&lquot;— А вы на &lquot;студебеккере&rquot;?,
— Можете считать нашу машину «студебеккером»,— сказал Остап злобно,— но до сих пор она называлась «лорен-дитрих». Вы удовлетворены?&rquot;
Примерно такой диалог состоялся у нас ночью на АЗС в городе Чухлома в 500 км от Москвы. Ребята в спортивных костюмах на тонированной «девятке», словно вышедшие из 90-х, нам не поверили. Конечно, привод 4х4, усиленный бампер, две лебедки, сдвоенная четырехдверная кабина, зеленый тент с наклейками из разных рейдов и называется Mitsubishi Canter. Непонятно…
Мне очень повезло: позвонили и пригласили в ПЧ. Это не «Поле чудес», а экспедиционный рейд по самым глухим местам севера Костромского края «Полная Чухлома — 2010»! Почему повезло? Олега Кириченко из клуба 4х4 Trek, предложившего «быть третьим», я знаю давно. Его путешествия всегда интересны и захватывающи, он как гурман выбирает только лучшие направления. Ему, прошедшему на своем автомобиле Монголию и Исландию, в заурядные «прогулки» ездить скучно. Изначально изъявили желание поучаствовать еще пять экипажей, но, как говорил О.Бендер: «Проколы, поломки, энтузиазм населения — все это задерживает…» В общем, наличие детей малых, шефа на работе, тещи, собаки, отсутствие запасных частей сократило наш список до двух машин. Хотя у Дмитрия (позывной Пилот) месяц назад родился сын! Быть может, это обстоятельство помогло ему пройти половину маршрута на боевом Defender 90 с отказавшим во второй день передним мостом. Было весело!
Это не гонки
Чухлома — символ захолустья, но не депрессивного и унылого, а сказочного края, не тронутого благами цивилизации. XX и XXI века обошли стороной этот медвежий угол. В нем царят Покой и Безмятежность. Неделя, проведенная здесь, заменит вам месяц отдыха на любом курорте: воздух чистый, людей в нелепых плавках, «фото с обезьянкой», равно как и очередей за лежаками, нет. Леса, поляны только для вас! А какие тут грибы! Все есть как раз здесь, а не в Греции!
Регламент гласит, что основной философией «ПЧ — 2010» является прохождение всего маршрута и финиш в последнем лагере. Это не соревнования с соперничеством, секундами и протестами и не банальная «покатушка» в грязи ради грязи. Это этнографический рейд, где каждое утро можно выбирать свой маршрут. В «ПЧ — 2006» участвовало всего два автомобиля, а сейчас регистрацию пришлось остановить за пару недель до начала на цифре 88 участников! Реально приехало более 100 экипажей! Более двухсот человек с детьми, собаками и даже одним хорьком! Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Воронеж, Кострома — номера на машинах самые разные.
Интереснейших точек на маршруте каждый день было столько, что посетить их все за короткий световой день невозможно. Нереально огромные для этого глухого края каменные храмы, заброшенные деревни, лес, как в сказке из детства, многие, многие километры тишины, реки, неспешно несущие свои воды, — такую поездку вам не купить в турфирме. Да только ради одного терема в Осташево можно было ехать! Впечатление произвела и дорожная книга «ПЧ — 2010», в которой собрана очень интересная информация о крае.
Каждому своя дорога
Интересно было наблюдать за совершенно разными людьми, семьями, клубами. Автомобили тоже были на любой вкус: стандартные «Нивы», УАЗы и маленькие игрушечные Suzuki Jimny, полноприводные минивэны и, конечно, лифтованные «проходимцы»! Портальные мосты, 35-е и 37-е колеса, лебедки, хай-джеки, шаклы, сенд-траки... Дороги на картах, выдаваемых организаторами, в зависимости от степени «тяжести» имели разные цвета — от зеленого до красного, а те, кому и этого было мало, выбирали красный пунктир «полного удовольствия», которое можно было хлебать несколько часов. Мы предпочитали лишь те места, куда можно добраться, поборовшись с серьезным бездорожьем, куда, кроме местных охотников, уже никто не забредет и где без лебедки не проехать. Уже на рейде к нам на два дня присоединился экипаж из Костромы. Это были наши тезки Олег и Андрей — надежные, опытные, приятные люди. С ними можно ехать и вокруг света! Такие же искатели приключений, как и мы, с чувством юмора, с отсутствием бездумного желания «разложить» свою и чужую машину в колее, они не раз помогли во время рейда. С нами был еще Рамис — большой силы человек, улыбчивый и добрый, спокойный, уравновешенный, а во второй машине ехал штурман Иван — человек рассудительный, немногословный. В общем, мне повезло!
Что есть Россия
Осознать величие России, конечно, можно, посетив города Золотого кольца, увидев архитектурные шедевры Петербурга, съездив на Урал, в Сибирь — да мало ли красивых мест в необъятной стране! А вот почувствовать ее Покой, Широту и Тепло души русской, узнать самому, а не с экрана и из книг, о соотечественниках, живущих в тихих уголках, увидеть их быт, резные терема, неспешную жизнь, понять, как существуют неунывающие люди, полностью вырванные из мира бирж, котировок валют, мусора интернета, пробок, хамства, мишуры и хаоса большого города, можно только здесь, погрузившись в ПЧ, проехав по глухим тупикам матушки России.
Описать сказочную красоту мест, в которых мы побывали, невозможно. Просто дух захватывало! Вечером в лагере можно было услышать совершенно разные истории — ведь у каждого была своя ПЧ, и в этом вся прелесть поездки. Рассказы у костра о поломках, потерях в технике, но не в строю, можно было слушать всю ночь. Сгоревшие сцепления, стертые тормозные колодки, пробитый радиатор — народ «отдыхал и наслаждался». ПЧ хороша еще и тем, что вы сами можете выбрать маршрут любой сложности.
Проснувшись рано утром в последний день рейда, участники были приятно удивлены отсутствием дождя, хотя за три дня привыкли ехать, ставить лагерь, смотреть кино под открытым небом под сыплющейся с неба водяной пылью. И вдруг — солнце! Народ в лагере заметно повеселел. Появилось еще больше детей. С некоторых персонажей вдруг слетел налет важности, появившийся было за два дня бездорожья. Даже те, кто приехал ночью на буксире, улыбались, починяя своих монстров. Были, конечно, и суровые лица — их владельцы осторожничали в общении, снисходительно посматривая с высоты своего мнимого положения, боясь открыться и не понимая, что их видно насквозь. Люди, как машины, внутри бывают разными…
Мед, хлеб и сало
«Чухорги» (организаторы Чухломы) удивляли своей железобетонной стойкостью: все дни и ночи у них были похожи на новогодний праздник, разве что без фейерверков. Отличие лишь в том, что 1 января вы спите до обеда, а потом доедаете оливье и остатки торта, они же рано утром провожали участников ПЧ в рейд. Провожали весело, как загостившуюся тещу, и всем вручали по две баночки меда! Днем ранее в дорогу все получили по буханке хлеба и куску сала. Даже тем, кто равнодушен к этому деликатесу, было приятно! Если и находились недовольные, так только тем, что три дня — это мало!
Мы проехали по заброшенному, мощенному камнями тракту екатерининских времен, который обрывается в непроходимых зарослях и переходит в «дорогу», где без лебедки никак, побывали на Гремячьем, у истока реки Кострома, видели множество заброшенных храмов — всего не описать. В глухомани произошла встреча с одиноким охотником, стоящим на «номере». Был и цирковой номер «распили свою машину», исполненный суровыми ребятами на Toyota, спасение из грязевого плена экипажа «Гео», стоявшего в колее по колено почему-то на ручном тормозе. Нас выходило встречать все население глухой деревни — целых два человека. Когда спустило колесо в жиже, похожей на сгущенку, мы создали в лесу «пробку» груженым лесовозам, и они терпеливо ждали. За пять дней мы поменяли шесть колес, увидели великое множество интересных людей. Экипаж сработался как команда и получил мегатонный заряд бодрости и энергии! Мы отдыхали от бетонных джунглей три дня, наслаждались жизнью вне «Матрицы» — говорю же, повезло: мы пережили «Полную Чухлому»!
Три дня пути, 300 км маршрута, четыре промежуточных лагеря – подготовить такой путь, собрать максимум информации о крае и провести рейд, организуя стоянку более 100 машин, под силу людям энергичным, сильным духом и целеустремленным.
Члены команды «ТАМ в России» «широко известны в узких кругах офф-роуда», а имя «СкиталецЪ» — гарант захватывающего путешествия. Мне повезло: я познакомился с людьми, которые влюблены в то, что они делают! «Разгром», «Один в поле», «Майор», «Железнодорожник», «Камыш», «Белый», «Янка» — за каждым «ником» стоит интереснейшая личность. Эти и другие уникальные члены команды «ТАМ в России» готовили рейд три месяца. Только представьте: в прокатке трассы в разное время участвовали около 20 человек, всеми автомобилями пройдено более 20 тыс. км, и каждый вложил в поездку часть своей души! Это чувствовалось, энергетика организаторов витала в воздухе, их любовь к природе, уважение к участникам рейда — то, что многие запомнили в ноябре 2010 года на ПЧ. Все было отлично организовано — от дорожных карт, кинозала, регистрации экипажей до стоянок лагеря. Разделение маршрутов для подготовленных («Эгегей») и любителей «легких» прогулок по бездорожью («Гео») помогло избежать движения «трамвайчиком» по лесным дорогам, а большой выбор «культурных» точек для просмотра и свобода выбора сделали рейд одним из лучших! Всегда можно было получить помощь и ответ на любые вопросы. Казалось, что ты попал в леса Костромы по путевке «все включено».
текст: Андрей РУССОБАЛТ
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.