Турецкий марш

Jeep Trek Cappodocia: путешествие по уникальной области Турции на всей линейке внедорожных автомобилей вышеозначенной марки

Удивительная все-таки страна -Турция. Воевать в эту землю ходили киевские князья, иногда - удачно, иногда - не очень, но их главной добычей стало не «злато, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье», а привезенное на языческую Русь христианство. Летели эпохи, вихри истории сметали народы и цивилизации. И вот уже нет тысячелетней Византии, а на обломках государства Чингисхана возникли две молодые империи, Российская и Османская. Прошли столетия... Ни империй, ни императоров, город Стамбул принимает пароходы, набитые беженцами из Крыма - последнего оплота старой России. Еще несколько десятков лет, и в отсутствие страны с именем СССР «берег турецкий» стал всероссийской здравницей, а по пути лихих казачьих ватаг в Турцию «за зипунами» отправились легионы российских челноков. Но чу, история еще не закончена...

Мероприятия под названием Jeep Trek - это «покатушки» для журналистов и энтузиастов марки, регулярно проводимые компанией Chrysler по всему миру. Меняются континенты и климатические зоны; но одно остается неизменным -для прокладки маршрута всегда выбирается уникальная по красоте и при этом достаточно труднодоступная местность. Так что, когда я получил приглашение принять участие в таком мероприятии в горной области Турции, Каппадокии, у меня не было сомнений.

Столица двух империй

Полет до Стамбула занимает чуть больше двух часов. Из розданных нам программок было ясно, что приключения как таковые начнутся только завтра, а пока нам предстоит знакомство со Стамбулом... А началось оно с площади Ахме-дие, известной еще как «Площадь-ипподром». В 203 году будущий император Каракалла действительно заложил на этом месте огромный ипподром, вмещавший 100 тыс. зрителей. Строительство было завершено в мае 330 года; но уже при императоре Константине, основателе Византии. По его же приказу из Египта был привезен и поныне возвышающийся в центре площади обелиск фараона Тутмоса III. Непосредственно к площади Ахмедие примыкают два важнейших архитектурных памятника Стамбула - собор Святой Софии и Голубая мечеть, или мечеть султана Ахмета. Начнем, пожалуй, со Святой Софии, или Айя-София. «Лунная» - так называют этот храм турки...

Еще в 326 году Константин заложил церковь Софии - Божьей Премудрости. Церковь несколько раз разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан не решил, что на этом месте должен возвышаться собор, своим богатством и красотой затмевающий все существовавшие ранее храмы. Строительство огромной купольной базилики было завершено к 537 году. В течение девяти веков стены собора украшались фресками и драгоценными мозаиками, но в 1453 году к городу подступила огромная армия под предводительством султана Мехмеда II Фатиха-Завоевателя. Это был конец Константинополя и тысячелетней Византийской империи, но не конец собора Святой Софии. Храм произвел на султана Мехмеда такое сильное впечатление, что он приказал не разрушать его, а превратить в... мечеть. Великолепные мозаики скрылись под толстым слоем штукатурки, в небо устремились иглы минаретов, а в главном нефе появились медальоны с сурами из Корана. И только в 1934 году, когда по приказу первого президента Турецкой республики Кемаля Ататюркахрам был превращен в музей, мозаики вновь увидели свет.

Расположенная прямо напротив Святой Софии, через небольшой парк, Голубая мечеть (или Ахмедие, мечеть султана Ахмеда) стала настоящим вызовом византийскому величию. Здание было возведено архитектором султана Ахмеда I в небывало короткие сроки (с 1609 по 1617 год). Особенностью Ахмедие, отличающей эту мечеть от других мечетей Стамбула, является наличие шести минаретов.

Еще одна достопримечательность, которую мы посетили, - это Цистерна Базилики или, как говорят турки, Йеребатан-сарничи. Цистерна - крупнейшее из расположенных в Стамбуле древних подземных водохранилищ. Строительство Цистерны Базилики было начато еще во времена правления Константина I, а закончено в 532 году, при императоре Юстиниане. Сооружение должно было обеспечивать запас питьевой воды на случай засухи или осады города врагами. Подземный зал размером 143 на 65 метров способен вместить 80 тыс. м3 питьевой воды. Характерная деталь - его своды поддерживают 336 колонн, привезенных в Константинополь из разрушенных греческих и римских храмов. И именно поэтому все колонны в Цистерне - разные, принадлежат разным ордерам... Особое место занимают две колонны, в основании которых находятся скульптурные изображения головы медузы Горгоны. Когда-то у этих голов были туловища, и статуи, вне всяких сомнений, относились к настоящим шедеврам римской скульптуры. Но христианин Константин не слишком почитал языческое искусство и велел установить головы в основания колонн, причем... вверх ногами.

На Jeep по Каппадокии

Первым, кого я увидел в аэропорту Кейсери, был Дункан Барбур. Этот прошедший школу Camel Trophy шотландец уже достаточно давно связал свою судьбу с офф-роудом вообще и маркой Jeep в частности. Я познакомился с Дунканом в 2002 году в Монтане, где он был «трейл-ма-стером» презентации Jeep Rubicon предыдущего поколения. Встреча меня порадовала по двум причинам: во-первых, всегда приятно через столько лет снова увидеть знакомого, а во-вторых, я знал - если маршрут разрабатывал Дункан Барбур, то это служит гарантией, что препятствия подготовлены как раз на грани возможностей участвующих автомобилей. Да, но какие это будут автомобили?

Большую часть выстроившихся в две линейки Jeep составляли кроссоверы Compass и Patriot. Лишь кое-где эта «легкая конница» была разбавлена внушительными Commander (они предназначались для организаторов). Нам с коллегой из «Полного привода 4x4» Алексеем Мочаловым достался Patriot ( Jeep, а не UAZ). Ну, в общем, тот автомобиль, что будет продаваться в России как Liberty...

Пока мы пробирались через город, я вспоминал все, что прочел о Каппадокии в путеводителях. Итак, Каппадокия - название скорее историческое, и на политической карте Турции его нет. В свое время эта страна, имя которой можно перевести как «страна прекрасных лошадей», была и самостоятельным царством, и входила в государство хеттов и Ассирию. Но главное, что отличает Каппадокию, - это уникальный ландшафт. Местность представляет собой древнюю кальдеру - кратер потухшего вулкана. Восемь миллионов лет назад в результате его извержения долину Гереме заполнили потоки лавы. Время превратило смесь пепла и лавы в туф - розоватого цвета породу, легко поддающуюся механической обработке. Дело завершила ветровая и водная эрозия, заполнившая каньоны Каппадокии удивительными каменными формациями.

Что им стоит дом построить?

У разных людей эти каменные фигуры вызывают самые разные и порой весьма неожиданные ассоциации. Кто-то считает их похожими на гигантские термитники, а кое-кто назвал эти природные образования «ульями птеродактилей». Что же касается местного населения, то оно поэтично зовет их «дымовыми трубами фей». Когда первый шок от увиденного проходит, начинаешь замечать, что то тут то там в туфовых стенах чернеют прямоугольные отверстия. Странно, ведь природа не знает прямого угла? И действительно, роль человека в создании чудес Каппадокии заметна даже на фоне могущественных природных сил. Еще в незапамятные времена, во втором тысячелетии до нашей эры, люди обнаружили, что туфовая скала - это практически готовый дом. Нужно только вырубить в ней комнаты, соединить их галереями - и у тебя есть жилье, отлично защищающее и от жары, и от холода. Собственно, и сегодня жители Каппадокии используют вырубленные в туфе помещения как продолжения своих жилищ.

Обещанные сложности

По дороге я окончательно утвердился во мнении, что Jeep Patriot - это степенный семейный автомобиль, не слишком хорошо подходящий для внедорожных приключений. Во-первых, мне не очень понравился передний обзор. К тому же на спусках все время приходилось пользоваться тормозами, ведь у Patriot нет ни понижающей передачи, ни какого-либо аналога Hill Descent Control. Но вечером, поговорив с Дунканом, я узнал, что на следующий день в конвое будут другие машины - Commander, Cherokee, Grand Cherokee и Rubicon (в двух вариантах колесной базы). На порядок усложнятся и трассы. Вот как... А поскольку все обещанные сложности мне хотелось встретить во всеоружии, я сразу же договорился о том, что наутро мы возьмем именно Rubicon. И знаете, весь следующий день подтвердил: я поступил правильно! Трасса действительно была интересной и разнообразной. Самыми серьезными препятствиями оказались подъемы по извилистым желобам с гладкими туфовыми стенками. Причем новый Rubicon в этих условиях оказался лучше старого, на базе TJ. Ведь в его «арсенал» помимо раздаточной коробки с понижающей передачей 4:1 и двух блокировок вошел и отключаемый стабилизатор поперечной устойчивости!

Нужно сказать, что многим членам нашей команды маршрут показался не сложным, а очень сложным. Особенно трудно пришлось журналистам турецких неавтомобильных изданий и телевидения. Дважды им даже удалось почти перевернуть машины, и только своевременное вмешательство инструкторов спасало крыши и бока Grand Cherokee и Commander от серьезных повреждений. Мы же просто ехали, наслаждаясь окружающей красотой и тем,насколько легко автомобиль справляется с поставленными задачами. Огорчало лишь то, что отпущенного времени было слишком мало.

Слышишь, я обязательно вернусь...

Но все-таки нам удалось побывать в одном из заброшенных скальных жилищ. Система залов и коридоров уходила в глубь скалы на 35 метров! В высоту некоторые залы достигали трех метров, но по каким-то коридорам можно было передвигаться только согнувшись в три погибели или гусиным шагом. Поразила совершенная система вентиляции - воздух в пещерном доме был абсолютно свежим. Имелся здесь и глубокий колодец, и хорошо замаскированный и практически не заметный с поверхности дымоход. Сегодня в этих искусственных пещерах обитают лишь летучие мыши, а когда-то жили люди. Здесь, в подземелье, они справляли свадьбы, рожали детей и умирали... Причем, судя по продемонстрированным нам ловушкам для непрошенных гостей, жизнь их была далеко не безмятежной. Одна из этих ловушек представляла собой огромный каменный шар, который должен был свалиться на голову захватчика, если бы он попытался проникнуть в сердце поселения по низкой, высотой по пояс, галерее. Другая ловушка - это «бездонный» колодец, скрывающийся сразу за крутым поворотом ложного коридора. В конце концов я понял, что просто обязан вернуться в эти места, и не меньше чем на неделю. Взять напрокат какой-нибудь внедорож-ничек и спокойно исколесить эту удивительную страну. Осмотреть первохристианские церкви IV века в деревне Ихлара, зайти в музей исламского философа и мистика Хаджи Бекташ-и-Вели, посетить Токалы, Чарыклы, Каранлык, Элма-лы, Йиланлы, Саклы и Эль-Назар (мечети, скрывающие за своими турецкими названиями православные храмы). Одним словом, я понял - Каппадокия бесконечна, как сама Вселенная, и у меня нет слов, чтобы выразить всю мою благодарность фирме Jeep, приоткрывшей для меня дверь в этот удивительный мир.

текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Андреас ЛИНДЛАХР (Andreas LINDLAHR)
Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты