«Что такое осень?» – этот хороший вопрос однажды задал Юрий Шевчук. А вы знаете, что такое хороший вопрос? Это такой вопрос, на который буквально у каждого человека есть свой ответ. В общем, осень – это и «плачущее небо под ногами», и «камни над чернеющей Невою», и сезон охоты, и время сбора урожая, и начало нового учебного года. Ну а для любителей автоспорта осень – время финалов. Прошел заключительный этап и в Чемпионате России по джип-триалу. Так вот, действо, происходившее в Самаре, стало по-настоящему решающим и очень неожиданным…
Памятуя о том, что еще в прошлом году Самарский внедорожный клуб показал, что способен организовывать соревнования по джип-триалу на самом высоком уровне, все ждали, что последний этап будет по-настоящему интересным. Аналогичные чувства переполняли и десять претендентов на обладание Кубком России, каждый из которых мог рассчитывать на победу. С участниками Чемпионата было несколько сложнее: перед каждым из них стояли свои задачи. Главной интригой должно было стать соперничество двух экипажей «норвежских» прототипов Viking и Protozavr: и Филимонов с Луцким, и Самодуров с Казаком набрали к этому этапу по 34 очка. Роману Щербову с его 23 очками достаточно было просто приехать, заработать хоть какие-нибудь очки и стать бронзовым призером. Но Роман не приехал. И это мгновенно изменило перспективы Виталия Гавинского. Тут нам потребуется небольшое отступление...
Дело в том, что Виталий пропустил предыдущий этап по вполне понятной причине: невозможно управлять спортивным автомобилем со сломанной рукой. Перелом, ставший следствием переворота на «Евротриале» в Сан-Марино, был настолько серьезным, что, честно говоря, все решили, что для Виталия этот сезон можно считать оконченным. Но не тут-то было! Когда речь идет о судьбе призовых мест Чемпионата, настоящие спортсмены способны забыть о травмах. Тем более что в бой Виталий мог идти на новом прототипе, привезенном из США. Управляемый задний мост этого одноместного болида и центральное расположение двигателя теоретически позволяли дать бой «норвежцам».
А вот у семейного экипажа Сергея и Дмитрия Лысаковых не было особых задач, но построенный ими на базе Nissan Patrol прототип внушал уважение: по размеру колес и дорожному просвету он «переплюнул» даже «монстра», на котором выступал Роман Щер-бов. Сергей Щетинин на этот раз решил посидеть сразу в двух водительских креслах: выступить в зачете Чемпионата на своем старом «Балу» и параллельно принять участие в розыгрыше Кубка на стандартном Mercedes G-class. Что же касается экипажа Сергея Ерохина и Михаила Страхова, то, поскольку некий (хотя и весьма призрачный) шанс на бронзу у них все же был, им оставалось просто постараться выступить как можно лучше.
Карьер в Новосемейкино - новая точка на карте отечественного джип-триала, и, надо заметить, точка очень перспективная. Достаточно одного взгляда на эти россыпи разнокалиберных булыжников, окружающих монолитные каменные останцы, чтобы понять-здесь можно проводить соревнования любой степени сложности и любого уровня. Открыли соревнования заезды участников Кубка России.
Уже после первой секции в зачете Кубка сложилась четверка лидеров, в которую вошли Дмитрий Ситников, Родион Казак, Олег Романов и Сергей Щетинин. По опыту и уровню мастерства в эту группу должен был бы войти и Андрей Егоров, но у него сразу после старта начались технические проблемы. Он мужественно с ними боролся и пытался устранять, но машина не ехала. Другим владельцам машин с независимой передней подвеской тоже было, мягко говоря, «неуютно». Например, Дмитрий Ситников признался, что все время опасался разбить передний редуктор или повредить рычаги своей Suzuki Vitara (при таком развитии событий пострадал бы не только сам Дмитрий, но и Родион Казак, выступавший на той же самой машине). По итогам первого дня из дальнейшей борьбы выбыли два экипажа- Максим Со-лоцинский на Samurai и Сергей Кузьминов на «Ниве».
У участников Чемпионата в первый день не было зачетных секции, но на трассу они все-таки выехали: в этот день была проведена тренировка, как говорят военные, «в условиях, максимально приближенных к боевым» (идею организаторы почерпнули на «Ев-ротриале»). Все было, как на соревнованиях: стояли ворота и работали судьи. Спортсменам новшество понравилось, но особенно полезными предварительные заезды стали для Виталия Гавинского, подтвердив, что он сможет управлять новым багги «одной рукой с половиной».
На второй день практически одновременно открылись первые секции Кубка и Чемпионата. Внимание зрителей и прессы, естественно, сосредоточилось на заездах «монстров», но и на трассах Кубка происходили весьма интересные события. Особенно сложными для участников оказались вторые ворота, где машины на спуске попадали на «диагональ». В очередной раз потребовала эвакуации старенькая « Нива» Андрея Егорова, практически в том же месте утратил способность к самостоятельному передвижению Samurai Алексея Рогова, а Сергей Щетинин чуть не перевернулся, устроив настоящий танец на двух колесах.
Но вернемся на трассу Чемпионата. В первой секции спортсменам предстояло пройти трое ворот: первые - на краю каменного уступа высотой по пояс, вторые - на перегибе сыпучего склона и третьи - в россыпи крупных булыжников. «Распечатал» трассу экипаж прототипа Viking. Юрий Филимонов и Владимир Казак прошли ее очень чисто, набрав лишь 33 штрафных очка и задав очень высокую планку. У Виталия Гавинского дела пошли несколько хуже: с легкостью расправившись с первыми воротами, он столкнулся с серьезными проблемами на сыпучем подъеме. Оказалось, что мотор его нового багги глохнет, требуя для нормальной работы значительно более длительного прогрева. Затем в секцию выехал «экс-Cherokee» Сергея Ерохина и Михаила Страхова... и, по обыкновению, порвал полуось. Nissan Patrol семьи Лысаковых ехал вполне уверенно, но с удручающей регулярностью давил конуса, обозначающие воротные створы.
Но главное событие произошло, когда в секцию въехал Protozavr Антона Филимонова и Алексея Луцкого. Честно говоря, никто не предполагал, что на этой зрелищной, но отнюдь не экстремальной трассе у этого экипажа могут возникнуть хоть какие-то проблемы. И буквально в том же месте, где перед этим пострадал автомобиль Сергея Ерохина, Protozavr застрял в каменном капкане с заклинившим правым задним колесным редуктором и не работающим левым передним. Было совершенно ясно: восстановить машину к началу заездов в следующей секции экипаж не сможет. А это значит, что судьба титула чемпиона России 2007 года решена.
Тем временем продолжилась борьба в последней из зачетных секций Кубка России. Она была относительно простой, без больших перепадов высот, и все оставшиеся в строю участники (включая успевшего в очередной раз починить свою машину Егорова) проехали ее без особых затруднений. Но тем выше оказалась цена ошибок. Например, Олег Романов, несмотря на весь свой опыт, не сразу нашел правильную траекторию прохождения последних, пятых, ворот, и его машину стащило прямо на вешку. Именно эта ошибка позволила Родиону Казаку опередить его по очкам и лишила третьего места. Наоборот, Сергей Щетинин, прошедший секцию лучше остальных участников, переместился с четвертой позиции прямо на вторую ступень пьедестала почета!
Вторая секция Чемпионата могла бы стать на редкость интересной, но... игра была уже сделана. В итоге и Филимонов, и Гавинский решили не рисковать и ограничились взятием трех первых, относительно несложных, ворот. В принципе шанс отличиться был у Лысаковых, но их прототипу отчаянно не хватало маневренности, и экипаж сотню за сотней набирал штрафные очки за сбитые конусы. Зато в качестве главных шоуменов выступил экипаж Антона Филимонова, который попросту снял одно колесо и сумел таким хитрым образом въехать в секцию и выехать из нее, бороздя землю тормозным барабаном заклинившей стороны.
Последний акт триального действа был разыгран на следующий день на площадке около торгового центра, непосредственно в городе Самара. С самого утра зарядил дождь, но посмотреть на соревнования собралось не менее двух тысяч человек. На этот раз спортсменам предстояло воевать с искусственными препятствиями из бетонных блоков. Собственно, препятствий было два: своеобразная «книжка», сложенная из уголков, и расставленные в шахматном порядке бетонные «стаканы». Первый заезд прошел относительно спокойно: все три претендента на призовые места этапа прошли всю трассу. Лыса-ковы при этом по обыкновению задавили несколько конусов (а что еще можно было ждать от чудовищных «катков» диаметром 54 дюйма?), а Гавинский показал класс и возможности своей новой машины, пройдя трассу абсолютно чисто.
После перерыва спортсменам нужно было пройти те же препятствия в обратном порядке. И тут произошла удивительная вещь -автомобили, которые с легкостью взбирались на «книжку» со стороны наклонной бетонной плиты, категорически отказались подниматься по скользким бетонным ступенькам! Оказалось, что шаг ступенек точно соответствует колесной базе, и их наклонные стенки одновременно упираются в колеса обоих мостов. В результате экипажу Лыс-аковых даже не удалось атаковать первые ворота. Виталий Гавинский попробовал заставить свой багги заскочить на следующую ступеньку ходом, но ударился травмированной рукой о каркас безопасности. Дальнейшие его попытки «просушить» бетон пробуксовкой колес успеха не имели. Самодуров с Казаком попробовали найти хитрую траекторию и забросить на верхушку ступеньки хотя бы одно колесо. В какой-то момент даже казалось, что это им удастся. Но нет, Viking каждый раз соскальзывал назад, и экипаж выехал из секции практически с тем же результатом, что и у Виталия Гавинского. Конечно, можно сказать, что это и поставило точку в лихо закрученной интриге Чемпионата 2007 года, но на самом деле эту точку днем ранее поставил развалившийся колесный редуктор машины Антона Филимонова...
PS. Подводя итоги прошедшего триального сезона, можно со всей ответственностью заявить: он явно интересней прошлогоднего. Была реальная борьба, появились новые машины и выросло мастерство участников. Да, этот вид спорта по-прежнему страдает от малочисленности автомобилей высшего уровня подготовки, но ситуация явно меняется к лучшему. И очень хочется надеяться, что в следующем году эта тенденция сохранится и отечественный джип-триал как автоспортивная дисциплина получит новый импульс.
V этап Чемпионата России по джип-триалу | |||
---|---|---|---|
1 | САМОДУРОВ Юрий (Москва) / КАЗАК Владимир (Тверь) | Viking | 1644 |
2 | ГАВИНСКИЙ Виталий (Москва) | Багги Rocklt | 2118 |
3 | ЛЫСАК0В Дмитрий (Москва) /ЛЫСАК0В Сергей (Москва) | Nissan Patrol | 3517 |
4 | ФИЛИМОНОВ Антон (Москва) /ЛУЦКИЙ Алексей (Москва) | Protozavr | 5050 |
5 | ЩЕТИНИН Сергей (Москва) | УАЗ 3171 | 5859 |
6 | ЕРОХИН Сергей (Москва) / СТРАХОВ Михаил (Коломна) | Jeep Cherokee | 5937 |
Чемпионат России по джип-триалу 2007 года | |||
---|---|---|---|
1 | САМОДУРОВ Юрий / КАЗАК Владимир | Viking | 44 |
2 | ФИЛИМОНОВ Антон / ЛУЦКИЙ Алексей | Protozavr | 39 |
3 | ГАВИНСКИЙ Виталий | Jeep CJ7 | 25 |
4 | ЩЕРБОВ Роман | Jeep Wrangler | 23 |
5 | ЩЕТИНИН Сергей | УАЗ 3171 | 17 |
6 | ЕРОХИН Сергей / СТРАХОВ Михаил | Jeep Cherokee | 16 |
Кубок России по джип-триалу 2007 года | ||||
---|---|---|---|---|
1 | СИТНИКОВ Дмитрий | Тверь | Suzuki Escudo | 36 |
2 | ЩЕТИНИН Сергей | Москва | MB 230 | 68 |
3 | КАЗАК Родион | Тверь | Suzuki Escudo | 76 |
4 | РОМАНОВ Олег | Москва | MB G-class | 780 |
5 | П0ЛИКАН0В Дмитрий | Москва | Jeep Sahra | 1269 |
6 | ЕГОРОВ Андрей | Ногинск | BA3-21213 | 1707 |
Мне очень понравился Чемпионат этого года. Никогда еще не было в триале таких интересных трасс (спасибо Ивану Евдокимову), таких удивительных машин и такой напряженной борьбы. Честно говоря, в начале года я не думал, что борьба будет такой трудной. Я ведь привез Viking из Норвегии с одной целью - победить! Так сложилось, что боролись мы в основном с экипажем Филимонова - Луцкого. Машины наши примерно сравнимы по своим возможностям, поэтому борьба шла в основном в мастерстве управления и слаженности экипажей. Из-за технических проблем с Wrangler и «Кадаброй» предыдущие два года я лишь эпизодически выезжал на триал. А Антон участвовал и побеждал, нарабатывая бесценный опыт. Несмотря на это, нам удалось на первом этапе взять первое место. Кроме того, управление машиной вдвоем оказалось непростым делом. Со штурманом я почти не ездил раньше. Владимир Казак - опытный пилот и прекрасно чувствует трассу. Но когда мы поехали одним экипажем, то столкнулись с такими проблемами, как согласованность действий, одинаковое видение трассы, психологическая совместимость и т.д. И если на тренировках все проходило более или менее гладко, то на соревнованиях мы оба совершали ошибки. И эти ошибки порой лишали нас первого места. Что касается завершающего этапа в Самаре, то наш экипаж был в отличной форме. Мы прекрасно дополняли друг друга, машина была хорошо подготовлена. Тем не менее борьба на этом этапе продолжалась до самой последней секции. К счастью. Viking нас не подвел, и мы победили!
Ощущения от Кубка у меня остались очень приятные. Понравились трассы. Некоторые из них мне показались сложноватыми, некоторые, наоборот, простенькими, но настрой у меня изначально был только на победу. Мы посмотрели на грунт, подобрали резину и давление в шинах. Приобретенные в Сан-Марино шины марки Alligator нам очень помогли - для этих трасс они подходят просто идеально. Я не думаю, что результаты Кубка определила случайность. Соперники у меня были очень опытные, многие из них участвовали ранее и в Чемпионате, и в международных состязаниях, так что конкуренция была действительно очень острой, разрывы по очкам незначительные: и действительно, до последней секции все мог решить случай. Я очень счастлив, что сумел победить. Это, конечно, не последняя точка, о которой можно мечтать, но это еще одна ступенька вверх, к вершинам профессионализма и мастерства управления автомобилем. Насчет планов участия в Чемпионате на следующий год ничего пока не могу сказать, потому что не понимаю, что у нас будет происходить с Чемпионатом. Участвовать, конечно, хочется, но на постройку или покупку прототипа у меня пока что средств не хватает. Если на следующий год в Чемпионате все-таки будет зачет для стандартных машин, то мы однозначно поедем все этапы, а если младших классов не будет, то, увы, мы участвовать не будем.
текст и фото: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.