Три веселых буквы

Наш корреспондент побывал на главном офф-роуд предприятии Австралии

Текст: Крис КОЛЛАРД (Chris Collard)
Фото: Крис КОЛЛАРД (Chris Collard) и ARB

Не секрет, что для большинства любителей езды по бездорожью «постройка» машины зачастую является и неким главным высшим смыслом, и способом самоутверждения, и источником бесконечного удовольствия. Поле деятельности обширно – в зависимости от собственных познаний, навыков, желания и материального обеспечения можно поменять колеса, доработать подвеску, установить дополнительную защиту решетки радиатора. Нелишним также будет установить в мосты низкие главные пары, а заодно и оснастить их принудительными блокировками. Но вот что характерно: в последнем случае приобретаемые для модернизации детали, скорее всего, будут нести на себе аббревиатуру ARB. Похоже, пришло время нанести им технический визит вежливости…

Что мы знаем про блокировки ARB? Парни, производящие столь милые нашему сердцу устройства, с гордостью именуют себя австралийцами (в сущности, ими они и являются). И весь «трехбуквенный» технологический процесс, от первых отливок до упаковки готовых изделий, происходит исключительно в рамках зеленого континента. То есть компания ARB не использует схемы «удаленного» или «распределенного» производства, что, в свою очередь, позволяет осуществлять жесточайший контроль качества и соответствия техническим спецификациям. Настоящим же открытием стало для нас то, насколько велик оказался объем научных разработок и испытаний, заложенных в изделия компании.

Виртуальный офф-роуд

Всемирно известная продукция австралийской фирмы рождается на этапе концептуального проектирования. И главные в этом процессе – CAD (специалисты по системам компьютерного конструирования). Это настоящие жокеи ARB. Именно они создают на своих цифровых чертежных досках пространственные модели новых изделий. А когда эта стадия завершена и желаемые пределы выносливости заданы, начинается самое интересное. В виртуальной лаборатории инженеры могут подвергнуть математическую модель изделия «нагрузкам», никогда не встречающимся в реальной жизни. Компьютерное моделирование, называемое FEA (метод конечных элементов), позволяет довести виртуальную деталь до виртуального разрушения. При этом точки наибольшего напряжения и потенциально уязвимые зоны показываются в виде областей, окрашенных в различные цвета. И только в том случае, если конструкция выдержала виртуальные пытки и доказала свою жизнеспособность, она превращается в экспериментальное изделие из металла.

Закон Чизхолма

Учитывая небезызвестный закон Чизхолма, гласящий: «Если какая-либо деталь теоретически может сломаться, то она непременно сломается. А если деталь в принципе сломаться не может, то она… все равно сломается», инженеры ARB устанавливают свои изделия в агрегаты, для которых они предназначены, и подвергают полученный симбиоз серии испытаний. Например, блокировка для моста « Toyota 8» устанавливается в такой мост, и вся конструкция отправляется в лабораторию разрушающих нагрузок. Там мост устанавливается на специальный стенд, и к нему прикладывается нагрузка, причем происходит это до тех пор, пока что-нибудь не сломается. Новая разработка получает одобрение только в том случае, если слабым звеном окажется что угодно, но только не сама блокировка. Да, чуть не забыл – не пытайтесь повторить подобные испытания самостоятельно. Боюсь, что для надежной защиты может не хватить и бронежилета…

Пытать так пытать

Вы думаете, что на этом издевательства над совсем еще юной и, я бы даже сказал, незрелой блокировкой заканчиваются? Как бы не так! Сперва «подопытную» посылают в лабораторию температурных испытаний, где она должна выдержать нагрев до плюс 120 и охлаждение до минус 25 градусов Цельсия. Затем устройство проходит достаточно жесткий тест на «подключение вращающегося колеса» (он имитирует распространенную ситуацию, когда полностью нагруженное быстро вращающееся колесо неожиданно оказывается на поверхности с высоким коэффициентом сцепления). Ну а если узел с честью выдерживает все эти пытки, то ему предстоит испытание на выносливость в виде 20 000 включений и отключений пневматическими механизмами, используемыми в реальных устройствах! Вы думаете, что после этого устройство готово к выходу в свободную продажу? Ошибаетесь. Далее блокировку устанавливают на реальный автомобиль, и штатные испытатели ARB отправляются в длительный пробег по самому жесткому бездорожью, которое они только могут найти…


Секрет в простоте конструкции

Все производители офф-роуд-компонентов заявляют, что используют самые высококачественные материалы и самые лучшие технологические процессы. Но если они не прошли жестких лабораторных испытаний, то вы никогда не можете быть уверены, так ли это на самом деле. Кроме того, многие гордятся «аэрокосмическим» происхождением своих узлов и материалов. Но простите, узлы самолетов и космических кораблей испытывают совсем другие нагрузки, нежели автомобили на бездорожье. Поэтому ARB считает, что секрет рыночного успеха их блокировок кроется в простоте конструкции и непоколебимой выносливости и прочности. Последние усовершенствования в конструкции практически всей линейки изделий ARB произошли вследствие внедрения технологии синхронизированного блокирования, позволившей уменьшить количество подвижных деталей и повысить надежность блокировок почти на 40 процентов.


Немного истории

История компании ARB начиналась так же, как и у многих других фирм, производящих компоненты для тюнинга – с хорошей идеи, правильного видения проблемы и неиспользуемого сварочного аппарата в гараже. Кстати, владельца того гаража звали Тони Браун, а на дворе тогда стоял 1975 год. Так вот, во время внедорожной экспедиции в необжитые районы Австралии Тони и его друзьям неоднократно приходилось чинить крылья и радиаторные решетки автомобилей, пострадавших в результате столкновений с кенгуру. Осознав, что австралийским джиперам нужно оборудование, способное защитить их машины от подобных превратностей внедорожной жизни, Тони вернулся в Мельбурн и превратил свой гараж в производственную мастерскую, которой присвоил название по первым буквам своего имени – ARB (Anthony Ronald Brown).

В 1987 году, после десятилетия поисков и выпуска новых изделий, быстро растущая компания Тони приобрела патент на абсолютно бестолковую на первый взгляд вещь, именуемую «Диффлок Робертса» – блокировку дифференциала, приводимую в действие сжатым воздухом. Патент был получен Тони Робертсом в 1982 году, а запатентованное устройство могло быть установлено на две модели Toyota и одну Land Rover. Решив, что такое устройство будет пользоваться спросом, фирма ARB «подхватила мяч» и начала его продвижение под названием «пневматическая блокировка ARB». Инженеры ARB быстро расширили спектр его применения, разрабатывая все новые варианты.

На сегодняшний день ARB является крупнейшим производителем товаров для поклонников езды по бездорожью, а линейка пневматических блокировок насчитывает более ста моделей. Общий список продукции ARB включает в себя самые разные изделия: от тентов для кузовов пикапов и устанавливаемых на крышу палаток до подвесок, кенгуринов, силовых бамперов и, естественно, блокировок. При этом философия «Качество, Надежность и Практичность», сформулированная еще основателем компании Тони Брауном, совершенно не изменилась. Иначе в австралийском аутбэке просто не выжить.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты