GPS-навигация и офф-роуд

Небольшой путеводитель в мире современных навигаторов

Выбираем комплект спутниковой навигации для своего внедорожника

Система глобального позиционирования — GPS (Global Position System) — является сегодня самым мощным и известным оператором спутниковой навигации. Ее услугами пользуются миллионы людей по всему миру. Любители активного отдыха на бездорожье — не исключение. И если с выбором навигационной системы все более или менее понятно, то с электронной составляющей — не совсем. Существует широкий выбор «дивайсов», обеспечивающих информацией о вашем местоположении в пространстве. О том, как не запутаться в этом многообразии и выбрать то, что нужно именно вам, и пойдет речь в этой статье.

Карты бывают разные

Для начала разделим существующую аппаратуру на два условных типа по формату карт, под которые ее преимущественно и покупают. Одни навигационные системы используют векторные карты, другие — растровые. Отличие это принципиально, так как в зависимости от формата карт приборы отображают различную информацию.

Признанные лидеры среди GPSприемников — изделия, продаваемые под торговой маркой Garmin. На рынке они представлены широким спектром приборов — от антенн до комплексных навигационных систем. Роднит эти устройства то, что в своей работе они используют векторные карты — на них географические объекты нанесены как отдельные составляющие. Плюсы такого подхода очевидны. Прибор «видит» эти объекты и может ими оперировать, вы имеете возможность задать маршрут с привязкой к тем или иным дорогам, получить информацию о любом пункте, изображенном на карте. При изменении масштаба объекты появляются или исчезают, что позволяет детально исследовать местность при большом увеличении и не отвлекаться на незначительные точки, изучая большой фрагмент карты. Благодаря векторной графике доступна такая опция, как маршрутизация — автоматическая разработка траектории и ведение по ней. Прибор предложит разные варианты прокладки маршрута в зависимости от ваших пожеланий (выбор условий прокладки маршрута). Во время следования GPS-приемник обеспечит вас полной информацией о пройденном и оставшемся расстоянии, предполагаемом расчетном времени прибытия в конечную точку и будет своевременно предупреждать о поворотах, показывая дорожные развязки и маршрут движения по ним. Основным же минусом приборов, использующих в работе векторные карты, является ограниченное количество информации. То есть, если объект не обозначен на карте, вы его не увидите. А с учетом несовершенства доступной широким массам картографии в России (новые дороги наносятся несвоевременно, а неиспользуемые обозначаются как дороги общего пользования) векторные карты не всегда могут обеспечить полноценной и достоверной информацией. Недостатки карт зачастую приводят к тому, что прокладываемый маршрут, мягко говоря, оказывается далеким от идеального, и навигатор временно берет на себя обязанности Сусанина. К тому же маршрутизация занимает дополнительное место на карточке памяти. Карты же, закачиваемые в GPS-приемники, обычно стоят приличных денег, а ограниченный объем памяти не позволяет разместить не только все многообразие существующих (это если у вас хватит денег их купить), но даже только карты России. И тут на помощь приходят компьютерные программы.

Дело в том, что, помимо автономных GPS-приемников, существуют GPS-антенны для компьютеров. Они делятся на два основных типа — блок на магнитной основе, крепящийся на крыше автомобиля и подключаемый к компьютеру через USB-порт, и GPSприемник, подключаемый к компьютеру посредством беспроводного соединения bluetооth. Обе антенны имеют минусы. В случае с приемником, устанавливаемым на крыше, называемым в простонародье «мышью», это наличие шнура, подсоединенного к компьютеру и постоянно путающегося под руками. Беспроводной приемник такого недостатка не имеет, но, как это ни парадоксально, именно отсутствие шнура является его недостатком. Из-за небольшого размера он нередко теряется.

Как детская игра

С помощью ПК можно ездить как по векторным, так и по растровым картам. Но целесообразность использования ПК становится более очевидной именно с растровыми картами. Во-первых, из-за значительного объема памяти, занимаемого картами, во-вторых, из-за хорошего большого монитора.

Но перейдем непосредственно к навигации с помощью компьютера. Наиболее распространенная программа называется Ozi Explorer. Ее базовое отличие от рассмотренных выше GPS-приемников в том, что в своей работе она использует растровые карты. По сути это просто картинки, привязанные к сетке координат. Это могут быть и отсканированные топографические карты, и атласы автодорог, и даже аэро- и спутниковая фотосъемка. Основным достоинством «растровой» навигации является то, что количество закачиваемых карт ограничено только свободным местом на диске вашего компьютера, а чтобы разместить подробные карты всей России в нескольких вариациях, вполне хватит пары десятков гигабайт. При этом путешественники обычно, помимо свежих топографических карт, имеют при себе и старые рассекреченные карты генштаба вооруженных сил, на которых в подробностях указаны все географические объекты, включая тропинки и ручьи. Именно благодаря тому, что на старых картах обозначены неиспользуемые дороги и просеки, зачастую удается проложить маршрут по пустынным и диким местам. Но растровые карты имеют и свои недостатки. Основной из них заключается в том, что программа воспринимает карту как фоновый рисунок и не может оперировать отдельными объектами. Навигация в Ozi напоминает старую детскую игру «За рулем»: помните — машинка на магните движется по нарисованной дороге? Здесь ситуация очень похожая — ваше местоположение отмечено на карте курсором (стрелкой, машинкой, кораблем и еще несколькими вариантами на выбор), показываются направление и скорость движения, высота над уровнем моря. Маршрутизации и привязки к местности нет. Правда, программа может взаимодействовать с GPS-навигаторами, а также скачивать треки и путевые точки. Но по сути Ozi Explorer больше годится для тактической навигации, нежели для стратегической. При движении по трассам на большие расстояния удобнее пользоваться векторными картами.

Как же выбрать навигационную систему, отвечающую именно вашим потребностям, мы рассмотрим на типовых примерах навигационного оснащения автомобиля.

Навигация индивидуальна

И снова будем делить навигацию на группы: на этот раз — для пилота и штурмана. Сидя за рулем машины, ноутбуком не попользуешься, да и наладонник (КПК) с его миниатюрным экраном и микроскопическими кнопками настроек на тач-скрине при езде неудобен. Оптимальным прибором для пилота является навигатор с большим экраном и механическими кнопками управления, расположенными таким образом, чтобы их можно было находить на ощупь, не отвлекаясь от управления автомобилем. По совокупности характеристик идеальным выбором для подавляющего числа джиперов стал GPS-приемник Garmin 276C. Обычно его устанавливают с внешней антенной, что обеспечивает уверенный прием сигнала даже в густом лесу. Однако это довольно старый прибор с редкой по сегодняшним меркам flash-памятью весьма небольшого объема.

Для штурмана идеальным прибором является ноутбук с установленными на нем программами Ozi Explorer и Map Source. На большом экране удобнее разрабатывать маршрут и осуществлять навигацию в пути. Но обычный ноутбук для этих целей не слишком хорош. Прыжки напряжения в бортовой сети, тряска, пыль, высокая влажность и перепады температур довольно быстро убьют прибор. Поэтому джиперы обычно выбирают защищенные компьютеры, которыми пользуются военные и строители. Эти машины спокойно переносят внешние воздействия и вполне годятся для наших целей. Я не буду углубляться в дебри сравнительных характеристик, потому что задача раздела «Ликбез» — дать начальные знания по предмету, а не проводить широкомасштабные сравнительные тесты. Чтобы получить представление обо всем многообразии рынка промышленных ноутбуков, достаточно зайти в любой интернет-поисковик и набрать в строке поиска «Защищенные ноутбуки». В основном джиперы отдают предпочтение планшетным приборам Hummer Head. Эта неновая модель широко продается через интернет и имеет вполне адекватный баланс цены и качества. В основном для автомобильной навигации приобретают подержанные ноутбуки, так как цена новых весьма высока, а навигационные программы не требуют особого быстродействия системы и совершенно нормально работают на компьютерах с частотой процессора 400–600 MГц. Также существуют автомобильные компьютеры, интегрируемые непосредственно в машину, система питания которых адаптирована к автомобильной бортовой сети. Они имеют защиту от тряски и перегрева, но, к сожалению, цена таких приборов на сегодняшний момент весьма высока.

Каждый решает сам

В идеале во время дальних путешествий в машине должно быть две независимых системы навигации на случай, если одна из них выйдет из строя, чтобы вы не «ослепли» в незнакомой местности.

Но как именно навигационно оснастить свой внедорожник, каждый должен решать для себя сам, потому что в зависимости от задач, ставящихся перед навигационной системой, комплекты аппаратуры бывают разными.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: из архива редакции и автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 февраль 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты