Международная выставка техники и вооружения сил специального назначения SOFEX – мероприятие, можно сказать, кулуарное. Нет у этой иорданской выставки размаха и пафоса, свойственного наиболее известным военно-техническим мероприятиям, таким, например, как авиасалоны «Ле-Бурже», «Фарнборо» или тот же российский «МАКС». Возможно, так и должно быть: ведь все, что связано со спецназом, традиционно имеет некий налет секретности, а экипировка и вооружение для элитных подразделений – товар, не нуждающийся в шумных презентациях.
В этом году выставка SOFEX проводилась уже в седьмой раз. Учитывая двухгодичный цикл ее организации, выходит, что с момента ее зарождения прошло целых 14 лет. Что ж, этого срока вполне достаточно, чтобы проследить основные этапы развития оборонной промышленности целого ряда стран Ближнего Востока (с начала 90-х она стремительно набирает обороты).
Сегодня можно с уверенностью предсказать, что в очень недалекой перспективе многие образцы ВВТ, которые и на Западе, и в России еще совсемнедавно считались весьма перспективными с точки зрения экспорта, вскоре окажутся невостребованнымина традиционных экспортных рынках. Пока что это касается, в общем, не самых сложных образцов, к примеру, автомобильной техники. Однако, учитывая наблюдающуюся практически во всех странах, традиционно относимых к «третьему миру», тенденциюотказа от прямого экспорта военной техники в пользу организации ее лицензионного производства на своей территории, скоро на Востоке научатся делать и гораздо более сложные механизмы. За примеромдалеко ходить не надо – во время SOFEX 2006 был подписан протокол о создании в Иордании совместного предприятия, которое будет собирать российские вертолеты Ка-226. Между прочим, это событие автоматически выводит маленькую Иорданию(еще 20 лет назад она вообще не имела сколько-нибудь заметной промышленности) на лидирующие позиции в регионе в секторе авиационного производства!
Другим знаковым для нас примером того, что арабы умеют не только качать нефть, стал натурный образец «многоцелевого колесного транспортного средства» NIMR, производство которого вскоре будет развернуто в ОАЭ и Иордании. С виду NIMR практически неотличим от… нашего «Тигра» (как известно, последний создавался именно по заказу ОАЭ)! В общем, сложилась крайне неприятная для нас ситуация – ознакомившись с «газовской» конструкцией, эмиратские военные приняли решение в стиле великолепного Остапа Бендера. Суть его можно выразить однойфразой: «У меня есть не меньше оснований предполагать, что и я один могу справиться с вашим делом». В результате компания BJG (напомним, что именно она в свое время заказала «ГАЗу» разработку машины, предназначенной для замены HMMWV) сегодня предлагает NIMR с 6,3-литровым дизелемMTU мощностью 280 л.с. и пятиступенчатой АКПП Allison в 2- или 4-дверном закрытом кузове. Как и российский аналог, вездеход из ОАЭ имеет полностью независимую подвеску, в качестве упругих элементов которой используются торсионы. Бронирование боковых панелей кузова обеспечивает защиту от 7,62-миллиметровых пуль патрона образца 1943 года. На подходе – трехосная модификация этого вездехода, которая, по заявлению разработчика, будет иметь грузоподъемность 5 тонн.
Целую гамму своих разработок представило на SOFEX и иорданское предприятие Jordan specialized vehicle manufacturing (подразделение оборонного холдинга KADDB). Наиболее интересные из них – автомобиль для пустынных патрулей Аль-Саалаб и боевое багги Desert Iris. Кстати, Аль-Саалаб (в переводе с арабского – лис) базируется на шасси Toyota Land Cruiser 79 и предназначен для выполнения задач дальнего патрулирования (радиус действия – полторы тысячи километров без дозаправки), огневой поддержки (на машине устанавливаются два пулемета калибров 12,7 и 7,62 мм) и эвакуации раненых (в кузове могут быть размещены две пары носилок). Производство этой перспективной машины иорданцы обещают развернуть уже в 2006 году.
Теперь коротко о Desert Iris. В отличие от «пустынного лиса», он выпускается серийно – 148 машин этого типа уже поступили на вооружение ВС Иордании. Машина имеет дизельный двигатель и КПП, аналогичные устанавливаемым на Toyota HiLux, и независимую подвеску. Она может использоваться в качестве носителя крупнокалиберного пулемета или системы залпового огня. Дальность действия на бездорожье составляет 400 км. Эти машины уже доказали свою эффективность в Афганистане, где в составеМеждународных сил поддержания безопасности (ISAF) находится и иорданский контингент.
текст и фото: Илья КЕДРОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.