«Дакар» по-русски

Подробный отчет о ралли-рейде «Шелковый путь»

Где проходил «Шелковый путь»? Между Китаем и Персией, скажете вы. Теперь он соединяет Санкт-Петербург и Сочи трассами одного из крупнейших в мире ралли-марафонов, добавим мы

Когда вы будете читать эти строки, ралли-марафон «Шелковый путь» уже станет достоянием истории. Интернет осветит мельчайшие подробности спортивной борьбы на трассе, маршрут гонки и имена победителей. Нам же кажется целесообразным взглянуть на соревнование по прошествии времени и больше порассуждать над тем, чем оно было для спортсменов и страны в целом.

С точки зрения человека, маломальски разбирающегося в истории и географии, идея проложить маршрут с названием «Шелковый путь» от Санкт-Петербурга до Cочи может показаться абсурдной. Исторически этот путь находился где-то между Китаем и Персией. Если во время первого, прошлогоднего, ралли-марафона вопросов практически не возникало, так как Туркмения, несомненно, лежала на этом маршруте, то гонка по Европейской части России никак не совпадала с Шелковым путем, по которому средневековые караваны верблюдов и мулов везли шелк из Китая в Центральную Европу. Однако организаторы сослались на опыт «Дакара», переехавшего из Африки в Америку. «Шелковый путь» тоже стал просто брендом. Если перед началом марафона такие заявления казались немного странными, то ближе к финишу стало понятно: уровень его проведения для нашей страны настолько высок, что словосочетание «Шелковый путь» становится именем нарицательным, по крайней мере для любителей автомобильного спорта. Таким образом, гонка от СанктПетербурга, северной столицы России, до Сочи, столицы зимней Олимпиады2014, обретает собственное название, не связанное с историческими событиями тысячелетней давности.

Политика, бизнес и спорт

Решение о проведении соревнования, как и вопрос его финансирования, было принято высшим российским руководством. Практически в прямом эфире телевидения Владимир Владимирович Путин поставил задачу руководителю команды « КАМАЗ-Мастер» Семену Семеновичу Якубову провести гонку по этому маршруту и пообещал профинансировать ее организацию. И свое слово сдержал: недостатка в деньгах и поддержке административным ресурсом «Шелковый путь» не испытывал. Органы исполнительной власти некоторых областей так старались помочь участникам марафона, что порой их внимание было чрезмерным. Выбор в качестве соорганизатора мероприятия французской компании A.S.O. позволил осветить его в средствах массовой информации, в первую очередь через телевидение, по всему миру. В течение недели мировые телеканалы только и говорили, что про Россию. Скажем, есть такая страна в Африке — Мавритания. Большинство людей слышали о ней в основном потому, что там проводился знаменитый «Париж – Дакар». Гонка ушла из Африки, и Мавританию стали вспоминать разве что в негативном контексте, в связи с захватом заложников террористами. Примерно то же произошло и с Россией — на смену негативным сюжетам о наших доморощенных террористах пришли ежедневные теле эфиры с отличного и зрелищного ралли-марафона, что не может не повысить ее положительный рейтинг.

Кроме популярности на международной арене, вместе с гонкой росла популярность автоспорта и внутри страны. Что такое « Дакар», знает, наверное, большая часть россиян. Не в последнюю очередь это связано с победами на нем КАМАЗов. Чтобы посмотреть на стремительные грузовики, местное население в районах, где проходила трасса, заблаговременно занимало места «в партере». Неудивительно, что селяне ждали и приветствовали в основном КАМАЗы — про остальных участников они были, мягко говоря, не в курсе. Организация гонки — большой и сложный механизм. Естественно, продумать логистику перемещения и обслуживания большого каравана спортсменов и сопровождения под силу только хорошей бизнес-структуре. За время ралли никаких накладок и сбоев в организации не отмечено — во всех лагерях питание было вовремя, штаб и все службы разворачивались оперативно. Разумеется, с государственной поддержкой на все это имелись средства, но история автоспорта знает такие случаи, когда даже при наличии финансирования гонки выходили откровенно плохими. На «Шелковом пути» полученные деньги «отработаны» по полной. В среде журналистов ходили разговоры, что с такой поддержкой соревнование просто «обречено» на успех, но, чтобы заслужить право получать ее, надо десятки лет приобретать бесценный опыт и одерживать победу за победой на благо страны. Семен Якубов с нуля привел команду « КАМАЗ-Мастер» в лидеры мирового автоспорта, и совершенно логично, что ему доверили отвечать за успех самой, наверное, крупной российской гонки.

Какими бы хорошими ни были организация и освещение мероприятия, но без красивой «картинки» и спортивной борьбы серьезный марафон не получится. На «Шелковый путь» приехали пусть не все звезды мировых ралли-рейдов, но многие, и каждый из них решал в первую очередь задачи подготовки к следующему «Дакару». Среди легковых автомобилей, естественно, блистала заводская команда Volkswagen, тестировавшая новые спортивные Touareg Race. Правда, в связи с отсутствием серьезных конкурентов соревноваться им пришлось между собой, но делали они это с полной отдачей. Причем борьба была настолько острой, что в середине гонки Де Виллерс «разложил» свой автомобиль среди песков Калмыкии. В классе грузовиков КАМАЗы тоже соревновались друг с другом. И никто из «ветеранов» не мог почивать на лаврах — разрыв между мэтрами ралли-марафонов Владимиром Чагиным и Фирдаусом Кабировым и молодым гонщиком Эдуардом Николаевым оказался настолько незначительным, что последний, воспользовавшись ошибкой своих учителей, вырвался на первую позицию и удерживал ее до финиша. Конкуренты в лице Алеса Лопрайса, племянника легендарного Карла Лопрайса на Tatra, команда MAN и грузовики Iveco команды Де Роя не смогли составить серьезной конкуренции КАМАЗам. Если разница между результатами трех лидирующих КАМАЗов составляла минуты, то от соперников их отделяли уже часы. Впрочем, иностранцы также в основном тренировались перед «Дакаром».

Российские гонщики

Что касается наших участников, то неожиданностью для всех, в том числе и для самих гонщиков, стало пятое место в абсолюте и первое среди россиян экипажа Беньямина Джепаева и Алексея Кузмича, выступавшего на UAZPickup. Лидировавшие среди наших спортсменов Александр Мироненко и Сергей Лебедев на последнем спецучастке, буквально в нескольких километрах от финиша, сломали мотор и откатились на седьмое место.

Среди участников было немало таких, кто, помимо ралли-рейдов, широко известен в трофи. Спортивная борьба на трофийных трассах продолжалась на «Шелковом пути». Литовцы Бенедиктас Ванагас и Саулюс Юргеленас хорошо известны в России — они дважды поднимались на подиум международного трофи-марафона «Ладога». В этом году на «Ладоге» они заняли второе место, а на первом оказался экипаж из Санкт-Петербурга Алексея Сергеева и Алексея Коротаева. На «Шелковом пути» «дуэль» продолжилась, тем более они выступали на машинах примерно одинакового класса. В ходе гонки их позиции несколько раз менялись, и лишь к ее середине стало ясно, что литовцы берут реванш за «Ладогу». Впрочем, если Бенедиктас и Саулюс уже давно участвуют в ралли-рейдах, то для двух Алексеев «Шелковый путь» стал первой гонкой в их раллийной карьере. Прощаться с трофи они не намерены, а ралли-марафон рассматривают как приобретение дополнительного опыта и новые эмоции.

Среди других российских гонщиков стоит отметить хорошее выступление Алексея Беркута и Константина Мещерякова (девятое место). Финишировали и еще два экипажа на российских автомобилях — Юрий Боровиков на Chevrolet Niva и Богдан Вавренюк на УАЗе. Добрался до финиша в Сочи и единственный женский экипаж — Елена Голубкина и Елена Правдина. Девушки упорно двигались по трассе и сумели обогнать по итогам гонки несколько мужских команд. Естественно, они были в центре объективов журналистской братии — ведь симпатичные девушки очень фотогеничны.

«Шелковому пути» быть!

На бивуаке в Майкопе с участниками соревнования встретился Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин. Посещением мероприятия он остался доволен: на следующий день Семен Якубов торжественно объявил, что гонка снова состоится в следующем году по тому же маршруту. Можно не сомневаться, что в плане организации она опять пройдет на высочайшем уровне. Правда, пока непонятно, что будет с трассой ралли-рейда в лесной зоне. Если в степях Волгоградской и Астраханской областей и Калмыкии простора для прокладчиков маршрутов хоть отбавляй, то в лесных районах Центра России мест для ралли-рейдов не так уж и много. В этом году были задействованы изрядно подзабытые спецучастки прошлых гонок — «Мастер-ралли» и «Трансориентале», однако использовать одни и те же трассы — моветон. Видимо, организаторам придется проводить более глубокую разведку местности, чтобы проложить маршрут как минимум не хуже того, что был представлен в 2010-м. Но почему-то не стоит сомневаться, что у организаторов все получится!

Победители ралли-марафона «Шелковый путь 2010»
МестоВодителиМарка
Легковые
1Карлос Сайнс (Испания) Лукас Круз (Испания)VW
2Нассер аль-Аттиях (Катар) Тимо Готшалк (Германия)VW
3Марк Миллер (США) Ральф Пигфорд (Занзибар)VW
Грузовики
1Эдуард НИКОЛАЕВ Вячеслав МИЗЮКАЕВ Владимир РЫБАКОВ КАМАЗ
2Владимир ЧАГИН Сергей САВОСТИН Ильдар ШАЙСУЛТАНОВ КАМАЗ
3Фирдаус КАБИРОВ Айдар БЕЛЯЕВ Андрей МОКЕЕВ КАМАЗ

Мой мотопуть

Полностью окунуться в суть гонки можно только через дорогу, пыль, холод и жару, сквозь солнце и небо — все то, что ждет самих спортсменов. Вот я и решил отправиться на мотоцикле, а не «пельменем» на самолете, как в прошлый раз, став первым «двухколесным» журналистом. На ралли график работы моих коллег, передвигающихся автономно, мало чем отличается от действий гонщика. Подъем в 3 утра, завтрак и старт, ведь надо успеть к интересной точке маршрута. Добираться следует с помощью дорожной книги, она находится в специальной перемотке на руле. Прибыв в точку, необходимо сделать два-три красивых снимка, ловко уворачиваясь от спортивных болидов. Средний ежедневный пробег — 600 км. Затем прибытие на бивуак в слегка запыленном виде. Тут лучше вести себя бодрячком, как Индиана Джонс, чтобы коллеги не заподозрили в слабости. После постановки палатки — обработка фотографий и размещение новостей в своем блоге. Потом — брифинг. На нем организаторы расскажут о маршруте на завтра: надо внести изменения в дорожную книгу, а таковые есть всегда. Автомобили нуждаются в обслуживании, в них всю ночь что-то режут болгарками, а затем сваривают. Хорошо, что мой KTM не ломался: протереть фару, смазать цепь, заправить рулон легенды — и все. После этого — палатка и объятия Морфея. Уже на второй день окружающий шум не мешает, сон приходит мгновенно. Подъем и выход во тьму утра запоминаются ярко, особенно если за нейлоновым бортом +6 и дождь. К концу гонки жизнь в режиме ралли становится привычной, голова освобождается от ненужных мыслей. А в первые три дня после окончания соревнования, просыпаясь, невольно вздрагиваешь, не обнаружив над собой столь знакомого рисунка потолка палатки…

Благодарим компании «Байк Ленд», Force'Age, Heidenau, Racer, Scala Rider за поддержку в организации поездки, а также информационного партнера — Motonews.ru


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Сергей БЕЛОСТОЦКИЙ,
Владимир БЕЗРУКОВ и автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты