Вторые ворота

Кубок «Жигули» (Тольятти) и Кубок ASG-Herzog (Москва). Первый и второй этапы ЧР по джип-триалу

Не знаю, как вам, но лично мне весь прошлый триальный год так и хотелось выкинуть последнюю букву из слова «спорт». Причина банальна: сезон2006 вызвал больше недоуменных споров, чем симпатий. Усложнение трасс, неудачные попытки постройки прототипов и все остальные атрибуты «переходного» периода де-факто привели к сильному сокращению реальных претендентов на победу и в конце концов в буквальном смысле закончились «игрой в одни ворота». А что показало нам начало Чемпионата2007? Встречайте и трепещите! Сегодня на отечественной бетонной арене джиптриал с новым лицом. Спорт сложный, зрелищный, обновленный и сильный.

Дождливый Тольятти

Белая маршрутка бодро катила нашу пеструю компанию из Самары в Тольятти. Впечатления поезда тихо растаяли под тяжестью ожидания. Мы ехали на разгрузку машин, и то, что я там увидел, задало тон всему дальнейшему течению событий. С автовозов съезжали аппараты такого уровня, представить который буквально полгода назад было просто немыслимо. Под поскрипывание крана, укладывающего последние бетонные блоки, настоящие, прошедшие не один этап Евротриала рок-багги спускались на тольяттинский асфальт и лихо шлепали по нему колесами в такт какой-то бравурной музыке. Ну вот, значит, и началось…

В этом году площадка для первого этапа Чемпионата России по джип-триалу была подготовлена тольяттинским клубом «4х4». И выглядела она, как нагромождение бетонных конструкций, уложенных в виде креста на парковке перед крупным торговым центром. По «водоразделу» проходил высокий «хребет» с более-менее ровными входом и выходом в виде лестницы, а от него в стороны отходили две «каменоломни» (там блоки лежали уже менее ровно). Как поедут по этому машины, пока было неясно даже организаторам, что и послужило причиной допуска участников на трассу для проведения небольшой тренировочной сессии.

Здесь-то и начались сюрпризы. Если два рок-багги чувствовали себя на препятствиях прекрасно, то чемпионский Jeep CJ-7 постигла неудача. Первая же попытка преодолеть каменоломню закончилась плачевно. Колесо попало в щель между блоков, и мощный гидропривод рулевого управления просто оторвал «домик» тяги Панара от рамы. Серьезная проблема возникла и у Сергея Щетинина – его «Самопрыг Балу» на базе УАЗ-3171 тоже пытался «порвать сам себя», но ограничился лишь лопнувшим креплением КПП. Да и прототип Сергея Ананова начал свою спортивную карьеру с куда-то ушедшей искры. В общем, работы хватило на всю дождливую и ветреную ночь, и лишь с рассветом затихли вой болгарок и треск сварочного полуавтомата.

Кстати, в этом году тольяттинский этап то и дело «радовал» погодными катаклизмами, резко сменяя прозрачное голубое небо дождевыми тучами под аккомпанемент пронизывающего ветра. В этих непростых условиях избежать ошибок удалось только двум экипажам багги. Причем прототип VikingЮрия Самодурова,штурманом у которого выступал известный по прошлым сезонам Владимир Казак, настолько здорово «протекал» сквозь препятствия, что уложился в рекордно короткое время – две минуты пятьдесят секунд. И это при «баранке» в графе штрафов! Обидная ситуация сложилась у Виталия Гавинского. Его американской технике после полевого ремонта перестало хватать радиуса поворота, и, вынужденно неверно выставив машину на препятствии, Виталий буквально растоптал оранжевый конус, не имея ни малейшего шанса исправить ситуацию.

Вторая секция получилась совсем уж непростой. Слегка сместив траектории, организаторы добились довольно приличного усложнения трассы. В результате норвежские прототипы стали чувствовать себя уже не так вольготно, но при этом они все так же оставляли позади преследователей. И лишь небольшая ошибка Юрия Самодурова отодвинула его на второе место, но разница с лидером насчитывала всего десять очков. Обидно «задавил» штурманскую вешку и РоманЩербов, вышедший на старт на серьезно перестроенном Jeep Wrangler с портальными мостами Volvo 303 и колесами диаметром сорок дюймов. Скачок сложности не преминул сказаться на результатах Андрея Егорова, выступавшего на своей старушке ВАЗ-2121. Бетон впивался в днище машины, не давая возможности продолжать движение. Как это ни обидно, но все секции закончились для него эвакуацией. Весь Тольятти болел за него, поддерживая криками и аплодисментами. Но, увы, даже в сильно доработанном виде « Нива» оказалась неконкурентоспособной. А вот странная каракатица Сергея Ананова лишилась заднего управления. В результате машина потеряла почти половину преимуществ, с трудом вписываясь в ворота. Да и вообще финишировать экипажу было не суждено. Поломка гидросистемы и сход. На этом первый день и был завершен.

угробами на машинах. Ночь выдалась не сказать, чтобы теплая, но, слава богу, это не отразилось на состоянии техники. Потихоньку выбралось из-за облаков солнце. Сейчас должны развернуться основные события. В секциях появились серьезные подъемы и опасный диагональный спуск, суливший эффектные «уши». Одна из траекторий была безопасна, но проходила через сложную каменоломню, другая же, очевидная и видимая невооруженным глазом, заставляла опасно маневрировать на вершине «хребта» без права на ошибку. В общем, следовало крепко подумать, прежде чем штурмовать эти ворота. Второй, очевидной, траекторией воспользовался Сергей Ерохин, показав мастер-класс по горизонтально-боковому спуску. То есть его Jeep Cherokee, не удержавшись на скользкой вершине, просто кубарем полетел вниз. Никто не пострадал, и даже каркас у бывшей машины Антона Филимонова не помялся. Но при этом несчастный Cherokee остался лежать, унеся с собой массу бетонной крошки и последние шансы на призовые места, добавив в копилку 952 очка штрафа. А ведь до этого момента отставание от лидера у Сергея составляло всего 66 очков, и любая сбитая лидерами вешка автоматически перемещала экипаж на третье место. Но что теперь сетовать… На том же месте получили свои штрафные очки Юрий Самодуров и Владимир Казак, сменив направление движения четыре раза. Заставил поволноваться и Виталий Гавинский, только уже не по поводу эффектного прохождения ворот. Он ухитрился финишировать со временем в девять минут пятьдесят девять секунд при контрольном времени десять минут. Вы бы видели его финишный спурт! Двигатель на ограничителе оборотов, прыжок через последнее препятствие, разворот в скольжении. Прямо дух захватывает...

Прежде, чем рассказать о последней, четвертой, секции, нужно понять текущую расстановку сил на тот момент. Первое и второе места с разницей всего в тринадцать очков разыгрывали норвежские прототипы. Прямо за ними, опять же с минимальным отрывом, расположился действующий Чемпион Виталий Гавинский (шанс на победу он мог получить только в случае грубых ошибок конкурентов). Что же до Романа Щербова, то теоретически он мог бороться за третье место, но я повторяю – теоретически… Дальше выстроилась шеренга остальных участников, размеры штрафных копилок которых исчислялись тысячами очков.

И вот на трассе снова CJ-7 Виталия Гавинского. Уверенно двигаясь по нагромождению блоков, машина проходит ворота чисто. Но на спуске в «каменоломню» после сложного, залитого чьимто маслом подъема на «хребет» Виталий попадает в ту же ситуацию, что и на тренировке. Колесо зажимает между двумя плитами. Приходится сдавать назад и заново выставляться на препятствии. Это уже ненужные штрафные баллы. Но, к сожалению, вторая попытка прохождения ворот дает касание конуса. А это небольшой, но перечеркнувший все штраф. Наступает время сражения главных конкурентов. Алексей Луцкий, штурман Антона Филимонова, четко отслеживает траекторию. Мягкое движение и слаженная работа экипажа. Ворота за воротами, и все чисто! Последнее препятствие. Огромный Chevy V8 уверенно забрасывает машину наверх, но… Антон нажимает педаль «в пол», и ProtoZavr вместо того, чтобы эффектно спрыгнуть с бетона, подло скользит в сторону, сбрасывая конус на холодный тольяттинский асфальт. Штрафные баллы на последнем препятствии, что может быть обиднее… После убедительной просьбы выключить музыкальное сопровождение и внушительного намека на полное молчание комментатору соревнований на трассу вышел экипаж Юрия Са-модурова. Легко и элегантно, словно танцуя, машина вписывалась в серьезные ворота, не давая даже малейшей осечки. Минута... Первые ворота, пусть и не без труда, на максимально поднятой подвеске взяты. Три минуты... Три пары конусов чисто прошли мимо корпуса машины. Четкие команды штурмана и красивое пилотирование. Пять минут... Последнее препятствие -бетонный куб высотой почти метр. Упершись колесами в стену, с характерным злым рыком «шестерки» Ford, машина взлетает на препятствие. Мягкий спуск и финишная прямая. Ноль штрафных баллов и заслуженные аплодисменты! Победа!


Сергей ЕРОХИН Пилот Чемпионата России по джип-триалу
Прототип на базе Jeep Cherokee


Разница просто чудовищна

Я не ездил в триале уже три года. И вижу чудовищную разницу между той, старой, техникой и современной. А уровень пилотов вырос еще больше. И это здорово. Это означает, что триал разовьется. Если люди уже начали вкладывать деньги, покупать и строить очень серьезную технику, то будущее у джип-триала точно есть, и будущее светлое. Это интересно. А конкретно про гонку могу сказать: три года перерыва, одна ошибка, и этого оказалось достаточно для того, чтобы впервые в жизни сделать такие «уши». На прошлогодней машине Антона Филимонова, ныне моей, вполне можно бороться. Правда, надо, конечно, заново привыкать к новым условиям, пробовать, совершенствоваться. Главное - это техника пилотирования. Надо переосмысливать все свои старые навыки. Да и техника техникой, а вот кураж... Куда от него денешься.


Когда плавится московский асфальт

Главной новостью второго этапа стало небольшое, но значительное изменение в правилах. Теперь касание и сбитие вешки пенализировались одинаково. Это исключало различное толкование смещения конусов и сделало судейство еще более беспристрастным. А погода. .. Эх, то в лес, то по дрова. Если столица автопрома «баловала» нас холодом и сыростью, то московское солнце жарило просто-таки нещадно. Трасса была устроена на парковке выставочного комплекса «Крокус Экспо», а сам второй этап Чемпионата был приурочен к «Салону Полноприводных Автомобилей». А вот организацией непрофильных на первый взгляд для себя соревнований на этот раз занялись парни из «АвтоСпортГруп», или, что более привычно, команды ASG. Опыт в организация трофи-рейдов довольно высокого уровня сказался и на более компактном джип-триале. Прекрасное оформление и четкая работа организаторов. Все, как и должно быть, то есть в самом лучшем виде.

Судьи готовились, секретариат и пресс-центр трудились в поте лица, а в стане участников шло обсуждение: как поедут по триаль-ной трассе прототипы, подготовленные к... трофи-рейдам. Дело в том, что именно такой неожиданный сюрприз приготовили зрителям господа из ASG. Они пригласили поучаствовать известных в мире трофи спортсменов. Традиционная груда бетонных конструкций была менее грандиозной, нежели в Тольятти, но буквально изобиловала ловушками. Первая, по традиции самая простая, секция приняла участников, гостеприимно распахнув объятия. Главная проблема - дефицит места. С задачей минимизации включения задней передачи лучше всего справился Антон Филимонов на обновленном ProtoZavr. Собственно, и время он показал лучшее. Да еще и экипаж Viking немного не рассчитал заход на атаку довольно простых ворот и поймал четыре совсем не нужных штрафных балла. Похоже, что в данном случае влияние полноуправляе-мой техники будет еще более серьезным. Но идею с полным управлением тут же опроверг CJ-7 Виталия Гавинского. Чуть большее время прохождения секции, и при этом все те же четыре очка. Жаль, Wrangler Романа Щербова немного не поместился в воротах, тем самым принеся экипажу сразу пятьдесят «поводов» задуматься. А больше полноценно завершить секцию никому не удалось. И даже опытный Евгений Павлов, занявший место штурмана в «самопрыге» Сергея Щетинина, не смог повлиять на ситуацию. И демонстративный проезд по трем простым воротам «трофимоби-лей» как-то разбавил уныние по поводу сложности трассы.

Во второй секции наблюдалось только одно серьезное препятствие - неприятная труба, положенная так, что ее преодоление предполагало филигранную технику вождения. Так и поступил экипаж Юрия Самодурова. Точно выставив машину, они преодолели сложное место без особых проблем. Но вот следующие участники «испортили удовольствие». Все началось с того, что при штурме трубы Виталием Гавинским Jeep CJ так активно карабкался вверх, что железобетонное изделие в прямом смысле треснуло по шву. Дело завершил тяжелый Wrangler Романа Щербова, фактически изничтожив данное препятствие как преграду прямолинейному движению. Но дух бетонных плит тут же отплатил Виталию и вернул должок с процентами. Провалившееся в щель колесо, испустив воздух, оставило ему довольствоваться голым металлом диска. Благо это были последние ворота. А вот « Нива» Андрея Егорова не смогла договориться с самим... Андреем Егоровым. Он бесстрашно бросал ее на препятствия, а она сопротивлялась. Закончилось все тем, что машина взгромоздилась на угол плиты защитой раздаточной коробки и отказалась касаться земли всеми колесами сразу.

Итак, у решающей секции благородные господа лидеры расположились в следующем порядке: по четыре штрафных балла у Юрия Самодурова и Антона Филимонова и шесть у Виталия Гавинского. Такая ситуация, надо сказать, наблюдается в истории триала впервые. Ведь в случае абсолютного равенства очков в зачете первым станет тот, кто покажет лучшее время! Ну чем не рок-рейсинг? С одним только условием - нельзя делать ошибок. Ни одной. Мало того, в случае явной ошибки кого-то из первой пары появляются шансы и у треть-его. Вот это расклад!

Антон Филимонов вырывается на трассу и в сумасшедшем темпе начинает «штамповать» ворота за воротами. Первые, вторые, третьи - чисто. Четвертые? В каких-то миллиметрах от оранжевого конуса проходит колесо болида и не касается его. Снова ревет V8, и машина буквально прыгает к вешке с номером пять. Ну?! Пятые?! Есть! Три минуты четырнадцать секунд при чистой штрафной колонке! Вы бы слышали эти аплодисменты. Теперь у Юрия Самодурова есть только один шанс - улучшить время на целых тридцать секунд. Нереально? Но уже который сезон этот человек доказывает, что умеет делать невозможное. Отмашка, старт... Медленно, слишком медленно. Сказывается чуть большая по сравнению с ProtoZavr сложность управления Viking. Но с прохождением та же история - все ворота чисто! И надо учесть, что это самая сложная секция этапа. Но... на самом неожиданном месте Юрия подстерегает неудача. Вроде и ворота все взяты, но есть еще пятнадцать метров до финиша, а финиш-то... сзади. И в попытке развернуться с поворотом всех четырех колес машина не вписывается в габариты секции. Задний ход... Два штрафных балла за изменение направления движения и потерянная на маневрировании минута решают судьбу первого места. У Виталия Гавинского уже нет шансов побороться за него. В итоге, приняв решение просто закончить секцию с минимально возможным штрафом, Виталий просто преодолел секцию.


Роман ЩЕРБОВ Пилот Чемпионата России по джип-триалу
Прототип на базе Jeep Wrangler


Я не собирался биться за места

Не буду останавливаться на том, как едет моя машина, потому что просто рано судить. Я, пожалуй, скажу вообще про первый этап. Прошлый этап в Тольятти был каким-то спокойным, солнечным, очень доброжелательным с высочайшим уровнем организации в отличие от остальных этапов прошлого года. Ведь у нас было как: начало назначаем на десять, потом переносим на одиннадцать, в результате стартуем в два часа. Здесь все четко. Сейчас несколько, не сказать, что хуже, но более нервно, более напряженно. Это и понятно - первый этап всегда так. Основное пожелание к организаторам - сделать все чуть более информативно. А по гонке... Я, честно говоря, не думал биться вообще ни за какие места. Если бы пятая секция была обычной, а не шоу для зрителей, возможно, я бы попробовал побиться за бронзу с Виталием Гавин-ским, но не получилось. Естественно, тяжело сражаться и с рок-багги. Полноуправляемые машины - это все равно другой класс. У меня в планах - поставить задний управляемый мост. Что получится - увидите скорее всего уже к третьему этапу.


Послесловие

Определенно, в джип-триале наметились интересные тенденции. Как я говорил вначале, это уже не та прошлогодняя «игра в одни ворота». С ростом матер-рства пилотов растут возможности техники. И одновременно «уходят на покой» машины на базе стандартных, а чаша весов активно склоняется в сторону специально построенных прототипов из американского рок-кроу-линга и европейского евротриа-ла. Пусть препятствия пока еще не такие серьезные, как в упомянутых выше дисциплинах, но движение вперед видно невооруженным глазом. Главное, чтобы энтузиазм не угас. Вот бы еще кто-нибудь искусственные скалы построил, как на этапах UR0C в США...


Виталий ГАВИНСКИЙ
Пилот Чемпионата России по джип-триалу
Чемпион России по джип-триалу 2006 года
Прототип на базе Jeep CJ-7


Поменялся подход к трассам

Изменилось качество соревнований. А в прошлом году участники в большинстве своем не успели к этому подготовиться. А кто-то и вовсе надеялся, что мы и дальше будем ездить по трассам «для младшего дошкольного возраста». Но не получилось. Жизнь покажет, хорошо это или плохо, но прежде всего поменялся подход к трассам. От грунтовых трасс, где ездили более или менее стандартные автомобили и для которых преодоление препятствий было делом сложным, мы перешли к чему-то похожему на рок-кроу-линг. А в этой дисциплине участвуют только специально построенные машины. Стандартные внедорожники здесь бессильны.


I и II этапы Чемпионата России по джип- триалу
МестоВодитель/ШтурманАвтомобильОчкиВремя
I этап Кубок «Жигули»)
1САМОДУРОВ Юрий/КАЗАК ВладимирViking140:17:55
2ФИЛИМОНОВ Антон/ЛУЦКИЙ АлексейProtoZavr520:14:58
3ГАВИНСКИЙ Виталий Jeep CJ-7950:32:05
II этап Кубок ASG-Herzog)
1ФИЛИМОНОВ Антон/ЛУЦКИЙ АлексейProtoZavr40:12:24
2САМОДУРОВ Юрий/КАЗАК ВладимирViking60:12:52
3ГАВИНСКИЙ Виталий Jeep CJ-780:16:34


Иван ЕВДОКИМОВ
Председатель комиссии РАФ по джип-триалу Чемпион России по джип-триалу 2004 года

Я действительно счастлив

Как официальное лицо я ничего на этот раз не хочу говорить. А вот как человек, который все это начинал и придумывал, скажу, что счастлив наблюдать за тем, что происходит на этих площадках. В далеком 1999 году, когда я впервые увидел Евротриал в Финляндии, мы могли только мечтать о том, что у нас в России когда-то начнут ездить такие машины и ездить не хуже. Когда мы делали заезды просто по скалам, у нас было буквально два человека, кто мог что-то показать на скалах и на бетоне. Нас считали сумасшедшими, и никто не верил, что когда-то так будет выглядеть рядовой этап Чемпионата. Никто не хотел поверить в то, что я буду не один. А теперь у нас есть такие машины, и ими управляют парни, достойные уважения. Я горжусь тем, что причастен к этому спорту. Мне доставляет настоящее удовольствие следить за ходом соревнований. Я просто счастлив. Эти годы были потрачены не зря, и мы можем демонстрировать вот такое замечательное шоу, от которого зрители приходят в настоящий восторг. Что же касается спортивной стороны, то судейство у нас абсолютно непредвзятое - я тоже горжусь, что мне удалось этого добиться. Правила для всех одинаковые и понятные. Побеждает тот, кто лучше прошел секции и показал свою силу как пилота. Что главное для триалиста? Равновесие. Причем не только баланс машины, но и уравновешенность психики. Машина не может неправильно ехать - ею можно только неправильно управлять. Нервничаешь и ошибаешься - значит, проигрываешь. Кто меньше ошибается, тот и выигрывает. Поскольку Чемпионат России - это многоэтапное соревнование, то вся борьба еще впереди. И я думаю, что у нас прибавится и прототипов. Как минимум у действующего Чемпиона приедет наконец в страну его новый рок-кроуглинговый багги, который не должен уступать норвежским машинам. Впереди у нас еще Кубок на грунте для кузовных машин зачетных категорий ДЗ и Д4 - там тоже будет своя борьба. Думаю, в этом году будет интересно всем - и участникам, и зрителям, и болельщикам, и читателям.


текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты