Австралийский «Дакар»

Как прошло Australian Safari 2010

Я прибыл на Зеленый континент, чтобы рассказать о серебряном юбилее одного из главных внедорожных ралли — семидневном испытании на выносливость для людей и машин протяженностью двадцать пять сотен километров. Добро пожаловать на Australian Safari 2010!

Раннее утро 18 сентября. Я на West Coast Highway, севернее Перта, в Западной Австралии. Где-то позади нашей Toyota Land Cruiser, в лагере у одного из белопесчаных пляжей Перта, несколько сотен будильников приветствуют день цифровой симфонией рингтонов. Мы поворачиваем на восток, по направлению к великому багряному центру самого засушливого и плоского континента, к австралийскому аутбеку — малонаселенной местности.

В полдень экипажам предстоит пролог или квалификационный заезд: они пронесутся на максимальной скорости через двадцатикилометровый участок, поросший густым эвкалиптом, соперничая друг с другом за поул-позицию в завтрашней гонке.

Правила дороги

Хотя Safari не может похвастаться известностью прославленной гонки «Париж — Дакар», оно имеет ряд аналогий со своим африканским кузеном. Его часто называют австралийским «Дакаром». Формат ралли по большей части основывается на европейских директивах — многодневное соревнование, зоны, предназначенные для дозаправки и техобслуживания, максимально дозволенное время для каждой секции и всеобщая ночевка на бивуаке. Соревнование проходит по правилам National Cross Country Rally и директивам FIA. Как правило, участники преодолевают от 300 до 500 км в день по обширной и засушливой пустоши. Путешествие по австралийскому аутбеку, сопоставимому по размеру с Соединенными Штатами, а по плотности населения равному менее одной десятой от плотности населения Америки, обычно измеряется в днях, а не в часах.

Два дня подряд гонки, имеющие протяженность 420 и 250 км, не предполагали никакой техпомощи. Участники могли менять лишь те узлы, которые у них были с собой в качестве запасных. С точки зрения соревнования Safari идеологически приближено к кругосветному марафону — несись изо всех сил весь день, чинись ночью, спи, просыпайся, несись и так далее.

Техническая поддержка со стороны вне отведенных зон для заправки и сервиса запрещена. В случае аварии едущий следом гонщик должен остановиться, проверить состояние людей и при необходимости вызвать помощь по радио. Нарушения правил — от превышения скорости на транзитных участках до неспортивного поведения — наказываются штрафом от нескольких сотен долларов до исключения из гонки. Тем не менее на протяжении всего соревнования мы были свидетелями поведения, достойного настоящих профессиональных спортсменов.

Автомобили делятся на классы: серийные, модифицированные или прототипы — в зависимости от объема двигателя, доработок шасси и ски. Если вы будете участвовать на двухлитровом Suzuki Samurai или на Cummins Turbo Diesel, для вас, вероятно, найдется класс. Говорил ли я, что машины должны быть допущены к эксплуатации на дорогах общего пользования, так как в ралли есть транзитные секции, проходящие по обычным магистралям? Извините, парни, но здесь нет трофи-траков в американском стиле или багги класса 1.

Что на Safari не разрешается, так это следовать по маршруту, предварительно проложенному по GPS. Вместо того, чтобы снабдить экипажи сведениями об основных границах пути длиной двадцать пять сотен километров, их оставляют в неведении до вечера накануне следующей секции. А то, что им вручают, — это... дорожная книга. И никаких GPS или карт — они строго запрещены. Стиль этого ралли проверяет команды на мастерство ориентирования, навигационное счисление и внимание к деталям.

24 часа нон-стоп

Вдали послышалось характерное «твамп-твамп-твамп» несущего вертолетного винта, позволяющее безошибочно отличить «птичку» от четырехтактного мотоцикла. На горизонте появилось облако пыли, а затем и сам вертолет. Он завис всего в нескольких метрах над плотным навесом из эвкалипта, похожего на акацию. Сбоку расположился фотограф. Я взял с собой альпинистские ремни, чтобы делать снимки с полозковых шасси вертолета. Первыми прибыли мотоциклы, затем квадроциклы. А потом мы ждали, так как между стартом байков и автомобилей был тридцатиминутный интервал.

Показалось еще одно облако, сопровождаемое надрывным воем двигателя V8, работающего на 6000 оборотов в минуту. Это Holden (Chevy) Colorado, пилотируемый Крэйгом Лаундесом, чемпионом местного кузовного первенства V8 Supercar. Он впервые участвует во внедорожной гонке. Я всего в паре метров от дороги. Лаундес проносится мимо на полной скорости, не снимая ноги с педали газа перед двухфутовым прыжком в высоту прямо передо мной. Адреналин тотчас начинает хлестать по моим венам, и удушающие клубы коричневато-желтой бычьей пыли — перетертого в порошок песка — окрашивают небо и мою камеру в алые тона. Минуту спустя мимо «зарядил» Nissan Patrol, за ним — Isuzu D-Max, Mitsubishi Pajero и Грег Наулс на Hummer H2. Они только на второй сотне километров из двух с половиной тысяч. Прежде чем упаковать оборудование, мы ждем отставших и прыгаем в Land Cruiser. Снова начинаем нашу собственную гонку, цель которой — попасть к следующему месту фотосъемки до боевых машин. За семь дней этот эпизод повторится десятки раз.

Спустя 72 часа мы хватаем путевые записки и дорожную книгу, чтобы к утру добраться до следующего места съемки. Я — штурман. Ситуация чертовски напряженная: незамеченный поворот в аутбеке может дорого стоить. Мы слышали историю джекеру (австралийского фермера) об одной даме, которая уехала с его ранчо после того, как переусердствовала с пивом. Она повернула не туда, и у нее закончилось топливо. Через четырнадцать лет кто-то случайно наткнулся на ее высушенные останки, все еще сидящие за рулем.

2500 км через аутбек

Официальный старт проходит в Перте по великолепным белым песчаным пляжам Индийского океана. Оттуда гонка направляется во внутреннюю часть страны через шахтерские городки австралийского Дикого Запада — Сазерн Кросс, Леонору и Кэлгурли. Спустя две с половиной тысячи километров команды пронесутся через песчаные дюны близ Эсперанса. Каждый день состоит из двух или трех спецучастков по 200–450 км. Самый быстрый экипаж уходит на следующее утро первым со стартовых ворот.

Участникам стоит настроиться на Safari как на марафон-кругосветку и одновременно необузданный четвертьмильный спринт. Техническая поддержка ограничена дозаправкой в специально отведенных местах и ремонтом ночью в бивуаках. У каждого из восемнадцати спецучастков строгий лимит времени.

С точки зрения организации Australian Safari — это правило, в котором нет места исключению. Каждый день в воздух поднимаются два Eagle — австралийских двухместных одномоторника — или другие аэропланы, с которых ведется онлайнрадиотрансляция, а также вертолет, одновременно выполняющий функцию мобильной площадки для фотосъемки и при необходимости подразделения медпомощи. К концу дня из командных штабов, журналистских и коммуникационных палаток, полноценной полевой кухни и стадионного освещения собирается бивуак. Каждое утро весь этот «ансамбль» сворачивается и уезжает к месту уже следующего лагеря.

Когда пыль застлала аутбек в последний день проведения Safari, команды уже гнали через песчаные дюны близ Эсперанса, по самой кромке Южного океана. А в это время японского мотогонщика доставили на вертолете в больницу. Уоррен Денэм разбил свою машину всего в 40 км от финишной линии. Из тех, кто ехал в автомобильном зачете, на подиум поднялись Крэйг Лаундес, Дэррен Грин и Брюс Гарланд. Призерами среди мотоциклистов стали Бен Грэбхем, Тодд Смит и Мэтью Фиш. Зоу Юань Де из Китая победил в международном классе, а шведская гонщица Энн Сил стала 15-й в общем зачете среди мотоциклистов.

Во всех своих проявлениях Australian Safari — хорошо организованная, но все-таки достаточно жесткая гонка. Мероприятие носит штамп австралийского «Дакара», и я не могу с этим не согласиться. Оно напоминает целый гоночный сезон, сжатый до одной сумасшедшей недели, постоянного испытания для людей и машин. В моей памяти Australian Safari останется одной из величайших на планете гонок на выносливость.

текст: Крис КОЛЛАРД
фото: автор
перевод: Асатур БИСЕМБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты