Почти 40 лет назад — в сентябре 1970 года — в продажу поступил автомобиль Range Rover, ставший первым в мире массовым люксовым внедорожником с постоянным полным приводом. Вспомним историю первого поколения модели, выпускавшегося по февраль 1996 года
Подробно рассмотрим формулировку, позволяющую нам оформить первенство Range Rover в одном из секторов широкого спектра полноприводных автомобилей. Такой подход тем более обоснован, что только все части этой формулировки, собранные вместе, дают представление о важности появления на автомобильном горизонте люксового внедорожника с постоянным полным приводом.
Итак, легковые машины с постоянным полным приводом были созданы задолго до Range Rover. Хронологию «эры 4х4» открывает одна из версий знаменитого Lohner Porsche образца 1900 года. Детище Фердинанда Порше заставляли перемещаться четыре электромотора, роторы которых были жестко соединены со ступицами колес. Если держать в уме все разработки, выпущенные с того времени по 1970-й, то с учетом опытных, единичных, серийных и «военных» экземпляров наберется как минимум с десяток моделей.
Теория и история
Теперь обратимся к термину «внедорожник». Если отвлечься от таких важных показателей, как геометрическая проходимость, взаимное перемещение до наступления вывешивания переднего и заднего колес ( артикуляция), то становится очевидным, что основным признаком, отличающим внедорожник от прочего транспорта, является большое передаточное число трансмиссии. В вольном переводе на бытовой язык это означает, что у внедорожника, по крайней мере у современного, обязательно наличествует как минимум одна понижающая передача в раздаточной коробке (или в коробке отбора мощности на один из мостов). Въедливый читатель скорее всего вспомнит о Mercedes-Benz G 5 (заводской индекс W 152), выпускавшемся с 1937 по 1941 год. У этой машины максимальное передаточное число трансмиссии составляло 49,5 (1-я ступень в коробке имела отношение 7,22 — фактически «ползучая», главная передача — 6,86). У Range Rover первых годов выпуска использование «малой» понижающей ступени в РК давало суммарные 16,9, «большой» — 47,8, при том, что крутящий момент G 5 был почти в два раза меньше, чем у Range Rover.
То есть означенный Mercedes-Benz — внедорожник с постоянным полным приводом (межосевой дифференциал G 5 так же, как и межколесные, был еще и самоблокирующимся) — появился раньше, чем Range Rover. Только вот беда — сбыт этой машины, предназначенной для колонистов-охотников (в документации значилось: colonial and hunting vehicle), оставлял желать лучшего. После того, как G 5 не заинтересовал военных (что странно, если учесть темпы наращивания военной мощи Третьего рейха в конце 30-х), машину показали широкой публике — в 1938 году на автосалоне в Лондоне. Но народ не клюнул ни на независимую подвеску, ни на все управляемые колеса (для задних колес эту функцию принудительно подключал водитель), ни на превосходную геометрию (свесы были минимальны). За четыре года с конвейера сошло лишь 378 экземпляров. Что касается Range Rover, то он был принят на ура: за четверть века из заводских ворот выехало 317 315 машин. По официальным данным, в первые годы выпуска спрос на эту машину был прямо-таки ажиотажным. Якобы даже возник «серый» рынок: покупатели, не желавшие ждать несколько месяцев, переплачивали и приобретали машину у спекулянтов. У спецслужб внедорожник также пользовался большой популярностью: его закупали и полицейские, и пожарные. В Швеции даже была фирма, которая адаптировала автомобиль для нужд «Скорой помощи»: чтобы носилки с пострадавшим или тяжелобольным умещались в кузов, базу увеличили на один метр.
Получается, что Range Rover действительно стал первым массовым люксовым внедорожником с постоянным полным приводом. В брошюре 1970 года он позиционировался как четыре автомобиля в одном: роскошный, мощный, вместительный, повышенной проходимости.
Mercedes-Benz G 5 выпускался с 1937 по 1941 год. До него в линейке германской марки имелись легковые машины, отмеченные литерой G — G 1 (с 1926 по 1928 годы) и G 4 (с 1934 по 1939 год). У этих моделей четыре ведущих колеса, но все-таки они были неполноприводными, так как имели колесную формулу 6х4. G 5 стал первым внедорожником с постоянным полным приводом, доступным для рядовых покупателей. Номинально (по набору элементов трансмиссии и ходовой части) G 5 куда проходимее, чем Range Rover, но не мог похвастаться (в отличие от «британца») цельнометаллическим кузовом. К слову, кузов Range Rover устанавливался на раму, а вот первым внедорожником с постоянным полным приводом и несущим кузовом стала наша « Нива».
На G 5 устанавливали мотор объемом 2006 см3, степенью сжатия 6,5, мощностью 45 л.с. при 3700 об/мин и жидкостным охлаждением. Основным элементом системы питания был карбюратор Solex 30 BFLVS. Номинальное напряжение в низковольтной части цепи составляло 6 В. Максимальная скорость машины — 85 км/ч, расход топлива на асфальте — 18 л/100 км.
Родом из пятидесятых
Попытку создать комфортабельный внедорожник инженеры Rover предприняли еще в 50-е годы — на шасси Land Rover Series I «надели» кузов большой вместимости. Интересно, что та машина (индекс SNX 36) была… заднеприводной. В 1958 году появился Road Rover, кузов которого уже напоминал не квадратный железный ящик, а привычный универсал. Вместо того, чтобы поставить машину на конвейер, разработки приостановили на несколько лет. Только в 1966-м инженеры Спенсер Кинг и Гордон Бэшфорд, совместив трехдверный кузов универсал и 100-дюймовое (колесная база) шасси с легким мотором V8, блок цилиндров и головки блока которого были алюминиевыми, произвели на свет первый прототип Range Rover.
В 1969 году после окончания основного цикла испытаний специалисты смонтировали линию, на которой собрали 28 предсерийных образцов. Они имели некоторые отличия от будущих «стандартных» машин, например, капот был выполнен из алюминия, сиденья взяли от тогдашнего Land Rover Series II. Несколько экземпляров отдали инженерам на «шлифовку», остальные использовали в рекламных целях. В мае следующего года была выпущена партия из двадцати «настоящих» Range Rover четырех цветов: пять белых, пять синих, пять красных и пять зеленых. В течение мая-июня с машинами знакомились журналисты. И, наконец, 17 июня 1970 года конвейер заработал на полную мощность, а в сентябре первые внедорожники нашли своих покупателей. Нелишним будет напомнить, что в то время Rover Company Limited принадлежала гигантской корпорации British Leyland Motor Corporation, объединявшей практически всех автопроизводителей Великобритании.
Новизна темы
Итак, первый Range Rover был трехдверным — по принятой в нашей стране классификации, на родине же его называли двухдверным. Под капотом устанавливался бензиновый мотор V8 с мизерной по нынешним меркам степенью сжатия — 8,5. На цилиндр приходилось по два клапана, приводимых распредвалом, размещенным в развале блока. Агрегат развивал всего 156 «лошадок», при том, что его рабочий объем был более 3,5 л. Каждый из двух рядов цилиндров обслуживал свой карбюратор Zenith-Stromberg CD2S. Если внимательно почитать документацию тех лет, обнаружится, что 156 л.с. даны без учета навесного оборудования. Одна из методик снятия внешней скоростной характеристики двигателя предполагала работу ДВС без отбора мощности. Такой показатель именовали аббревиатурой BHP, где HP — это «horse power (лошадиная сила)», а буква B — не что иное, как «брутто». Реальная мощность мотора была ниже примерно на 15%. Что касается мотора Range Rover первых годов выпуска, специалисты называют цифру 135 л.с.
Коробка передач LT 95 (буквы LT расшифровывались как Leyland Transmission) поначалу была механической четырехступенчатой со всеми синхронизированными передачами переднего хода. Раздаточная коробка имела две понижающих ступени, выполненные в виде цилиндрических пар, и принудительно блокируемый простой симметричный (конический) дифференциал. На центральной консоли рядом с рычагом КП размещался тумблер вакуумного механизма блокировки.
Вот еще несколько особенностей первых Range Rover. Подвеска всех колес была зависимой, балки мостов — неразрезными. Рабочие тормозные механизмы — дисковые, производства Lockheed. Подушка и спинка заднего сиденья не складывались по частям — только целиком. Зато, сложив спинку и подняв на 90о подушку, владелец получал огромный багажник глубиной почти 1,5 м. Багажная дверь была двухстворчатой, с горизонтальным разъемом по нижней кромке стекла. Из приборов наличествовали спидометр, градуированный как в км/ч, так и в милях/ч, указатель уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Часы разместили рядом с бардачком, так что пользоваться ими было куда удобнее пассажиру, нежели водителю.
Прямо скажем, интерьер Range Rover даже по меркам сорокалетней давности не выглядел люксовым — чего стоит одно только «автобусное» трехспицевое рулевое колесо диаметром почти в полметра и с тонким пластиковым ободом. По-настоящему «премиальной» машина становится только спустя почти 20 лет.
Силовой агрегат автомобилей первых годов выпуска
В первые годы изменений было немного — в основном это «техническая мелочовка», элементы отделки интерьера и индикаторы приборной панели. Некоторые доработки официально предлагали и дилеры — такие, как датчик давления масла, защита топливного бака, противотуманные фары. С октября 1975 года машины комплектуют модифицированными карбюраторами, инерционными ремнями безопасности и подголовниками передних сидений. Годом позже на смену однопоточной системе выхлопа пришла двухпоточная; уменьшено (до 1,116) передаточное число «малой» понижающей ступени в раздаточной коробке. На двигателях автомобилей 1978 модельного года снизили степень сжатия двигателя — до 8,13, а наружные зеркала заднего вида окончательно переместили с капота на двери (такая конфигурация применялась еще с 1971-го на некоторых экспортных версиях). В 1979 году в очередной раз изменили передаточное число «малой» понижающей ступени в раздатке — до 1,113.
С марта 1980-го в серию запустили долгожданную пятидверную версию Range Rover, базовую комплектацию снабдили кондиционером, автомобиль стоил уже от 16 507 фунтов стерлингов против 1998 фунтов стерлингов в 1970 году. В 1981-м была выпущена партия (1000 штук) трехдверных машин в комплектации In Vogue, предназначавшаяся только для реализации в Великобритании. Интересно, что первая ступень в раздаточной коробке стала уже повышающей — 0,996, а на автомобилях некоторых партий — и вовсе «прямой». Степень сжатия двигателя увеличилась до 9,35. С августа 1982 года комплектация In Vogue была доступна в пятидверном кузове. На такие машины устанавливалась трехступенчатая автоматическая коробка передач Chrysler Torque Flight A727, работающая в паре с раздаткой Leyland Transmission LT230R. Тогда же автомат в виде опции перекочевал и на «обычные» Range Rover. С июля 1983-го механика стала пятиступенчатой. В 1984 году появилась модификация Vogue, на которой устанавливался управляемый электроникой впрыск топлива во впускные патрубки. В октябре следующего года американский автомат уступил место немецкому — четырехступенчатой коробке ZF 4HP22. Интересно, что четвертая передача агрегата была повышающей (0,728), а максимальное «механическое» передаточное число трансмиссии уменьшилось (например, первая ступень в АКП имела передаточное число лишь 2,48). Правда, свою лепту в увеличение крутящего момента вносил и гидротрансформатор, который в те годы по обыкновению был неблокируемым. С коробкой ZF по-прежнему работала раздатка LT230R.
С апреля 1986-го в серию пошло исполнение с 2,4-литровым турбодизелем (степень сжатия — 21,5!), который работал в паре с пятиступенчатой механикой и имел систему охлаждения нагнетаемого воздуха. С ноября 1986 года на бензиновые двигатели пятидверных версий перестали устанавливать карбюраторы. С этого же момента отошла в историю такая полезная опция, как «кривой стартер» — кочерга, которую водитель вставлял в храповик. Вращая ее, он пытался запустить мотор. С марта 1988-го инженеры отказались от карбюраторов, а с октября (с конвейера начали сходить машины 1989 модельного года) — и от устаревшей раздатки серии LT — ей на смену пришел агрегат BorgWarner (с одной понижающей ступенью). С тех пор межосевой дифференциал стал блокироваться вязкостной муфтой.
1990 модельный год запомнился обновлением обоих двигателей: вместо 3.5 V8 появился 3.9 V8 мощностью 185 л.с., а дизель увеличился в объеме — до 2,5 л и стал вырабатывать 119 «лошадей». С октября 1992 календарного года начали устанавливать модифицированный дизель, а бензиновых моторов стало два — добавился 4,2-литровый V8 мощностью 200 л.с. Кроме того, на задних колесах стала работать противобуксовочная система, а покупатель одного из исполнений Vogue мог заказать и пневмоподвеску. В январе 1994 года прекращено производство трехдверных версий; в марте появился дизель большего объема (вместо прежнего агрегата), с которым устанавливали и автомат. Наконец, в феврале 1996-го выпуск модели, называвшейся к тому времени Range Rover Classic, был прекращен.
День сегодняшний
За время, прошедшее с появления Range Rover, сектор люксовых внедорожников с постоянным полным приводом не так уж сильно разросся. Только вот отвоевывать место под солнцем «британцу» становится все труднее. В фаворитах у покупателей давно числятся Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser 200, Mercedes-Benz M и GL. Кроме того, часть аудитории у Range Rover начали отвоевывать и полноразмерные кроссоверы премиум-сегмента — такие, как Audi Q7 и BMW X5.
После того, как весной 2008 года Land Rover (вместе с Jaguar) перешли от Ford к Tata, дела у британской компании постепенно пошли на лад — стала улучшаться надежность, повысился рейтинг удовлетворенности потребителей (за 2009 год машины Land Rover занимают пятую строчку в своей группе). Да и правительство, как может, поддерживает родные бренды — не так много их осталось в Великобритании! А ведь за всю историю автопрома их наберется более 60! Так что, надеемся, легендарная марка не канет в Лету и будет еще долго радовать любителей комфорта на бездорожье.
1-е поколение: 1970–1996 гг.
Стартовая цена машины в сентябре 1970-го составляла 1998 фунтов стерлингов (со всеми налогами). До 1982 года машину выпускали только в трехдверном кузове. В 1992-м в производство запустили версию с удлиненной — с 2540 до 2740 мм — колесной базой. В Европе машина называлась LSE, в США — County LWB.
2-е поколение: 1994–2001 гг.
Автомобили второго поколения выпускались с прежней колесной базой, но шасси и линейка двигателей были сильно модифицированы, равно как и экстерьер и интерьер. Добавились новые опции, в отделке салона стали использоваться более качественные материалы.
3-е поколение: 2001–н.в.
Разработка третьего поколения началась еще в 90-е, когда компанией Rover Group владела (с 1994 года) немецкая автомобилестроительная фирма BMW. Платформой для новых Range Rover стала версия LSE: модернизированный внедорожник и сегодня выпускается с колесной базой 2740 мм, какая была у LSE в 1992 году.
2010 модельный год
В 2009-м были представлены обновленные версии внедорожника, отличающиеся незначительными изменениями в экстерьере и интерьере. Линейка моторов пополнилась двумя бензиновыми 5,0-литровыми двигателями V8. Атмосферный агрегат развивает мощность 375 л.с., с винтовым компрессором — 510 л.с.
Технические характеристики Range Rover 1970 года | |
---|---|
Модификация | 3.5 V8 |
Тип кузова | Универсал |
Количество дверей/мест | 3/5 |
Двигатель | |
Двигатель/система питания | Бензиновый/карбюраторный |
Газораспределительный механизм | Один распредвал, в развале блока, два клапана на цилиндр |
Рабочий объем, см3 | 3528 |
Распол. и кол-во цилиндров | V8 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 88,9/71,12 |
Степень сжатия | 8,5 |
Мощность, кВт(л.с.) при об/мин | 114 (156) при 5000 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 278 при 3000 |
Трансмиссия | |
Привод | Постоянный полный |
Коробка передач | Механическая |
Передаточные числа: | |
I | 4,07 |
II | 2,45 |
III | 1,50 |
IV | 1,00 |
Задний ход | 3,68 |
Главная передача | 3,54 |
Передаточные отношения в РК | I — 1,17 / II — 2,83 |
Ходовая часть | |
Подвеска передняя | Пружинная, зависимая с тягой Панара |
Подвеска задняя | Пружинная, зависимая на продольных тягах |
Тормозные механизмы спереди, сзади | Дисковые невентилируемые |
Массо-габаритные характеристики | |
Длина/ширина/высота, мм | 4470/1778/1778 |
Колесная база, мм | 2540 |
Колея спереди/сзади, мм | 1486/1486 |
Дорожный просвет: под картером моста/под днищем, мм | 190/317 |
Диаметр разворота, м | 11,3 |
Количество оборотов рулевого колеса* | 3,75 |
Диаметр рулевого колеса, мм | 432 |
Размерность колеса, дюймы | 6.00 х 16 |
Багажник: высота/ширина, мм** | 1041/1613 |
Снаряженная масса, кг | 1724 |
Полная масса, кг | 2404 | Емкость топливного бака, л | 86 |
Эксплуатационные данные | |
Максимальная скорость, км/ч | 153 |
Время разгона 0–80 км/ч, с | 11 |
текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.