Nissan Patrol
5.6 (405 л.с.) 7AT, цена 3 150 000 руб.
Audi Q7
4.2 TDi ( л.с.) 6АT, цена 4 975 000 руб.
Range Rover Supercharged
5.0 (510 л.с.) 6AT, цена 4 681 000 руб.
Мы привыкли к тому, что:
а) европейские, особенно немецкие, автомобили по определению круче, чем прочие;
б) продукция компании Nissan утилитарнее и дешевле, чем модели конкурентов;
в) многие поколения модели Patrol характеризуют ее как грубую и приспособленную под режим оффроуда куда больше, чем под езду по твердому покрытию.
Стереотипы? И надо ли их опровергать?
Мне всегда было непонятно, для чего приобретать дорогой легковой автомобиль, если можно купить внедорожник? Ведь в отличие от покупателя низкобюджетного хэтчбека классов «В» и «С», у которого не хватает сбережений даже на самый скромный кроссовер, для «серьезных клиентов» финансы не являются ограничителем. В недавнем прошлом, когда машины с колесной формулой 4х4 были исключительно брутальны и на асфальте вели себя грубо, у поклонников мощных и стильных легковушек находились свои очевидные аргументы. Они снобистски и высокомерно заявляли: «По управляемости и возможностям получить драйверский кайф на хорошей дороге ваши «джипы» рядом не стояли с нашими спорткарами. А по проселку мы не ездим».
А сейчас как все поменялось! Покупка внедорожника стала очевидной и мотивированной даже для чистого урбаниста — «белого воротничка», зарабатывающего в офисе, а тратящего на курорте. И даже этот персонаж, с иронией взирающий на вывоз рассады и котов на дачу или на поездки в крупный строймаркет, пал жертвой экспансии кроссоверов. И для того, чтобы более широкий круг «простых миллионеров» «приобщился к прекрасному» в виде полноразмерных внедорожников, их облик постепенно становится дружелюбнее, а компромисс между высокими офф-роудными качествами и комфортабельностью, управляемостью, обзорностью сдвигается именно к последним свойствам.
Удар под дых
Это уже шестое поколение модели с некогда метко выбранным и легко понятным на всех европейских языках названием — Patrol. И вправду, он частенько использовался для патрулирования разных территорий — силовыми структурами, охотниками, международными организациями. Посмотрите новостные каналы разных стран — обнаружите его в самых сложных по дорожным условиям уголках мира. Patrol всегда был востребован — уж если он не проедет, значит, потребуется гусеничная техника!
Помню, лет пять назад для презентации обновленного предшественника нынешнего красавца Nissan пригласил журналистов на Сицилию (не только на родину мафии, но и живописнейший остров в Средиземном море, переживший становление всех цивилизаций). Среди множества подобных поездок эта оказалась одной из самых запоминающихся — нам дали возможность с живописного побережья, где плещет волна и бегают загорелые русалки, за рулем Nissan Patrol подняться в горы. Через два часа после старта стало понятно, что это не рядовая поездка по серпантину и демонстрация проходимости на полигоне, а подарок Судьбы. Маршрут лежал к жерлу одного из самых известных в мире вулканов — Этны, почти в пекло, из которого за два года до того извергалась лава, пожегшая один бок гигантской сопки. Зрелище фантастически захватывающее! Стоишь на кромке, за которой вглубь, к центру горловины, идет неожиданно плавный склон, покрытый еще теплой (градусов 40–50) запекшейся лавой, и волей-неволей думаешь, что этот «свищ» может снова прорваться.
Patrol не только помог нам попасть в столь экзотическое место, но и укрепил прежнюю убежденность автожурналистов (публики искушенной и скептически настроенной!) в том, что такое по плечу всего нескольким моделям, для перечисления которых хватит пальцев одной руки. Ведь заброшенная каменистая «дорога», оставшаяся в наследство то ли от греков, то ли от римлян (в любом случае очень древних!), с фанатичной настойчивостью селившихся на столь же плодородных, сколь и опасных для жизни склонах, для современного колесного транспорта явно не предназначалась. И, что парадоксально, сопровождающие нас ниссановцы не увещевали водителей с вежливо-встревоженными лицами: мол, друзья, будьте поаккуратнее, езжайте потише. Совсем наоборот! Они говорили: «Дуйте напрямую, врубите полный привод, «понижайку» и газ в пол — ничего не бойтесь!» И здесь Patrol оказался королем: камни, ямы, промоины, выступы скал — все это суровому покорителю офф-роуда даже в штатном исполнении оказалось практически безразлично! Потряхивает? Так держись за руль покрепче!
Три месяца назад мы брали «старый» Patrol на испытания (помните тройной тест в ОРД №10, Естественный подбор?). Те же впечатления: на бездорожье вне конкуренции, но на шоссе, увы, не боец… Зубодробительная тряска, грузовая неточность в управляемости, «дубовость» в отделке, неудобство посадки за рулем, дешевые материалы интерьера. Зато имидж! «Проходимец» с большой буквы. Из реальных конкурентов — Toyota Land Cruiser, долгие годы отнимавшая львиную долю покупателей в данном сегменте. И именно против «двухсотки» заточен новый Patrol. Но того, до чего тойотовцы шли эволюционным путем, Nissan решил достичь рывком, «одним махом». Неразрезные мосты? Долой! Полный привод Part time — вон! Традиционные рядные шестицилиндровые двигатели больше не нужны, теперь V8. Да и дизель уже не предлагается! Как и механическая КП. Да-а, и это удар по LC200? Не знаю… Но известно, что новый Patrol в первую очередь нацелен на североамериканский и ближневосточный, «нефтяной», рынки. Он заметно покрупнел и почти дорос до прежнего ниссановского флагмана, «монстра» Armada — не забыли, что такой выпускается для рынка США? На его же основе базировалась и премиуммодификация Infiniti QX56. А ее преемница, которую мы с вами в скором будущем сможем обкатать, по сути, именно наш сегодняшний герой, только прибамбасов побольше. Хотя куда уж? Ведь и Patrol наряжен, как жених, причем не на сельской свадьбе. Стиль отделки, конечно, грубее, чем у традиционных премиум-марок, но все скроено ладно, дорого и без кича.
И вместе с тем стоны о том, что новый, старший, Nissan утратил свой универсально-внедорожный облик, раздаются со всех сторон. Как же! Движок лишь бензиновый — аж пять с половиной литров, про аппетит и не спрашивай, КП — автомат, и передний и задней мосты «разрезные». Что это, сдача джиперских позиций по всем фронтам, и мы готовимся объявить капитуляцию? Очевидно, что прошлые поколения были утилитарнее, брутальнее и больше подходили для штурма бездорожья. Что противопоставляет им новичок?
Первое — фантастическую геометрическую проходимость! Чтобы достать порогом или бампером до выступов рельефа, надо очень постараться, то есть на бездорожье можно ломиться по прямой. Второе — «умную» конструкцию подвески: не пугайтесь, чересчур хитрых, «малоремонтопригодных» решений здесь нет. Зовется «зверь» HBMC (Hydraulic Body Motion Control), а попросту это система гидроцилиндров на каждом колесе, которые оперативно, в зависимости от дорожной ситуации, перезагружают или даже меняют ход подвески своего «подопечного» колеса. Работает это весьма эффективно — и правда, как на твердой почве, так и на грунте новый Patrol не раскачивается и не «колбасится», как его предшественники. Он удивительно стабилен и на прямой на высоких скоростях. Штурвал, конечно, «пустоват», но в околонулевой зоне подруливать не приходится — лишь при активной смене курса слегка теряется связь с дорогой — угадать, на какой угол вывернуты колеса, нелегко.
Далее — об оснащении: в трансмиссии теперь вискомуфта (истинные джиперы должны запричитать «чур меня, чур» и начать креститься на свой внедорожный киот), а мы как цивилизованные агностики спокойно отметим, что при включении пониженного ряда КП поток мощности на передок идет жестко, минуя регулирующую «паркетную» систему. А в дорожном режиме как раз очень удобно, что передний мост сам «подтыкается», именно когда колеса начинают проскальзывать в повороте либо на скользком покрытии. Хотя можно и замкнуть муфту вручную. Теперь Nissan по примеру других производителей внедорожников применил систему адаптации трансмиссии к разным режимам бездорожья. Джойстик в виде шайбы, расположенный на тоннеле между креслами, доходчиво, как говорят пресловутые американцы, «для дурака», подсказывает, в какое положение его повернуть — на выбор «шоссе», «песок/грязь», «камни» и «снег». Вам помогут спуститься и подняться в гору, изменить чувствительность педали газа, работу подвесок и электронных вспомогательных систем.
Еще один козырь новинки — удивительное для такого переростка ощущение габаритов. Кроме того, что водитель интуитивно чувствует размеры машины, ему помогают видеокамеры, включая боковые в зеркалах, обращенные к земле. И все это передается на ЖКэкран, заметно помогая в парковке.
И еще: Patrol на практике оказался не настолько прожорлив, как можно было ожидать. Обычно те цифры, которые нам сообщаются в техданных, скорее являются желаемым, а не действительным. А тут опыт реальной эксплуатации выдал нам неожиданно невысокие данные — порядка 17–18 л на «сотню» в смешанном режиме.
Силовой агрегат Nissan Patrol размещен спереди продольно. В мостах установлены простые симметричные дифференциалы (Д). В раздаточной коробке межосевого дифференциала не предусмотрено: за отбор мощности на передний мост отвечает система torque-on-demand (Т). На центральном тоннеле размещен пульт управления трансмиссией. В режиме Auto при движении по ровной сухой дороге вся мощность передается на задние колеса, а при проскальзывании одного из них подключается многодисковая фрикционная муфта, диски которой работают в масле. Мощность на приводной вал переднего моста передается зубчатой цепью. Кроме того, наличествуют режимы Sand, Snow, Rock, что значит «песок», «снег», «камни» соответственно. При работе в этих режимах электроника управляет не только раздаточной коробкой, но и автоматической коробкой передач и системой стабилизации, которую можно отключить. Для повышения свойств машины на бездорожье в раздаточной коробке предусмотрена понижающая передача (ПП). Дифференциал заднего моста можно принудительно заблокировать (П).
Два раза «ку»
Q7 — флагман линейки Audi, как минимум линейки внедорожной. Этот простейший измерительный прибор, позволяющий начертить прямую линию нужной длины, как нельзя кстати ассоциируется с гаммой моделей Audi. Почему, разве они так прямолинейны? Или их дизайн плоский и невнятный? Отнюдь! Просто от «детского» А1 до «президентского» А8, включая модификации с внедорожным префиксом Q, все ингольштадтские машины чрезвычайно похожи! Одинаковы с лица. Это хорошо и удобно для тех, кто продвигается вверх по «служебной лестнице». Но это же путает карты при идентификации «ху из ху».
Благодаря приземистому, покатому силуэту Q7 в отличие от своих конкурентов не кажется монстром, но это оптический обман. Он изначально был заточен под «основного заказчика», США, требующего третий ряд сидений и на дух не переносящего заботу о компактности. Отсюда вытекают и многие ездовые качества модели. Прежде всего это расслабляющая и усыпляющая комфортность, которая (вот парадокс!) вовсе не означает расхлябанности и нечувствительности. Пустоватый руль, как ни странно, не требует постоянных подруливаний. А подвеска, выставленная в комфортный режим, отнюдь не позволяет тяжелому автомобилю гулять по волнам дорог и бездорожья, а просто дистанцирует ездоков от окружающей действительности. Узнается стиль Audi! А что если «оспортивить» режим работы подвески? Управляемость, и без того отличная, вроде бы и не улучшилась, а вот плавность хода заметно пострадала, так что оставим режим dynamic любителям потешить свое самолюбие якобы спортивной ездой.
Под стать этому и динамические качества Q7 — быстрые, но плавные, чуть задемпфированные. Даже резко открытый дроссель не заставит ездоков отбрасывать голову к подголовникам, хотя уже через три секунды вы понимаете, что фантастический по потенциалу турбодизель 4,2 л утягивает вас вперед с равномерно-ракетным ускорением! В том же стиле работает и АКП, переключения в которой происходят не только без толчков, а вообще незаметно — лишь прыжки стрелки тахометра подскажут об оперативных переменах передач, своевременных как вверх, так и вниз. Ну, и акустический комфорт, столь же великолепный, сколь и опасный (скорость скрадывается вдвое!), можно считать визитной карточкой чуть пресноватого, но от этого не менее эталонного кроссовера Audi Q7!
Силовой агрегат полноразмерного кроссовера Audi Q7 размещен спереди продольно. В мостах установлены простые симметричные дифференциалы (Д). В раздаточной коробке размещен дифференциал повышенного трения типа torsen (НСД). Он выполнен по планетарной схеме, но его шестерни имеют винтовые зубья, геометрия которых и обеспечивает эффект самоблокировки. Для передачи тяги на приводной вал переднего моста в раздаточной коробке используется зубчатая цепь. Межосевой дифференциал — несимметричный, и в случае одинаковых условий по сцеплению колес с дорогой обеспечивается распределение тяги между колесами передней и задней осей в пропорции 40:60. При изменении дорожных условий, через колеса передней оси может быть реализовано до 65% тягового усилия, через колеса задней оси — до 85%. Водитель не имеет возможности принудительно влиять на распределение мощности в трансмиссии. В помощь водителю предусмотрена система имитации блокировки межколесных дифференциалов. По команде электроники блокируется забегающее (проскальзывающее) колесо.
Безумный «яхтинг»
Сравнение Range Rover с мощной современной и роскошной яхтой напрашивается само собой и уже стало банальностью. Но его версия Supercharged с зашкаливающей за полтысячи «лошадей» мощностью уже не только позволяет «прохватить с ветерком», но и требует от «капитана» серьезных навыков и сдержанности в маневрах. А то «не поймаешь» и протаранишь соседний «Титаник» или причал вместе с набережной!
А ведь этот автомобиль уже можно причислять к ветеранам. Он десятый год на конвейере, пусть и с некоторыми модернизациями, включая установку этого сверхмощного «ягуаровского» силового агрегата. Я уж не говорю, что предшествующие модели за 40 лет стажа пробили дорогу всем конкурентам, играющим на поле премиум-внедорожников. Отсюда и достоинства (опыт), и недостатки (консерватизм) Range Rover.
Не будет преувеличением назвать его самым комфортабельным среди всех конкурентов не только по отделке и удобству посадки, но, главное, по отстраненности «каюты» от окружающей действительности — то унылой, то агрессивной. Здесь можно уберечь своих близких как от непогоды, так и от косых взглядов — такой машине не завидуют, потому что те, кто подвержен этому смертному греху, слишком сильно отстают по лестнице своих возможностей от уровня владения этим дорогим во всех отношениях британским автомобилем. Ведь не секрет, что высокие эксплуатационные расходы и быстрая амортизация цены ложатся дополнительным бременем на кошелек.
Можно было бы бесконечно перечислять все «приятности» пользования этим предметом роскоши, но мы кратко покритикуем Range Rover за излишнюю валкость на дуге — тяжелый кузов кренится, утаскивая свое тело наружу поворота. А главное, не забудьте: законов физики еще никто не отменял — тормозной путь растет пропорционально квадрату скорости. А она здесь набирается фантастически быстро и неощутимо.
Силовой агрегат Range Rover размещен спереди продольно. В мостах установлены простые симметричные дифференциалы (Д). Между колесами передней и задней осей тягу распределяет симметричный дифференциал, выполненный в виде планетарной передачи (СП). В паре с ним работает многодисковая фрикционная муфта, обеспечивающая его блокировку в автоматическом режиме (Э). Такая же муфта блокирует и дифференциал заднего моста. Для передачи мощности на приводной вал переднего моста используется зубчатая цепь. Еще один планетарный ряд в раздаточной коробке выполняет функции понижающей ступени (ПП), ее передаточное число — 2,93. Водитель может включить ее принудительно, причем одним из двух способов. Можно воспользоваться соответствующей клавишей, размещенной на центральном тоннеле (положения Hi, Lo). А можно выбрать режим «камни» (крайняя правая пиктограмма селектора Terrain Response). Для повышения свойств машины на бездорожье водитель может отключить систему стабилизации курсовой устойчивости и воспользоваться системой помощи на уклоне.
Результаты геометрических и весовых измерений, произведенных экспертами редакции в условиях автополигона | ||||
---|---|---|---|---|
Nissan Patrol | Audi Q7*** | Range Rover Supercharged*** | ||
C | Просвет под передним мостом по центру, мм | 285 | 215 (270) | 235 (271) |
Просвет под передним мостом в плечевой зоне, мм | 265 | 205 (242) | 260 (285) | |
Просвет под задним мостом по центру, мм | 290 | 245 (298) | 255 (275) | |
Просвет под задним мостом в плечевой зоне, мм | 220 | 215 (250) | 220 (235) | |
D | Просвет минимальный внутри базы, мм | 305 | 227 (285) | 248 (280) |
Просвет под рамой или лонжероном, мм | 335 | 270 (310) | 300 (380) | |
Просвет под топливным баком, мм | 305 | 213 (265) | 235 (275) | |
B1 | Ширина салона спереди, мм | 1560 | 1445 | 1430 |
B2 | Ширина салона сзади, мм | 1550 | 1410 | 1490 |
B3 | Ширина багажника мин./макс., мм | 1270 | 1190/1400 | 1190/1400 |
V | Полезный объем багажника (5 чел.), л | 472 | 444 | 516 |
Технические характеристики автомобилей | |||
---|---|---|---|
Nissan Patrol | Audi Q7 | Range Rover Supercharged | |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||
Длина, мм | 5140 | 5089 | 4972 |
Ширина, мм | 1995 | 1983 | 2034 |
Высота, мм | 1938 | 1737 | 1877 |
Колесная база, мм | 3075 | 3002 | 2880 |
Колея спереди/сзади, мм | 1706/1704 | 1651/1681 | 1629/1625 |
Масса снаряженная/полная, кг | 2810/3500 | 2420/3115 | 2635/3200 |
Максимальная скорость, км/ч | 210 | 236 | 225 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 6,6 | 6,4 | 6,2 |
Диаметр разворота, м | 12,8 | 12,0 | 12,6 |
РАСХОД ТОПЛИВА | |||
Городской цикл, л/100 км | 20,6 | 14,9 | 22,6 |
Загородный цикл, л/100 км | 11,0 | 8,9 | 10,4 |
Смешанный цикл, л/100 км | 14,5 | 11,1 | 14,9 |
Топливо/объем топливного бака, л | Аи-95/100 | Дт/100 | Аи-95/104 |
ДВИГАТЕЛЬ | |||
Тип двигателя | Бензиновый | Турбодизель | Бензиновый, компрессорный |
Расположение и количество цилиндров | V8 | V8 | V8 |
Рабочий объем, см3 | 5552 | 4134 | 4999 |
Мощность, кВт / л.с. | 405/298 | 340/253 | 510/375 |
при об/мин | 5800 | 3750 | 6000 |
Крутящий момент, Нм | 560 | 760 | 625 |
при об/мин | 4000 | 1800–2500 | 2500–5500 |
ТРАНСМИССИЯ | |||
Коробка передач | АКП7 | АКП6 | АКП6 |
Понижающая передача | 2,68 | — | 2,93 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |||
Подвеска спереди | Независимая, пружинная | Независимая, пневматическая | Независимая, пневматическая |
Подвеска сзади | Независимая, пружинная | Независимая, пневматическая | Независимая, пневматическая |
Рулевой механизм | Реечный | Реечный | Реечный |
Тормоза Спереди | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Тормоза Сзади | Дисковые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Средства активной безопасности | VDC + HSA + TPMS | ESP + HDC + Side Assist + Roll-over | ABS + EBD + EBA + HDC + ETC + DSC |
Размерность шин* | 275/60R20 (33,0'')* | 275/45R20 (29,7'')* | 265/50R20 (30,4'')* |
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ | |||
Примерные расходы за год и 20 тыс. км, руб. | 356 105 | 410 900 | 470 905 |
В расчете учтены | |||
Стоимость полиса КАСКО (стаж от 7 лет)**, руб. | 195 655 | 278 380 | 273 255 |
Дорожный налог в Москве, руб. | 60 750 | 51 000 | 76 500 |
Базовая стоимость ТО***, руб. | 20 170 | 21 420 | 32 760 |
Стоим. первой замены масла***, руб. | 4710 | 10 150 | 11 510 |
Периодичность ТО, тыс. км | 15 | 15 | 12 |
Расходы на горючее по смешанному циклу, руб. | 74 820 | 49 950 | 76 880 |
ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛОВИЯ | |||
Длительность гарантии, лет/тыс. км | 3/100 | 2/без ограничения пробега | 3/100 |
СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ | |||
Тестовая комплектация****, руб. | 3 149 900 | 4 974 800 | 4 681 400 |
Базовая комплектация****, руб. | 2 989 900 | 2 680 000 | 3 913 000 |
Экспертные оценки по итогам испытаний | ||||
---|---|---|---|---|
Показатель | Макс. балл | Nissan Patrol | Audi Q7 | Range Rover Supercharged |
Кузов | 25,0 | 20,8 | 19,2 | 19,7 |
Место водителя | 9,0 | 6,3 | 6,4 | 6,1 |
Место за водителем | 7,0 | 7,0 | 5,5 | 5,9 |
Багажник | 5,0 | 3,5 | 3,3 | 3,7 |
Безопасность | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Эргономика и комфорт | 25,0 | 24,2 | 23,9 | 23,8 |
Органы управления | 5,0 | 5,0 | 4,9 | 4,6 |
Приборы | 5,0 | 4,8 | 4,9 | 4,8 |
Климат-контроль | 4,0 | 4,0 | 3,9 | 4,0 |
Материалы салона | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Свет и обзорность | 5,0 | 4,7 | 4,7 | 4,6 |
Опции | 5,0 | 4,7 | 4,5 | 4,8 |
Внедорожные качества | 20,0 | 16,6 | 13,9 | 17,9 |
Просветы | 4,0 | 3,7 | 3,6 | 3,7 |
Углы | 5,0 | 2,5 | 2,7 | 4,1 |
Артикуляция | 3,0 | 3,0 | 2,1 | 2,6 |
Трансмиссия | 4,0 | 3,6 | 2,3 | 3,7 |
Защищенность | 2,0 | 1,8 | 1,4 | 1,9 |
Колеса | 2,0 | 2,0 | 1,8 | 1,9 |
Экспедиционные качества | 20,0 | 16,9 | 17,8 | 16,0 |
Управляемость | 3,0 | 2,6 | 2,8 | 2,3 |
Ездовой комфорт | 3,0 | 2,6 | 2,6 | 2,8 |
Разгонная динамика | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Расход топлива (смешанный цикл) | 3,0 | 1,6 | 2,6 | 1,4 |
Запас хода по шоссе | 2,0 | 1,4 | 2,0 | 1,4 |
Грузоподъемность | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 1,6 |
Длина разложен. багажника | 2,0 | 1,7 | 1,8 | 1,5 |
Запасное колесо | 2,0 | 2,0 | 1,0 | 2,0 |
Расходы | 10,0 | 5,0 | 5,0 | 4,8 |
Цена в тестовой комплектации | 4,0 | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
Эксплуатационные расходы | 4,0 | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
Перспективы перепродажи | 2,0 | 1,4 | 1,4 | 1,2 |
Итого | 100,0 | 83,5 | 79,8 | 82,2 |
Nissan Patrol | Audi Q7 | Range Rover Supercharged | |
---|---|---|---|
Плюсы | Просторный салон, высокое качество материалов, замечательная геометрическая проходимость | Тихие мягкие манеры трогания и управления сочетаются со стремительными повадками | Потрясающее ощущение изолированности салона от внешней среды, отличная динамика |
Минусы | Нет утилитарных версий с дизелем, МКП и зависимыми мостами | Отсутствие индивидуального стиля как следствие корпоративного дизайна | Валкость при прохождении поворотов мешает насладиться управляемостью |
Вердикт | Новый стиль Patrol не превратил его в нежный кроссовер, но добавил возможностей на асфальте | По-легковому точные повадки не мешают Q7 оставаться одним из наиболее проходимых кроссоверов | Выбор для тех, кто уже достиг того уровня жизни, когда можно себе ни в чем не отказывать |
текст: Владимир СМИРНОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.