Pro-Xват по болотам

Первая международная гонка с европейской организацией

Восемь дней продолжалось внедорожное соревнование, организованное клубом ProXodimec на севере Тверской области. За эти дни участники мероприятия успели попробовать себя в линейном трофи, дневном и ночном ориентировании и даже кольцевой гонке

Когда я приехал в базовый лагерь, соревнование уже началось, так что о прологе и первом СУ я мог судить лишь по обрывкам разговоров участников. Но уже давно наступил вечер, и гонщики разговаривали в основном о женщинах и выпивке, потому что спортсмены — такие же люди, как все, и ничто человеческое им не чуждо. Вот если бы они с утра до ночи говорили исключительно о машинах и спецучастках, тогда все было бы плохо. Тем не менее я все же восстановил основные события двух предыдущих дней.

Для затравки организаторы предложили разделиться на команды по три машины и пройти небольшой карьер традиционно на время. Процедура была недолгой, зато вдоволь потешила зрителей и сплотила участников.

Кстати, об участниках. Их собралось немного. Причин тому несколько. Соревнование новое, неизвестное, к тому же недавно закончилась «Ладога», и многие попросту не успели восстановить машины. Да и формат подсчета результатов непривычный. На гонке, состоящей из нескольких спецучастков, разнящихся между собой как по характеру, так и по продолжительности, секундомер был сквозным. То есть время всех спецучастков суммировалось, и побеждал экипаж, прошедший трассу за минимальное время. Спецучастки были разбиты на секции, разделенные «чеками». На каждом из них участники получали судейскую отметку о прохождении. Каждый невзятый «чек» пенализировался. Это кардинально отличало данное соревнование от большинства других. Как известно, в судействе трофи-рейдов принята следующая практика: если экипаж не финишировал, СУ не засчитывается. То есть совершенно не важно, не вышел экипаж на старт в принципе и весь день отдыхал и чинился в лагере или прошел весь СУ, «разложил» автомобиль и не доехал до финиша сто метров. «Незачет» в обоих случаях. При этом машина, которая простояла в лагере и подремонтировалась, выходит на старт следующего дня, а вернувшаяся в лагерь сломанной весь следующий день чинится, пропуская еще один этап. Организаторы сделали попытку нивелировать несправедливость. Участник, прошедший часть спецучастка и собравший несколько «чеков», получает пенализацию только за несобранные, а не за всю трассу дня. Следовательно, машина, прошедшая часть СУ, находится в более выигрышной позиции, нежели не вышедшая на старт вовсе. Идея не нова, похожим образом подсчитываются результаты в классическом ралли, но в трофи данную систему применили впервые. Как следствие было много огрехов и накладок, без которых и не могло обойтись в первый раз, но в целом система показала себя вполне жизнеспособной.

Линейная гонка

Утром следующего после «карьерных игр» дня участники отправились покорять линейный СУ. Наиболее ярким моментом этой части гонки стали обрыв троса и полет «самурая» Игоря Изотова. Катясь с горы, машина прошла в нескольких сантиметрах от увлеченно работающего видеооператора. Спец участок был не сверхпротяженным, но довольно сложным, поэтому вечером после финиша в лагере кипела работа: механики команд устраняли поломки, а на «летающем самурае» даже заменили мотор.

Ежедневный брифинг начался поздним вечером, когда большинство участников соревнования уже находились в состоянии крайней степени расположения духа. Алексей Меньшенин, руководитель гонки, поздравил с днем рождения двух человек: видеооператора Викторию Чибисову, чудом не попавшую под тот самый летящий с горы автомобиль, и Алексея Сергеева из команды «Лукойл», который на самом деле родился именно сегодня. Потом Алексей подробно рассказал о предстоящем дне. Его постоянно перебивали вопросами и неорганизованными репликами, вследствие чего брифинг затянулся. Глядя на несчастного Меньшенина, третий раз подряд тихим ровным голосом отвечающего на один и тот же вопрос, я вспомнил, какая именно дорога вымощена благими намерениями. Как и следовало ожидать, чем больше говорил «рукогон», тем меньше понимания находил среди участников...

Следующий день был задуман в том же формате линейного gpsориентирования, но трасса оказалась значительно длиннее и изобиловала болотами и большими валунами. Болотный ковер не создал для опытных спортсменов никаких трудностей, а вот запрятанные в высокой траве камни всерьез калечили подвеску и трансмиссию, и, как следствие, дойти до финиша смогли далеко не все. Многочасовая борьба с бездорожьем усугублялась стоящей вот уже третий день подряд жарой, которую неплохо пережидать в тенистой беседке с бокалом холодного пива, но никак не в раскаленном кокпите, забитом слепнями и оводами.

Вечером в лагере было тихо: утомленные участники рано отправились спать в преддверии утреннего брифинга, а вот механиков спортивных команд ожидала бессонная ночь, за которую им предстояло починить все, что разворотили гонщики в борьбе за результат. Меня всегда поражало умение техников за несколько часов исправить то, на что в специализированном дилерском центре обычно уходит неделя.

Ориентирование

На следующий день участникам сообщили подробности предстоящего СУ. Он проводился в столь популярном в последние годы формате нелинейного gps-ориентирования. Точек было немного, и контрольное время вполне позволяло собрать их все. Трасса походила на ветвь новогодней елки, в качестве которой выступал «грейдер» местного значения с елочными игрушками контрольных точек. Большая часть из них находилась на деревьях, стоящих по берегам многочисленных речушек и болотин, так что спортсмены вновь погрузились в воды Тверской области, что было весьма кстати — солнце пекло немилосердно.

Участники щелкали точки, как семечки, пока не добрались до дерева, расположенного посередине плавучего острова. При попытке взятия точки УАЗ петербуржца Анатолия Шушурина ушел под воду целиком и был извлечен обратно объединенными усилиями участников и организаторов далеко не сразу. Понаблюдав за данными экзерсисами, часть гонщиков от взятия этой точки отказалась. Карельский экипаж со звучным именем «Авиатор» под предводительством Сергея Кирилловского, выступающий в категории hard, сразу после старта столкнулся с техническими проблемами и потерял два часа в попытках реанимировать электропривод включения межосевой блокировки. Проблема была решена частично — привод работал лишь под напряжением, в результате за СУ несколько раз выгорали провода и плавились предохранители, но карелам все же удалось добраться до финиша.

Defender Максима Романова из категории medium в результате жесткого контакта с толстой веткой получил пробоину ветрового стекла, впрочем, не помешавшую экипажу занять первое место на спецучастке и вырваться в лидеры своей категории.

Этап мне очень понравился в первую очередь своей зрелищностью. Ведь обычно трассы трофи-соревнований организованы таким образом, что стороннему наблюдателю подобраться к ним практически невозможно. Здесь же можно было любоваться борьбой спортсменов прямо с дороги общего пользования. Такая популяризация офф-роуда пришлась по душе не только болельщикам и журналистам, но и местным жителям, которые, забыв про свои дела, останавливали машины и выходили посмотреть на чудные аппараты, ездящие по болоту.

Кольцо по пустыне

А на следующий день участников ждал «сюрприз» — вместо уже привычного коврового болота им предстояло сразиться в кольцевой гонке по заброшенному песчаному карьеру. Нет, вы только представьте себе: по довольно узкому трехкилометровому кольцу, как электровеники, носятся трофийные болиды, сглаживая своими корпусами складки местности. Как говаривал ослик Иа: «Душераздирающее зрелище!» Но кровожадным организаторам показалось мало просто разом выпустить на 11 кругов сочащуюся адреналином ораву, они придумали веселую забаву — в процессе гонки участники должны были заехать на пит-стоп и поменять местами передние и задние колеса. Да от такой смены шин любой уважающий себя механик «Формулы 1» мгновенно застрелился бы, а тут эту процедуру должны были проделать пилот и штурман самостоятельно. Что говорил по этому поводу унылый ослик, я уже писал выше. К моему великому удивлению, да что там говорить, и к сожалению тоже, обошлось без контактной борьбы. Гонщики были галантны до изжоги и обгоняли друг друга со всей вежливостью, на какую только способны участники внедорожных соревнований. Основная масса спортсменов финишировала, а по трассе продолжал свое величавое движение Land Cruiser команды «Авиатор». Даже демонтированный капот не решил проблему перегрева, и ребята докатывали круги на минимальных оборотах, щадя и без того работающий на пределе мотор.

На следующий день было назначено нелинейное трофи-ориентирование. Вообще формат гонки с чередованием различных дисциплин оказался хорош. Участники не успевали привыкать и «вкатываться», каждый новый СУ отличался от предыдущего, и это вносило дополнительную интригу. А учитывая, что большинство из приехавших — многоопытные спортсмены, наблюдать за развитием событий было весьма интересно.

Болота, по которым сегодня ездили участники, на первый взгляд ничем не отличались от своих аналогов, покоренных в предыдущие дни, но все же смогли доставить гонщикам немало неприятностей. Хорошо, что профессиональный спорт не убил дух внедорожного товарищества — спортсмены помогали друг другу, и никто не остался на болоте.

Не обошлось и без курьезов. Антон Бекнев, лидер зачета hard, отдал поломавшимся собратьям пружинку с педали тормоза — тем без нее было не обойтись, а Антону, по его собственным словам, нетрудно подцепить педаль ногой и вернуть на место. Но в пылу борьбы он, конечно же, забыл об этом и очень удивился, когда обнаружил, что его машина отказывается тянуть даже на самых низких передачах. Все закончилось благополучно — спортс мен вовремя заметил утопленную педаль, и снятая с импровизированного стояночного тормоза «котлета» бодро понеслась дальше. В результате — первое место в своем зачете.

Подведем итоги

Гонка закончилась. После праздничного концерта и награждения участники разъехались по домам готовиться к новым соревнованиям. А нам пора подводить итоги.

Что же за гонка Pro-X, и имеет ли она право на жизнь? По моему глубокому убеждению, имеет. Я побывал на многих внедорожных соревнованиях и с уверенностью могу сказать: когда гонка, проводимая в первый раз несработавшейся командой организаторов и без посторонней поддержки, проходит на таком уровне, как финишировавший в Бологом Pro-X, будущее у нее есть. Остается лишь пожелать успехов организаторам и ждать анонса Pro-X-2011.


Мнения участников

Евгений ПАВЛОВ
Руководитель джип-клуба «Лебедушка», Тверь

Здесь, на севере Тверской области, отличные условия для организации внедорожных трасс — много болот и небольших речек. Я обычно провожу соревнования ближе к Твери. Давно думал об организации многодневного мероприятия с одним базовым лагерем, но пока не собрался. А вот Юра (Селифонов) решился, и я вижу, что подобный формат вполне жизнеспособен.



Максим РОМАНОВ
Зачет medium, Москва

Меня пригласил организатор гонки Юра Селифонов. Ожидания оправдались, очень всем довольны, много приятных нюансов с точки зрения организации, лагеря, порядка — все на высшем уровне. Юра изначально хотел сделать российский аналог «Хорватии-трофи». Сначала все стали сравнивать Pro-X с «Ладогой», но ничего общего не нашли — она не сложнее, просто другая. Самым трудным был третий день, так как надо было пройти наиболее протяженный участок — 60 км. А в целом непроходимых мест не встретилось. В следующем году мы обязательно приедем снова.



Карл БУТТИГИГ Зачет hard, Ла-Валетта

Я первый раз участвую в российских внедорожных соревнованиях, и многое оказалось для меня неожиданным. Например, до этого я ни разу не ездил по болотам, их на Мальте нет, а тут на каждом спецучастке приходилось перебираться через топь, соответственно заново учиться ездить. Гонка очень понравилась — отлично организованное мероприятие. Лагерь на природе, большая бригада организаторов. Получил удовольствие от участия и буду рад приехать опять.


Победители Pro-X-2010
МестоПилот/штурманСтранаАвтомобиль
Зачет light
1.Алексей СЕРГЕЕВ, Алексей КОРОТАЕВСПб, РоссияTLC 70
2.Рокас ДАНИЛЕВИЧУС, Гинтаутас РАЗИЛИОНИСКаунас, Литва Jeep
3.Игорь ИЗОТОВ, Никита ИЗОТОВСПб, РоссияSuzuki
Зачет medium
1.Максим РОМАНОВ, Дмитрий ПЕТРОГРАДСКИЙМосква, РоссияLRD
2.Андрей ПОНОМАРЕВ, Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА, Владимир МАКУСИНСКИЙМосква, РоссияTLC 70
3.Андрей ЗАЖИГАЛИН, Андрей БЕЛЯЕВМосква, Россия УАЗ
Зачет hard
1.Антон БЕКНЕВ, Аркадий АРОНОВМосква, РоссияRRC
2.Сергей КИРИЛЛОВСКИЙ, Татьяна КИРИЛЛОВСКАЯПетрозаводск, РоссияTLC 80
3.Карл БУТТИГИГ, Самуэл БУТТИГИГЛа-Валетта, МальтаProto

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты