Снеговики идут в пехоту

«Снеговик-трофи 2006». I этап «Трофея России». Ленинградская область

Текст: Александр ДАВИДЮК
Фото: Александр ДАВИДЮК

«Трофей России» – это своеобразная кузница кадров для Кубка и Чемпионата России. Не успели начинающие трофисты отойти после новогодних праздников, а им уже приготовили первую гонку сезона – «Снеговик-трофи». Кстати, главное отличие нынешнего «Трофея» от прошлогодних состояло в добавлении двух классов – « Нива-Стандарт» в рамках категории « Нива-Открытая» и « УАЗ-Стандарт» в рамках ТР1.

В этом году параллельно первому этапу «Трофея России», носящему имя «Снеговик-трофи», прошел опять же первый этап традиционной серии «Кубок Пехотинец». Форматом обоих соревнований стало уже признанное классическим трофи-ориентирование. То есть, говоря проще, каждый участник соревнований сам решал, какой сложности точки ему следует брать (а от каких разумнее отказаться) и в какой последовательности это правильнее делать. Исключение составляли так называемые «обязательные точки с контролем времени». Для справки: созданием последних участники «обязаны» в основном представителям СМИ, от которых регулярно исходили жалобы на тщетность любых попыток угнаться за спортсменами. И действительно, с учетом этих нововведений, журналистской братии стало работать гораздо комфортнее. Посудите сами – мы заранее знали, что, например, точку под номером 17 участники могут взять лишь с 13 до 15 часов.

На войне как на войне?

Введение обязательных точек добавило участникам азарта. Раньше они могли откатать соревнование, так ни разу и не встретившись ни с кем из соперников! Согласитесь, такая ситуация не добавляла гонкам зрелищности. Однако у новшества есть свои «минусы»: новоявленные трофисты то и дело прозябали в пробках в ожидании своей очереди нырнуть в глубокую колею.

Надо сказать, что на «Снеговике» присутствовал настолько сильный положительный заряд «соревновательности», что мне невольно стало грустно при мысли о более солидных соревнованиях. Вспоминая большинство знаковых гонок Чемпионата России прошедшего сезона, я с грустью отмечал, что былого духа взаимовыручки и благожелательности в «большом внедорожном спорте» как не бывало. Спортсмены настроены на победу любой ценой, и в этой ситуации сломавшийся конкурент не то что помощи не получит, он еще и будет рад, если на него не напишут протест (якобы он преднамеренно заблокировал проезд). Конечно, на войне все средства хороши, но как же иногда приятно бывает помочь сопернику!..

Акробатика отменяется

На «Снеговик-трофи» я почувствовал атмосферу, которая царила в трофи-движении буквально года четыре назад. И если раньше это отрицательно сказывалось на спортивности, то сейчас, кажется, достигнут некий баланс. Возможно, это случайности, ведь на тех этапах «Трофея России» прошлого года, где мне удалось побывать, я особенного «баланса» не отмечал.

Теперь вернемся на трассу. Несколько точек были расположены в непосредственной близости от старта, и это быстро сообразили штурманы. Одна из точек находилась в полутора метрах от земли на дереве, растущем на склоне. Стратегия взятия разнилась от экипажа к экипажу, но в основном работа шла в двух направлениях (снизу или сверху). Если попытаться взять точку со стороны склона, то существовала реальная опасность опрокидывания, а если снизу, то зачастую не хватало «размаха» рук штурмана. Особо рьяные экипажи даже пытались выполнить обе попытки! Дело в том, что по новым правилам точка считается взятой только при условии касания участником точки и автомобиля руками! Так что учтите: даже если ваш штурман – профессиональный гимнаст и ему ничего не стоит сесть на шпагат, никакого выигрыша вы от этого не получите. В этой связи остается лишь пожалеть, что многие участники, как всегда, толком не читали регламент и не слушали брифинг, соответственно, часть «зачетных» фотографий демонстрировала… тщетные акробатические потуги.

Внимание: провокаторы!

На водной точке, находящейся в тоннеле под дорогой, смекалка участников взяла верх над коварством организаторов: вместо того чтобы съезжать с крутого снежного склона в ручей, экипажи просто спустились на лебедках на крышу тоннеля, а оттуда штурманы смогли дотянуться до колес автомобилей! Не удивлюсь, если на следующем этапе колеса машины перестанут быть ее «неотъемлемой частью».

И вот еще что: в какой-то момент я с удивлением отметил, что участники на практически стандартных «Нивах» ловко разделывались с довольно сложными препятствиями, но вскоре понял, что это заслуга не столько гонщиков, сколько погоды. Было довольно тепло (около трех градусов мороза), и снег превратился в плотный наст, который и позволял на стандартных автомобилях достаточно свободно передвигаться по болоту в стиле «Тосно». Легкие автомобили, вроде Suzuki Samurai или «Нивы», имели здесь преимущество. Кстати, как раз такую ситуацию вы можете наблюдать на заставочной фотографии. Парни на стандартной машине спокойно преодолели 100 метров по болоту, взяли точку и так же непринужденно вернулись на твердую почву! Обидно… Вы даже не представляете, сколько было уговоров со стороны «провокаторов от СМИ», чтобы они туда поехали. Мы-то (провокаторы от СМИ) втайне надеялись, что эта « Нива» как минимум останется там до утра в роли вполне фотогеничной модели.

История одной фотографии

Отдельно хотелось бы отметить экипаж номер 34. Ребята проявили недюжинную смекалку, умудрившись с помощью хитросплетения блоков и тросов подтянуть свой Land Rover Defender к, казалось бы, совершенно неберущейся точке под мостом. Но главное было впереди: нужно было сделать фотографию, фиксирующую факт взятия. Здесь-то и начались главные проблемы – как ребята ни старались, у них не были видны одновременно и номер машины, и номер точки, и руки штурмана. Мне даже захотелось порекомендовать использовать в качестве «спортивного» фотоаппарата защищенную камеру с широкоугольным светосильным объективом. Иначе что же получается – все силы, затраченные на строительство машины и преодоление препятствий, могут оказаться напрасными ввиду невозможности навести резкость из-за несовершенства камеры? Кстати, организаторам также следовало задуматься о процессе съемки таких сложных точек, ведь, в конце концов, это не фотоконкурс. Может быть, нужны дополнительные судьи на места, проблемные с точки зрения съемки.

Но, несмотря на несовершенство фототехники, взятую точку 34-му экипажу все-таки засчитали – по счастливой случайности председатель КСК вместе с журналистами наблюдал процесс восхождения. А если бы никого из комиссаров не оказалось на месте? Кстати, по ходу гонки организаторы стали отмечать, что гонщики совершенно не обращают внимания на то, какие следует брать точки. В результате стандартные машины с упорством, достойным лучшего применения, ломились к «экстремальным» точкам, а подготовленные поступали с точностью до наоборот. В общем, полная сумятица. А тут еще эти «пехотинцы»...

Результаты I этапа Трофея России
Группа « Нива-Открытая»
1 ХЯНИНЕН Сергей / ГУМАРОВ Денис
2 КАШАПОВ Рамиль / КАШАПОВ Марсель
3 ЗЕЛИНСКИЙ Алексей / КИРИЛЛОВ Андрей
Группа ТР1
1 АРТИЩЕВ Петр / БАТЛУЦКИЙ Андрей
2 СПЕРАНСКИЙ Дмитрий / ОРЛОВ Павел
3 СЕМЕЛЬКИН Владислав / АНИСИМОВ Юрий

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты