Полуостров смерти

Майа-Ривьера. Юкатан. Мексика

Текст: Виктор ЛЯГУШКИН
Фото: Виктор ЛЯГУШКИН

Каждая территория, ареал обитания, этноценоз (называйте как хотите) обладает своим, уникальным настроением. Питер – это нечто страдальчески-депрессивное, Москва – радостно-суетливое, Мальдивы – беззаботно-счастливое… Не знаю, что откуда берется, но ощущения на уровне объективной реальности. И вот после месяца, проведенного в Мексике, я могу с уверенностью сказать: Юкатан – это полуостров радости жизни и счастья смерти.

Полуостров Юкатан можно сравнить с гигантской губкой. Тысячи пещер, словно поры, пересекаясь, пронизывают каменное тело полуострова и в конце концов сообщаются с морем. Когда-то эти катакомбы были сухими, и там образовывались сталактиты. Но после падения метеорита (произошло это около 65 миллионов лет назад) полуостров опустился, и его полости были залиты местами соленой морской, а местами пресной дождевой водой. Вышеупомянутые сталактиты законсервировались в воде, создав тем самым уникальный природный феномен. Целью нашей разношерстной экспедиции было исследование синодов (на языке майя «усонод» означает «колодец») или, проще говоря, затопленных подземных пещер.

Странные цели индейцев майя

Подобные пещеры есть и у нас в России: например, Ордынская, но это скорее редкость, в Мексике же они повсюду. Неудивительно, что здесь очень развита индустрия пещерного дайвинга, который, кстати, отличается от погружений в открытой воде значительной сложностью в организации и подготовке. Если под землей у вас погаснет фонарь, то найти обратный путь будет проблематично, а отказавший регулятор со всей очевидностью докажет невозможность экстренно всплыть – сверху земля. Зато отважившемуся откроются величественные залы подземных дворцов гномов, словно сошедшие со страниц произведений Толкиена. В свете фонаря их колонны, троны и люстры засияют в прозрачнейшей воде драгоценными камнями. В это же самое время солнечные лучи будут пробиваться сквозь маленькие окошки под потолком «готического собора» и манить на поверхность из мира тишины и мрака.

В свое время активно интересовались синодами и индейцы майя. Правда, они использовали эти природные образования для каких-то странных целей – бросали в них девственниц, строили над синодами обсерватории и прятали в черных глубинах золото. Скажу пару слов о последнем пункте перечня. Все, кто побывал в мексиканских пещерах, уносят в душе детскую мечту: приехать сюда еще раз и все-таки найти клад великих майя. Тем более что нечто подобное время от времени происходит.

Баашка баалид

Вопреки расхожему мнению, индейцы майя существуют и сегодня. Правда, они совершенно забыли свою великую культуру, поэтому теперь рядом с памятниками великих предков бесцельно тусуются люди, больше похожие на чукчей в расшитых хохляцких рубашках, чем на великих воинов древности в перьях птицы Кецаль. Хорошо, хоть язык сохранили. Кстати, количеством шипящих он напоминает русский. «Баашка баалид» – на языке майя всего-навсего «здравствуйте». Похоже на утреннее приветствие после праздников?

Сохранились и памятники, несмотря на, видимо, постоянные праздники. Все потому, что испанские завоеватели не были пытливыми натуралистами. Да, они перестроили все города, в которых жили индейцы во время завоевания. А брошенные в джунглях искать не стали. Вот их и находят время от времени. Этакие грандиозные сооружения, поражающие своей мощью и… полным отсутствием смысла. Согласитесь, странно сооружать десятки тысяч километров дорог идеального качества, строить сотни арочных мостов при отсутствии колеса, или делать операции на мозге и не знать железа. Таких нелепиц здесь более чем достаточно. Например, удивительное отношение индейцев майя к смерти.

Смерть им к лицу

В цивилизациии майя культивировалась совершенно необъяснимая с позиции дарвиновского детерминизма страсть к самоубийствам. Их идеалом жизни, как ни странно, была ранняя смерть. На ежегодных жертвоприношениях из жизни уходили сотни юношей и девушек, причем это была мечта любого подростка! Например, победитель в знаменитой игре в мяч в виде награды тоже получал разрешение… уйти из жизни.

Ассимилировавшись с завоевателями, народ майя передал им вместе со смуглым цветом кожи и эту странную страсть к смерти, страсть на уровне детского любопытства – а что будет, если сунуть пальчик в розетку? И ведь «суют» до сих пор, несмотря ни на что! Правда, уже более цивилизованно. Один праздник смерти чего стоит! Хотя нет, карамельные скелетики – это все детские шалости, для рекламы туристических фирм. Есть другой обычай: распинать на пасху реального, живого человека, причем быть распятым – большая честь, поэтому в течение всего года идет конкурсный отбор на роль «мученика». Выигравший получает право, накачавшись наркотиками, пройти реальный крестный путь, после которого его распинают на местной Голгофе. Это захватывающее зрелище транслируют общенациональные каналы в прямом эфире! Менее известным, я бы сказал, закрытым обрядом является традиция приносить в дом симона...

У нас сиеста

Симон (женщины и дети, отвернитесь) – это настоящее чучело человека. В каждом маленьком, так называемом колониальном, городке есть свой симон. Считается, что он забирает болезни и несчастья из дома, в котором находится, и переносит их (несчастья) в мир духов. Если у вас, например, заболела теща, вы приносите к себе в дом симона, сажаете его в кресло рядом с постелью умирающей и ждете, пока она поправится.

Несмотря на все вышесказанное, мексиканцы – самый веселый и по-детски беззаботный народ, который я видел. Кажется, что радость и веселье у них в крови. Не знаю, может, всему виной проходящий через Мексику «Великий Кокаиновый Путь», а может, они от рождения такие. Даже во время сиесты мексиканцы не прячутся по домам, как, например, в Испании. Только солнышко начинает припекать, они просто ложатся под какой-нибудь кустик и спят. А, проснувшись, спешат дальше по своим мексиканским делам.

Ты что, не понял?

Вечером вся Мексика выходит на улицы с инструментами. Играют, кто на чем умеет. Музыканты собираются в случайные оркестрики, вокруг них тут же сбивается небольшая толпа, и все начинают танцевать. Поначалу я пытался давать денег каждому встреченному квартету, но те только удивлялись и денег не брали – мол, играем для себя. Гордые! А если узнают, что из России, то могут и текилой угостить. Кстати, в Мексике вообще и на Юкатане в частности к нашей великой родине самое трепетное отношение. Оно основано на… яростной нелюбви к могучему северному соседу за отобранные в XIX веке штаты Техас и Калифорния. Ну а в далекой России мексиканцы видят силу, которая может хоть что-то противопоставить ненавистным гринго. По их мнению, наша страна называется «Руссиа», а не «Раша», как мы привыкли говорить на английский манер. Жалко, что последнее я слишком поздно понял – в ресторанах и магазинах скидки до 50%! А так – «Раша» и «Раша», мало ли кто в Мексику ездит! Что же касается страшной мексиканской преступности, описанной во всех путеводителях... Знайте, наших соотечественников это не касается. Дело в том, что первые туристические группы (они в основном состояли из представителей молодой российской элиты начала девяностых) оставили самое нелицеприятное впечатление от робких попыток ограбления. Так что, если к вам попытаются подойти местные криминальные авторитеты, фраза «Ай эм фром Руссиа, Солнцево, андестенд? Ты что, не понял?» быстро все поставит на свои места.

Дедушкины грибы

Проселочные дороги полуострова – словно ожившие кадры из фильмов Квентина Тарантино или американских ужастиков 50-х годов. В то же время вокруг туристических центров все наоборот. Впечатление, что какой-то мальчик (видимо, очень большой) рассыпал в неисчислимом количестве разноцветные кубики прокатных Jeep Wrangler. А возле входов в пещеры высятся серьезные пикапы с американскими номерами и не менее серьезными американскими же дайверами. Ну и конечно, странные автомобильчики (похоже, ручной сборки) для сдачи внаем за копейки. Кстати, машину здесь брать стоит, поскольку все самое интересное лежит по крайней мере на расстоянии пятидесяти километров от американизированных курортов. Именно там начинается настоящая Мексика с ее приветливыми людьми, копеечными ценами, памятниками древности без немецкой штукатурки и особым духом страны, который не передать словами.

Именно здесь можно встретить благообразного старичка с палочкой, который ходит по опушке сельвы и собирает… галлюциногенные грибы. Или вот еще вариант: вы заходите в дом, чтобы спросить дорогу, и попадаете прямо на деревенский пир по случаю пойманной и зажаренной мексиканской дикой кошки. Тот факт, что она включена во все красные книги, индейцев мало волнует – их предки охотились, и они будут. Если уж совсем повезет, то можно встретить редкого зверя по имени «тихоня». По правде говоря, я до сих пор не знаю, что это такое. Скажу лишь, что чаще всего он ручной, живет при людях и дерется за еду с ручными же мартышками. Да, что ни говори, а Юкатан – очень странное место…


Пирамида Солнца в Чечен-Итце. Ориентированная по сторонам света, пирамида до сих пор не раскрыла множество своих секретов. В ее архитектуру древние строители заложили свои представления об устройстве мира. Например на ней 365 ступенек, а последняя, общая ступенька на четверть больше, чем все остальные...
История великой цивилизации

Принято считать, что первые люди появились в Мексике за 20 тысяч лет до Колумба. Их потомки создали несколько последовательно сменявших друг друга цивилизаций, расцвет которых пришелся на период между 1200 г. до нашей эры и 1521 г. новой эры. Самой ранней была цивилизация ольмеков (1200–600 гг. до н.э.), возникшая на влажных низинах нынешнего южного Веракруса и Табаско. К 300 г. до н.э. к ним присоединились сапотеки из Оахаки с храмовым центром в Исапе (с 200 г. до н.э. до 200 г. новой эры). К 250 г. новой эры майя уже строили свои ступенчатые храмовые пирамиды на полуострове Юкатан. Первая великая цивилизация в центральной Мексике процветала в Теотихуакане между 250 и 600 гг. новой эры, а ее преемниками стали толтеки из Хочикалько и тула. Ацтеки были наследниками целой цепочки империй, утвердившихся в Теночтитлане в начале XIV столетия.

Цивилизациям, существовавшим около трех тысяч лет, был нанесен смертельный удар в какие-то два года. Это случилось после того, как неподалеку от современного Веракруса 21 апреля 1519 года высадился Эрнан Кортес. По имеющимся историческим данным, ацтеки сначала были радушны, так как, согласно их календарю, 1519 год сулил возвращение с востока их бога Кетцалькоатля. Своих первых пособников испанцы встретили в городах, чьи жители восставали против господства ацтеков. Набрав, таким образом, пополнение из шести тысяч местных жителей, конкистадоры подошли к столице ацтеков Теночтитлану, городу, который по величине превосходил любой испанский. Царь Монтесума II пригласил посланцев во дворец, и испанцы немедленно взяли его в заложники. К 13 августа 1521 года сопротивление ацтеков иссякло. Положение покоренного народа с ужасающей быстротой ухудшалось, и не только потому, что колонизаторы обращались с ним крайне жестоко, но и из-за привезенных ими заболеваний. Численность коренного населения за время завоевания упала с 25 миллионов человек до одного миллиона к 1605 году.

Древние цивилизации Мексики создали образцы самой грандиозной и радующей глаз архитектуры за всю историю человечества. Такие места, как Теотихуакан, Монте-Альбан, Чичен-Итца и Ушмаль, остались практически нетронутыми памятниками доиспанской эпохи, с их ритуальными центрами, пирамидами, храмами и площадками для игры в мяч. Одной из первостепенных забот испанских завоевателей было заменить эти языческие сооружения христианскими церквями.

Вот такие странные сооружения можно встретить по всему Юкатану. Экскурсоводы называют их крепостями. Мне же показалось, что это скорее ритуальные... сортиры. Слишком уж маленькое пространство внутри. Лестница пирамиды солнца в Чечен-Итце. Пропорции ступеней таковы, что спуститься самостоятельно здесь могут только самые отважные. Кажется, что каждый шаг ты делаешь в пропасть.
Знаменитые каменные дороги майя тянутся на десятки тысяч километров. Назначение этих прекрасно сохранившихся «автострад» совершенно непонятно. Ведь индейская цивилизация не знала колеса!

Синод Ангелита. Уникальное природное явление. Этот метеоритный колодец имеет глубину 60 и радиус 40 метров. Но самое интересное в том, что в 30 метрах от поверхности происходит выброс сероводорода, который, в свою очередь, образует в толще воды трехметровый слой густого сероводородного тумана.
Духи требуют жертв

Погружения в синоды полуострова Юкатан начались еще в начале первого тысячелетия до нашей эры. Как было уже сказано, пораженные красотой этих водоемов индейцы майя совершали в них омовения перед разнообразными ритуалами и приносили жертвы. Но своего рода жертвоприношения происходят и в наши дни. Духи пещер требуют новых жертв... И каждый раз находятся люди, приносящие себя на алтарь подземных божеств. Новый виток «синодных» трагедий начался в середине пятидесятых годов в связи с широким распространением акваланга. Сотни слабо подготовленных дайверов уходили в темноту узких проходов Юкатана, чтобы никогда больше не увидеть белого света. Введение регулирования подводной деятельности уменьшило поток, но не смогло остановить его полностью. Желание поиграть с адреналином клаустрофобии толкало теперь уже подготовленных дайверов все дальше внутрь пещер... С тех пор прошло больше сорока лет, но и сегодня, несмотря на все возрастающие требования по сертификации погружений в пещеры, около четырехсот (!) дайверов со всего мира каждый год находят последний приют в теплой воде Юкатанских пещер. Последним шагом мексиканского правительства стало запрещение дайв-центрам на владение баллонами. Баллоны теперь «забивают» на специальных «танк-станциях», принадлежащих правительству. Но перекрыть поток дайверов-любителей все равно не удается. Трудно запретить людям распоряжаться своей судьбой...


№2 март 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты