Текст: Леонид ФАЛКЕНБЕРГ
Фото: Андрей КУПРИН
«Учиться никогда не поздно», – гласит народная мудрость. Но поскольку большинство из нас увлеклось ездой по бездорожью далеко не в юношеском возрасте, учиться приходилось в основном на собственных ошибках. А в нашем офф-роудном деле каждый неправильный шаг оплачивается не только потерей времени и повреждениями техники, но зачастую и собственным здоровьем. Проблема даже не в отсутствии наставников. Индивидуально-клубное постижение премудростей внедорожной науки в 90 случаях из 100 оставит неизгладимые шрамы на теле (читай кузове) и в душе (читай агрегатах) вашего автомобиля. Так что же прикажете делать?
На сегодняшний день спортивная команда «WAT» (ее база расположена в непосредственной близости от Шереметьево-1) является одной из немногих структур, предлагающих коммерческий курс подготовки к вождению полноприводного автомобиля в условиях бездорожья. Причем (и это особенно важно) отсутствие у обучаемого собственного внедорожника ни в коей мере не является препятствием для проведения практических занятий. Дело в том, что организаторы школы выделили под учебный процесс несколько спортивных автомобилей на базе УАЗ. Машины подготовлены для участия в трофи-рейдах в соответствии с требованиями разных категорий (вплоть до ТР3).
Скоростная вводная
Конечно, серьезные выводы делать еще рано (школа создана совсем недавно), но, посетив одно из занятий по обучению вождению автомобиля в условиях бездорожья, я, пожалуй, могу поделиться с вами некоторыми впечатлениями. Перво-наперво обучаемые прошли небольшой вводный курс по особенностям устройства спортивных автомобилей и управления ими, а затем мы выдвинулись к расположенной неподалеку кольцевой трассе, на которой проводится «Кубок Сапсан».
Итак, скоростная вводная. Три разминочных круга (в присутствии тренера) позволили немного привыкнуть к автомобилю. Затем ученики поменялись машинами, и далее та же трасса, но уже «на секундомер». Что ж, на мой взгляд, вполне обоснованная последовательность – эти упражнения необходимы, чтобы почувствовать реакцию автомобиля на твои действия. В общей сложности на гонки по укатанному снегу ушло около двух часов.
Самое интересное
Затем «курсанты» приступили к самому интересному, а именно к преодолению снежной целины на среднепересеченной местности. И сразу же наглядный урок: после нескольких не слишком удачных попыток шины обоих автомобилей были спущены до 0,5–0,8 атм. В том, что в результате этой процедуры проходимость автомобилей возросла, обучаемые убедились незамедлительно – на низком давлении они с таким упоением принялись штурмовать заснеженные буераки, что вскоре уронили один из внедорожников в очень глубокую яму.
Уроки вождения продолжились в болотистой пойме ручья (там был более глубокий снег). Главное упражнение заключалось в том, чтобы проехать по целине на первой передаче, не повышая оборотов двигателя и в то же время не давая ему заглохнуть. Да, езда без пробуксовки, на малом газу, требует определенного навыка, который, увы, приобретается не сразу...
Следующим этапом обучения стало продвижение в густом лесу – там достаточно сложно вписаться в крутые повороты между деревьями. Далее последовали упражнения, связанные с использованием динамики разгона. Обучаемые (на автомобилях) прыгали через ствол дерева и взлетали на достаточно крутые подъемы. В финале, забираясь на длинный и крутой подъем с препятствиями, свежеиспеченные джиперы размотали лебедки. В общем, пять часов занятий пролетели незаметно, но не бессмысленно…
Очевидное удовольствие
Вы спросите, каким в данном случае будет резюме? Как я уже говорил, делать какие-либо выводы и обобщения несколько преждевременно, но, на мой взгляд, организация такого курса будет интересна очень многим начинающим любителям внедорожной езды. Да, ездовая практика на машинах школы – штука достаточно дорогая, так ведь и офф-роуд увлечение само по себе недешево. Что же до профессионализма обучающего состава, то тут у меня сомнений практически не возникло. Конечно, пяти часов езды явно недостаточно, но определенная точка отсчета у курсантов закладывается. Плюс очевидное удовольствие... Также надо иметь в виду, что зимние условия вождения во многом отличаются от аналогичных действий в теплое время года. А ведь именно в летние месяцы курсантам с большей долей вероятности понадобятся знания, полученные в «Школе 4х4».
Я слишком аккуратный водитель
Андрей ХОРЬКОВ. Курсант «Школы 4х4», Специальный корреспондент ORD
Школа внедорожной езды рано или поздно должна была возникнуть. Тем, кто присматривается к внедорожникам или уже купил себе первый полноприводный автомобиль, полезно знать не только на что способна такая машина и где пределы ее проходимости, но и как их отодвинуть. На мой взгляд, аналогичные школы спустя некоторое время могут даже составить определенную конкуренцию традиционному (общинному) пути освоения «джиперского искусства» в России. Тут каждый выбирает по себе…
Однодневный пятичасовой курс, который я, собственно, и прошел, включает две основные дисциплины: тренинг на скоростных участках и езду по заснеженной пересеченной местности. Это здорово – управлению автомобилем на дорогах cегодня учат во многих автошколах, а внедорожного практикума никто серьезно не предлагал.
Но тут надо отдавать себе отчет, что, какими бы опытными спортсменами ни были Илья Савельев и его тренеры, заложить в голову ученика программу управления внедорожником за несколько часов занятий не представляется возможным. Вывод из этого прост: прошедшему однодневный (возможны и другие программы) тренинг надо быть готовым, что к реальной езде по бездорожью придется еще долго готовить и себя, и машину. Но не все так грустно – за время занятий можно не только получить некие базовые знания, но и избавиться от психологических барьеров.
А еще в Школе учат ехать внатяг по рыхлому грунту (или снегу), спускаться с крутых склонов и подниматься на них обратно (в том числе на лебедке), переезжать поваленные деревья и т.д. Более того, я уверен, что программа будет развиваться по мере наработки преподавательской практики самими тренерами. В любом случае у них будет существенная фора по сравнению с другими подобными курсами, которые наверняка вскоре появятся. А если учесть, что у Савельева богатый опыт инструктора в других видах спорта, то школу команды WAT можно смело рекомендовать «перворазникам». Но здесь нужно оговориться, что я бы предложил сделать минимальный курс более продолжительным. Конечно, если ученику нужно внутренне «включиться», то нынешней программы достаточно, а вот для закрепления навыков скорее всего понадобится как минимум пара дней. Что касается «оценок», полученных во время тренинга, то меня Илья Савельев совершенно справедливо обвинил в том, что я… слишком аккуратный водитель. Что ж, по возможности будем исправляться!
Другие «учебные центры»
Самая именитая школа внедорожной езды в мире принадлежит Land Rover. Собственно, это не одна школа, а сеть из девяти учебных центров Land Rover Experience, разбросанных по всей территории Великобритании. Школы Land Rover работают по единой программе, включающей в себя ознакомительный четырехчасовой курс по цене 150 фунтов, однодневный курс первого уровня за 250 фунтов, однодневный курс второго уровня за 300 фунтов и специальные курсы для продвинутых водителей по цене 500 фунтов в день. Но школы Land Rover Experience – не единственные центры такого рода в Великобритании. Здесь существует организация под названием BORDA, British Off Road Driving Association, членами которой являются порядка 60 курсов и учебных центров.
Также широко известна школа внедорожного вождения Nissan, расположенная в Эль-Монтанья в Испании. Любопытно, что если после обучения клиент приобретет внедорожник фирмы Nissan, то платить за курс ему не придется, в противном случае стоимость составит порядка $2000. Активно работает школа Off-road Academy в Германии, причем студенты в ней обучаются не только дома, но и выезжают на тренинги в Марокко.
В целом можно сказать, что такого рода центры есть по всему миру. Например, в ЮАР школы Off Road Tactix, организованные совместно Nissan и Bridgestone, предлагают семь ступеней обучения, от ознакомительного до уроков высшего мастерства. Примерно такие же масштабы и у сети центров обучения внедорожному вождению компании Mitsubishi. Стоимость обучения составляет порядка 1000 рандов в день (около $160), но аренда автомобиля может удвоить эту сумму. Весьма известная школа On Course базируется в столице Уганды, Кампале. Стоимость обучения $130–$170 за день занятий. В Австралии отличную репутацию заработали курсы в городе Перт. Занятия стоят 275 австралийских долларов в день.
В США список наиболее известных школ насчитывает более 30 наименований, но на самом деле этих школ гораздо больше. Все школы и курсы в США можно разбить на три группы: школы автомобильных компаний, школы «людей с именем» и клубные курсы. «Фирменные» школы нередко предусматривают проживание во время обучения в пятизвездочных клубных отелях (это относится и к американской ветке школ Land Rover Experience, и к курсам вождения автомобилей Hummer и к школе... Porsche). Да-да, в связи с появлением модели Cayenne в программах школ Porsche появился и курс езды по бездорожью. Цены обучения в этих школах достаточно высоки. Например, однодневный курс езды на Land Rover обойдется вам в $750, два дня обучения в школе Porsche стоят $2895, индивидуальные мастер-курсы для продвинутых водителей (там же) – $3145, примерно столько же стоит и обучение в Hummer Driving Academy. А вот фирменная школа Jeep под названием Camp Jeep, наоборот, весьма демократична: ее услуги стоят $345 (вам придется приехать на своей машине). Эта школа берет массовостью: в 2005 году ее слушателями стали 6000 человек! Недешево стоят и занятия в школе зимнего вождения Bridgestone: индивидуальные занятия обходятся клиентам в $185–$300 за час занятий. Индивидуальные занятия – вообще вещь недешевая, особенно если в роли инструктора выступает известный человек. К таким школам можно отнести школы Кевина Леонарда, Билла Берка или Гарольда Питчмана. Например, удовольствие покататься в течение дня с Гарольдом Питчманом обойдется вам в $830 (на своем автомобиле) или в $1380 (на автомобиле школы). Наконец, самыми доступными являются школы клубов. Собственного автопарка у таких школ нет, зато и цены божеские: от $90 до $180 за двухчасовой урок или $200–$250 за день занятий. А вот в России дело с обучением начинающих любителей бездорожья пока не столь востребовано. Внедорожные клубы в Санкт-Петербурге, Перми, Челябинске, Твери, Иркутске заявляют о своей готовности обучить любого желающего, но очереди на обучение там нет.
Специально для российских владельцев Touareg в Подмосковье открыт центр внедорожной езды Touareg Experience. Также в Москве предлагает свои услуги школа Land Rover Experience, но в этих школах ни хай-джека, ни лебедки не увидишь. Есть школа Audi Quattro Experience, где обучают приемам активного и безопасного вождения на всех дорожных покрытиях, но это уже ближе к ралли-рейдам.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.