Текст: Евгений Константинов
Фото: Александр Давидюк
В процессе эволюции человек окончательно выделился на фоне остального животного мира в тот момент, когда научился разводить огонь. А поскольку мы тоже человеки, то с кострами обращаться умеем. Но иногда их розжиг становится делом затруднительным – то слишком мокро, то наоборот сухо, то дрова как таковые отсутствуют. Именно на такой случай в багажнике лежит примус. Или газовая плита. Или керогаз. Или...
С точки зрения практичности лучше всего универсальное устройство, способное работать на любом топливе. Скажем, работает горелка на том, что обычно плещется в баке, а тут топлива настолько в обрез, что судьбу экспедиции могут решить даже поллитра. Достаешь тогда из потайного ящичка волшебную за-начку, и вот уже все довольны и сыты. На этот случай существуют многотопливные горелки, которым по идее без разницы, что жечь. Но как обстоит дело с воплощением этой идеи?
Строгий отбор
Сперва мы остановили свой выбор на устройствах трех фирм – шведской Primus и американских MSR и Coleman. Но представитель последней от участия был отстранен после прочтения инструкции. А виной тому была невинная на первый взгляд фраза: «Допускается использование только топлива фирмы Coleman». Ну и где, скажите, искать его в глухом болоте?
Живьем в продаже в Москве удалось найти только «младшие» модели многотопливных плиток двух фирм. Несмотря на внешнюю разницу, в их конструкции оказалось много общего: принцип действия у них одинаков и максимально прост. Что интересно, в обеих моделях предусмотрена оригинальная система очистки топливопровода от смолистых отложений: внутрь трубки вставлен гибкий металлический тросик, работающий как ершик трубочиста (его нужно двигать вперед-назад).
Если говорить об отличиях в конструкции, то в глаза сразу же бросаются топливные трубки. У шведской плитки она гибкая, а у американской – жесткая металлическая. Также имеются различия в устройстве насоса и материалах, из которых он изготовлен. Но наиболее важная разница в том, что MSR способен работать только на жидком топливе, в то время как Primus может функционировать и на газу (для «шведа» подходят все марки «евробаллонов» за исключением Campingaz).
Что бы сжечь?
Что до жидкого горючего, то оба производителя наиболее рекомендуют специальный очищенный бензин для горелок, который «сгорает почти так же чисто, как и газ, оставляя минимум отложений в топливной системе». Хорошо, конечно, но не для нашей жизни. Какой нормальный автомобилист будет бегать и искать этот «спецбензин», если обычного всегда полный бак? Но автомобильный бензин в инструкциях характеризуется как достаточно грязное топливо, сильно засоряющее систему. При этом указывается, что он оставляет больше отложений, чем керосин, а также (с точки зрения MSR) содержит добавки, способные со временем вызвать коррозию элементов горелки (именно поэтому американцы и не рекомендуют пользоваться им постоянно). Авиационный бензин, если верить инструкции, таких добавок не содержит и потому предпочтительнее. А Primus указывает на недопустимость использования этилированного бензина из-за его ядовитости.
Для обеих горелок предпочтительнее керосин, практически не забивающий топливопроводы, хотя «его тяжелее разжигать, и он дает больше сажи». Также MSR рекомендует «реактивное авиационное топливо, являющееся аналогом высококачественного керосина».
Что же касается использования солярки, то обе инструкции отмечают сложности с розжигом, обилие сажи при горении и необходимость частой чистки. При этом Primus делает поправку: «Дизельное топливо не рекомендуется, но допустимо».
Также MSR разрешает жечь такие вещества, как лигроин и нефтяной сольвент. Но мы не стали добывать все описанные в «прилагаемой литературе» виды топлива. Ну, кому, спрашивается, придет в голову искать для заправки горелки этот самый лигроин? Разве что человеку, дядя которого работает на «лигроиновой» фабрике... Поэтому испробуем лишь доступные автотуристу виды топлива: газ, бензин, керосин, солярку, спирт и масло.
Но прежде досконально изучим обе инструкции. Надо сказать, что в описаниях, помимо обязательных фраз типа «запрещается сушить голову и иные части тела над огнем горелки» и «не использовать в закрытых помещениях», заложено немало практической информации относительно конструкции, обслуживания и использования устройств. Все прописано четко и ясно, с пояснительными картинками. Жаль лишь, что не на русском языке...
Ну а в качестве основного теста мы будем кипятить 3,5-литровый котелок воды на время. Итак, начинаем. На улице +26, ясно и (как на заказ) сильный порывистый ветер. Котелок алюминиевый, круглый, с мятой крышкой. Вода очень холодная +12 (набрана из скважины).
Газ
Достаю из мешка горелку Primus, хитроумным способом надеваю нижний отражатель, раскладываю три ее ноги и накручиваю на топливный шланг газовый баллон (тоже Primus), внутри которого «всепогодная смесь четырех газов». Плитка умещается на пне, а баллон на маленькой скамеечке рядом. Открываю вентиль, чиркаю спичкой, и Primus откликается ровным гудением огня. Даю «полный газ» и тут же закрываю вентиль. Нештатная ситуация: соединение топливного шланга и испарительной петли горелки не затянуто как следует и пропускает газ. Порывом ветра большой огонь качнуло, и место соединения вспыхнуло. Подтянув гайку приложенным ключом, повторяю все снова. Теперь порядок. Разворачиваю и устанавливаю ветрозащиту, ставлю котелок и засекаю время. Вода закипела через 22 минуты.
Спирт
Достаю MSR. Готовить его к работе еще проще: поверх горелки кладу отражатель и вставляю перекладины. В качестве горючего – 96%-ный медицинский спирт. Наливаю его, вкручиваю насос, качаю и, надев бутыль на топливопровод, защелкиваю замок. Вся система умещается на том же пеньке, разве что баллон чуть свешивается. Теперь можно открыть и тут же закрыть вентиль (чтобы дать спирту вылиться наружу) и чиркнуть зажигалкой. Мгновенно вспыхнул легкий светлый огонь, погорел минуту, и едва не опоздав к последнему языку пламени, я снова открываю вентиль. Спиртовые пары гулко загорелись, и я уже было собрался ставить котелок, как вдруг синий огонь начал трещать и плеваться желтыми вспышками, причем они становились все чаще и сильнее. В конце концов, из форсунки снова пошел жидкий спирт и... залил огонь. Система не смогла выйти на саморегуляцию горения. В чем дело? Развожу огонь еще раз, но результат тот же.
Пробую запустить на спирту Primus. Тут дело идет лучше. 5,5 минут все работает как надо. Правда, огонь также горит со вспышками, но все-таки... Увы, здесь тоже случился перелив. «Завожу» еще раз и пытаюсь точно регулировать огонь вентилем. Моих трудов хватило еще на 4 минуты. Может быть, давление в бутылке слишком большое? Стравливаю пар и пробую снова. К сожалению, без накачки спирт не зажечь. Жидкость не поступает в форсунку. Слегка подкачиваю – результат чуть лучше, чем был вначале, но тоже не то. Не спасает ситуацию и замена форсунки. За время всех этих манипуляций вода нагрелась до +73, но... тут кончилась наша «поллитровка». Конечно же, можно, тщательно подбирая давление в баллоне и регулируя подачу топлива, заставить плитку вскипятить кружку чая, но времени, нервов и спирта на это уйдет столько, что и подсчитать невозможно. Еще более бессмысленными будут попытки разжечь плитку на самогоне, чаче или водке.
Бензин
На «стендовом пеньке» вновь MSR. Баллон заправлен бензином. В процессе залива из канистры оказалось, что топливные емкости обеих фирм взаимозаменяемы, хотя «на бумаге» каждая марка требует использования только собственных бутылей.
Для розжига оказалось достаточно совсем немного бензина. Он легко переходит в летучее состояние и начинает уверенно гореть в конфорке. Устанавливаю алюминиевую ветрозащиту. У американской плитки она более тонкая и мягкая, чем у шведской, но тоже без застежки. Котелок кипит через 18 минут.
Готовя к работе Primus, подтверждаю замеченный еще в опыте со спиртом неудобный момент. В отличие от MSR, где трубка просто вставляется в отверстие на насосе, здесь ее надо прикручивать. И если баллон предварительно накачан, то в момент накручивания открывается какой-то клапан и содержимое баллона начинает под давлением разлетаться из-под резьбы на руки. Поэтому соединение надо завинчивать не только плотно, но и быстро. Можно, конечно, присоединять баллон до накачки, но все равно обольешься, отсоединяя его после работы. Зато в процессе работы «швед» оказался молодцом, вскипятив воду всего за 13 минут.
Керосин
Перед тем как начинать с ним работу, было решено поставить форсунки для тяжелого топлива. У нас все-таки не авиационный керосин (хотя и очищенный). Процесс смены форсунок у MSR до предела прост: отогнув тугие лапки, надо снять рассекатель, любой отверткой выкрутить форсунку и ввернуть другую. У Primus рассекатель снимается легче, но дальше начинается целая история. Горелку надо почти полностью разобрать. Мне эта технология сразу не понравилась, и я предпочел использовать головку «на семь» с удлинителем и трещоткой (благо она была под рукой).
В MSR процесс розжига действительно оказался непрост. Например, керосин не захотел загораться просто так, от зажигалки. Пришлось вымочить в нем салфетку и зажигать с ее помощью. Коптило, но когда я вновь открыл вентиль, все отлично заработало. Котелок с кипятком сняли с огня через 17 минут. Primus и на керосине оказался лидером. Он мгновенно зажегся от зажигалки, а потом вскипятил воду за 11,5 минут!
Солярка
Разжигая дизтопливо, я сразу приготовил пропитанные салфетки. Они оказались необходимы в обоих случаях – без них солярка не горела. После розжига огонь у MSR стабилизировался примерно за полторы минуты, и горелка вообще перестала коптить. Очевидно, солярка пришлась по нраву американской горелке, и яркое синее пламя вскипятило наш котелок уже через 11,5 минут! Какой же будет тогда результат у «шведа»?!
Увы, никакого. Горелка покоптила пару минут на розжиге, после чего я открыл вентиль, но... солярка так и не испарилась.
Масло
Пытаясь заставить гореть масло, мы не очень-то рассчитывали на успех. Низкая прокачиваемость, испаряемость, высокая температура вспышки – все это было против. Но чем черт не шутит? Тем более что в джиперском обиходе масло все равно встречается чаще, чем пресловутый нефтяной сольвент. Начали с подсолнечного. Увы, поджечь его так и не удалось. Промасленная салфетка горела ярко и долго, а масло так и не схватывалось... Поэтому эксперимент решено было завершить, а более густые (и менее горючие) автомобильные масла даже и не трогать.
Ветер
Разобравшись с топливом, мы попытались ответить на попутные вопросы. Для этого мы поставили наш тестовый котелок греться на пеньке с помощью MSR и бензина без ветрозащиты, а рядом водрузили на Primus... семилитровый кан (топливо – газ). Время пошло. Сначала казалось, что маленький, но обдуваемый всеми ветрами котелок обгонит (тем более что на кан не нашлось крышки). Но вот по центру кана пошли пузыри... и через 1 час 20 минут он закипел! Тем временем вода котелке «замерла» на отметке +85. А всего-то, казалось бы, лист толстой фольги...
Результат
Попробуем подвести итоги. Во-первых, полученные нами результаты необходимо рассматривать с учетом порывистого бокового ветра. Во-вторых, для нормальной работы надо всегда использовать ветрозащиту. В-третьих, наиболее эффективен круглый котелок с диаметром дна до 23 см. А в-четвертых, обе горелки действительно достаточно универсальны. Какая лучше? А на этот вопрос вы ответили уже сами, причем, скорее всего, достаточно давно. Когда купили машину. Если у вас под капотом стоит бензиновый агрегат, то без сомнения, лучше всего ко двору придется Primus, а если дизель, то MSR.
Я бы советовал фильтровать.
Михаил Брыкин, специалист по спортивному топливу.
Калорийность горения у разных видов топлива различна, поэтому их процесс саморегуляции происходит по-разному. В многотопливных горелках баланс достигается за счет подбора диаметра топливопровода, величины испарительной петли и сечения жиклера (конструкторы обеих фирм постарались облегчить себе жизнь, сделав сменные жиклеры). У тяжелых фракций более высокая калорийность горения, они эффективнее. Да, керосин, а тем более солярка, выделяет больше энергии, чем бензин, но тяжелое топливо и застывает быстрее. Например, обычная солярка замерзает уже при –10. Что же до бензина, то его можно поджечь при любой окружающей температуре. При этом октановое число на процесс горения никак не влияет (оно определяет лишь стойкость к детонации в двигателях внутреннего сгорания, а тут – открытый огонь).
Засорить горелку можно лишь механическими примесями и смолами, содержащимися в тяжелых нефтепродуктах и плохо очищенном бензине, поэтому очень хорошо наличие чистящего тросика в канале. И все же я бы советовал фильтровать перед заливкой любое топливо. Кстати, для этого достаточно обыкновенного топливного фильтра со шлангом и воронкой.
Обсудить на форуме