Дождевой лес

«Веппский лес» – заключительный этап Off-Road GP Russia и ЧР по трофи-рейдам в классе ATV

Даже в засушливые годы всю трассу «Вепсского леса» проезжали буквально единицы. А тут… Залило все. Дожди, лившие несколько дней кряду, прекратились только в ночь перед стартом. Природа буквально дышала влагой, а сердца участников бились особенно тревожно. Кстати, в этом году «Вепсский лес» собрал 18 квадроциклистов, 15 экипажей в ТР1, четыре в ТР2, восемь в ТР3 и семь в «Туризме». И заметьте: в ТР2 ни одной машины из России!

Кто сказал, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды? Очень даже можно! И это с успехом продемонстрировали участники «Вепсского леса» в первый же день соревнований. Дело в том, что трасса 20-километрового пролога, финиш которого для всех категорий был устроен в базовом лагере, заканчивалась глубоким бродом через речку Тукша. Причем пересечь ее требовалось два раза, туда и обратно. И если «обратно» выполнить было достаточно просто, то с «туда» возникли проблемы.

Глубина разлившейся после продолжительных дождей речушки была около двух метров, но можно было найти брод и помельче. Интересная деталь - некоторые машины оказывались легче вымещаемой ими воды и потому слегка «всплывали». Так, например, Samurai под номером 105 эстонского экипажа развернуло в центре потока и понесло. По счастью, лебедочный трос остался в руках у стоящего на берегу штурмана, и он оперативно смог подвести вышедшее из повиновения «судно» к причалу.

А теперь о трудностях. Они возникли на полутораметровом обрывистом берегу: полноразмерные транспортные средства еще кое-как справлялись с задачей и выбирались на сушу, зацепившись лебедочным тросом за единственное росшее на берегу дерево, но квадроциклам, а точнее сказать, выступавшим на них людям, досталось по полной программе. Мало того, что в ходе форсирования водной преграды некоторые «квадрики» норовили перевернуться и всплыть колесами вверх (пилоты, не достав ногами дна, беспомощно плавали рядом со своей утопленной техникой). На берег они буквально выползали - обессиленные и злые, ругая организаторов за «купание» на финише. А ведь это были только первые 20 км «спецучастка» двухсоткилометровой гонки. То есть оставшиеся 180 км тяжелейшей трассы им предстояло пройти в следующие два дня.

Двое суток в мокром лесу

После «мокрого» финиша пролога всю спортивную технику поместили в закрытый парк, а у участников появилась возможность выспаться перед двухдневным вояжем в глухие леса Вепсовской возвышенности. Первые старты были даны ранним утром. В низинах лежал туман, в мутно-белом мареве которого я и отправился на охоту за экипажами. Кстати, в этом году благодаря системе слежения за передвижением спортсменов с помощью спутниковой системы мониторинга «Инмарсат» делать это было довольно просто. Впрочем, увидеть экипажи на трассе удалось лишь в трех точках (там дорога пересекалась с трассой или пролегала вблизи спецучастков). Но и этого было достаточно, чтобы оценить действия спортс-ме-нов и характер препятствий. Это прежде всего продолжительные подъемы в лесовозных колеях, заполненных глиной или раскисшей после дождей почвой. Здесь многие вынуждены были прибегнуть к помощи лебедки.

Наибольший интерес представляла категория ТРЗ и ATV. В ТРЗ главная интрига заключалась в борьбе за первое место в чемпионате Off-Road GP Russia (спор шел между Срджаном Зече-вичем из Москвы и Юрием Зуевым из Питера). Экипаж Зечеви-ча стартовал вторым после Зуева, причем отставание последнего по результатам трех этапов GP составляло всего 10 очков. Но уже на втором спецучастке Юрий Зуев начал терять темп по причине нестабильной работы двигателя. В результате, пройдя только три спецучастка, он занял четвертое место. А всю трассу ТРЗ проехали лишь два экипажа команды Cyvas и команда на квадроциклах Андрея Красилова и Евгения Бо-аги.

Кубки и категории

В категории ТР1 весь подиум заняли эстонцы и латыши, затратившие на преодоление трассы чуть менее 20 часов. Но поскольку они заявлялись только в кубок Baltik Sea 4x4 Cup, то в GP Russia победу одержал пришедший четвертым на финиш экипаж Сергея Хя-нинена из Питера. Что же касается категории ТР2, то совершенно непонятным образом она оказалась самой малочисленной. В ней выступали лишь четыре прибалтийские машины. Но при этом там решалась судьба первого места в кубке Baltik Sea 4x4 Cup. В результате победа осталась за экипажем Зейзы Вилниса из Латвии (время на трассе - 24 часа). А занявшие второе место эстонцы на Jeep Wrangler успели финишировать за 20 ми-нут до закрытия финиша.

Досталось и участникам категории «Туризм». Им было предложено «прокатиться» до символа соревнования - деревянной церкви, одиноко стоящей в глухих лесах. «Туристы» добрались туда за день, а наутро все отправились в обратный путь. Причем по предложенному организаторами альтернативному треку «для самых отважных» решился ехать только один УАЗ, выступавший под номером 403. В результате, попав на заваленную деревьями дорогу, его экипаж, не имея бензопилы, с помощью ручной ножовки пробился сквозь завалы, а затем, после затяжного болота, выехал на... трассу ТРЗ. Где, как вы догадываетесь, «самый отважный» хватил лиха по полной про-грамме...

Но есть и недоработки

Гонка закончилась, но вот что я бы хотел сказать в заключение... Мне кажется, что сегодня «Вепсский лес» наиболее полно отвечает требованиям дисциплины трофи-рей-да как соревнования.И происходит это в первую очередь благодаря линейному формату в режиме нон-стоп. Может, потому «Вепсский лес» и снискал славу самого тяжелого соревнования. Но есть и организаторские недоработки. Это касается местоположения базового лагеря. Лагерь должен находиться в центре соревнований, а не в 30 км от него. Также нужно сказать, что в данном случае правила линейной гонки оказались неоправданно зарегламентированы, в том числе и в таких пунктах как обязательный отдых, возможность в любом месте сойти с трассы и вернуться обратно, а также подсчет результатов за 800 м до окончательного финиша (для чего и дается часовой «отстой» экипажу). Всего этого можно избежать, если использовать существующие трассы как «ромашку» с лагерем и закрытым парком в центре. По сути, такой центр был на пункте дозаправки, там многие и ночевали.

Помощь на трассе запрещена, но во время отдыха ночью уследить за этим нельзя, потому ночевать нужно в лагере, машины ставить в закрытый парк. Также, наверное, не нужно заставлять квадроциклы плавать. То есть они не должны преодолевать броды такой глубины, где эта малогабаритная техника может целиком уйти под воду.

Победители «Вепсского леса»
ТР1
1 ЛААНЕ Видо/ТАММЕЛЬ Кайр/ХЕЙНСААР Имре TLC70Эстония
2МАТЕЙКО Марек / ПЕПУЛИСЫ Виталий и ЮрийTLC70Латвия
3КАРП Томас / ВЕСТ Арэ / ПОЛЬДЕМАА МаркусTLC70Эстония
ТР2
1 ЗЕИЗА Вилнис/ЗЕИЗААигнар Nissan Patrol Латвия
2ТАХЕ Альвар/ЛААНИСТО Рауль/МАНАМА Урво Jeep WranglerЭстония
3БЕРГМАНИС Владислав / САВИСКУС ДмитрисTLC73Латвия
ТРЗ
1ЗЕЧЕВИЧ Срджан / ГАРАНИН Алексей УАЗ 3151 Москва
2ЗЕЧЕВИЧ Марко/ШОРН Игорь LR DefenderМосква
3КОЛМОВСКИЙ Лев /СОБОЛЕВ Владимир Toyota Hi-LuxПетрозаводск
ATV
1КРАСИЛОВ Андрей/БОАГИ ЕвгенийBRP 800 Екатеринбург
2РОМАНОВ Алексей /МАРЕЕВ Олег BRP 800 СПб
3ДАРИНСКИЙ Дмитрий / ШУХАРДИН Александр Yamaha 700 Екатеринбург


Андрей КРАСИЛОВ
Чемпион России по трофи-рейдам 2007 года (ATV)
Это явный «косяк» организаторов

Скажу сразу, я не являюсь поклонником тяжелых соревнований. Уральские гонки легче. Там есть возможность отдохнуть между участками бездорожья, а на «Вепсском лесе» все 200 км спецучастков - это сплошь разбитая дорога. Получается, что эта гонка главным образом рассчитана на выносливость техники. Очень много было бродов, в одном броду мы утонули полностью. Были остановки из-за перегрева и разбортирования колес. И когда в конце гонки ночью в дождь мы приехали на промежуточный финиш у лагеря, нам объявили, что еще один час мы должны подождать, пока обработают наши треки, а затем проехать на окончательный финиш. Мы были в шоке: в регламенте этого не было, это явный «косяк» организаторов.


Срджан ЗЕЧЕВИЧ
Победитель серии Off-Road СР Russia 2007 года (ТРЗ)
Любая ошибка может вывести машину из строя

Мы считаем, что каждый экипаж, выехавший на старт «Вепсского леса», мог дойти до финиша первым. Это соревнование достаточно продолжительное и сложное, чтобы определить сильнейшего, но любая ошибка может вывести машину из строя. Из серьезных поломок у нас был отказ компрессора постоянной подкачки, пришлось, теряя время, несколько раз пользоваться автономным электрическим. На ночевку мы устроились на третьем участке, спали в машине, палатка была, но ставить ее ни сил, ни времени не нашлось. Это первая крупная наша победа, теперь мы попробуем закрепить успех в Чемпионате России.


текст и фото: Леонид ФАЛКЕНБЕРГ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты