За гуманное отношение к автомобилям

Антиэкологический репортаж с Международного Франкфуртского автосалона

В этом году Международный Франкфуртский автосалон IAA прошел под многообещающим девизом «Sehen, was Morgen bewegt!» (что можно перевести с немецкого как «Смотрите, вот и будущее пришло!»). Однако вашему вниманию сегодня предлагается не репортаж с выставки, а скорее… манифест за гуманное отношение к ее главному герою – автомобилю.

По большому счету автомобиль начинался так. Крутанули большой маховик раз, крутанули два; чихнуло-пыхнуло, и... поехали! Поехали на трех пока еще не очень уверенно опирающихся о землю колесах от велосипеда. Котелки, визитки. Извозчики придерживают лошадей. Бензин? Да вот же он - продается в соседней аптеке. И вдруг - в небе инверсионный росчерк от «аэробуса». Грандиозный скачок через 120 лет. Что же до самого первого трехколесного самодвижущегося экипажа Бенца, то это так, ремарка. Кстати, вполне возможно, что и наши сегодняшние беды сквозь толщу грядущих столетий кому-то покажутся мизерными: «Наивные они были в начале XXI века. За экологию боролись...»

Конечно, вы можете не согласиться, но мне кажется, что в последние годы борьба за чистоту окружающей среды достигла масштабов настоящей фобии. Сегодня борцы за экологию в буквальном смысле терроризировали крупнейшую в мире автомобильную выставку. Посетителя IAA встречали пикеты с плакатами «Klima-Schweine!». Что переводится примерно как «Свиньи, загрязняющие климат». А из выхлопных труб, загримированных под гигантских хрюшек Audi, BMW и Volkswagen, символизируя вредные выбросы в атмосферу, вырывались отвратительного цвета воздушные шарики с надписью С02.

Маленький скромный пакетик

Попутно «зеленые» агитировали не есть мясо и птицу (о рыбе почему-то молчок). При этом они с легкостью переворачивали с ног на голову очевидные факты. Как известно, настоящие буренки и хрюшки выбрасывают в атмосферу гораздо больше вредных веществ, чем автомобили. Словом, я так и не понял, чего добивались от посетителей выставки активисты движения РЕТА («Люди за гуманное отношение к животным»). То ли они требовали поголовного пересаживания с машин на велосипеды, то ли добивались соблюдения вечного поста. Но как бы то ни было, а шуму «зеленые» понаделали много. Ну а тем временем на выставке, объявившей крестовый поход в защиту окружающей среды, журналистов продолжали пичкать пресс-папками, на каждую из которых затрачена куча бумаги, краски и иных, в зависимости от фантазии дизайнеров, материалов. Во всем роскошном пресс-наборе ценно одно - компьютерный диск с информацией. Его, как правило, все и брали. Что же касается презентационной «обертки», то этими самыми папками были доверху забиты все мусорные баки в окрестностях Messe. Девять тысяч журналистов. Сотни фирм. Десятки тысяч выброшенных папок. Какая уж тут экология? С другой стороны, и производителей тоже понять можно: экология экологией, но вдруг журналист, получивший скромный пакетик с диском и обделенный красивой папкой, ничего не напишет о новинках фирмы?

За права потребителя

Европейские ученые считают, что понятие «потребитель» возникло еще в XIII веке. Артели начали выпускать товар крупными партиями, зародился институт посредников-перекупщиков и одновременно стала исчезать непосредственная связь между теми, кто произвел продукт, и теми, кто намерен его приобрести. Ну а современная жизнь и вовсе немыслима без посредничества. Например, такая крупная выставка, как IAA, разумеется, ничего не продает частным лицам (если, конечно, речь не идет о Bugatti 16.4 Veyron Pur Sang за 1,3 млн евро), и честный бюргер здесь имеет право только присматриваться. И, между прочим, ему показывают. Иначе нельзя - потребителя надо как-то убедить приобрести товар. Объяснить ему на максимально понятном языке и желательно покороче, что такое хорошо, и что такое плохо.

Не знаю, как вы, а лично я хорошо помню время, когда верхом моды среди отечественных автовладельцев было клеить на лобовое стекло «жигулей» надпись Turbo (ну или на худой конец Tyrbo). Зря смеетесь - безграмотность и глупость здесь почти ни при чем. Просто наши не слишком изысканные соотечественники таким вот банальным образом пытались копировать один из тех «ключей», что индустрия Запада постоянно подбирает к сердцу потребителя. Ведь когда мощность моторов легковых автомобилей активно начали повышать при помощи турбо-наддува, рекламные службы компаний моментально фетиши-ровали новшество. При этом никто почему-то не вспоминал, что к тому времени турбонагнетатели стояли на каждом втором дизельном грузовике, бульдозере и прочей тяжелой технике. Просто слово turbo стало очень модным. Прижилось, раскрутилось. И результат не заставил себя ждать - турбированные машины сметали из дилерских салонов, как горячие пирожки...

Так долго не живут

А затем пришел черед многоклапанных головок... Крышки багажников малолитражек моментально запестрели гордыми стикера-ми 16 valves. И потребитель вновь стонал от восторга. Правда, до нашей страны «клапанный» ажиотаж докатился, как водится, спустя несколько лет. Году примерно в 2000-м на Московском автосалоне я поинтересовался у тогдашнего главного дизайнера «АвтоВАЗа» Сергея Синельникова: зачем на багажник «Калины» (тогда еще прототипа) вы прилепили надпись... 8V? «Ну, как же, - с гордостью ответствовал дизайнер, -четырехцилиндровые двигатели у нас будут выпускаться как с шестнадцатью, так и с восемью клапанами!». Даже не знаешь, плакать тут или смеяться. И как объяснять дизайнеру, что у четырехтактного мотора с четырьмя цилиндрами клапанов не бывает меньше, чем восемь, а кричать об этом - все равно что хвалить автомобиль за наличие четырех колес! Но все это уже в прошлом. Теперь, похоже, новым культом станет число 130. И все потому, что в 2012 году Евросоюз намерен ограничить у новых автомобилей выбросы С02 величиной 130 г на 100 км (именно углекислый газ сегодня считают главной причиной возникновения парникового эффекта). Более того, например Германия собирается вслед за уже сделавшей это Великобританией изменить порядок налогообложения автомобилей. То есть рассчитывать налог будут не с «кубиков» рабочего объема, а с граммов выброса углекислого газа. Для потребителя это означает только одно - за следующую модель ему придется отвалить производителю гораздо больше денег, поскольку меры по сокращению выбросов достаточно затратны. Заметно подорожает и текущее обслуживание автомобиля. Да и срок службы транспортных средств в будущем скорее всего законодательно ограничат. В общем, жить долго машинам просто запретят...

О врагах истинных и мнимых

Но непонятно все-таки, почему главным врагом человечества объявлен именно углекислый газ? Это примерно как назвать причиной всех бед США государство Иран, про которое большинство американцев думает, что это... Ирак. Схожесть почерка наводит на мысли. Получается, что газ, играющий важнейшую роль в фотосинтезе, питающий всю флору на Земле и соответственно позволяющий ей вырабатывать кислород, - вреден? А как же такие компоненты автомобильного выхлопа, как окись углерода, оксиды азота и сажа? Вроде как они и не находятся на «оси зла»?

Кстати, представители компании Porsche, у ворот завода которой незадолго до начала автосалона IAA тоже пикетировали «гринписовцы», резонно заметили, что в общем объеме выбросов в атмосферу Германии доля легковых автомобилей составляет менее 12%. Тепловые электростанции выбрасывают 43% С02, а еще 14% приходится на частные дома немцев. Если же посчитать вклад машин Porsche в обогрев неба, то он и вовсе ничтожен - менее десятой доли процента. А теперь скажите, стоило ли ради этого выкрашивать Volkswagen Touareg в розовый цвет и приделывать к его передку бутафорский свиной пятачок?

А как с Пиренеями?

Тем временем, кое-как проскочив сквозь экологические «кордоны», я хожу по залам выставки и разглядываю довольно занятные таблички... Вот, смотрите, компания Peugeot уже назвала одну из своих моделей 308120д (110-сильный 1,6-литровый дизель HDi в сочетании с шестиступенчатой роботизированной коробкой обеспечивает новейшему хэтчбеку показатели ниже будущего ограничения). Но, увы, говоря по совести, я не представляю подобный силовой агрегат не то что под капотом серьезного внедорожника, но и кроссовера модели 4007. Кстати, эта машина хорошо принята европейской публикой (не в последнюю очередь благодаря японскому качеству). На салоне показали новую версию 4007 Platinum с 2,2-литровым 156-сильным дизелем и улучшенной отделкой.

Но остается вопрос: как европейцам с их Пиренеями, Альпами, Татрами и Карпатами отказаться от вездеходов? За оставшуюся до введения новой нормы пятилетку предстоит похоронить такие удачные проекты, как Defender, Gelaendewagen, Land Cruiser. Похоронить или искать компромиссы вроде предложенного англичанами: высаживать деревья как плату за возможность продавать свои знаменитые внедорожники Land Rover.

Светлое гибридное будущее

Есть, конечно, и не столь экзотические пути. Например, освоить выпуск гибридных внедорожников. Та же компания Porsche продемонстрировала Cayenne Hybrid со вспомогательным электромотором мощностью 34 кВт (46л.с). На электрической тяге автомобиль разгоняется и движется в пробках (в этих режимах основной двигатель наименее эффективен, а выбросы наиболее значительны). Заметим, что Porsche по-прежнему игнорирует дизель. Тем не менее средний расход топлива Porsche Hybrid составляет 9 л на 100 км! Но, увы, европейцы, уже успевшие ознакомиться с гибридными кроссоверами Lexus, пока довольно скептически относятся к подобным «транссексуалам». Тем не менее гибридные автомобили - очевидный выход из тупика, в который загоняют автомобильную промышленность Европы политики. Пусть «гибриды» еще несовершенны, но вектор указан правильный. Будут доработаны программы управления трансмиссией, повысится надежность. Возможно, упадет и цена. А там глядишь, и волнения забудутся.

Нефтяная зависимость Америки

Однако попробуем все же понять подоплеку ограничения выбросов С02. Все просто: этот параметр жестко связан с расходом топлива. То есть по сути нас призывают не охранять окружающую среду, а отказаться от использования традиционного углеводородного сырья в качестве топлива. Но сказать что-то типа «с 2012 года мы урезаем средний расход топлива до такой-то величины» нельзя. Будет бунт. Даже введение косвенного ограничения по С02 вызвало немало разговоров. Но не все так просто - в мире есть страна, которой действительно выгодно отказаться от использования бензина и солярки. И,как ни странно, это США. Вот уже несколько лет администрация Белого дома финансирует программы по разработке автомобилей на топливных элементах. Такие проекты показали и на Франкфуртском автосалоне. Для Вашингтона нефтяная зависимость от стран третьего мира - это вопрос политики. А ради нее они готовы повергнуть в хаос целые государства. Торгуешь нефтью? Значит, принадлежишь к странам «оси зла». Но самое грустное, что этот «вирус лояльности», похоже, подцепила и старушка-Европа. Причем в пароксизме заокеанской «инфекции» европейцы готовы наделать глупостей столько, что их с лихвой хватит на оба континента...

текст и фото: Денис ОРЛОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты