Дырявый край

Аномальное путешествие в Пермскую карстовую область

На карте нашей необъятной Родины есть места, которые до сих пор хранят множество загадок. В одно из таких загадочных мест я и отправился... Надо сказать, что Пермская карстовая область является одной из наименее изученных спелеологических территорий России. И буквально каждый год она преподносит все новые и удивительные открытия.

Любопытство и страх. Эти чувства чаще всего испытывают дети, когда заглядывают в дыру в земле. Страшно, но завораживающе интересно. Ведь в темноте наверняка притаилось какое-нибудь чудовище… Такие неожиданные мысли лезли мне в голову в то время, когда я, поскрипывая рессорами старенького Jeep Wrangler, мчался сквозь ночь навстречу одному из самых сложных и незабываемых приключений в своей жизни. Одно странно – сегодня мне уже 35, и я уже далеко не ребенок.

Дорога

Все, хватит, пора будить напарника. Паша, вставай, давай за руль, а то уже всякая фигня мерещится. Ну вот, теперь можно расслабиться и подремать (мы едем к Перми по трассе М7). Но сон почему-то не приходит. Вместо него в мой измученный пройденными километрами мозг вползает провокационная в данной ситуации мысль: с чего это двое взрослых мужчин, вместо того чтобы отдыхать в объятиях загорелых красоток на Красном море, вытряхивают себе спинной мозг на исконно русских дорогах в не слишком комфортабельной машине? И это при том, что итогом двух тысяч километров в одну сторону станет возможность, извозюкавшись в глине, увидеть в неровном свете карманных фонарей гипсовые стены и отнюдь не ледяные сосульки. Абсурд! Нет, все, надо спать, скоро Нижний.

Просыпаюсь под Казанью. Причина – серия кордонов ГИБДД. Тогда мне показалось, что это самые придирчивые «гаишники» из всех виденных мною. Но я ошибался. Под Пермью наступил настоящий ужас. За тридцать километров нас остановили и оштрафовали 9 (девять) раз! Причем каждый пост штрафовал за какое-то свое правонарушение, и все документы и акты были заранее подготовлены. Но больше всего меня поразил штраф за…несимметричный вид машины! Конечно, двадцать три часа за рулем не позволили мне в полной мере насладиться этим проявлением формальной казуистики, но по правовым актам выходило так, что данный автомобиль невозможно эксплуатировать и надо немедленно гнать его на штраф-стоянку.

Наконец семь часов пути остались позади и, отпутав положенные законами жанра три часа по задворкам села Орда, мы…застреваем в нерасчищенной колее посередь пустынной улицы Казанской (о том, что это была все-таки улица, а не чистое поле, мы узнали только на следующий день). Сзади подруливает ВАЗовская «десятка»: «Ребята, вы в пещеры? Мы вас заждались»… Стол накрыт, о разборе снаряжения никто и слышать не хочет. Все завтра. А сейчас спать. Сторож-физрук Коля показывает дорогу до гостиницы…

Разминка

Четырнадцатичасовой сон помогает нам начать воспринимать объективную (вернее, пещерную) реальность. Номером первым у нас значилась Кунгурская ледяная пещера, единственная экскурсионная пещера в России. Расположенное на берегу реки Сыльвы, длиной пять километров семьсот метров, это произведение природы никого не оставит равнодушным. Многочисленные ледяные сталактиты и сталагмиты здесь повсюду, а цветная подсветка привносит в эту природную красоту дополнительный художественный эффект. В пещере есть озера и даже водятся рачки-эндемики. Пробродив около четырех часов по подземным лабиринтам и в полной мере насладившись красотами, выходим слегка разочарованные: как ни крути, а поход по Кунгурской пещере больше похож на отработанную экскурсию во дворец гномьего короля, чем на первопроход по подземельям Мории. В подтверждение этого тезиса рядом с пещерой находится вполне приличный туристический комплекс под названием «Сталагмит».

Тренировка

Второй день начинается уже значительно бодрее. Физрук Коля, взвалив на плечи спарку, начинает спуск по склону, в котором и находится Дыра, то есть вход в «альфу и омегу» русского кейвдайвинга – Ординскую пещеру. Землю, на которой расположен вход, выкупил дайв-центр «Наутилус» и пытается по мере возможности создать здесь нормальный сервис. Физрук Коля – часть этого сервиса, его услуги обходятся в сто рублей за спуск-подъем спарки и, честно говоря, когда я увидел этот склон, по которому ее надо понимать, я понял, что это совсем не дорого. Помимо Коли, уже есть домик для ночевок, баня и теплый кунг для переодеваний и сушки снаряги. Но главная часть сервиса идет со мной рядом, проскальзывая ботами сухого костюма по оттаявшей глине на склоне. Это Саша, опытный дайв-гид, обнырявший Ординскую пещеру вдоль и поперек.

Спускаемся, собираем оборудование, пролазим в узкую щель в дальнем углу озерца. Гигантские галереи расходятся в разные стороны, маня в темноту и неизвестность. Саша обводит нас по основным залам и показывает самые известные ходы. Время под водой ограничено…


Пещеры Пермского края

Пещеры Пермского края заложены в гипсах и ангидритах Кунгурского яруса Пермской геологической системы, которые чередуются с пластами известняков и доломитов. Эти породы образовались 260 миллионов лет назад в Пермский период геологической истории Земли. В те далекие времена здесь располагалось море, которое тянулось вдоль западного склона Уральского хребта до нынешнего Каспийского моря. В воде и на дне моря в несметном количестве обитали морские организмы. Отмирая, они оставляли скелеты и раковины, которые смешивались с донным илом, постепенно образуя огромные залежи. Так возникли пласты известняков в основании пещеры. В связи с новым поднятием Уральского хребта море обмелело, оставив большие заливы. Климат в Предуралье в те времена был теплый, и вода в заливах испарялась. По мере того как рассолы сгущались, на дно выпадал белый гипсовый осадок, ставший впоследствии горной породой – гипсом. На это ушел не один миллион лет. Во второй половине Пермского периода море ушло из пределов нынешней Пермской области. Дождевые и снеговые воды проникали в толщу пород, растворяли их, создавая при этом многочисленные пустоты. В разработке гротов и галерей поучаствовали и воды многочисленных речек. Это был длительный процесс, который тянулся не одну сотню тысяч лет. Последующие периоды геологической истории были отмечены новыми поднятиями земли, в результате реки углубили свои долины и врезались в толщу окаменевших морских осадков. Вслед за углублением речного русла снижался и уровень подземных вод. При этом старые пещерные галереи обрушивались и заполнялись обломками пород и глиной. Этот процесс растворения горной породы с выносом растворенного вещества называется карстом. По определению ученых, возраст пермских пещер – 10–12 тысяч лет. За это время в результате обвалов своды большинства гротов приобрели куполообразную форму. Обвалы наблюдаются и в наше время. Спелеологи, спускающиеся в пещеры, постоянно должны преодолевать естественные препятствия – колодцы шахт, отвесные стены, подземные реки и озера, ледяные катушки, изнуряющие узкие лазы. Наиболее распространенный и простой тип пещер Урала – горизонтальные и наклонные полости. Большей частью они сравнительно сухи. Распространенное естественное препятствие в них – низкие и тесные лазы. Для большинства полостей характерны небольшие перепады высот (5–8 метров). В ряде случаев в пещерах встречаются колодцы. Пещер с озерами и подземными реками на Урале сравнительно немного. Среди описанных – всего 15.


Бой

Третий день посвящен обзорной экскурсии по Пермской карстовой области. Работник Кунгурского стационара (это научное отделение РАН при Кунгурской пещере, не путать с больницей) Паша пытается показать нам максимальное количество ходов в дикие пещеры. Учитывая, что сейчас март месяц, снег по пояс, а сами ходы расположены посреди поля, получается это с большим трудом. Пробиваясь с помощью лопат и энтузиазма, удается добраться до нескольких проходов. Короткие пробежки вглубь и наверх – время потеряно в борьбе со слежалыми осадками. Надо повторить поход летом. Благо для поиска входов в царства Мории помощь какого-то специального гида не требуется. Нет, действительно, приезжаете в любое село Кунгурского района и спрашиваете местных жителей, где провал. Может, удастся обнаружить свежий вход! Так и до первооткрывательства недалеко... Геологи чаще всего так и работают. Они ездят летом по селам и расспрашивают, не обвалилось ли чего за зиму. Карстовые провалы в пустоты встречаются тут на каждом шагу. В Кунгурском стационаре я даже слышал разговор о том, что летом планируется изучение новой сухопутной пещеры, вход в которую открылся этой осенью на огороде у какой-то бабы Зины. Глядишь, скоро мы будем свидетелями, как простые пермские колхозники станут владельцами уральских «синодов».

Дорога домой

Скажу сразу: эта дорога была роковой ошибкой. Мы не должны были на нее попасть, но легкость, с которой нам все удалось, расслабила, мы потеряли бдительность, и вот результат. Но давайте по порядку. В 150 километрах от Перми по пути домой был обнаружен дорожный знак. Направо – Москва, трасса М7, налево – Москва…Опрос работников ГИБДД выявил, что правая дорога, проходящая через Киров на Нижний Новгород, на 200 километров короче, а состояние покрытия отличное. И мы свернули... Счастья, видимо, захотелось. Нас, неразумных, не смутило объявление о том, что пермский автодор не рекомендует водителям пользоваться этой дорогой в связи с высокой аварийностью. Нас не остановили и кучи рваных покрышек и перевернутые фуры (по одной на каждые пять километров). Не удивило нас и отсутствие заправок. Мы просто не поняли, куда, собственно, попали (уже потом, посмотрев на карту, я увидел, что мы заехали в Чусовую аномальную зону).

Осознание пришло в виде бетонного куба, лежащего поперек шоссе на трехсотом километре трассы... Удар оказался нешуточным. Итог столкновения печален: серьезно поврежден передний мост, оторван кардан, пробит корпус раздаточной коробки и сломан корневой лист левой рессоры. Дальше был «ремонт» с помощью небольшого бревнышка, траурное шествиеWrangler со скоростью сорок километров в час до полного умирания оставшейся без масла «раздатки», и двое суток на веревке за грузовиками. Что же до злополучного бетонного куба, то мы хотели убрать его с дороги, но… не нашли!

Эпилог

Пещеры – это не просто дыры в поверхностном слое нашей планеты. В определенном смысле это ход в прошлое, возможность узнать о себе что-то новое. И может так статься, что понятое окажется не самым приятным знанием...


Ординская (Казаковская) пещера

Первая по протяженности и величине подводная пещера в России, не имеющая аналогов в России и СНГ, расположенная близ села Орда Пермского края, на берегу реки Орды. Это отличное место для подготовки подводных экспедиций, включающее в себя практически все уровни сложности в подводном плавании. Общая протяженность пещеры – 3600 метров, из них 3200 приходятся на подводную часть. Максимальная глубина – 22 метра. Прозрачность воды – 30–40 метров, температура +4–+5°C. В основном пещера плохо замутняема, заложена в сульфатно-карбонатных породах. В 2003 году в Ординской пещере был установлен рекорд России по дальности прохождения затопленного сифона – 980 метров.


текст и фото: Виктор ЛЯГУШКИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5-6 май-июнь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты