Вот и подошел к концу самый неоднозначный сезон в истории российского джиптриала. Собственно, вопрос о том, кому достанется титул чемпиона, был практически уже решен. В копилке Гавинского было 43 очка, а у его главных соперников Антона Филимонова и Сергея Щетинина – по 36. А это значит, что совсем не выходить на старт Виталий не мог. Но вместе с тем для победы ему было достаточно занять пятое место. Что же касается Антона и Сергея, то вопрос, кто из них будет вторым, а кто третьим, должен был решиться на коварных камнях Барсуковского карьера.
Если с интригой Чемпионата все было более или менее понятно, то с распределением мест на этапе ясности не было. В Тулу приехал экипаж в составе Владимира и Родиона Казаков, и этот тандем вполне способен выступить в роли «нарушителей спокойствия». Но главных неожиданностей можно было ждать от Романа Щербова. Он достроил наконец свой прототип на портальных мостах UNIMOG и вывел его на тульские трассы для проверки боем.
Филимонов
Теперь пара слов о «барсуковской» трассе, или, точнее говоря, о «бар-суковских» секциях. С одной стороны, за два предыдущих года спортсмены, казалось бы, должны были до мельчайших тонкостей изучить все местные капканы и ловушки, но, с другой, трассы джип-триала неисчерпаемы, как атом: чуть по-другому поставлены ворота, и все, нужно действовать совсем иначе. К моему удивлению, для заключительного этапа Чемпионата организаторы подготовили всего две секции, правда, с довольно большим количеством ворот. Поначалу казалось, что лимит времени (8 минут) позволяет участникам вдумчиво готовиться к каждому штурму. Но уже после первого старта (экипаж Антона Филимонова и Алексея Луцкого) стало ясно, что легкой жизни не будет. Антон покинул секцию, так и не покорив всех ворот и заработав 546 штрафных очков.
Гавинский
Наверное, Виталию Гавинскому после выступления своего самого именитого соперника (Антон -двукратный чемпион России) захотелось проехать как-то поэффектней. Первые ворота Виталий одолел довольно лихо, хотя и не без затруднений. Прошел он и знаменитую «волчью яму». Затем Jeep спустился вниз и зашел на расположенные с краю секции ворота, так и не покорившиеся Cherokee Филимонова. Первая атака оказалась не совсем удачной - под левое колесо попал камень, и машина начала крениться вправо. Виталий отступил и вновь бросил машину по той же траектории, но уже «ходом». Еще секунда, и CJ закувыркался вниз по склону! Слава богу, что все обошлось помятым капотом, разбитым ветровым стеклом и 1270 штрафными очками.
Казак
Следующей жертвой коварной секции стала «Тигра» Владимира Казака. Правда, до «ушей» дело не дошло, но полосатый УАЗ застыл на склоне в крайне неустойчивом положении. Чтобы освободить машину, пришлось применять споттерские приемы из американского рок-кроулинга и страховать автомобиль при помощи стропы. Итог - 785 очков штрафа
Борьба в Чемпионате этого года была очень плотной, несмотря на то, что в основном между собой боролись три спортсмена. Вплоть до заключительного этапа не было однозначной ясности в том, кто станет чемпионом. Достаточно было Виталию Гавинскому не приехать на этот этап, и он мог распрощаться с надеждами на чемпионское звание. То же самое касается и остальных участников: перед заключительным этапом у Филимонова и Щетинина было одинаковое количество очков, так что все решалось здесь и сегодня, в этих двух секциях. Я считаю, что Чемпионат у нас вполне состоялся, его формула себя оправдала: она заставляет спортсменов бороться до последнего этапа. Кроме того, идеология нашего джип-триала - выигрывает тот, кто проходит больше ворот, - на мой взгляд, совершенно правильная. Спортсменам это тоже нравится, к тому же это значительно повышает зрелищность, а значит, нравится и зрителям. В результате зрителям однозначно понятно, кто выигрывает, и это радует. Если бы мы остановились в своем развитии на уровне 2001 года и продолжили ездить по трак-триальным правилам, то участников было бы больше, но спорт не вырос бы ни технически, ни сточки зрения мастерства. Вырастив верхушку большого спорта, теперь хочется заняться созданием его подосновы. В следующем году мы запланировали проведение одноэтапного Кубка России в кузовных классах, то есть в оригинальном и модифицированном. Естественно, они будут соревноваться на других трассах, скорее всего у них не будет ни бетонных блоков, ни камней. Секции будут более доступные, и мы попытаемся привезти участников со всей страны. Сейчас активно работаем со спонсорами, чтобы уменьшить самую большую статью расходов участников, а именно расходы на доставку техники. Если это у нас получится, то и Кубок, я так думаю, состоится. Триалисты со всей России смогут посоревноваться друг с другом и заодно посмотреть на «верхушку», то есть на тех, кто будет участвовать в Чемпионате. Возможно, кто-то из них пойдет дальше. По крайней мере, хочется надеяться, что наше дело не умрет
Щетинин
Затем в секцию въехал «Балу» Щетинина и Кондрашова. Старт! Автомобиль бросился на подъем, и в ту же секунду раздался металлический удар. И вот уже прототип на шасси УАЗ-3171 обреченно скатывается вниз, а за ним остается лежащий на земле карданный вал. Все, выступление закончено, на «моноприводе» здесь делать нечего. Итог -1007 штрафных очков.
Ощущения от сезона двойственные. Вначале было хорошо, потом было плохо, к концу, начиная с Тольятти, ситуация начала выравниваться, и, можно сказать, опять стало хорошо. Этот сезон дал определенный опыт, причем не только участникам, но и организаторам, что, может быть, даже важнее. Надеюсь, следующий сезон будет более сбалансированным, чем этот, и соответственно участников будет больше. В этом году их количество не порадовало. Машиной доволен, собой - нет. Было сделано довольно много ошибок, в том числе связанных с невнимательностью при чтении нормативных документов, а это уж совсем непростительно. А все остальное... Сегодня, возможно, я несколько «переработал на публику».
Щербов
И тут пришло время показать, на что способен монстр, построенный Романом Щербовым. С первых же метров стало понятно: на очень многое! Да, автомобиль еще сырой, и ему не хватает устойчивости и поворотливости. Кстати, свой прототип Роман построил на шасси Jeep Wrangler и с явной оглядкой на американские рок-багги: четырехрычажная подвеска и пневмостойки. Но не зря же американцы оснащают свои рок-багги стабилизаторами Керри - устройствами, стремящимися привести кузов в горизонтальное положение и не дающими ему раскачиваться при проезде колеса через препятствие! На машине Романа таких устройств нет, поэтому временами казалось, что спортсмена постигнет участь Виталия. Но ему все же удалось пройти эту секцию и даже с чуть лучшим, чем у Филимонова, результатом - 544 штрафных очка.
Любители
Кстати, в том же карьере и в тот же день (но, естественно, совсем в других секциях) проходило и традиционное соревнование для стандартных машин. Любители выступали в перерыве между заездами в первой и второй «чем-пионатских» секциях. Впрочем, почему любители? Например, пока механики под руководством Дмитрия Кондрашова ставили на место оторванный карданный вал, Сергей Щетинин посадил на штурманское место своего сынишку и выступил в традиционном соревновании на стандартном Mercedes G-class - том самом, на котором он участвовал в «Евротриале». Еще одним именитым участником клубного триала стал Андрей Егоров, серебряный призер Чемпионата 2004 и Кубка 2005 года. Правда, он еще не привык к геометрическим показателям Suzuki Vitara и с хода усадил ее брюхом на грунтовый перегиб...
Мне сезон не понравился. Слишком много посторонних факторов влияло на спортсменов, на их результаты и вообще на проведение. Я имею в виду совершенно неадекватное судейство на некоторых этапах Чемпионата и очень большие просчеты организаторов. Кстати, эти просчеты могли привести к и изменению результатов всего сезона. Слава богу, что не привели, и победил сильнейший - на сегодня Виталий Гавинский, безусловно, является лучшим триалистом. Но сам факт, что эти посторонние факторы постоянно вмешивались, не добавляет радости. Из всего сезона могу выделить этап в Тольятти, который был интересен всем - и спортсменам, и зрителям, и организаторам. Остальные выглядят гораздо более блекло. Не может радовать и количество участников. Но в следующем году будем продолжать.
Судьба этапа
Но вернемся к Чемпионату. Окончательно судьба этапа решилась во второй секции. Здесь для взятия ворот нужно было несколько раз перевалить через каменистую гряду. И вот тут Гавинский доказал, что звание Чемпиона России достается ему по праву: он прошел все ворота, набрав лишь 42 очка штрафа. Этого было недостаточно, чтобы победить на этапе, но хватило для того, чтобы стать третьим и выиграть Чемпионат. Неплохо, с 278 штрафными очками, прошел секцию Щербов, причем по результатам выступлений в двух секциях Роман выходил в победители этапа! «Серебро» осенних Барсуков досталось Филимонову, и это автоматически выводило его на вторую ступень Чемпионата. Ну а Щетинин и Кондрашов, хотя и остались без призов на этапе, получили честно заработанную «бронзу» по итогам года.
Время собирать камни
Очередной сезон российского джип-триала закончился. Значит, пришло время осмысления и... подготовки к новому сезону. Самым больным вопросом, безусловно, является число участников. В 2004 году в Чемпионате участвовало 39 экипажей, из них 15-более чем в двух этапах. В 2005-м в Чемпионате было 11, а в Кубке - 10 участников, но более чем в двух этапах - 6 и 3 спортсмена соответственно. В 2006 году Кубок не разыгрывался, а на различных этапах Чемпионата вновь выступили 11 экипажей, но более чем в двух этапах участвовали только четыре, а всерьез боролись за победу и вовсе три. Причина такого падения массовости понятна: трассы стали сложнее, они потребовали специально подготовленных машин, причем машин специализированных и не пригодных для участия в других соревнованиях (например, в трофи-рейдах). Соответственно выросли и расходы, связанные с участием в Чемпионате, и многим это оказалось не по карману. От борьбы отказалась масса талантливых спортсменов - Кирилл Волоцкой-Глинский, Виталий Семенов, Владимир Стройков, Дмитрий Исто- мин, Олег Романов, Юрий Самодуров... Хочется надеяться, что в следующем году эта негативная тенденция будет переломлена. А новая машина Романа Щербова - это лишь первая ласточка из серьезного пополнения. Но одна мысль не дает закончить статью на мажорной ноте - осенью 2005-го перспективы нового сезона тоже казались вполне радужными...
Хороший сезон, он показал, что есть спортсмены и есть люди, готовые толкать вперед этот трудный спорт. В общем, впечатление хорошее. Мало экипажей -да, организационные промашки - да, были, чего-то не хватает - конечно. Но тем не менее все движется и вроде бы в правильном направлении. К следующему сезону думаем поставить обратно на нашу машину кузов, то есть восстановить ее в виде оригинального УАЗ-3171 и участвовать в соревнованиях в классе «Стандарт», например, в «Евротриале», а для Чемпионата России в «Прото» попробуем построить что-нибудь новое. Собой я в целом доволен. Изначально планировал участвовать в Чемпионате в качестве штурмана и приехал на первый этап прошлого года просто посмотреть. В результате в прошлом году мы заняли второе место, да и в этом выступали вполне достойно.
VI этап Чемпионата России по джип-триалу | |||
---|---|---|---|
Место | Пилот / Штурман | Автомобиль | Очки |
1 | ЩЕРБОВ Роман / ЕГОРОВ Андрей | Jeep Wrangler | 822 |
2 | ФИЛИМОНОВ Антон / ЛУЦКИЙ Алексей | Jeep Cherokee | 880 |
3 | ГАВИНСКИЙ Виталий | Jeep CJ7 | 1312 |
Чемпионат России по джип-триалу 2006 года | |||
---|---|---|---|
Место | Пилот / Штурман | Автомобиль | Очки |
1 | ГАВИНСКИЙ Виталий | Jeep CJ7 | 49 |
2 | ФИЛИМОНОВ Антон / ЛУЦКИЙ Алексей | Jeep Cherokee | 44 |
3 | ЩЕТИНИН Сергей /КОНДРАШОВ Дмитрий | УАЗ 3171 | 41 |
текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Александр ДАВИДЮК
Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.