Простые здесь не ходят

II этап Чемпионата России по трофи-рейдам «СуперСтрой-2005»

Текст: Леонид Фалкинберг
Фото: Леонид Фалкинберг. Александр Давидюк

Екатеринбург встретил участников второго этапа Чемпионата России по трофи-рейдам очень тепло. Причем в буквальном смысле слова: в июне на Урале стояла жара за 30°С. На «пляжный» лад настраивал и то, что базовый лагерь был расположен на берегу живописного Чусовского озера. Впрочем, участникам было не до отдыха, и они были эмоционально сдержанны, немногословны и, судя по всему, готовились к тяжелому испытанию. Последнее не без оснований – на прошлогоднем «СуперCтрое» всю трассу прошла лишь одна машина!

Похоже, в этот раз «народ» реально представлял, куда он едет, и многие из тех, кто в прошлом году утонул, сломался или остановился по причине отсутствия физических сил, теперь подготовились более основательно. И еще, впервые за пятилетнюю историю этого традиционного весеннего 24-часового марафона превалировали иногородние участники – из Питера, Москвы, Твери и Перми. Всего же на гонку вышло 28 экипажей. Кстати, присутствовали все прошлогодние чемпионы России по трофи-трейдам. Организатор гонки – клуб «OFF-ROAD Екатеринбург» (на сегодняшний день единственный проводящий на Урале гонки такого уровня) также провел в рамках соревнований фестиваль фильмов о трофи.

Рабочий день...

На этой раскадровке хорошо видно, как Toyota Land Cruiser 70 уральцев Олега Эйсмонта и Дмитрия Калегина ходом преодолевает небольшой, но в то же время достаточно глубокий брод.

 
Утром четвертого июня в 11:00 был дан старт первым экипажам. Порядок старта был определен жеребьевкой: первый Александр Голубев, следом Сергей Савенко, а затем Андрей Копылов. Поразительное совпадение – вышеназванные участники в том же порядке лидируют по итогам первого этапа, проходившего в Питере! Итак, лидер стартует первым... Понять, благо это для него или заведомый провал, очень трудно. Дело в том, что, стартовав первым, ты фактически страхуешь от ошибок в ориентировании едущий следом за тобой экипаж. С другой стороны, перед идущим впереди наиболее широкий выбор траекторий. И, надо сказать, что Голубев с Гарагашьяном реализовали «второй пункт» на все сто процентов. Уже через восемь часов четыре минуты они с победным криком: «Где судьи?! Быстрее фиксируйте наше время!» влетели в финишный створ с еще не надутой «триумфальной аркой». Прямо скажем, такой стремительности не ожидал никто. Я помню все гонки прошлых лет: было и 20 часов, и 18, и даже 16,5, но чтобы ВОСЕМЬ...

Многие сомневались, но они действительно сделали это. Я, например, своими глазами видел, как этот экипаж где-то в середине второго спецучастка двигался по уже изрытому торфянику. Мое мнение: этот прототип создан для чего угодно, но не для объезда препятствий...

Снова замерло все до рассвета

После столь скоротечного развития событий организаторы в спешном порядке установили надувной портал, а «финишный» судья с бдительным выражением лица сел за расположенный поблизости столик. А я как-то загрустил. Это что же получается? Видимо, трасса подсохла, и «убийственная болотная гонка» стала на удивление скоростной и легкой. И за организаторов обидно – нет тяжелее обвинения, чем упрек за недостаточно сложную трассу.

Примерно через час из леса вновь послышался рев мотора, и на финишную поляну влетел очередной прототип. Это был экипаж Сергея Савенко и Дмитрия Кемаева. После чего на лагерь мягко опустилась ночь... Еще через 20 минут прибыл экипаж Андрея Копылова и Павла Рус-инова, чуть позже пришли Владимир Масютин и Леонид Лобов, за ними – Юрий Пшеничников и Евгений Батарин из Твери. Короче говоря, финишировали все пять экипажей в категории ТР3. С этого момента все происходившее проще всего охарактеризовать цитатой из известной песни: «снова замерло все до рассвета». Строгие судьи, сменяясь, стерегли надувные ворота финиша, но тщетно – за всю ночь прибыло четыре квадроцикла и... ни одной машины.

Super Swamper против... Super Swamper

А еще я хочу вам рассказать об одном из эпизодов борьбы между экипажами. Как мы уже говорили, Савенко и Копылов ушли со старта последовательно друг за другом. На СУ2 Копылов уже ехал вторым, но на СУ3 сказались преимущества прототипа Савенко (машина построена Алексеем Гарагашьяном). Во-первых, прототип килограммов на 200 легче, чем практически стандартная Toyota Копылова. А во-вторых, как мне кажется, на подобных грунтах лучше всего ведет себя именно Super Swamper Bogger (стоял на машине Савенко), а не Irok (в него была обута Toyota Копылова). В этой связи особенно интересно было наблюдать, как эти два экипажа преодолевали одно и то же препятствие.

Узкая извилистая речка, протекавшая в заболоченном лесу, имела глубину около двух метров и отличалась совершенно отвесными берегами-стенками. Первым к водной преграде выходит Копылов. Его штурман Паша без долгих колебаний погружается по грудь в воду и начинает ходить вдоль русла. Нащупав удобное место, он устраивает из сан-траков некое подобие пандуса на противоположную стенку канала и очень вежливо просит Копылова наехать на них. Мягко свалившись передком в воду, автомобиль прижимает трапики колесами (приготовленный заранее трос лебедки уже зацеплен за ближайшее дерево) и без особого напряга выползает на другой берег.

Через пять минут на то же место подлетает экипаж Сергея Савенко. Штурман переходит речку вброд и... дает отмашку. А Сергей, чуть сдав назад, с разгона врезается в противоположный берег! «Ну, вот и все, – решил я, – машина уткнулась в канал, и лебедку теперь не достать». Но случилось неожиданное: при нажатии на педаль газа широченные колеса просто-напросто... взрыли противоположенный берег. В результате машина свечой взмыла вверх! Что же касается большинства экипажей, то пелетон проходил канал примерно одинаково: гонщики цеплялись за самое толстое дерево и, выворачивая из противоположного берега по доброму кубометру торфа, спустя некоторое время выкарабкивались наверх.

Не рыбалка

Нужно отметить, что трасса гонки была подготовлена таким образом, что сложность препятствий нарастала от СУ1 к СУ3. Ну а логичной кульминацией этой самой «сложности» являлись последние точки СУ3...

В пять утра я отправился... нет, не на рыбалку, я отправился на поиски 21-й точки на СУ3. Шел уже 18-й час гонки, а на финише было лишь пять машин. Было очевидно, что предположения о сложности трассы оправдались.

В семь часов утра, когда я был почти у цели, и до 21-й оставалось каких то 300 метров, до моих ушей донесся глухой рев натужно работающих двигателей. А еще через пять минут мне открылась жуткая панорама... Около точки номер 21, в маслянисто-черной густой жиже медленно двигались два автомобиля. А вокруг в хаотичном порядке торчали и лежали вывороченные стволы деревьев.

Помочь Марине

Даже пешее передвижение давалось здесь с большим трудом – нога легко и плавно уходила в волнообразную грязь, а обратно никак. В результате складывалось ощущение, что кто-то там, в глубине, вцеплялся в подошвы. Лидировал в данной ситуации экипаж Николая Лантуха: на своей Toyota Land Cruiser они двигались, а точнее, ползли исключительно на лебедке с блоком. А еще Николай поведал душещипательную историю о том, как всю предыдущую ночь он производил замену передней лебедки на... заднюю. Пришлось даже снимать бензобак...

Следом за Лантухом в аналогичном режиме «ехала» чета Воликовых. Противоречивые чувства испытываешь, когда видишь девушку за таким занятием, как винчевание. Особенно если вспомнить, что в гонке эта пара находится уже 20 часов. Честно скажу, мне сразу же захотелось отложить фотоаппарат и броситься помогать Марине...

Остров чемпионов

Примерно в это же время на подходе к 21-й точке находился и Land Rover Defender (ТР2) легендарного Бориса Гадасина. Его обессилевший штурман едва держался на ногах. В результате, не «доехав» до точки каких-то 50 метров, Борис принял решение отказаться от ее штурма и ехать на финиш. А чуть правее, параллельным курсом двигался Олег Эйсмонт на Toyota (оба – и Борис, и Олег – прошлогодние чемпионы). Но и Эйсмонт отказался от последней точки и, стало быть, от всего СУ3. Странно, ведь его штурман Дима Калегин выглядел очень даже ничего...

Тут же, неподалеку, обнаружился еще один чемпион – победитель прошлого «СуперСтроя» Сергей Филиппенков. Но вид у «чемпиона» был, мягко говоря, плачевный. Он просто хотел попасть в лагерь и, нарезая километровые круги по заболоченному лесу, третий час искал выход из западни. Но беда была в том, что все эти три экипажа, не взявшие 21-ю точку, оказались «отрезаны от цивилизации» предыдущим бродом с точкой номер 20. А брод этот представлял собой очень серьезное препятствие, и экипажи переправлялись через него, заранее договорившись о взаимопомощи. Поэтому о возврате по трассе не могло быть и речи.

Прототипы, на выход!

Все остальные экипажи растянулись по 40-километровой трассе гонки, и каждый решал свои проблемы... Горели лебедки и сцепления, отрывались рулевые тяги, ломались сошки. В болотной жиже был утоплен квадроцикл. Кстати, некоторые не слишком упорные наездники просто бросали их (квадроциклы) на трассе! Не обошлось и без травм – в пылу борьбы, попав ногой под колесо, серьезно повредил сухожилия Сергей Маринич. Надо отдать должное и мужеству Алексея Макарова: в самом начале гонки тросом лебедки ему переломило большой палец левой руки, но, тем не менее, братья Макаровы прошли два СУ и по итогам вышли на второе место в категории ТР2.

Ко времени «закрытия финиша» его створ пересекли лишь семь экипажей на автомобилях и пять квадроциклов – все, кто смог преодолеть три спецучастка и уложиться в 24-часовой формат. Кстати, все доехавшие машины были заявлены в категории ТР3...

После награждения победителей хрустальными кубками (я их насчитал аж 27 штук) был дан заключительный салют в честь всех тех, кто любит этот тяжелый, но увлекательный спорт.

P. S. Через месяц – следующий этап в Твери. Нужно успеть восстановить машины, проанализировать ошибки и набраться новых сил и средств...

Чемпионат России по трофи-рейдам, II этап «СуперСтрой»
Зачет ТР3
1 Голубев Алексей / Гаргашьян Алексей Санкт-Петербург
2 Савенко Сергей / Кемаев Дмитрий Москва
3 Копылов Андрей / Русинов Павел Екатеринбург
Зачет ТР2
1 Гадасин Борис / Старов Сергей Санкт-Петербург
2 Макаров Вадим / Макаров Алексей Екатеринбург
3 Анциферов Михаил / Ноздрячев Юрий Москва
Зачет «Мото»
1 Березин Олег / Падучин Андрей Миас / Златоуст
2 Коков Сергей / Панов Евгений Екатеринбург
3 Менаджиев Вадим / Менаджиев Энвер Екатеринбург


Очень жесткая трасса.
Борис Гадасин . Победитель в категории ТР2.

Я на «СуперСтрое» третий раз. Больше всего понравилось соревнование 2002 года (трасса тогда была более разноплановой). В этом году на протяжении всей трассы работала в основном лебедка, и это утомляло. Стартовав 25-ми, на первом СУ мы обошли 16 машин, после чего ехать стало легче (не так разбита трасса). Считаю, что гонка удалась, тяжесть и сложность соответствуют чемпионату. Но трасса очень жесткая. В этом году я решил выступать на Land Rover Defender в категории ТР2. Конечно, была мысль побороться на этой машине и за «абсолют», но на «СуперСтрое» это оказалось нереальным.


Ты попадаешь в зачет.
Олег Майоров. Руководитель клуба «OFF-ROAD Екатеринбург».

Трасса гонки готовилась очень тщательно. В этом году мы приняли решение о разбивке трассы на три спецучастка. Проехав даже один СУ, ты попадаешь в зачет. А в прошлые годы экипаж, не доехав до финиша 20 метров, выбывал из игры. На будущий год мы планируем существенно увеличить число спецучастков, что даст возможность получить зачет большему числу экипажей.


Вот уже пятый год.
Николай Лантух. Генеральный спонсор гонки.

Компания «СуперСтрой» уже пятый год является спонсором этого недешевого спортивного мероприятия. Я со своей стороны считаю, что наша жизнь не может состоять только из работы. Должно быть что-то большее, что объединяет, сплачивает людей, и пусть это будет такое увлекательное хобби, как трофи. Мероприятие это совместное. На 70% его успех зависит от организатора, и хорошо, что есть люди, которые умеют это делать. Гонка «СуперСтрой» с самого начала была задумана как тяжелое соревнование, именно в формате 24 часа. В этом году трасса в самый раз. Была бы тяжелее – плохо, и легче – тоже плохо. В прошлом году мне не удалось доехать, не хватило сил. А в этом году я добрался до финиша...


Были наработки...
Алексей Голубев. Победитель в ТР3 и «абсолюте».

На «СуперСтрой-2005» я, вне всяких сомнений, приехал хорошо подготовленным и с большим опытом. За плечами были наработки с прошлых соревнований на Урале, и со мной был мой штурман Алексей Гарагашьян. И, конечно же, машина... В этой связи я бы хотел сказать огромное спасибо создателю этого прототипа Геннадию Хаинову.


Прототипы уходят в отрыв

Хотелось бы отметить увеличивающийся отрыв в проходимости ТР3 от ТР2. Очевидно, что старт необходимо делать раздельным, иначе создаются разные условия для тех ТP2, кто попал по жеребьевке вслед за ТР3, и кто ушел перед ними. И еще: тяжело приживаются на Урале требования по обязательному присутствию шлемов на головах гонщиков. А штрафы просто неподъемные! 10 часов – это равнозначно сходу. Кстати, среди наказанных экипажей оказался генеральный спонсор «СуперСтроя» Николай Лантух. Результат не заставил себя ждать: после оглашения результатов... прекратилось традиционное спонсирование.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 июль 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты