Прибалтийское доминирование

«Веппский лес». Традиционный трофи-марафон. Ленинградская обл.

В середине сентября в двухстах километрах к северо-востоку от Санкт-Петербурга состоялся один из самых интересных и сложных российских трофи-рейдов «Вепсский лес», он же заключительный этап Международного Кубка «Baltic Sea 4х4 Cup». Считается, что на сегодняшний день это двухдневное соревнование является самой протяженной линейной внедорожной гонкой в России.

Я прочесал весь Вепсский лес –
Глухой, старинный, заповедный,
В ручье оставил грошик медный,
Чтоб возвратиться в край чудес. А. Петров

Вепсская возвышенность – это прежде всего природа. Здесь есть все – и уникальный елово-сосновый лес, и древние болота, и сотни чистейших озер. Что же касается непосредственно гонки, то нынешний «Вепсский лес», вдобавок к своей «традиционности» и прибалтийской «кубковости», стал заключительным этапом Чемпионата Евразии. Кстати, «вепсская» гонка пользуется неизменным успехом у любителей трофи из прибалтийских стран. Вот и на этот раз число участников из Эстонии, Латвии и Финляндии, мягко говоря, превышало количество экипажей из России. Так, в спортивном зачете заявилось 23 машины, причем в ТР1 и ТР2 было лишь по одному российскому экипажу! В рейде также участвовали 16 квадроциклов.

Бессонница по регламенту

Первый день соревнований, в общем-то, не был сложным. Протяженность трассы пролога составляла от 12 до 22 км (в зависимости от категории), результаты не шли в общий зачет и были нужны лишь для того, чтобы определить очередность и время стартующих на основную трассу. Но тем не менее эта «прелюдия» не обошлась без жертв: в норму времени (10 часов) не уложились эстонский экипаж на Jeep Wrangler (из-за отказа электроники) и питерский на УАЗе, который отправился из лагеря на старт первой секции по… азимуту, а не по дорогам. Результат столь опрометчивого поступка не заставил себя ждать: машина была утоплена в первой же попавшейся на пути речке.

Протяженность основных трасс «Вепсского леса» составляла 100 км для ТР1, 150 км для ТР2, 270 км для ATV и 300 км для ТР3. И все это при норме времени (с учетом пролога) 52 часа. Лучше всего со своей задачей справились участники из ТР1 и ТР2, преодолевшие всю трассу. Победители в категории ATV за отведенное время также прошли практически весь маршрут. Хуже обстояли дела в ТР3 – там максимальный результат составил примерно две трети дистанции. Кстати, обязательный ночной отдых на этот раз не был предусмотрен регламентом. Имелась теоретическая возможность двухчасового отдыха на пункте дозаправки, но, поскольку за день езды до него добрались не все, спать приходилось прямо на трассе.

Эвакуации не будет

Когда мы с Алексеем из петербуржского клуба «Off-road & 4х4 Club» отправились по трассе ТР3, под ногами еще хрустела изморозь, а «поседевшая» за ночь трава хранила следы стартовавших экипажей. В конце концов, прошагав по гатям и лесным дорогам около 8 километров, мы добрались до первого брода (за это время нас обогнали всего лишь две машины и четыре ATV). Брод оказался мелким, но сама речка очень живописная. Одно плохо – кроме нескольких квадроциклов, на переправе мы никого так и не дождались. Кстати, на обратном пути я отметил про себя интереснуюособенность «вепсского» грунта – например, уже после трех машин трасса оказывалась полностью разбита, а попавшийся нам навстречу УАЗ на Bogger не мог выбраться из совершенно несерьезной колеи. Более того, вскоре мы сами начали передвигаться с большим трудом, поскольку ноги разъезжались на скользком как мыло суглинке. Основательно устав за 16 километров пешего бездорожья, я призадумался: как (учитывая среднюю скорость 5–7 км/ч) участники смогут преодолеть все 100, 200 и 300 километров пути? Трассы для всех категорий были разные, а чтобы участник в полной мере прочувствовал экстремальность происходящего, эвакуация со стороны организаторов не предусматривалась...

Леший попутал

В неприятную ситуацию попал экипаж№204 из Латвии. Судя по всему один из многочисленных местных леших решил подшутить над ребятами. Произошло следующее: пока экипаж исследовал крутой склон на предмет выбора траектории спуска, их оставленная без присмотра Toyota, плавно набирая скорость, понеслась вниз. Пролетев метров тридцать, машина «выбрала» дерево высотой… двадцать с лишним метров. После удара лесной великан задумчиво постоял секунд пять, а затем, ломая все на своем пути, медленно рухнул на землю. Кроме дерева, никто не пострадал. Разве что машина… В результате происшествия была загнута рама, сломана пополам гидравлическая лебедка, а моторный отсек сократился примерно на треть. Но – тут надо отдать должное самообладанию латвийских спортсменов – экипаж без всяких причитаний вытащил машину из чащи и спустил ее на задней лебедке с горы. Более того, им удалось завести двигатель и, доливая воду, урывками выбраться на проходящую неподалеку грунтовку.

P.S. Характерная деталь – в этом году всю трассу «Вепсского леса» смогли преодолеть лишь семь экипажей. В этой связи еще немного «финишной» статистики: в 2001 году на финиш прибыли два экипажа, в 2003-м – восемь, а в 2004-м – девять. Почему не доезжают, спросите вы? Потому что, во-первых, не выдерживает техника, а во-вторых, ломаются и сходят с дистанции люди.

Tрофи-рейд «Вепсский лес-2006» и V этап Baltic Sea 4x4 Cup
ТР1
1ЛААНЕ Виидо, ТАММЕЛЬ Кайр, ЭРИМ ПиитсЭстонияTLC 70
2КАРП Тоомас, ВЕСТ Аре, ПОЛДЕМА МаркусЭстонияTLC 70
3КУННАПАС Арто, ОБОЛЕНСКИЙ Гуннар, ХЕЙНАРИ-КУННАПАС КайриЭстонияGW
ТР2
1ПАЛОТУ Андрес, ВАЛЬЯСТЭ Хармо, ПОМЕР ПриитЭстонияLR Defender
2ЗЕИЗА Вилнис, ЗЕИЗА АигарЭстония Nissan Patrol
3ЕФРЕМОВ Дмитрий, ЗАРИЦКИЙ ВладимирРоссия УАЗ 3151
ТР3
1КЛЮЙКО Михаил, ПЕНТИНЕН ИгорьРоссияTLC Proto
2ЗУЕВ Юрий, ВОЛКОВ СергейРоссия УАЗ 3151
3ВИДУШС Индулис, ВИДУШС Вентс, ВИДУШС МарисЛатвияZebra
АТV
1КАННИСТО Марко, КОТИМАКИ АриФинляндияBoth ATVS, Polaris 800
2ДЕКНИС Константин, ЛЕПИНЬШ АндрисЭстония, ЛатвияKawasaki 750, Bombardier 800
3РАТИНЕН Вели-Пекка, КУККУРАЙНЕН ЭсаФинляндияHonda Rincon, Po-laris 700


Юрий ОВЧИННИКОВ
Руководитель гонки

В РОССИИ ПОДОБНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ НЕТ

На сегодняшний день идеология ставшего уже традиционным соревнования «Вепсский лес» не изменилась, в нем может участвовать любой желающий, построивший любой трофийный автомобиль. Трассы по-прежнему линейные, большой протяженности и высокой сложности. Гонка уникальна тем, что ее участники остаются один на один с природой, любой сервис на трассе запрещен и практически невозможен. В 2007 году «Вепсский лес» также будет международным соревнованием в рамках 4-этапного Кубка «Baltic Sea 4х4 Cup». В этом году российских участников здесь не хватает, скорее всего по причине пропуска в 2005 году. Думаю, в дальнейшем ситуация изменится. Тем более что больше в России подобных соревнований просто нет. Наши правила отличаются от правил РАФ, они более логичны и понятны для участников и не меняются год от года в части техтребований к автомобилям; учет результатов производится по сквозному секундомеру, а не начислением очков за каждый отрезок трассы.


текст: Леонид ФАЛКЕНБЕРГ
фото: Александр ДАВИДЮК
Леонид ФАЛКЕНБЕРГ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11-12 ноябрь-декабрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты