Принимайте поздравления, дамы и господа! На наших с вами глазах рождается история двигателестроения. В настоящее время, пожалуй, лишь непросвещенный может по-прежнему думать, что дизельные моторы на легковых автомобилях — это всего лишь неудавшийся эксперимент. Отнюдь! Теперь так называемые коптилки дают фору бензиновым двигателям
По итогам года дизельные легковушки занимают лишь 7% от общих российских продаж. Виной тому дефицит качественного топлива, отсутствие экономической целесообразности в отечественных условиях, искаженное представление российских автомобилистов. Зато кривая продаж в Старом Свете начиная c 1990-го и особенно с 1997 года похожа на Эверест, неумолимо поднимающийся все выше и выше. Лишь в год экономического кризиса на диаграмме образовался небольшой «уступ». Глядя на цифры, диву даешься: почти половина автовладельцев Западной Европы нынче голосует за солярку. В чем причина успеха?
1894 | Состоялось первое знакомство Роберта Боша с дизельным двигателем и его изобретателем Рудольфом Дизелем |
1921 | Впрыск дизеля с помощью масляного насоса |
1922 | Начало разработки дизельного топливного насоса для грузовых автомобилей |
1923 | Bosch представляет первые прототипы дизельных топливных насосов |
1927 | Начало первого серийного производства дизельных топливных насосов и форсунок для грузовых автомобилей |
1928 | 1000-й дизельный топливный насос |
1931 | Внедрение регулятора для топливных насосов |
1934 | Пневматический регулятор ТНВД |
1936 | Дизельная система впрыска для пассажирских автомобилей |
1950 | 1 000 000-й дизельный топливный насос |
1960 | Распределительный ТНВД серии VM |
1975 | Распределительный насос VE |
1986 | Первая электронная дизельная система управения EDC (Electronic Diesel Control) |
1989 | Аксиально-поршневой рядный насос VP37 |
1993 | Первый двухреечный топливный насос |
1995 | Первая система насос-управление-форсунка |
1996 | Радиально-поршневой рядный насос VP44 |
1997 | Первая система Common Rail для пассажирских автомобилей |
1998 | Насос-форсунка для пассажирских автомобилей |
1999 | Система Common Rail для грузовых автомобилей |
2003 | Третье поколение Common Rail для пассажирских автомобилей с пьезоинжекторами. Дозирующая система Denoxtronic |
Совсем не тот дизель
«Дым на небе, дым на земле...» — еще каких-то двадцать лет назад слова из известной песни «Крематория» были актуальны для моторов с воспламенением от сжатия. Птицы падали замертво еще на подлете к чадящей дизельной машине, а растения в ужасе поеживались. Но за последние полтора десятилетия положение дел в данной области кардинальным образом изменилось. «Легковой» дизель так далеко ушел вперед в своем развитии, что теперь ему удается опережать бензиновые двигатели по ряду показателей и теснить их на европейском рынке. Компания Robert Bosch, крупнейший специалист в области дизельных систем, занимающийся совершенствованием технологии с начала прошлого столетия, выступила с докладом о преимуществах современного мотора на тяжелом топливе. Кто, если не она! Ведь Роберт Бош познакомился с самим Рудольфом Дизелем еще в 1894-м, а затем продолжил его дело.
Переломный момент произошел в 1997 году, когда Robert Bosch GmbH представила самую первую Common Rail — систему непосредственного впрыска с общей топливной рампой высокого давления для пассажирских автомобилей.
Годом позже последовала форсунка для легковушек, затем — Common Rail для грузовиков. Одним из основополагающих принципов развития топливного рэйла стало повышение давления. Если первое поколение разрабатывалось для давления впрыска в 1350 бар, то вторая генерация системы с насосом, регулирующим количество топлива, «выжимала» 1600 бар. Третье поколение, со встроенными пьезоинжекторами, присутствует на рынке с 2003 года. Специалисты компании продолжат совершенствование. Цель — 2000 бар. Состоит система Common Rail из насоса и трубопроводов высокого давления, инжекторов, топливной рампы, электронного блока управления, приводов и датчиков. Гибкий расчет процесса сгорания топлива и отсутствие связи момента впрыска с созданием давления позволили снизить расход топлива, уровень токсичности ОГ и шумности.
До литра форы
Новейшие агрегаты на тяжелом топливе имеют неоспоримые преимущества в сравнении с бензиновыми, и с этим сложно спорить. Во-первых, они дают 30% выигрыша в топливной экономичности и 25% в экологичности, за что особенно полюбились прижимистым европейцам. Для наглядности вспомним об аппетите популярных компактов гольф-класса. Audi A3 1,4 TFSI с его 5,9 л бензина на «сотню» иначе как мечтой горожанина не назовешь. Но у A3 1,9 TDI e запросы еще скромнее — 4,5 л дизтоплива. Еще на 0,2 л меньше требуется Ford Focus 1,6 TDCI Econetic, в то время как бензиновой версии с аналогичным рабочим объемом подавай 6,6 л/100 км топлива. Хотя эти малоежки находятся на самом крайнем полюсе экономичности, они дают особенно точное представление о возможностях и уровне развития дизельных технологий.
Двигатели нового поколения — уже не прежние тихоходы. Перевес в крутящем моменте может доходить до 50%, да и рабочий диапазон оборотов у них шире. Бывают и курьезы. Так, например, паспортные данные нового бензинового Kia Sportage ясно свидетельствуют о том, что при спринте до 100 км/ч дизельный собрат увидит его задние фонари. В ходе одного из бошевских тест-драйвов опытным путем установлено: на практике все в точности до наоборот!
Все это замечательно, но в России легковой дизель, несмотря на его плюсы, пока массово не прижился: «солярочные» модификации дороже, чем бензиновые, а льгот по налогам для компенсации этой разницы у нас нет.
Модель | Двигатель | Расход топлива | ||
---|---|---|---|---|
Audi A3 | А3 1.9 TDI e | 4,5 л/100 км | ||
A3 1.4 TFSI | 5,9 л/100 км | |||
BMW 1-й серии | 118d EffDyn. | 4,5 л/100 км | ||
118i EffDyn. | 5,9 л/100 км | |||
Ford Focus | 1.6 TDCi Econetic | 4,3 л/100 км | ||
1.6 Ti-VCT6.6 | 6,6 л/100 км | |||
Mercedes-Benz A-класса | A160 CDI BlueEff. | 4,3 л/100 км | ||
A150 BlueEff. | 5,8 л/100 км | |||
Skoda Fabia | 1.4 TDI Greenline | 4,1 л/100 км | ||
1.4 16V | 6,5 л/100 км |
текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО и фирма-производитель
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.