Случайное дорожно-транспортное происшествие превращает сверкающий лаком автомобиль в груду искореженного металла. Но не все потеряно. Сегодня мы расскажем о том, как из разбитой в аварии машины построить хороший экспедиционный автомобиль
Хозяин этой Toyota Land Cruiser 100 2001 года с турбодизелем 1HDFTE объемом 4,2 л и коробкойавтомат приобрел ее в другом городе после ДТП. Несмотря на то что машина не очень сильно пострадала, предыдущий владелец предпочел ее не восстанавливать. Автомобиль привезли в Москву и начали готовить к участию в трофи-экспедициях. Восстановили основные агрегаты и кузов. Изначально машина строилась из расчета эксплуатации на колесах с внешним диаметром 37 дюймов, но при этом учитывалось, что большую часть времени она будет проводить в городе, периодически перевозя хозяина из дома на работу.
Сохранить геометрию
Чтобы по максимуму сохранить управляемость автомобиля на твердых покрытиях, было решено оставить заводские настройки подвески без изменения. Поэтому экстремального поднятия автомобиля постарались избежать. Практически все детали подвески и рулевого управления остались оригинальными, и это хорошо — ведь их можно приобрести практически в любой точке мира при внезапной поломке. Сзади у машины — жесткий мост и пружинная подвеска, а спереди — двойные рычаги и торсионы. Эту схему оставили без изменений.
Toyota LC 100 изначально неплохо приспособлена для установки колес большого диаметра. Кузов был приподнят над рамой на 50 мм с помощью боди-лифта. Штатные пружины задней подвески заменены на лифткомплект OME, приподнявший корму машины еще на столько же. С передней поступили еще проще, чтобы не перегружать ее торсионы излишним преднатягом, просто были увеличены колесные ниши. Причем угол стыка порога с аркой полностью переварен — изменениям подверглись не только крыло и порог, но и пол салона. Новый кузовной элемент в точности соответствует заводскому, и лишь специалист сможет понять, что здесь поработали мастера тюнинга. После этого автомобиль был почти готов принять в свои недра желаемые покрышки. А так как грязевые колеса шире штатных, пришлось установить еще и пластиковые расширители арок.
Лифтовка в данном варианте повлекла за собой удлинение рулевого вала и перенос радиатора на те же 50 мм вниз, чтобы сохранить правильную циркуляцию воздуха. Также потребовалось заново отрегулировать тягу управления АКП.
Кроме всего прочего, был проведен чип-тюнинг двигателя, для забора воздуха установлен шнорхель, а для зимней эксплуатации — предпусковой обогреватель Eberspacher. Чтобы мотору легче было крутить большие колеса, главные пары в редукторах заменили с 4,1 на 4,88.
Денис ФЕДОРОВ, владелец Toyota LC 100
Я строил свою машину у тех же людей, которые работали с описываемой Toyota LC 100, по той же схеме подготовки. Отличия незначительные — у меня механическая КП. Автомобиль проверил в нескольких внедорожных экспедициях — на Печорском тракте, в Вологодской области, в Карелии. Ее подготовкой очень доволен — она отлично едет на длинных асфальтовых перегонах, вместительна и комфортна, а кроме того, прекрасно чувствует себя на бездорожье. Электроника двигателя при преодолении бродов, несмотря на распространенное мнение, не доставляет проблем. Недостатки постройки автомобиля тоже имелись — раньше быстро рвались пыльники ШРУСов, но установленная пластиковая защита помогла устранить эту неисправность. Передняя независимая подвеска не доставляет никаких хлопот. Уверен, что машина меня не подведет, и менять ее на что-то другое не хочу.
Силовой обвес
Передний и задний бамперы — производства ARB, причем именно для этой модели Toyota. Чтобы компенсировать непомерные зазоры между бампером и кузовом (ведь первый монтируется на раме), раму в законцовках нарастили с помощью деталей от другого автомобиля. Запасное колесо перекочевало из-под днища на заднюю калитку, что повысило удобство пользования запаской на бездорожье в случаях, когда днище плотно «прилипает» к грунту. Освободившееся место занял дополнительный топливный бак на 100 л, значительно (почти в два раза) повышающий автономность экспедиционной машины. Кроме этого, был укорочен на одну секцию и выведен вбок глушитель, так как при движении назад на бездорожье нередко заминается выхлопная труба, а кроме этого, раскаленные элементы выпуска не проходят теперь рядом с дополнительным баком.
Завершили картину силовые пороги и защита крыльев от повреждения ветками. Экспедиционный багажник устанавливать не стали — места в салоне для хозяина вполне достаточно, а возить каждый день в городских условиях лишний вес не рационально. Дополнительный свет: спереди — противотуманные фары ARB в штатных гнездах бампера, мощный дальний свет IPF над ним, а сзади — фонарь на кронштейне запаски.
По городу и бездорожью
Ездить на одних и тех же колесах по асфальту и грязи нерационально, поэтому уважающий себя джипер имеет несколько комплектов колес. В повседневной эксплуатации Toyota передвигается на колесах 35 дюймов, что, конечно, больше штатной размерности, но совсем не предельно для такой машины. На этих покрышках, установленных на дисках с нулевым вылетом, она отлично разгоняется и приемлемо управляется. На бездорожье запаса тяги также хватает, а хорошая защита и силовой обвес позволяют уверенно передвигаться по лесу и по пересеченной местности. Повышают проходимость штатная жесткая блокировка в заднем мосту и блокировка ARB в переднем редукторе.
В салоне все осталось без изменений — абсолютно штатное оснащение, если не считать дополнительных тумблеров управления светом, лебедкой и блокировкой.
Подводя итог, можно сказать, что подобная подготовка машины является хорошим и экономичным вариантом для владельцев «соток», передвигающихся на одной и той же машине «и в мир, и в пир, и в добрые люди». Поведение на асфальтовой дороге — городской машины, а на бездорожье — полноценный вездеход.
Список установленного оборудования
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Борис РЕМПЕЛЬ, Роман ТАРАСЕНКО
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.