Космос против хаоса

На что годятся крепежные элементы «Самохват»

Чтобы не болталось и не гремело. И чтобы не искать. И чтобы быстро достать. А главное — чтобы все влезло... Какое обилие противоречий приходится каждый раз разрешать, упихивая в багажник все необходимое! В такие моменты вы думаете: может быть, выход — это пикап с огромным кузовом? Как бы не так! В нем запросто можно устроить еще больший хаос, после чего в дороге потерять вообще всё. Справиться с бедламом в грузовом отсеке можно, лишь правильно организовав его внутреннее пространство и устроив там удобную систему крепления. Давайте разберемся, насколько подходят для этого и удобны в применении крепежные элементы марки «Самохват».

Превратить автомобиль в подобие комода, где для каждой мелочи предусмотрен свой выдвижной ящичек, это идеальный вариант, но лишь в том случае, когда постоянно возишь строго определенный набор предметов. Например, когда машина выполняет только одну главную функцию: спортивной технички, или туристического дома на колесах, или мобильной рыболовной базы, или... средства доставки межконтинентальных баллистических ракет. Любая узкоспециализированная ниша применения автомобиля упрощает поддержание в нем порядка. Когда же сегодня нужно вывезти на дачу пожилых родственников вместе рассадой, завтра забрать из транспортной компании приехавший в виде россыпи запчастей будущий автомобиль друга, послезавтра свозить собаку с кошкой на прививки, в выходные собрать всех детей от трех бывших жен и прошвырнуться с ними по музеям, а уже через неделю стартовать в экспедицию к Ледовитому океану... Ну в общем, вы понимаете, что организовать незыблемый порядок в машине при таких условиях практически невозможно. Но стремиться к этому все-таки надо.

Помимо случайной конфигурации вещей и грузов, меняющихся в авто ежедневно, у любого водителя есть целый набор того, что живет в машине постоянно. А значит, задача-минимум — найти оптимальный способ укладывать и крепить первое и подобрать места и способы фиксации для второго. Именно для этого предназначена крепежная система «Самохват», разработанная российскими специалистами по офф-роудному снаряжению на основе идей и решений, предлагаемых сразу несколькими зарубежными марками. Так сказать, обобщенный опыт.

Слово «система» применительно к креплениям «Самохват» не самое точное, так как сюда входят как минимум две линейки продукции, которые можно использовать независимо друг от друга. При этом одна другую логично дополняет. Первая — это универсальные металлические направляющие со специальными кольцами-фиксаторами, при помощи набора которых можно быстро менять количество и расположение точек крепления разнообразного груза в багажнике. Благодаря тому что кольца легко ставятся, снимаются и передвигаются по профилям, можно подбирать наиболее удобные варианты для фиксации. Главное не забыть, что в дополнение к ним еще потребуются грузовые ремнистяжки с храповым механизмом. Вторая линейка — это разнообразные эластичные резиновые крепления-застежки, позволяющие удобно разместить то, что должно быть в быстром доступе.

Как по линейке

Главная задача металлических «самохватов» — фиксировать самые разные объемы и формы временно живущего в машине груза, что особенно актуально для открытых бортовых пикапов. В заводской комплектации даже самых рабоче-крестьянских модификаций этих автомобилей скобы для крепления грузовых ремней обычно можно сосчитать на пальцах одной руки. А значит, как минимум пара дополнительных продольных крепежных профилей на полу в любом случае будет в тему. При таком их расположении можно накрепко притянуть ремнями книзу практически любой груз, независимо от его высоты и формы. Дополнить их можно поперечиной на переднем борту, позволяющей страховать перевозимое от продольного смещения.

Стандартная длина рейки «Самохват» 1,2 м позволяет разместить вдоль машины встык по две пары целых профилей только в длинных 2,5-метровых кузовах. Что же делать, если погрузочная площадка коротка для двух, но слишком длинна для одного элемента? Ставить полтора или сколько там точно нужно по месту. Лишнее можно отрезать — и оно еще пригодится. Отрезанные куски можно, например, разместить вертикально на силовых профилях бортов, чтобы крепить к ним разные подсобные принадлежности типа трапов для закатывания в кузов мототехники. Кстати, при перевозке неустойчивого двухколесного транспорта эти вертикальные кусочки тоже полезны в качестве мест для дополнительных растяжек.

При свободном подходе к длине направляющих есть единственное обязательное правило: на самом конце любого отрезка рейки должно быть отверстие для ее монтажа к кузову. И если такового там нет, то его необходимо просверлить и раззенковать по образу и подобию остальных. Иначе при установке крепежного кольца в крайнем положении незакрепленный «хвост» будет отгибаться при затяжке грузового ремня. К слову, не могу не отметить оптимальное расстояние между заводскими крепежными отверстиями под болт М8 с потайной головкой. Если крепить любой отрезок профиля «на все дырки», то он даже под значительной нагрузкой отлично держит форму, не выворачивается и не закусывает фиксаторы колец. Материал, из которого сделаны «рельсы», — это вполне качественный и жесткий дюраль, который даже дает искры при резке «болгаркой». Во всем этом мы убедились сами, пока оснащали крепежом кузов Ford F-150. Процесс оказался куда уж проще — главное было всё ровно приложить, чтобы разметить и насверлить отверстия в кузове именно там, где надо. Вот только идея затягивать болты с обратной стороны гайками дала трещину сразу, как только сверло, войдя в какойто из коробчатых усилителей кузова, не вышло наружу, а уперлось в его вторую стенку. Да и к остальным точкам не всегда было удобно подбираться с гаечным ключом. Решением проблемы стали резьбовые заклепки. Позже, во время испытаний и утяжки грузов с большим усилием, это решение себя полностью оправдало. Система отлично держала нагрузку, а заклепки сидели прочно.

Увлекательная резинотехника

Вторую большую группу «самохватов» составляют различные резиновые застежки и ремни. При помощи саморезов их крепят к кузову, внутренней обшивке или элементам интерьера, после чего они становятся упругими замками для самых разных полезных вещей. Благодаря особой форме их литых гребенок и соответствующих им отверстий эти крепежки прочно держат вверенные предметы за счет упругости материала, из которого изготовлены. Но так как этой упругости хватает на ограниченный диапазон размеров, то для каждого случая надо подбирать «самохват» наиболее подходящего диаметра. Благо вариантов много и можно найти подходящий практически для любого постоянно возимого в автомобиле предмета.

Чтобы разобраться в предназначении каждого из крепежных предметов, человеку с фантазией достаточно посмотреть на их внешний вид и фирменный индекс изделия. Цифры в нем означают максимальный диаметр удерживаемого предмета. Это немаловажно, потому что в гамме «самохватов» есть похожие внешне, но различающиеся размером устройства, подходящие вследствие этого для фиксации совсем разных вещей.

Куда и что крепить резиновыми самохватами? Это ограничено лишь конфигурацией пространства, необходимостью «пристроить» предмет и... фантазией. И, разумеется, удобством пользования, потому что по задумке создателей резиноконструкций одно из их главных достоинств в том, чтобы можно было с легкостью быстро застегивать и еще быстрее отстегивать удерживаемое. А потому на внешних поверхностях автомобиля крепить ими стоит лишь то, что... не жалко. Потому что даже если вдруг не найдется жадной до чужого добра руки, с тем же успехом какая-нибудь хлесткая ветка в лесу дернет за хвостик застежки в самый неподходящий момент — и все.

Задай им ремня

Единственное, пожалуй, исключение — оснащенные жесткими пластиковыми крючками плоские усиленные ремни серии «Р-400К» с круглыми отверстиями, которые можно смело использовать для фиксации довольно больших предметов на верхнем багажнике. Их мимоходом одной рукой или случайной веткой не отстегнуть, а допустимая паспортная нагрузка достигает 75 кг. Впрочем, эти ремни можно не менее эффективно применять и внутри автомобиля. Ими можно связать вместе несколько разрозненных предметов, обычно летающих на кочках по багажнику, и пристегнуть их в удобном положении к какой-нибудь неподвижной детали интерьера. Особенно это удобно в случае, когда предметы было бы рационально разместить вертикально. Например, сложенные походные кресла таким образом отлично встают в какой-нибудь свободный угол. А если соединить два-три таких ремня с помощью имеющихся в комплекте клипс, то их длины хватит и на существенно более объемные «свертки». Например, так можно предохранить от выпадения при открытии заднего борта стоящие за ним рюкзаки (очень актуально, когда багажник битком).

Вариант того же набора, оснащенный кронштейнами для прикручивания к кузову (индекс «Р-400Р»), подходит для фиксации в багажнике всяких ящиков: с запчастями и инструментами, кухонными принадлежностями и т.д. Так можно зафиксировать автохолодильник, бензопилу в кофре со всеми принадлежностями, канистры с питьевой водой или даже полноразмерную бочку солярки, необходимую в случае какой-нибудь заполярной марафонской автономки. Только в этом случае на каждую обвязку нужно ровно по два ремня, а всего таких обхватов придется установить четыре. Потому что двести литров топлива — это действительно много и тяжело.

Похожим образом крепятся к кузову, но чуть иначе застегиваются ремни модели «Р-380», изначально придуманные для стандартной двадцатилитровой канистры. Впрочем, при максимальной нагрузке 65 кг это крепление можно использовать и для любых других аналогичных тяжелых предметов. Штатного варианта для удлинения этих ремней не предусмотрено. Зато благодаря гребенчатой застежке их легче затянуть более туго, чем ремни с крючками.

Самые короткие ремни серии «Р-115» держат нагрузку до 22 кг. Их можно расположить на какой-нибудь стенке вертикально, по два на расстоянии сантиметров 30–35 друг от друга. Тогда ими удобно стягивать динамические стропы и мягкие удлинители синтетического троса. Если позволяет место, из этих креплений вообще можно организовать персональное место для каждой веревки, чтобы в случае необходимости быстро достать именно то, что нужно, не трогая остальное. Таким же образом можно закрепить где-нибудь под потолком скатанные вейдерсы, или палатку, или дождевик, или сумку с сухой и чистой сменой одежды. А когда надо, к этим же ремням можно цеплять ручки тех сумок, которые должны стоять строго вертикально и не переворачиваться. Из всего набора резиновых «самохватов» эта модель, пожалуй, наиболее универсальна, хотя благодаря особенностям размещения груза относительно опоры лучше всего подходит для мягких упругих вещей, которые не гремят на кочках. Впрочем, при правильном выборе места в автомобиле ремень «Р-115» можно использовать даже в качестве подвеса для гирлянды шаклов, держателя воздушного шланга от компрессора или крепления огнетушителя.

Мягкие челюсти

Огнетушитель и другие цилиндрические предметы диаметром от 64 до 240 мм можно закрепить посредством другой модели «Самохвата». «Р-240» полумягкого типа — это уже не ремень, но еще не захват. Он особенно удобен, когда нужно подвесить что-нибудь на стенку вертикально, особенно без дополнительных подпорок. Например, походный умывальник, сделанный из небольшого садового опрыскивателя. Важно лишь прикрутить этот «самохват» к кузову хотя бы в двух из трех штатных точек крепления: будучи закрепленным лишь за одну центральную, он под нагрузкой начинает потихоньку расшатывать и раскручивать единственный винт. А на два таких крепления удобно фиксировать палатку или любой другой длинный рулон.

Сразу пять моделей полужестких эластичных захватов с гребенчатыми застежками одинаковы по конструкции, близки по дизайну и отличаются друг от друга в первую очередь размерами: «Р-32», «Р-45», «Р-55», «Р-72» и «Р-85». Но так как рабочий диапазон каждого захвата относительно невелик, то свое персональное дело найдется для каждого из них. Именно такими захватами при правильном их подборе по диаметру удобно крепить лопату, топор, баллонный ключ, длинный фонарь, газовую горелку, бутылочный домкрат, удочку, фотоштатив и любые другие подобные предметы на любой вкус. Дополнительный бонус этих захватов состоит в том, что они эффективно гасят вибрации и поглощают звук, а значит, закрепленные ими металлические предметы не будут лязгать и дребезжать, даже если в них что-нибудь прилетит, не говоря уже о простой езде по разбитой дороге.

Две самые большие модели полужестких захватов можно использовать в качестве подстаканников, что особенно ценно в машинах, изначально лишенных такой опции. При этом два дополнительных отверстия, имеющиеся в «Р-85», расширяют диапазон вариантов применения этого «самохвата». Например, закрепив им домкрат, может оказаться удобным вставить в одно из них ручку от домкрата, а в другое — баллонник. Удаление перемычки между двумя отверстиями упрощает размещение чашки с ручкой.

Эпилог

Что и говорить, «самохваты» удобны и практичны. Особенно, когда каждый крепежный элемент установлен в правильно выбранном месте и держит то, что ему подходит по размеру и конфигурации. Размещению их в машине нужно уделить время и особое внимание. Просто прикрутив «самохваты» саморезами по принципу «абы куда лишь бы побольше», хаос не победить. Даже наоборот, торчащие некстати крепежные элементы будут лишь мешаться, цепляться за всё и раздражать. Крепеж не панацея, а просто удобный способ зафиксировать то, что нужно, на своем месте. Кроме того, особое внимание при инсталляции каждого элемента имеет смысл обратить на то, насколько удобно открывать застежку и доставать из нее предмет. А также насколько закрепленные элементы вписываются в общую конфигурацию внутреннего пространства автомобиля.

текст / фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты