По официальным данным, за 11 месяцев 2009 года в стране произошло 185 237 дорожно-транспортных происшествий. Из них 1234 (0,67% от общего числа) — из-за эксплуатации технически неисправных ТС. Большинство таких ДТП приходится на глубинку, где много старых машин. А вот в Москве был зафиксирован всего один подобный случай! Тем не менее в сентябре в стране будет введен Технический регламент, направленный, как опасаются многие джиперы, в том числе против них. Мы решили разобраться, так ли это на самом деле
Каждому из нас регулярно приходится видеть на дорогах машины, которые либо создают опасность для окружающих, либо просто раздражают своим светом, выхлопом или звуком. Если это вызывает неприязнь у водителей, что говорить о пешеходах, ведь для них шоферская солидарность — пустой звук. Или о сотрудниках ГИБДД, которые каждый день на все это смотрят, а также слушают, нюхают и далее по списку.
Техническое состояние машин, как говорит статистика, — одна из самых ничтожных причин аварийности, однако контролировать его нужно. Внедорожная подготовка едва ли вообще имеет к аварийности какое-то отношение, но коли уж Регламент написан для всех… В общем, давайте знакомиться.
Идиоматическое выражение
Даже беглое изучение Регламента наводит на мысль, что он разработан отнюдь не для борьбы с отдельными группами автомобилистов. Документ вобрал в себя львиную долю того, что раньше описывали ГОСТы и Правила ЕЭК ООН, начиная с определения термина «транспортное средство» и заканчивая перечнем требований к конструкции аэродромных топливозаправщиков. Эдакий продукт глобализации.
Было бы странно, если бы такой талмуд получился без сучка, без задоринки. Вопрос в том, сколько этих «задоринок». Вот, например, что бросилось в глаза вашему покорному слуге «на вскидку».
Во-первых, мне показалось крайне неправдоподобным, что любой гидроусилитель любого автомобиля в его штатном (!) исполнении сможет сохранять работоспособность при минус 50 градусах. Ибо я точно знаю, что некоторые жители северных районов страны вынуждены вносить изменения в конструкцию гидросистемы (что запрещено тем же Регламентом) таких, как у меня, автомобилей (не будем уточнять), поскольку уже при минус 35–40 у них срывает шланги! А машина-то достаточно популярная (внедорожник).
А еще я сомневаюсь в том, что все без исключения автомобили Скорой медицинской помощи (в том числе на шасси УАЗ) способны при температуре минус 25 за бортом обеспечить после выключения двигателя (!) падение температуры в салоне не более 10 градусов за 30 минут при начальных плюс 20.
Также мне доподлинно известно, что есть машины премиум-сегмента с нелинейной шкалой спидометра. А что требует Регламент: «Шкала спидометра должна быть проградуирована в километрах в час с равномерными интервалами…» Не знаю, как вам, а мне вспомнилась хорошо известная идиома: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения». Только как прикажете после этого относиться к данному документу?
Новый документ, как и следовало ожидать, в явном виде урегулировал некоторые актуальные для последних лет проблемы: запретил «колхозный ксенон» при отсутствии автоматического регулятора светового пучка, отверг оргстекла и новомодные «сеточки» поверх номерного знака, сказал «нет» «синим писалкам» и прочим подобным украшениям, ограничил шум выпускных систем на уровне 96 дБ. В общем, многое, что нравилось одним и вызывало раздражение других, теперь стало вне закона.
Старые песни о главном
Бог с ними, со спидометрами. Нас с вами больше интересуют другие вещи — например, что думает Технический регламент о силовых бамперах.
Для затравки начну с самого «страшного» пункта, опираясь на который, можно предположить, что Регламент запрещает силовые бамперы вовсе: «Запрещается установка… выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками...»
Вам уже стало хуже? Но можете расслабиться, ибо данный пункт не запрещает использовать бампер из стали, а лишь не разрешает навешивать на любой бампер выступающие вперед стальные «железки». Учтем также, что по сей день существует немало автомобилей, помимо УАЗа, имеющих полностью или частично стальной бампер.
Есть в нашем законодательстве перечень требований к бамперам, не слишком трудных для понимания, описанных в ГОСТах. Говоря простым языком (приводим основные пункты), все выступы на наружной поверхности бамперов должны иметь закругления радиусом не менее 5 мм; на них не должно быть выступающих частей, за которые можно зацепиться; зазоры между бампером и кузовными деталями не должны быть более 20 мм; все края бампера следует загнуть «внутрь» так, чтобы они не касались сферы диаметром 100 мм при ее прокатывании по стыкам бампера и кузова.
Изготовить силовой бампер, соответствующий этим требованиям, не составит труда, не правда ли? Однако при внимательном чтении Регламента выясняется, что даже при идеальном соответствии всем требованиям владельцу подготовленного внедорожника, по-видимому, придется получать разрешение в органах по сертификации (пишем «по-видимому», поскольку прямого указания на бампер в законе не содержится, см. далее).
Итак, бампер с позиции закона должен быть отнесен к деталям, которые «…оказывают влияние…» (п. 80 основного текста Регламента) на такую характеристику автомобиля, как «…минимизация физического воздействия на других участников движения…» (п. 10 основного текста Регламента). Если трактовать Регламент станут именно так, будьте любезны в очередь за сертификатами.
Кстати, с точки зрения действующего законодательства все это не является новшеством. Просто до недавнего времени изменения, при которых владельцу требовалось разрешение, формулировались в более общем виде: «… исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией... составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения…»
Окончательная трактовка такой «обобщенной» формулировки оставалась в компетенции работников ГИБДД, поэтому где-то подготовленные внедорожники «проходили», а гдето их иногда отправляли за справкой.
Для получения заключения «О соответствии» на силовой бампер в некоторых случаях достаточно предоставить не сам автомобиль, а его фото. Такая возможность официально предусмотрена со времени принятия ГОСТ Р 41.262001 и прописана в его тексте. Разумеется, нужно, чтобы и бампер и фото соответствовали необходимым требованиям. Последние должны быть сделаны под углами 30 и 45 градусов как спереди, так и сбоку.
Куй железо не отходя от кассы
Силовой бампер — один из немногих, если не единственный популярный у джиперов аксессуар, требующий «сложных процедур». Со всем остальным «железом» чуть проще.
Как известно, любители офф-роуда часто навешивают на машину всякие полезные вещи — сверху и по бокам. Тут новый «любимый документ» джиперов дает простое для понимания правило: все кронштейны под навесное оборудование, а также само оборудование (домкрат, сенд-траки и прочее) должны располагаться на высоте более 2 м от земли.
Оборудование, которое обычно ставят при внедорожной подготовке в салон, должно быть нормально закреплено, не менять существенным образом развесовку, не мешать обзорности и не ограничивать доступ к органам управления.
С брызговиками дела обстоят постарому: они должны закрывать всю ширину шины. С внешним освещением — тоже ничего нового. Две дополнительные фары дальнего света допускаются, всю остальную иллюминацию при движении по дорогам общего пользования следует закрыть крышками
Лебедка… разрешена! Правда, с мелкими оговорками: «Буксирные сцепки и лебедки... не должны выступать за переднюю поверхность бампера. Допускается, чтобы лебедка выступала... если она закрыта соответствующим защитным элементом, имеющим радиус закругления не менее 2,5 мм». В общем, почти все предусмотрено. Разве что некоторые мелочи…
Не зарастет народная тропа
Необходимость «хождения по мукам» — главный момент, которого я в новом документе не понимаю уже на уровне идеологии. Судите сами…
Если Регламент столь подробно описывает огромное количество мелочей, вплоть до пламегасителей на выпускных трубах пожарных машин, а проверка бампера на соответствие всему на свете возможна даже по фотографии (это не шутка), то почему нельзя проверять соответствие бампера всем необходимым требованиям непосредственно при прохождении ГТО? Ладно бы по стране колесило пять или, скажем, семь автомобилей с установленными силовыми бамперами. Но их же тысячи, если не десятки тысяч. В любом случае их больше, чем аэродромных заправщиков.
Разве не парадокс, что спецтехнике посвящено Приложение объемом более 20 тыс. слов (!), но при этом не нашлось места для нескольких абзацев, описывающих требования к бамперам.
Может быть, подразумевается, что люди (кстати, небедные) будут продолжать эксплуатировать свои автомобили «как есть», а при соответствующих рейдах и проверках со стороны ГИБДД просто «отслюнявят»? Но ведь не может быть, чтобы законодатели имели в виду именно такой способ воплощения закона в жизнь.
Разумеется, журнал продолжит изучение этого больного для многих вопроса, и, когда у нас появится дополнительная информация, мы с вами непременно поделимся.
Сергей ВОЛГИН,
руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества
Досконально прописанные законодательные нормы, регулирующие техническое состояние транспортных средств, конечно, нужны. Нельзя все время апеллировать к множеству подзаконных актов и отдельных ГОСТов. Поэтому главный вопрос не в том, нужен ли Регламент как таковой, а в том, сколь доработанным он будет к моменту вступления в силу.
Хочу обратить внимание читателей на важное обстоятельство, о котором часто забывают. Законодательные акты высокого уровня не в силах учесть все ситуации, возникающие в жизни. Поэтому для юристов большое значение имеет правоприменительная практика, а для автомобилистов — умение следовать духу закона и корректно (!) отстаивать свои права. Это также касается внедорожной подготовки машин. Не нужно выезжать на дороги общего пользования на откровенно спортивных снарядах, опасных для окружающих, и пытаться доказать, что это формально соответствует какой-либо формулировке Регламента. Если же вы планируете доработку машины в разумных пределах, ее вполне можно вписать в законные рамки. Причем под такие переделки, которые будут очевидно «резать глаза» инспекторам ГИБДД, лучше получать «честное» заключение уполномоченного органа по сертификации.
Когда такое заключение понадобится? Прежде всего при совершении регистрационных действий и прохождении технического осмотра. Неприятности в дороге, при остановке на постах маловероятны, хотя не исключены, особенно если ГИБДД будет проводить специальные рейды. При действующем сегодня КОАП эксплуатация ТС при условиях, когда она запрещена, предусматривает штраф в размере 100 руб. Это касается и неработающей в темноте фары, и отсутствующей на колесе гайки. В неочевидных случаях, например, если инспектор убежден в отсутствии разрешительного заключения на конкретный силовой бампер (возить заключение с собой водитель не обязан), он может оформить протокол и направить материалы в группу разбора. Если же инспектор по дорожному надзору (уполномоченный проводить контроль на стационарном посту) остановит на дороге откровенную «котлету», он вправе усомниться в законности техосмотра и применить меры вплоть до снятия государственных регистрационных номеров. Эта норма «в теории» существует уже сегодня, но мне неизвестны случаи ее применения на практике — по разным, в том числе объективным, причинам.
текст: Александр ДЕМЕШЕВ
фото: из архива редакции
Обсудить на форуме