Идеальный подход

Как грамотно подготовить УАЗ-31514 к внедорожным круизам

«Ну вот, очередного лифтованного «козла» на зубастых колесах нашли. И что в нем особенного?..» Не торопитесь с выводами! Доработанных «уазиков» сейчас хоть пруд пруди, однако поди сыщи среди них действительно грамотно отстроенную машину. Наш герой как раз являет собой образец того, каким должен быть тюнинговый ульяновский вездеход

Сейчас модифицированным классическим УАЗом никого не удивишь. Как джиперы дорабатывали старые добрые «козлики», так и дальше будут строить из них покорителей офф-роуда. Но, если начать отсеивать внедорожники с сомнительными решениями и откровенным «колхозом», много ли получим в сухом остатке? А этот аппарат, подготовленный компанией «Автовентури», наглядно демонстрирует, что такое правильный российский «проходимец».

Из «свидетельства о рождении» следует, что перед нами — УАЗ-31514 2005 года выпуска. Вернее, таковым он был в «детстве». Коллега-джипер с колоссальным стажем и опытом с ног до головы осмотрел монстра, довольно далеко ушедшего от серийного исходника, и изрек: «Да-а-а... Машина для войны». Верно подмечено, поскольку «козлик» готовился и для участия в трофи-рейдах в категории ТР-1. Чем не боевые действия? А после того, как он выбирается из гущи «сражения», с минимальными вмешательствами в конструкцию становится верным спутником охотника и рыбака. Вот такой мастер на все руки!

Создатели руководствовались рецептом «максимум фирменных киткомплектов, минимум кустарщины». Мы испробовали получившееся «блюдо» и можем смело констатировать: оно весьма неплохо удалось! Впрочем, обо всем по порядку.

Не забыть об удобстве

Начнем наш экскурс с двигателя. У четырехцилиндрового турбодизеля Andoria рабочим объемом 2,5 л, известного своей тараканьей живучестью, переделано клапанное глушение, перекрывающее подачу топлива. Изначально стоял не слишком надежный электромеханический привод, теперь же его место занял полностью механический узел.

Один из минусов классического спартанского УАЗа с Andoria — отсутствие гидроусилителя руля. Согласитесь, сомнительное удовольствие ворочать на бездорожье тяжелую баранку уставшими от переноски хайджека руками. Да и при городской парковке нерадостно. А ведь элементарный комфорт облегчает участь водителя подобной специфичной техники. Чтобы «подружить» комплект ГУРа производства ZF с дизелем и разместить шкивы, пришлось отказаться от штатного вентилятора и подвинуть вперед радиатор. Освободившегося расстояния оказалось достаточно, а вместо стандартного «карлссона» поставили электрические вентиляторы. Бачок ГУРа увеличен для лучшего охлаждения масла при больших нагрузках, которых в грязи не избежать.

Сцепление и коробку передач оставили стандартными, в раздатке с помощью кит-комплекта изменили передаточное число понижающей передачи до более «силового» 2,5, а в мостах — до 5,29, что позволяет не терять в динамике при установке шин с увеличенным внешним диаметром. Межколесные винтовые самоблокирующиеся дифференциалы имеют разный коэффициент блокировки — спереди он меньше, чем сзади. Сделано это для улучшения управляемости. Хабы стандартные. На передней оси установлены дисковые тормоза.

Проторенной дорожкой

Теперь перейдем к «десерту» — модификациям шасси. Вместо лифта кузова, снискавшего популярность в джиперской среде благодаря относительной простоте и дешевизне, автомобиль получил комплект для лифта подвески от австралийской компании Ironman, приподнявший внедорожник на 5 см. В него входят четыре амортизатора, передние пружины и задние рессоры. Стандартные уазовские рессоры — трехлистовые, австралийские — аж восьмилистовые! «Зачем столько?» — этот вопрос я слышал неоднократно. Очень просто: это значительно более прочная и выносливая структура, которая повышает грузоподъемность. Прежде чем предлагать клиентам те или иные компоненты, в «Автовентури» предпочитают их испытать. Вот и рессорам досталось. Тестировали их нехитрым способом: в «козлика» загрузили около тонны всякой всячины и погоняли беднягу в таком виде несколько дней. Рессоры испытание выдержали: под нагрузкой вездеход не просел.

Казалось бы, автомобиль получил необходимый набор для штурма бездорожья. Но неспроста говорится, что дьявол скрывается в мелочах. Дело в том, что при лифтовке передней зависимой подвески меняется продольный угол наклона шкворня. Более длинные пружины поднимают вездеход на 5 см и выше, и мост разворачивает относительно вертикальной оси. Последствия этого явления самые негативные — ухудшаются управляемость и курсовая устойчивость, которые и у стандартного ульяновского «проходимца» далеки от идеала. Серьезная мелочь, не правда ли?

Типичное решение проблемы — в установке сайлент-блоков со смещенным отверстием под болт рычага (кастор-кит). Но вот незадача: в случае с «козлом» такой фокус не проходит, так как у него очень маленькие сайлент-блоки, и сдвигать отверстие просто некуда. Но выход есть — поставить кастор-платы. Это стальные пластины, которые внедряют между рычагом и мостом. У «нашего» УАЗа стоят компоненты производства РИФ, как раз рассчитанные на лифт подвески на 5–8 см и возвращающие мост обратно. Правда, есть весьма существенные тонкости. На иностранных моделях ( Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol) можно крепить кастор-платы болтами, но конструкция отечественного автомобиля вынуждает браться за болгарку и сварочный аппарат. Штатное крепление рычага к мосту частично удаляется, и к нему приваривается плата. Поведение внедорожника с высоко расположенным центром тяжести возвращается к норме. Вот только разлифтовать машину и вернуться к первоначальной конструкции уже сложнее, и это обратная сторона медали. Впрочем, многие ли джиперы переделывают свои вездеходы обратно в стандарт?


Мнение джипера

Алексей ПЕДЯШ, менеджер

Этот УАЗ напоминает выставку достижений — на нем установлено много всякого дополнительного оборудования. Весь вопрос в том, для каких целей предназначается этот автомобиль. Если смотреть на машину глазами спортсмена, то ее подготовка вызывает некоторые вопросы. Задняя подвеска усилена восьмилистовыми рессорами. На мой взгляд, с одной стороны, такое решение ограничивает ее ход, с другой, повышает грузоподъемность. Нужно ли это для спорта? Также считаю, что для соревнований такой внедорожник тяжеловат. Модификации добавили к его весу примерно полтонны. Только силовой обвес чего стоит. А ведь одно из немногих достоинств УАЗа перед его соперниками заключается в том, что он легче. Впрочем, для участия в состязаниях его можно «ободрать», снизить «живой вес». А вот если смотреть на машину как на экспедиционник, то все как будто встает на свои места. И багажник, и бамперы, и доработки в подвеске уже выглядят более уместными. Но вопросы все равно остаются. Например, зачем подрезались колесные арки, хотя и штатные с легкостью вмещают шины установленного внешнего диаметра?


Силовой периметр

Как все-таки хорош собой доработанный УАЗ в своем родном правильном цвете! Красота эта, конечно, функциональная, как у единицы боевой техники, внушающая уважение и доверие. Очарование БТРа! Между тем во внешних доработках никаких откровений нет. Для установки 16-дюймовых колесных дисков с 32-ми шинами Simex Extreme Trekker подрезали арки и одели их в расширители. Силовые бамперы, почти обязательные для серьезно подготовленных внедорожников, производства РИФ. Передний — с кенгурятником, лебедкой, так называемым водительским светом (пара прожекторов KC, являющих собой нечто среднее между дальним и ближним светом) и веткоотбойниками. На крыше смонтирован экспедиционный багажник РИФ, несущий дополнительную оптику: две фары ближнего и две дальнего света. Сзади — ведущая на крышу лестница, по бокам — защита окон багажника. Известная проблема «козликов» — топливные баки, висящие по бортам под порогами и даже чуть ниже рамы. Повредить их легко, для этого достаточно, чтобы передние колеса подняли небольших размеров бревно и отшвырнули его назад или машина повисла на брюхе. Во избежание подобных неприятностей предусмотрены защитные дюралевые пластины. Они загибаются в передней части колесных ниш, в местах, где у «нормальных» машин висят брызговики.

Внедорожные возможности отстроенного УАЗа незаурядны и ощутимо превосходят проходимость заводского «козлика». Типичная подмосковная распутица для нашего героя что семечки. Он с легкостью и уверенно преодолел перепаханные поля, овраги с крутым рельефом и грунтовые направления, которые после мощных осенних ливней превратились в скользкое грязевое месиво. Грязевые шины и полный привод с самоблоками делают свое дело. Э, нет! Для такого автомобиля все это слишком просто. Ведь «уазик» строился с прицелом на куда более серьезные испытания, и в начале повествования мы упомянули о его «двуличии». Для участия в трофи-рейде в категории серийных внедорожников (ТР-1) достаточно снять крышу, заднее сиденье, установить каркас безопасности, четырехточечные ремни безопасности и — здравствуй, автоспорт!

Что было сделано по УАЗ-31514Стоимость работСтоимость запчастей
Лифт подвески лифт-комплектом Ironman 2”800040 300
Кастор-платы52001480
Передний силовой бампер РИФ350014 120
Высокоскоростная лебедка Runva 9500XC (с переносом блока управления в салон)800028 210
Подрезка арок5200
Установка резиновых расширителей арок40003410
Задний бампер РИФ40007760
Защита рулевых тяг РИФ20003600
Защита топливных баков (изготовление, установка)6500
Защитные решетки на окна10004020
Экспедиционный багажник РИФ (сборка, установка)220015 310
Лесенка на заднюю дверь РИФ8002020
Люстра КС (сборка, установка)12 00016 850
Веткоотбойники (изготовление, установка)1500
Дополнительные фары на передний бампер КС20006570
Съемный каркас безопасности (изгоговление, установка)20 000
Колесные диски Off-Road Wheels19 375
Шины Simex 32x10,5 (4 шт.)52 000
Компрессор Viair 450C400010 664
Самоблокирующиеся дифференциалы (Тольятти) в передний и задний мосты16 00027 000
Главные пары 5,2 (2 шт.)12 0005000
Понижающий кит в раздаточную коробку 2,5 (установка)8500
Передние дисковые тормоза (установка)7000
ГУР ZF850024 550
Три электровентилятора с возможностью автоматического и принудительного включения и выключения (установка)8000
Шноркель75003000
Переделка глушителя4200
Общий итог161 600285 239

текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты