Opel Blitz — один из самых массовых, а потому известных грузовиков Второй мировой. Конечно, эту машину очень хорошо знали и у нас. А вот полноприводная версия известна меньше, хотя это, пожалуй, один из самых совершенных военных автомобилей того грозного времени.
Первые трофейные немецкие машины, конечно же, вызывали у наших солдат и офицеров огромный интерес. И не только потому, что до конца 1941-го любой трофей Красной армии выглядел редкостью — в основном это наши бойцы, отступая, оставляли свою матчасть противнику. Немецкие машины удивляли и просто как явление автомобильной техники, как правило — куда более совершенной, чем советская. Ну а таких машин, как полноприводный Blitz, у нас попросту не было.
Шлите молнию
История одного из главных участников Второй мировой начиналась во вполне еще мирном 1930-м. Компания Opel, годом раньше ставшая собственностью заокеанского концерна GM, запуская в производство серию грузовиков грузоподъемностью от 1 т, думала в первую очередь отнюдь не о рейхсвере — в те годы армия Германии была в загоне и не отличалась ни силой, ни обеспеченностью. Стране просто нужны были недорогие, но крепкие и надежные грузовики.
Коммерческие машины и ныне редко нарекают именами собственными, а уж в те годы это и вовсе было необычно. Тем более что имя Blitz («Молния») подходило, скорее, спортивному автомобилю, а то и истребителю. Но молния от Opel, подчеркнутая формой логотипа на решетке радиатора, тоже была вполне мирной (на легковых Opel все 1930-е и вовсе ставили стилизованный дирижабль). Об ассоциации с руной «зиг» — эмблемой охранных отрядов СС — в самом начале 1930-х никто, в том числе и руководство Opel, еще не задумывался. А зря…
Новые времена для модели Blitz, да и для всей фирмы, настали совсем скоро. В 1935-м в Бранденбурге построили ультрасовременный завод специально для выпуска грузовиков. Их рейху и вермахту теперь нужно было все больше и больше. В широкой гамме моделей главным стал 3-тонный автомобиль 1937 года.
Машина для тех лет была весьма совершенной. Симпатичная 3-местная кабина, двигатель — 6-цилиндровый объемом 3,6 л, способный выдать 75 л.с. Точно такой же мотор ставили на легковой флагман фирмы Opel — Admiral. В паре с мотором работала 5-ступенчатая коробка передач. Грузовик оснащали гидравлическими амортизаторами и тормозами. На шоссе базовый Blitz разгонялся до 90 км/ч — очень много для тех лет — и, в зависимости от условий, расходовал от 26 до 35 л бензина на 100 км.
Такие машины стали в вермахте одними из наиболее массовых. Но военные, конечно же, хотели иметь и полноприводный вариант — предстояли компании в разных частях света, где автобанов, а иногда и приличных шоссе, не было.
И не два, а все четыре
Некоторые немецкие автомобильные историки писали, что полноприводный Blitz 3,6-6700А (А означало Allroad, «полноприводный») в 1938м начали проектировать вовсе не для вермахта. Вот уж не верится! Такая машина была просто необходима вермахту и СС, планы рейха по захвату все новых территорий были уже ясны. А кому, как ни компании Opel с ее инженерным и производственным потенциалом, делать подобный автомобиль? Тем более что с 1940
Базу автомобиля по сравнению с моноприводным уменьшили на 150 мм (у стандартного грузовика — 3600 мм). Кабину вместе с двигателем сместили вперед. Дорожный просвет остался таким же, как у моноприводного грузовика, — 225 мм. Для внедорожника, конечно, не очень много, но приемлемо. Задние колеса остались двухскатными. Благодаря хорошей тяге машина преодолевала подъем до 70 градусов.
В трансмиссию полноприводного Blitz вмонтировали двухступенчатую раздаточную коробку с передаточным отношением 1:1,93. Причем переключаться с верхнего ряда на нижний можно было даже на ходу, через двойной выжим сцепления, — очень большая редкость для тех лет.
Расход топлива, конечно, подрос и по заводским данным достигал на бездорожье 40 л/100 км. Впрочем, полноприводные Opel Blitz ждало такое бездорожье, на котором считать литры — просто бессмысленно. Но бак увеличили по сравнению со стандартным грузовиком на 10 л — до 92. На шоссе полноприводный грузовик достигал скорости 80–85 км/ч.
После испытаний, которые вызвали у представителей вермахта чувство, близкое к восторгу, в 1940-м автомобиль запустили в серийное производство. Первые не менее успешные жизненные испытания выпали уже в начале 1941-го в Африке — на службе в корпусе Роммеля. Ну а вскоре полноприводным «молниям» предстояли тесты посерьезней — нашими дорогами и климатом.
Тяготы и лишения
Полноприводный Opel Blitz у немцев явно получился лучше планируемого блицкрига. Легкая молниеносная война обернулась кровавой затяжной битвой, испытывавшей на прочность людей и машины так, как никто и никогда прежде не испытывал.
Пусть и технически совершенные, но разношерстные немецкие военные автомобили осенью 1941-го стали утопать в грязи, затем отказывались заводиться на российских морозах. В этих условиях полноприводные модели стали большим дефицитом и в вермахте, и в войсках СС.
И это — несмотря на далеко не идеальную проходимость (тут сказались и двускатные колеса, и невеликий дорожный просвет), а также сниженную до 68 л.с. мощность (немцам приходилось экономить дефицитное топливо). Но аналогов у Opel Blitz 3.6-6700А было мало.
Помимо бортовых грузовиков на полноприводных шасси делали цистерны-заправщики, различные спецкузова, включая полевые кухни, ставили зенитки. Такие пушки представляли особую опасность для авиации Красной ар мии и союзников, поскольку появлялись там, где их не ожидали.
Проходимость Blitz с литерой А в индексе, по сути, была даже лучше, чем у полугусеничных Opel Maultier («Мул»). Они, как, впрочем, и все подобные машины, будучи тихоходными и прожорливыми, плохо управлялись в густой грязи, зимой же к списку проблем добавлялось подклинивание забитых льдом и снегом гусениц.
Вермахту, несущему все большие потери, требовалось и все больше автомобилей. А одними из лучших были именно Opel Blitz. Уже с 1942 года военные и, как пишут историки, даже сам Гитлер склоняли концерн Daimler-Benz к постановке на производство в Мангейме Opel Blitz вместо более нежных и менее надежных собственных грузовиков. Концерн из гордости, естественно, упирался. Но в июле 1944-го его додавили. В Мангейме начали сборку Mercedes-Benz L701, представляющих собой Opel Blitz с упрощенной полудеревянной кабиной. Вовремя! 6 августа 1944-го завод Opel в Бранденбурге разбомбили так, что производить грузовики он больше не мог. С этого момента их собирали только в Мангейме. Планировали развернуть выпуск Opel и на заводе фирмы Borgward, но так и не успели. Не реализовали и более раннюю идею построить завод в Риге.
Ну а на полноприводный вариант в 1944-м у немцев уже попросту не хватало сил и ресурсов. Их производство прекратили, изготовив 24 981 экземпляр.
К концу войны многие Blitz служили уже не только в вермахте, но и в Красной армии. Трофейные машины шли на запад и дошли до Берлина, а некоторые из них повоевали еще и на Дальнем Востоке. Но уже в середине войны полноприводные Opel больше не выглядели техническим чудом — с ними успешно конкурировали американские Studebaker US6, которых в Красной армии теперь было в достатке.
После войны трофейные Opel, в том числе серии А, еще довольно долго работали в народном хозяйстве СССР. Причем в бережных руках, особенно в Прибалтике, отдельные машины ходили аж до конца 1970-х! Правда, как правило, уже с отечественными узлами и агрегатами.
Модель Blitz стала одной из первых, с которой компания Opel, вернувшаяся в лоно концерна General Motors, начала послевоенное производство. Это был уже другой грузовик, не имевший полноприводной версии. Правда, через десять лет после войны, в 1956-м, фирма Opel выставила на конкурс бундесвера легкий полноприводный автомобиль по имени Blitz A. Но конкурс он проиграл и в производство не пошел. Для фирмы эта потеря оказалась, конечно, куда меньшей, чем те, что она понесла во время Второй мировой. Не то хорошо, что новый полноприводный автомобиль не встал на конвейер, а то, что тем машинам, что опередили его в конкурсе, не пришлось воевать…
Технические характеристики Opel Blitz 3.6-6700А | |
---|---|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Масса снаряженная/полная, кг | 3350/6100 |
Длина/ширина/высота, мм | 5950 / 2340 / 3180 |
Колесная база, мм | 3450 |
Колея спереди/сзади, мм | 1630/1642 |
Дорожный просвет, мм | 225 |
Размерность шин | 7,25–20 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип и кол-во цилиндров | Бензиновый, Р6 |
Рабочий объем, см3 | 3626 |
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин | 68/50 при 3000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 200 при 1800 |
Коробка передач | Механическая 5-ступенчатая |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая |
Тип полного привода | Подключаемый |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Расход топлива на шоссе,, л/100 км | 31–40 |
Самым прямым аналогом Opel Blitz 3.6-6700А был немецкий же трехтонный Mercedes-Benz L3000A с 75-сильным дизелем. Машина для военного применения на Восточном фронте оказалась слишком нежной и не очень надежной. В 1940–1943 годах выпустили примерно 2500–3000 экземпляров.
Единственным советским аналогом полноприводного Blitz стал ЗИС-32. Грузовик с задними двухскатными колесами мог перевозить 2500–3000 кг груза. Мотор в 73 л.с. позволял развивать до 65 км/ч. Но в 1940–1941 годах построили лишь 197 таких автомобилей. После эвакуации завода советская промышленность не могла производить столь сложную модель.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.