Урок английского

Чему можно научить за три часа? Школа вождения «Land Rover Experience»

Чему можно научить на бездорожье за три часа? Примерно такой вопрос я мысленно задавал себе, пока ехал на полигон московской школы « Land Rover Experience», расположенный на задворках выставочного комплекса «Крокус Экспо». Тяжелые хлопья мокрого снега, валившие с небес на еще не промерзшую землю, обещали хороший учебный день в условиях, приближенных к боевым. Интересно, будут ли преподаватели вводить поправку на погоду? Да и вообще, насколько «внедорожен» этот внедорожный полигон? Честно говоря, больше всего я опасался, что «школа английского» окажется очередной рекламной профанацией…

Пройдя через какую-то «стройку века», грунтовая дорожка за выставкой вывела нас на берег Москвы-реки к рыжему деревянному домику и воротам со знаком « Land Rover only». У выезда – полузасыпанные снегом, но тем не менее вполне характерные силуэты машин. Между двух новеньких Discovery 3 стоит парочка их пращуров в характерной раскраске Camel Trophy, причем лебедки, багажники и наклейки «ветеранов» недвусмысленно намекают, что эта парочка принадлежит к той самой легендарной серии. Чуть поодаль виднеются характерный угловатый кузов Defender и благородные обводы Его Величества Range.

Вот и собственно школьный полигон. Его укутанные мягким белым покровом бугры, склоны и наклонные плоскости манили нас в свои объятия продуманной трехмерностью рельефа..

Школьная программа

В деревянном домике тепло, светло, а на столе – чай с баранками (с холода весьма кстати). Здесь нас встречают директор школы Ирина и инструктор Юрий. Через несколько минут общения дружно удивляемся, почему не были знакомы раньше, ведь в офф-роуде все далеко не первый год. Ирина так вообще принимала участие в организации отборов на Camel Trophy и G4 Challenge. Сегодня редкий день, когда не записано других учеников.Школа работает без выходных и не страдает от недостатка посетителей. В субботу и воскресенье вообще аншлаги – занятия идут непрерывно с 10 утра до 7 вечера. Просто сопоставьте цифры: 6 октября московской школе « Land Rover Experience» исполнился только год, а за это время через нее прошло около трех тысяч учеников, правда, с учетом корпоративных программ. Помимо основной «классной» работы, преподаватели организуют выездные коммерческие мероприятия в духе Camel Trophy.

Во время занятий на полигоне инструкторы стараются работать с учениками один на один. Но при большом наплыве желающих образуются экипажи до четырех человек.

И вот мы с фотографом Сашей Давидюком примеряем на себя облик «чайников» и усаживаемся перед огромным монитором. Тем временем один из Юриев начинает «лекцию со слайдами». Чтобы толково рассказать все о бездорожье и полном приводе за полчаса, надо было обобщать офф-роудный опыт с…1948 года.Юрий рассказывал не столько о приемах вождения, сколько о том, как работает автомобиль, и о классификации внедорожных препятствий. Не остаются без внимания и общие принципы поведения на учебном маршруте. Одной из главных мыслей лекции был тезис «торопись не спеша». И знаете, это подействовало. По крайней мере, к концу теоретического курса даже в моей бесшабашной и испорченной автоспортом голове отложилось, что на бездорожье важнее доехать, чем найти предел возможностей машины. То есть преодоление препятствия должно быть не столько стремительным, сколько успешным, а торопливость нужна лишь при ловле блох. На бездорожье включать голову надо заранее, а не тогда, когда пришла пора разматывать лебедку, которой…нет. Не надо лениться пройти сложный отрезок ногами, тем более если выход на сухое, ровное и твердое не просматривается, а, пройдя, стоит проанализировать все варианты и оценить возможность неудачи задуманного. Если слишком рискованно, то правильнее найти объезд, пусть даже и дальний. Главное – ты обязан гарантированно добраться до места. В самом деле, все верно и просто. Именно так я и поступаю, когда… остаюсь на бездорожье в одиночку, без связи и со сгоревшей лебедкой. Да и новичкам лучше рассматривать бездорожье не просто как колею на болоте, а как целый набор возможных сюрпризов, не всегда приятных. Конечно, зачастую двухчасовая поездка может растянуться на…три дня, но в этом нет ничего страшного, если ты правильно подготовился. Кстати, об экипировкеЮрий тоже упомянул: лопата, два троса разной длины, топор и резиновые сапоги (зимой – валенки и пуховик) должны «жить» в машине постоянно. Более того, перед выездом на бездорожье в багажник надо кинуть запас еды и теплый спальник.


Юрий КОРОТОВ
Инструктор « Land Rover Experience»

МЫ ПРОСТО УЧИМ ДУМАТЬ

Иногда клиенты путают понятия и называют нас школой экстремального вождения. Это совсем не так. Мы не учим каким-то экстремальным приемам, не занимаемся спортивной подготовкой. Мы учим эффективно преодолевать бездорожье, то есть просто добираться из точки «А» в точку «Б» без вреда для себя, автомобиля и окружающей среды. Мы показываем ученикам, на что способен Land Rover, и как эти способности можно применить на практике. Мы учим, что самое важное – верно оценить риск и сложность преодоления преграды, чтобы принять правильное решение. Это решение бывает не всегда единственное: к примеру, на одну и ту же горку можно взобраться и внатяг, и ходом. В обоих случаях вы окажетесь наверху. Важно сделать это так, как в данной ситуации у вас лучше и безопаснее получится. Мы стараемся научить водителя думать перед препятствием. Самый плохой для меня результат, когда ученик объясняет свои действия тем, что «так велит инструктор». Конечно же, за три часа базового курса все навыки преодоления внедорожных преград до автоматизма не доведешь. Но мы даем основу, как вести себя на бездорожье, а закреплять и развивать полученные знания можно лишь постоянной практикой. Ктото будет заниматься этим самостоятельно, кто-то не будет, но полученные здесь знания все равно помогут ему в нужный момент.


Практические занятия

Место за рулем Disco 3 сначала занимает Юрий, и мы, преодолевая препятствие за препятствием, проезжаем весь полигон. По ходу дела обсуждаем особенности систем Terrain Response, Traction Control и Hill Descent. Обращаю внимание на то, что Юрий крутит руль строго в соответствии со старой английской школой: мелкими перехватами, держа левую руку на левой половине рулевого колеса, а правую – на правой. То же самое он призывает делать учеников: «На бездорожье так удобнее – и руль крепче держишь, и в руках не запутаешься». Обсуждая машину, препятствия и полигон, мы постоянно вынуждаем Юрия говорить, что эти темы… выходят за рамки базового курса. По словам инструктора, новичкам не стоит так углубляться в технические вопросы. Мы соглашаемся, но разговор остается в прежнем русле. В общем, по словам Юрия, мы скорее проходим индивидуальную подготовку первого уровня. Здесь программа определяется интересами и запросами ученика, который давно овладел базовыми навыками и хочет досконально разобраться в премудростях Land Rover и бездорожья.

Проехав весь маршрут, мы меняемся с инструктором местами. Юрий постоянно напоминает, что на бездорожье надо полагаться в первую очередь на себя и управлять автомобилем в «максимально ручном режиме», но при этом учит… доверять бортовым электронным системам, особенно Hill Descent. Ради этого мы несколько раз скатываемся задним ходом с холма на нейтрали. Смысл упражнения мне ясен: надо поверить, что в критической ситуации электроника поможет. Но я бы поспорил насчет необходимости отработки этого навыка: передача всегда надежнее, особенно если умеешь в нее точно попадать в любой ситуации. А потому уделял бы больше внимания точности переключений. Впрочем, это детали индивидуального обучения. Положа руку на сердце, признаюсь, что тотальное недоверие к бортовой электронике – мое слабое место…

Надо сказать, наше занятие растянулось намного дольше отведенных программой трех часов: мы пробовали разные варианты прохождения препятствий и разные настройки машины, а под конец пересели на Defender с механической коробкой, и Юрий показал мне еще одну систему, о которой почему-то мало кто знает. Оказывается, все современные Land Rover с МКП комплектуются системой поддержания оборотов двигателя при старте в крутой подъем. Для ее активации надо освоить хитрый прием старта: отпустил сцепление до момента схватывания, зафиксировал педаль, затем отпустил тормоз до половины и тоже зафиксировал. Теперь можно отпускать сцепление полностью, затем отпускать тормоз и ехать. С первого раза не получается, но недолгая тренировка помогает. Действительно, мотор не глохнет и вытягивает с места в любой подъем без малейшего намека на откат.


Ирина СВИРКОВА
Директор « Land Rover Experience»

У ШКОЛЫ ДАВНИЕ ТРАДИЦИИ


С 1948 года Land Rover накопил огромный опыт езды по бездорожью. Со временем все это суммировалось и классифицировалось, и появился курс обучения внедорожной езде. Сейчас школы « Land Rover Experience» существуют по всему миру, и где бы вы ни проходили базовый курс – в Англии, Америке, ЮАР, Финляндии или у нас, – везде даются одни и те же знания. Разумеется, с поправкой на местные условия. Согласитесь, бессмысленно в Африке или Австралии рассматривать езду по снегу, а мы сейчас зимний офф-роуд, наоборот, хотим выделить в отдельный курс и еще добавить винч-курс, но это будет уже ближе к весне.


Зачет

Возвращаясь из школы, я вновь думал, но теперь уже о том, сколько всего можно вместить в короткий однодневный курс. Еще я вспомнил, как когда-то очень давно один умный человек буквально в двух словах объяснил мне принципиальную разницу между средним специальным и высшим образованием. Задача первого – дать конкретные знания и навыки, задача второго – дать навык поиска недостающих знаний. Коротко и ясно. Так же и со школой « Land Rover Experience». Километры бездорожья и годы его преодоления сконцентрировались здесь в четкий и краткий курс, позволяющий понять принципиальную разницу между офф-роудом и повседневной ездой по асфальту. Конечно, одной фразой ее выразить сложно, но дать понять и почувствовать на себе за три часа, как оказалось, можно в полной мере. При этом сам подход в данном случае скорее тяготеет к вузовскому: дав базовые знания, « Land Rover Experience» пытается научить человека анализировать ситуацию, осознанно принимать решения и развивать свое мастерство. В общем, учитывая действительно высокий профессионализм преподавателей, 4500 рублей за такую науку – вполне адекватная цена. Если же иметь в виду, что базовый курс предлагается в подарок всем покупателям Land Rover у официального дилера, то грех таким подарком не воспользоваться. Правда, согласно статистике с «дилерским билетиком» в школу приходит лишь каждый третий...

текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11-12 ноябрь-декабрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты