Второй управляемый мост чаще всего можно увидеть на триальных машинах. Но возможность поворота задних колес может пригодиться и на экспедиционном автомобиле. Полноуправляемый LR Defender 130-не серийная модель, а экземпляр, созданный австралийской фирмой Maxi-Drive.
«Длиннобазник всем хорош для экспедиций, кроме маневренности», - подумал Патрис Райдер, возглавляющий компанию Outback Import, и приобрел себе для дальних странствий Land Rover Defender 130. Этот четырехдверный пятиместный пикап был выпущен в 1995 году в Австралии. Оснащен двигателем 300 TDI. Первым делом для превращения из «грузовика» в «экспедиционник» при помощи болгарки и сварки был «вылеплен» полноценный универсал с гигантским багажным отсеком. А затем взялись за маневренность мастодонта. Причем взялись не на шутку. Дело в том, что австралийекая компания Maxi-Drive, занимающаяся разработкой и производством «спортивных» и усиленных элементов трансмиссии для Land Rover, уже довольно давно предлагает комплекты для преобразования длинных Defender в пол-ноуправляемые прототипы. Причем, как это принято в наши дни, второй рулевой механизм сделан на базе гидравлики - это более надежно и проще в обслуживании, чем механические схемы. То есть рабочий цилиндр двустороннего действия соединяет балку моста и рулевую тягу, а шестеренчатый гидронасос приводится в действие электродвигателем. Все это позволяет подключать управление задними колесами только в случае необходимости, тем самым сохраняя преимущества традиционной переднеуправляемой схемы.
Но загвоздка была в том, что все заднеуправляемые конструкции Maxi-Drive сделаны на базе обычного переднего моста. В данном случае Патрис поставил своим коллегам более сложное техзадание: сохранить в автомобиле рассчитанный на повышенные нагрузки «грузовой» задний мост «Солсберри». Это оказалось возможным при оснащении моста поворотными кулаками от LR третьей серии. Причем не обычной модели, а довольно редкого грузового «головастика» Forward Control 101. Мало того, для установки дисковых тормозов эти раритетные поворотные кулаки оснастили штатными ступицами Defender. Все остальное, включая гидравлику привода и систему фиксации колес в прямом положении, инженеры Maxi-Drive оставили от своих прежних разработок. Результат - радиус разворота по колесам у этого «сто тридцатого» получился примерно такой же, как у стандартного Defender 90.
В штатном режиме рулевая система полноуправляемого Land Rover работает как обычно. Поворачиваются только передние колеса, имеющие жесткую механическую связь с рулевым колесом. Задним управлением заведует отдельный рычаг, расположенный слева от водительского сиденья. Чтобы его активировать, надо, во-первых, перейти на пониженный ряд в трансмиссии, во-вторых, включить электрический гидронасос, а в-третьих, кнопкой освободить фиксатор поворота заднего моста. Тумблер насоса и кнопка фиксатора спрятаны под крышкой на центральном ящике между сиденьями рядом с кнопками межколесных блокировок. То есть случайное включение подруливающей системы на скорости полностью исключено. Перейти обратно на повышенную ступень раздаточной коробки также можно, лишь «заперев» задние колеса. Лучше всего это делать на самом малом ходу, одной рукой покачивая из стороны в сторону рычаг а другой - нажимая кнопку блокировки рулевого механизма.
Когда гидравлика подключена, технология рулежки задними колесами предельно проста. Надо лишь слегка надавить на рычаг влево или вправо - в зависимости от того, куда надо их повернуть. Но есть только две хитрости: во-первых, при отпускании рычага колеса не возвращаются «в ноль» самостоятельно, а во-вторых, рычаг нельзя удерживать нажатым после поворота колес в крайнее положение, иначе можно повредить гидравлику.
Кстати, благодаря постоянному полному приводу и возможности подключать пониженный ряд без блокировки межосевого дифференциала, пользоваться преимуществами полноуправляемой схемы можно и на асфальте. Причем на вполне приличных скоростях (на «понижайке» Defender легко развивает скорость в 50 км/ч). С набором скорости руление задними колесами вызывает ощущение езды в заносе - корма «метет» из стороны в сторону что есть сил. Однако никакого бокового скольжения колес, как вы понимаете, при этом не происходит, и траектория остается стабильной. Одно плохо - положение задних колес приходится постоянно контролировать по зеркалам заднего вида. Впрочем, на асфальте объективная необходимость в заднем «руле» возникает только на тесной парковке или в узких, заставленных другими машинами переулках старых городов. А вот на бездорожье, особенно в горах, маневрировать между камней на полноуправляемом авто не в пример легче, чем на традиционном. Можно не только фантастическим образом вписываться в узкие извилистые лабиринты, но и просто выезжать боком в сторону, минуя какое-нибудь неудачно выросшее на пути препятствие.
Мой Defender зарегистрирован не во Франции, а в Австралии. А там лояльно относятся к подобным переделкам. Так что проблем с ее эксплуатацией, равно как и необходимости проходить технические инспекции, у меня нет. На дорогах общего пользования задним управлением я не пользуюсь - и никому нет дела до того, что у машины под днищем. Тем более что автомобиль эксплуатируется главным образом в африканских экспедициях. А там технические подробности никого не волнуют.
Юридически эксплуатация такого автомобиля на дорогах общего пользования в России была бы нарушением требований ПДД. Данная переделка является вмешательством в систему рулевого управления. Конечно, благодаря тому, что в данном случае привод поворота задней оси имеет жесткую блокировку, теоретически есть возможность попытаться его узаконить. Но я думаю, что у нас, по крайней мере в настоящее время, увы, проще решить данную проблему более традиционным для России способом...
текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.