота – мотоциклетный прибор для чтения легенды. То есть, грубо говоря, она склеивается в ленту и заправляется в специальное прокручивающее устройство.

Также на багги решили пройти «Хазарские степи» Руслан Мисиков и Ярослав Соловьев. В общем, было видно, что подготовка к следующему «Дакару» началась уже сегодня, а степная гонка – неплохой «тренажер» для этого. Да что там далеко ходить – на предстартовой пресс-конференции представитель команды « КАМАЗ-Мастер» откровенно сказал, что их главная цель – подготовить молодежь к африканскому супермарафону. Как известно, пролог редко приносит сюрпризы, вот и здесь единственной неожиданностью стала поломка багги-соло. Якобы на ознакомительном круге вода попала в блок электронного управления двигателем, и возникли непредвиденные проблемы.

Беркут в качестве «наблюдателя»

Первый спецучасток «Хазарских степей» находился в пятидесяти километрах к югу от гостеприимного и уютного Волжского. Всего гонщикам предстояло пройти два круга (300 км).Местами трасса располагалась вдоль огромных полей, и дороги позволяли выжать из мотора все до последнего оборота. Как сказал Чемпион России Алексей Беркут, проселки здесь лучше асфальта. Кстати, он перемещался по окрестностям на традиционном Mitsubishi L200, но только совершенно серийном. Не в том смысле, что в классе Production, а в том, что из… автосалона. То есть в гонке Алексей не участвовал (по его словам, он раздал все машины в аренду, и теперь самому ехать не на чем). Но в кругах осведомленных поговаривают, что он просто ждет новый автомобиль, который «уделает» и L200 Леонида Новицкого и Nissan Pick-up Бориса Гадасина. Что ж, как говорится, поживем – увидим…

Наружные органы слуха

На СУ1 самая драматическая ситуация произошла с Русланом Мисиковым. Стоя в чистом поле, мы услышали по рации, что он «поймал уши». Мчимся на место происшествия. И действительно, багги SMG Original сделал несколько оборотов вокруг продольной оси и таким образом выбыл из дальнейшей борьбы. Что ж, остается только посочувствовать. Но при проверке аварийного участка выяснилось пикантное обстоятельство: оказывается, на этом участке гонщики шли по срезке и попали в балку с подбросом на выходе.

Но на этомнаружные органыслуха не закончились – в разных местах произошло еще четыре переворота. В том числе лег на крышу и багги-солоДмитриева. В итоге лидером СУ1 стал Новицкий, а Гадасин занял лишь третьюпозицию. Что же до второго результата, то его показал Соловьев.

Соляная столица России

А тем временем мы едем в Ахтубинск, где у нас следующая остановка. Любопытная деталь: еще в ходе подготовки трассы выяснилось, что в этом городе провода и трубы (!) проходят над улицами слишком низко. То есть один из наших грузовиков может в буквальном смысле обесточить полгорода. В общем, чтобы он смог проехать к площади торжественного старта, пришлось срочно просить электриков поднять провода повыше!..

Старт СУ2 находился в городе Баскунчак. Кстати, это название знакомо нам буквально со школьных времен. Баскунчак традиционно считается соляной столицей России. Здесь на одноименном озере как раз и добывают соль. Да и вообще в городке ей все посвящено. Есть даже Дом культуры «соляников».

Из Баскунчака трасса уходила в степь почти на 300 км. Сначала она шла вдоль границы заповедника, отделенного от остальной степи широким рвом, и здесь еще были деревья, а потом начиналась голая степь с редкими кустиками. В общем, «ловить» машины на выходе нам предстояло уже ближе к Астрахани. Только на одном участке к трассе можно было подъехать с асфальта. Шоссе здесь шло по другую сторону железнодорожной ветки, а переездов в таких краях совсем немного – один на 30–40 км. А еще участников предупредили, что этот СУ опасный, и в случае чего помощь может прийти нескоро, не говоря уж об эвакуации.Мы же со своей стороны опасались, что гонка в степи затянет самых азартных настолько, что они бросят читать легенду и пойдут по расставленным точкам. Кстати, накануне именно такая тактика привела к перевороту «Волги» Сергея Савенко. Потом пилот рассказывал: «Раз прыгнул, другой – пронесло, ну мы и помчались!» А потом в лагере штурман долго варил порванную тягу Панара.

Щекотливая ситуация

На втором СУ Борис Гадасин наконец доказал свое умение быстро ездить по степи. Он не только пришел первым, но и почти с девятиминутным отрывом от Новицкого. Третий результат показал КамАЗ под управлением Ильгизара Мардеева. Радовало и то, что на этот раз в степи никто не остался, а значит, можно было спокойно готовиться к решающему дню.

Итак, третий СУ. Три круга по 70 км должны решить исход этапа. Тут-то и начали происходить чудеса. Сперва на нас выскочила машина со стороны озер. Причем потерялись опытные гонщики. Оказалось, что пастухи накатали новую дорогу, и она как назло совпала с указанием в легенде – вместо левой дороги на развилке гонщики повернули на 90 градусов. Хорошо еще через некоторое время был указан азимут, на который надо уходить. В общем, те, кто все-таки сориентировался, смогли найти выход, а некоторые экипажи все три круга в этом месте метались в поисках верной дороги.

Еще более щекотливая ситуация возникла на другом участке. К этому моменту гонку «вел» Новицкий, а Гадасин висел у него «на хвосте». В одном месте трасса проходит через узкий перешеек между озерами. Там был сломанный мост, отмеченный как очень опасный, а дорога накатана рядом, по высохшему дну. Причем если от нее отклониться в сторону, то можно попасть в грязевую ловушку, покрытую тонкой сухой корочкой. И вот непосредственно перед этой позицией Новицкий обгоняет грузовик MAN из своей же собственной команды, который тут же проваливается в грязь и блокирует Гадасину проезд. Белый Nissan начинает метаться и теряет время. В итоге Новицкий по результатам трех спецучастков оказывается немного быстрее. Конечно, тут же появилась версия о «подставе на дороге». Подтвердить или опровергнуть ее, разумеется, невозможно, а мнения есть разные. Например, говорят, что Nissan всетаки уступаетMitsubishi и что даже без этого досадного эпизода Гадасин проигрывал СУ. В пользу случайного стечения обстоятельств говорит и тот факт, что остальные участники очень быстро нашли объезд.

Кубок губернатора

Ну и, наконец, последний рывок – парный джип-спринт на трассе длиной около 2,5 км. Кубок губернатора был оформлен как суперспецучасток, и показанное на нем время входило в общий зачет. Причем глава администрации также участвовал в этом заезде на доставленном ему из Москвы Mitsubishi Pajero.

Лучшее время на ССУ показал Борис Гадасин, именно ему достался Кубок. Новицкий приехал на секунду позже. Это еще раз показывает, что силы двух лидеров практически равны, и в будущих гонках им придется серьезно побороться. А если вспомнить про Алексея Беркута, то можно сказать, что в Чемпионате наметилась серьезная интрига.

P.S. Вот уже второй этап ЧР проходит без громких скандалов и подач протестов. И это выгодно отличает нынешний сезон от предыдущих.


«Хазарские степи-2007» II этап ЧР по ралли-рейдам
Super Production (T1)
1НОВИЦКИЙ Леонид / ТЮПЕНКИН Олег Mitsubishi L200
2ГАДАСИН Борис / МИНОНЕНКО Александр Nissan Pick-up
3ЛОГИНОВ Павел / КУЗЬМИЧ Алексей Mitsubishi Pajero
Production (T2)
1ЖИЛЬЦОВ Константин / МЕЩЕРЯКОВ Константин Mitsubishi Pajero
2КУЗНЕЦОВ Илья / НЕШИН Андрей Mitsubishi Pajero
3НИКОЛАЕВ Олег / НИКОЛАЕВ Антон Mitsubishi Pajero
Национальный (N)
1БОРОВИКОВ Юрий / СЕМЕНОВ АнатолийВАЗ-21230
2ГОРБАЧЕВИЧ Владимир / ПОПОВ Павел УАЗ-315195
3КУПЦОВ Константин / НИКОЛАЕВА ЕкатеринаВАЗ-21213
Грузовой (Т4)
1МАРДЕЕВ Ильгизар / МЮЗИКАЕВ Вячеслав / МАРДЕЕВ Айрат КамАЗ-49252
2НИКОЛАЕВ Эдуард / МОКЕЕВ Андрей / АМАТЫЧ Роберт КамАЗ-4911
3КАРГИНОВ Андрей / БЕЛЯЕВ Айдар / БУШУЕВ Вадим КамАЗ-4911
Рейд (Р)
1ГРАЧЕВ Александр / ПЕРЕВЕРЗЕВ Дмитрий УАЗ-31512
2КАЛИНИН Денис / МОИСЕЕНКО ПавелВАЗ-2121
3БАТЕНКО Андрей / СМОЛИН Олег УАЗ-31512

текст и фото: Андрей ХОРЬКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты