Степь с песком

«Хазарские степи» – II этап ЧР по ралли-рейдам. Астраханская обл.

Тюбик крема, защищающего от солнечных ожогов – это было первое, что я положил в свой багаж, собираясь на второй этап Чемпионата России по ралли-рейдам «Хазарские степи». Зря смеетесь. Вспомнив свои былые мучения, я решил сделать все от меня зависящее, чтобы пытка палящими лучами больше не повторилась. Только не надо мне предлагать заняться поисками тени. Откуда она возьмется, в степи-то?

Когда самолет, сделав круг над нашей трассой, приземлился в Астраханском аэропорту, дождь еще не шел. Но чувствовалось, что он уже топчется на пороге. Дальше все по накатанному сценарию – снова дом отдыха «Дружба», снова долго не понимаешь, что впервые в этом году видишь полноценные листья на деревьях, и снова степной ветер рвет одежду, стоит лишь выйти на открытое пространство. В общем, приехали!

Главный организатор «Хазарских степей» Андрей Слепушкин опять отформатировал этот ралли-рейд под тысячу километров. Трасса просто чумовая – когда едешь по ней в боевой машине (пусть и пассажиром на штурманском месте), кажется, что все части тела и внутренние органы человеческим голосом общаются с мозгом. Вестибулярный аппарат кричит, что не может так работать, глаза просят навести их на резкость, позвоночник угрожает осыпаться в кеды, желудок – показать всем, каким дерьмом ты его сегодня набил, а руки-ноги в один голос умоляют: «Только не суставами по металлу!» Да что говорить обо мне, если даже опытным ралли-рейдистам здесь приходится нелегко. Кстати, технический уровень участников за последнее время заметно вырос. Все больше и больше появляется машин, которые либо уже испробовали « Дакар», либо морально готовы это сделать. О стоимости этих монстров ходят легенды – называются цифры в 200, 300 и даже 500 тысяч евро. Один из таких таинственных болидов попал в руки Борису Гадасину – человеку, известному своим умением побеждать. Любопытно, что «гадасинскую» машину построил знаменитый Андре Дессуд, который вместе с целой командой механиков приехал в Астрахань «подталкивать» Бориса к победе.

Впрочем, о каких результатах можно говорить, если гонщик получил машину только в день гонки? Доставка, таможня… Гадасин даже во Франции не успел ее как следует обкатать. К тому же стартовать нужно с выступающими на роскошных братьях-близнецах Mitsubishi L200 Алексеем Беркутом и Леонидом Новицким. Нельзя сбрасывать со счетов и опытнейшего Сергея Гирю, досконально изучившего свой Toyota Land Cruiser 80. В общем, как бы хорош ни был боевой Nissan Navarro, о победе в этой гонке Гадасину лучше не мечтать. Как-нибудь в другой раз…

Первый день начинался коротким ССУ. Так теперь называется пролог – «супер-спецучасток». Все тоже самое, только теперь его нельзя игнорировать, а результат идет в общий зачет времени.Мы же, помахав участникам белым платочком на старте, отправились в пески. «Песочница» – это любимое развлечение прессы, здесь всегда что-нибудь происходит. Но для начала нужно померзнуть: выходишь из машины на минуту, и кажется, что тебя ветром задувает обратно. Кстати, уже сколько лет подряд, рассказывая о степных гонках, журналисты пытаются обойти фразу «песок скрипит на зубах», и каждый раз кто-нибудь ее пишет, потому что это прав-да! В ветреную погоду (а именно такая нам и досталась) местная атмосфера состоит из песка с некоторой примесью воздуха.

Тем временем мы забрались на самую высокую точку и принялись напряженно глядеть вдаль. Участники должны пройти прямо у нас под носом. Не тут-то было! Они разбегались врассыпную, как ящерицы с нагретого бархана. Пока несколько машин не набьют «главную» колею, предсказать, как экипажи будут проходить навигационные участки, невозможно. Хорошо хоть, что теперь первым запускают национальный класс. И этих успеваешь догнать (как ни крути, а скорости все-таки ниже). В результате становится более или менее понятно, где «ловить» лидеров.

Результаты «разминки» (ССУ) никого не удивили: Беркут, Новицкий и Мисиков, сразу за ними – Гадасин. Но на первом же «серьезном» СУ Гадасину удалось так пришпорить новую машинку, что он приехал с более чем минутным отрывом! Что ж, порой бывает и такое… А с другой стороны, оно конечно – машина едет быстро, подвеска хорошо отрабатывает сложный рельеф, но рано или поздно гонщик переоценит свои силы или надежность автомобиля. В общем, только второй день покажет, что за болид собрал Дессуд. 350 «жестких» километров будут хорошим испытанием новичку. Но странное дело – по итогам второго дня Борис Гадасин увеличил отрыв и ушел от Новицкого и Беркута на 11 и 12 минут соответственно! Его средняя скорость (и это по степи!) составила 90,7 км/ч! Уже после гонки Борис рассказывал, что очень полез- но иметь сильных соперников: «Едешь привычно быстро, и тут видишь, что тебя на прямике обходит багги, нажимаешь на газ – и машина ускоряется! А я ведь и не знал, что так можно!»

Третий день и третий СУ примерно той же продолжительности. Все понимают, что двигаться надо осторожно. Средняя скорость падает до 70 км/ч. При этом очень многие машины, несмотря на еженощные усилия механиков, находятся далеко не в лучшей технической форме.

Первым на финиш этапа приходит Новицкий. Гадасин отпустил его на полминуты вперед себя – имея 12-минутный запас, можно себе это позволить. Беркут повредил подвеску и потерял шанс занять призовое место. Третьим оказался экипаж Бирюкова и Книги.

В общем, прогнозы не оправдались. Борис Гадасин смог быстро овладеть новой машиной и очень убедительно победить на ней. Дессуд был в восторге, а публика в замешательстве. Да что публика – некоторые спортсмены были сильно обескуражены, обнаружив, что их новые и дорогие машины не дали ожидавшегося преимущества.

P.S. Здесь и сказке конец. Мы с некоторой грустью покидаем усыпанную алыми маками хазарскую степь, где птичьи голоса звучат громче большого симфонического оркестра, где пасутся дурные овцы, а машины ездят со скоростью не более 40 км/ч без всяких ограничительных знаков. В степи свои законы, законы физики стандартной подвески. Нарушать их мы приедем только через год…


Алексей ИСАЕВ
Обозреватель ORD,
победитель «Хазарских степей» по классу «Рейд»


У КАЖДОГО СВОЯ ГОНКА

Я давно хотел принять участие в какой-либо из степных гонок, а тут появилась возможность проехать «Хазарские степи». Трасса «Рейда» отличается от основной – она обходит самые тяжелые места: так, на ССУ «Рейд» не стартовал, а СУ2 и СУ-3 для него были укорочены. По идее, в этом классе должны участвовать неподготовленные машины, но в Астрахани в «Рейд» были заявлены в основном боевые машины, по каким-то причинам не поехавшие в основную гонку: один Nissan Patrol T1 подготовки Дессуда чего стоил, или TLC 73 экипажа из Казахстана! Да и астраханская « Нива» Дмитрия Кулемина и Сергея Веселкова, за которую болели многие местные зрители, несмотря на свой почтенный возраст (ей пошел третий десяток), подготовлена была весьма неплохо. В этой компании нам предстояло стартовать на видавшей виды «Ниве», в свое время осуществившей «главную мечту советского человека» – повидать Париж. Поскольку на подготовку машины не было времени, решили ее поберечь и двигаться в щадящем режиме, тем более что целью было потренироваться в навигации, а для этого надо добраться до финиша. Так в первый день и поехали. Километров через двадцать свернули от кошары по накатанному следу, и, как оказалось, ошиблись, как и многие другие. Проплутав минут 15–20, посмотрев на экипаж, разбивший машину на одном из трамплинов с поворотом, который, естественно, не был прописан в легенде (в легенде-то была правильная дорога), развернулись обратно и крадучись отправились искать верный путь. Когда мы его нашли, нам пришлось опять обгонять далеко ушедшие вперед местные экипажи и наверстывать упущенное время. В итоге мы получили больше двадцати штрафных минут, но выяснилось, что многие наши конкуренты сильно поломали машины и тоже получили большие штрафы. В этот день я впервые столкнулся с большой «песочницей», на гонках в средней полосе таких не встретишь. Надо сказать, что если бы в нормальной жизни я увидел такое море песка, да еще с таким «штормом» в виде дюн, я бы в не-го и не сунулся, но « Нива» справилась с этим без проблем, хотя многие экипажи там застревали.

На следующий день, когда неожиданно стало понятно, что у нас неплохие места в зачете, мы, подремонтировав машину, решили поднажать и двигаться в заданном организаторами темпе. В целом нам это удалось, хотя в начале второго круга у нас пропала искра и машина встала, но после некоторых магических пассов двигатель удалось вернуть к жизни. А вот Nissan, лидеру рейда на тот момент, не повезло. На серии продольных волн его раскачало, и он перевернулся. Экипаж не пострадал благодаря каркасу безопасности, но вынужден был сойти. Место было коварное, хотя в легенде это было отмечено, но при езде «по глазам» волны видно не было, и попасться было нетрудно. На финиш СУ мы приехали на 10 секунд раньше срока, за что и получили очередные полторы минуты пенализации. После схода экипажа на Nissan лидерами гонки стали два экипажа нашей команды, и, чтобы выиграть, нам надо было просто доехать до финиша, опоздав не более чем на двадцать три минуты. Поэтому гнать мы не стали и через некоторое время после старта пропустили рвущуюся вперед астраханскую «Ниву», а позднее и Toyota из Казахстана, которую вскоре и увидели застрявшей в «песочнице». Помочь мы им физически не могли, а останавливаться в песке, учитывая отсутствие хайджека и трапиков, я побоялся, и мы проследовали мимо них дальше. Проехав еще несколько километров, мы заметили, что GPS показывает назад, значит, мы удаляемся от следующей точки нашего маршрута. Вспомнив про блуждания на СУ-1, мы решили ехать искать точку, подумав, что мы пропустили КП с красноречивым названием «Изменное». Проплутав минут двадцать и обнаружив точку в совершенно диком месте, мы поняли, что у нас ошибочные координаты. Вернувшись на трассу, через несколько километров мыдействительно увидели КП. Но эта экскурсия стоила нам резерва времени, и на 52 километра у нас оставалось менее 40 минут. Пришлось ехать уже в боевом режиме, но именно последние 40 километров отличались очень тяжелой трассой, где быстро ехать значило убивать машину. В результате, если на трассе СУ-1 у нас средняя скорость была чуть более 45 км/ч, то на СУ-3 она поднялась почти до 74, а ведь это один и тот же маршрут, только в другую сторону. Кстати говоря, вечером выяснилось, что о неправильных координатах было известно заранее, и на старте всем раздавали бюллетень об этом, а про «Рейд» забыли.

У гонщиков существует примета: если где-то стоят фотографы, значит, впереди «засада» и надо быть осторожнее. Поэтому самые эффектные прыжки и перевороты, как правило, не попадают в объектив. Участвуя в гонке, видишь все совсем другими глазами. Например, когда тебя на трассе догоняет «дакаровский» КамАЗ, такое ощущение, что идет тепловоз. Но характерная деталь – то, что КамАЗы хорошо и далеко прыгают, знают все, но когда видишь, как после трамплина их следы прерываются метров на 15–20, а возобновляются с громадных вмятин от колес, понимаешь, каково приходилось гонщикам.

Ну а в завершение я бы хотел сказать, что получить более-менее объективное представление о событиях на трассе практически невозможно – у каждого своя гонка, свои впечатления, свои эмоции, но все равно, испытать это интересно.


II этап Чемпионата России по ралли-рейдам «Хазарские степи»
SUPER PRODUCTION Т2
1ГАДАСИН Борис/МИРОНЕНКО АлександрБизнес Кар РейсингМосква
2НОВИЦКИЙ Леонид/ТЮПЕНКИН ОлегРосагролизинг-ФСОМосква
3ГИРЯ Сергей/ШУБИН КириллБизнес Кар Рейсинг Москва
PRODUCTION Т1
1ОЛЕЙНИКОВ Александр/ЛАВРОВА ЕленаБизнес Кар РейсингМосква
2ЖЕЛУДОВ Александр/РУСОВ АндрейРосагролизинг-ФСОМосква
3ПАВЛОВ Дмитрий/БАСЬКО СергейНардТаймГазэнергосетьСПб
НАЦИОНАЛЬНЫЙ Н2
1ДЖАПАЕВ Беньямин/ЗАМАЛЕТДИНОВ РамильОАО УАЗУльяновск
2ВИЛЮНОВ Дмитрий/КУЛЕШОВ ОлегКрасМотоСпортМосква
3ГОРБАЧЕВИЧ Владимир/ПОПОВ ПавелКрасМотоСпортМосква
НАЦИОНАЛЬНЫЙ Н1
1КОЖУХОВ Дмитрий/БОРОДИН АндрейБизнес Кар РейсингМосква
2КУПЦОВ Константин/НИКОЛАЕВА ЕкатеринаКрасМотоСпортМосква
3КЛЫЧНИКОВ Сергей/ЖИДКОВ ДмитрийГеорейдРоссия
ГРУЗОВИКИ Т4
1ЧАГИН Владимир/БЕЛЯЕВ Айдар/КАРГИНОВ Андрей КАМАЗ-МастерНаб. Челны
2НИКОЛАЕВ Эдуард/САВОСТИН Сергей/МИЗЮКАЕВ Вячеслав КАМАЗ-Мастер Наб. Челны
3МЕХТЕЕВ Яков/ГОРШКОВ Геннадий/МЕХТЕЕВ Ренат Ростов-на-Дону
РЕЙД
1ИСАЕВ Алексей/ЕЖОВ ИльяВАЗ-2121Москва
2САДОВСКИЙ Игорь/ЧЕРНОВ Андрей Mitsubishi PajeroМосква
3КУЛЕМИН Дмитрий/ВЕСЕЛКОВ СергейВАЗ-2121Астрахань

текст и фото: Андрей ХОРЬКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5-6 май-июнь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты