Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин
Ищете на карте мира страну под названием Моаб? Пустое. В лучшем случае вам удастся разыскать в североамериканском штате Юта городок с этим названием. Ну а как же тогда люди, совершившие путешествие в Моаб, рассказывают о таких местах, как Каньон Притчард, Метал Мэшер, Голден Спайк, Пойзон Спайдер, Минерал Ботом и Хеллз Ревейндж? Выходит, такая страна все же существует? И каждый год, едва стает снег с подножий гор Ла-Саль Маунтинз, тысячи искателей внедорожных приключений устремляются в ее каменные пределы, чтобы проверить свои силы, встретиться со старыми друзьями и увидеть, как заходящее солнце окрасит известковые скалы берегов реки Колорадо в невообразимо чистые карминные тона.
Рассвет среди замков
Рассвет застал меня за рулем пикапа Toyota Tacoma, катящегося по хайвэю номер 191. На правом сидении машины уютно посапывал ее владелец – наш американский корреспондент Крис Коллард. Всю ночь мы, сменяя друг друга за рулем, гнали пикап через пустыню штата Невада. Позади остались почти восемь сотен миль безлюдной трассы. Из всей ночной поездки мне запомнились лишь предупреждающие щиты с надписью «Берегись низколетящих самолетов», свидетельствующие о том, что совсем рядом с трассой расположились полигоны знаменитого центра боевой подготовки летчиков Top Gun.
Тем временем пейзаж за окнами кабины разительно изменился. В предрассветном сумраке начали проступать очертания скал, напоминающих огромные средневековые замки с башенками, сторожевыми донжонами и мощными контрфорсами крепостных стен. Я не удержался и толкнул спящего Криса – смотри, какая красота! Коллард потянулся: «А что ты хочешь? Это ведь национальный парк «Страна замков». Еще пара часов, и мы на месте». Для тех, кто не в курсе, «на месте» – это значит в том самом Моабе, городке, который на неделю пасхальных каникул (именуемую Moab Easter Jeep Safari) становится истинной внедорожной столицей США.
Easter Jeep Safari отсчитывает свою историю с 1967 года. Начиналось все, как водится, с дружеских покатушек, но на сегодняшний день всякий уважающий себя американский любитель бездорожья считает своим долгом хотя бы раз посетить фестиваль в Моабе. Тем более что его программа, кроме массовых вылазок на знаменитые маршруты, стала включать в себя пару крупных соревнований и выставку.
Собственно, первые два дня в Моабе я провел на соревнованиях по рок-кроулингу. Мое настоящее знакомство с местными чудесами началось только на третий день. Впрочем, до этого я все же успел сделать несколько наблюдений из жизни удивительной страны Моаб...
Чудеса обыкновенного городка
Надо сказать, что за те семьдесят лет, что прошли со времени путешествия Ильфа и Петрова на Ford «благородного мышиного цвета», в реке Колорадо утекло немало воды. Но до сих пор маленькие американские города походят один на другой, как близнецы. Согласно изложенным в «Одноэтажной Америке» определениям, Моаб – это самый что ни есть «средний маленький город» с населением около 5000 человек. Собственно, городок состоит из двух улиц, одна из которых называется просто и без фантазий – Мейн Стрит (Главная), а вторая и того проще – Сентрал Стрит (Центральная). Да, есть еще несколько маленьких проулочков, например, Ураниум Стрит. Название напоминает о временах холодной войны, когда каждой из сверхдержав требовалось все больше боеголовок, а в окрестностях Моаба добывали урановую руду. Но с начала семидесятых главным и, пожалуй, единственным источником существования городка стал туризм. Действительно, на сегодняшний день Моаб ежегодно посещает миллион человек! А ведь их нужно принять, расселить и накормить. Вот и тянутся вдоль всей Мейн Стрит бесконечные ряды мотелей, а окраины окружает череда кемпингов. Впрочем, так выглядят все туристические центры в Америке. Но есть и то, что является исключительной чертой Моаба. Стоит только обратить внимание, какие именно автомобили стоят на парковках мотелей, ресторанов и магазинов, ездят по улицам и заправляются на бензоколонках.
Я уж не знаю, что происходит здесь в остальное время, но в период фестиваля бал в Моабе правят лифтованные внедорожники. Вот, например, проехал тщательно восстановленный Willys MB, а вот аналогичный Willys, но превращенный в настоящего монстра на тридцать восьмых колесах. За группой новеньких Jeep Rubicon катит парочка ветеранов Toyota J40, а это чудовище, судя по всему, когда-то было армейским CUCV. Иногда кажется, что по здешнему уличному движению можно изучать мировую историю конструирования полноприводных автомобилей.
Забытое соревнование
Мой третий день в стране Моаб начался на той же «Территории BFE», где на протяжении двух предыдущих дней ревели моторы рок-багги участников чемпионата W.E.Rock. Кстати, «Территория BFE» – не что иное, как участок скалистого ущелья, принадлежащий человеку по имени Джереми Пэрриот. Сам Джереми занимается съемкой и продюсированием внедорожных видеофильмов. Когда-то он за бесценок купил этот участок бесплодных камней в 12 милях от Моаба, и теперь он не только приносит ему определенный доход в виде арендной платы за право проведения соревнований, но и снабжает материалом для основного производства, то есть видеосъемки. Но на этот раз «Территорию BFE» арендовала фирма Pro Comp Tires, чтобы представить журналистам новейший состав для внедорожной резины. И сделать это было решено в виде соревнований по рок-кроулингу, причем в распоряжение пишущей и снимающей братии были предоставлены машины, реально претендующие на призовые места в национальных сериях. К машинам прилагались квалифицированные споттеры, а разметкой «курсов» занимался сам Дастин Уэбстер. Воодушевленная пресса получила учетные карточки и рванулась в бой. Я было тоже собрался постоять за честь российского флага, но уже через полчаса все присутствующие как-то забыли про контрольное время и штрафные очки, и начались откровенные покатушки. При этом кто-то из коллег переоценил собственные силы и сделал вполне качественные «уши». В общем, через пару часов организаторы решили, что больше на «Территории BFE» делать нечего, и что пора показать журналистам настоящий Моаб.
Прогулки по львиной спине
Смысл Хот Таб предельно прост: нужно спуститься в яму и выехать оттуда. Делается это по испытанному методу «Жги резину!». |
Для восхождения мне достался внедорожный снаряд по имени Family Cruiser, по сути рок-багги класса Modified, но с четырехместным кузовом. Подъем действительно не представил никаких сложностей: первая пониженная, газ в среднем положении и знай следи, чтобы колеса шли по накатанному следу. Но вот когда метрах в ста от вершины мне пришлось пропускать едущий навстречу Unimog с туристами, и машина несколько накренилась в сторону пропасти, ощущения оказались не из приятных.
Гораздо труднее оказалось спускаться вниз – правильная траектория вовсе не представляет собой идеальную прямую, и поскольку накатанный след временами скрывается за перегибами, ты не видишь, куда тебе нужно будет повернуть в следующую секунду. Но, тем не менее, все прошло нормально, а на последнем участке склона я даже позволил себе отпустить тормоза, добавить газу и лихо вылететь на площадку перед скалой под аплодисменты прочих участников мероприятия. В общем, из машины я вылез вполне довольный собой. Вот только все мое самодовольство растаяло как дым, после того как Дастин Уэбстер показал, как на самом деле заезжают на Лайонз Бэк опытные спортсмены. Он просто влетел на вершину на полном газу, развернулся там в рок-кроулерном стиле (включен задний привод, пониженная передача, заторможены передние колеса и тапочка в пол), а потом точно так же, на полном газу, промчался вниз!
Горячая ванна и Рампа-бух
Наш разномастный конвой из рок-багги и подготовленных внедорожников двинулся на один из самых популярных маршрутов, носящий в путеводителях имя Хеллз Ревейндж («Торжество дьявола»). Но прежде нам показали второй местный аттракцион, носящий имя Бамп Дамп, что в свободном переводе может означать что-то вроде «Рампа-бух». Так вот, эта самая «Рампа-бух» представляет собой крутой подъем с одного уровня плато на другой. На вид – ничего сложного, подумаешь, гладкий склон крутизной градусов сорок. Но, как оказалось, все не так просто. Методика подъема такова: аккуратно забрасываешь передние колеса как можно выше и даешь полный газ, чтобы прогреть резину. Затем сдаешь чуть назад и делаешь «зачетную попытку», не забывая при этом яростно крутить рулем из стороны в сторону в надежде «поймать зацепку». Легче всего расправлялись с «Рампой-бух» владельцы длиннобазных машин, а вот короткобазникам подъем давался весьма непросто. На моих глазах один, на первый взгляд, неплохо подготовленный Samurai сделал пяток неудачных попыток, шестая же закончилась оторванным карданным валом. Кстати, по моим наблюдениям, клубы поклонников Suzuki Samurai занимают в американском офф-роуде ту же «экологическую нишу», которую у нас оккупировали «нивоводы». Они носятся по Моабу стайками по пять-десять машин. И если Jeep, Toyota или большие американские «траки» вполне могут встретиться в составе смешанных команд, то владельцы Suzuki предпочитают общество себе подобных.
Как ни странно, «Рампа-бух» оказалась действительно хорошей тренировкой и отличной проверкой готовности к путешествиям по скальным маршрутам, и «Торжество дьявола» не показалось мне настолько инфернальным, насколько это следует из названия. Может быть, виной этому была отличная солнечная погода вкупе с изумительными видами. Впрочем, серьезных препятствий на маршруте также хватало. Чего стоит один «Эскалатор» – наклонный желоб, крутыми волнами вздымающийся на высоту трехэтажного дома! Подъем по «Эскалатору» возможен по одной-единственной траектории, Любое отклонение приводит к тому, что машина ложится на бок, а то и на крышу. Мы, кстати, подъехали к «Эскалатору» в тот момент, когда какой-то незадачливый участник фестиваля ошибся и «сделал уши». За этим последовали отчаянные попытки вернуть машину в нормальное положение, зацепившись за скалу вывернутыми передними колесами, закончившиеся гигантским облаком дыма от налившегося в цилиндры масла и длительными такелажно-спасательными работами. Все это закупорило маршрут по меньшей мере на час, так что мы спокойно смогли отдать должное третьему «аттракциону», расположенному в какой-нибудь сотне метров и носящему имя Хот Таб («Горячая ванна»).
Хот Таб – это углубление в скале, диаметром метров десять и глубиной метра три. Склоны – градусов шестьдесят. На дне – лужа по обод. Нужно заехать... и выехать. Методика примерно такая же, как и на «Рампе-бух». И, естественно, проделывается все это под одобрительное «Go, go, go!!! Just burn tires!» («Давай-давай! Жги резину!»).
И на выставке в манеже...
Как я уже говорил, программа фестиваля включает в себя выставку внедорожной техники и оборудования. Проходит она в конноспортивном манеже под названием Old Spanish Trail Arena. Ни стендистов, ни посетителей нисколечко не смущает тот факт, что в зале изрядно попахивает лошадками. Выставка-то своя и для своих! Да, при всем желании вы не найдете здесь ни пафосных Hummer H2, обвешанных хромом, как стареющая кинодива брильянтами, ни фотомоделей в бикини. Посетители – мужики с обветренными лицами, которые пришли присмотреть что-нибудь конкретное: спортивное сидение, компрессор, комплект амортизаторов или буксирную стропу. Неудивительно, что здесь превалируют фирмы, производящие компоненты для серьезного внедорожного тюнинга – Teraflex, Skyjacker, Fabtech, Advanced Adaptors, Mastercraft. Несмотря на всю домашность и кулуарность выставки, на ней было немало интересных новинок. Например, именно здесь широкой публике была показана трехскоростная раздаточная коробка фирмы Stak 4x4.
Тропой ядовитого паука
И все-таки основным действом фестиваля являются групповые выезды на маршруты. Всем маршрутам присвоены категории сложности по четырехбалльной шкале. «Двоечку» вроде бы можно пройти на стандартном внедорожнике, а вот «тройка» или, тем паче, «четверка» требуют серьезно подготовленных аппаратов. Организационной стороной занимаются хозяева фестиваля, клуб Red Rock Fourwheelers. Происходит это так: рано утром участники собираются на огромной парковке перед городским супермаркетом, объединяются в команды и записываются на тот или иной маршрут. Впрочем, можно никуда не записываться, а просто собрать несколько машин (желательно, не слишком различающихся по уровню подготовки) и отправиться в «свободное плавание». Примерно половина приехавшего на фестиваль народа так и поступает. Единственное, чего категорически не рекомендуется делать – это выезжать на маршрут в одиночку. Не менее категорически рекомендуется иметь в конвое хотя бы одного человека, хорошо знакомого со здешними местами. Ведь заблудиться в трех соснах, простите, скалах, проще простого. К такой «самостийной» группе я и присоединился в предпоследний день пребывания в стране Моаб.
Состав команды оказался очень интересным. Для выезда собрались «большие парни» – полноразмерные американские «траки» Ford Ranger, Chevrolet Blazer K5, Dodge Power Wagon, GMC Jimmy и Toyota Tacoma. А инициатором такого начинания выступил... Крис Коллард. Ему давно хотелось сделать репортаж о том, как «настоящие американские машины штурмуют настоящий американский маршрут». Поначалу казалось, что поездка сорвется – все утро Моаб поливал обложной дождь. Но к полудню ветер разогнал облака, и мы стартовали на маршрут Пойзон Спайдер Меса («Плато ядовитого паука»). Наш выбор в основном определила близость его к городку. Кроме того, Пойзон Спайдер Меса славится великолепными видами на скальный массив вдоль реки Колорадо и изобилием разнообразных препятствий.
Картина, которая открылась после подъема на плато, действительно впечатляла. Особенно усиливали это впечатление мрачные грозовые тучи, клубящиеся над горами Ла-Саль. Впрочем, нам было не до красот: на подходе была первая серия препятствий под общим названием «Водопад». Кстати, никакой воды на «Водопаде» на самом деле нет. Это просто серия скальных полок, ведущая к следующему препятствию под названием «Клинышек» – узкому желобу, который нужно проходить, опираясь боковинами колес на стенки. Если честно, я был поражен тем, с какой легкостью большие пикапы справлялись с этими препятствиями. Такой прыти от этих видавших виды грузовичков я не ожидал.
А еще я не ожидал той подлости, которую сыграли со мной прошедшие дожди. Конечно, они не смогли промочить грунт на серьезную глубину, но верхний слой превратили в липкую оранжевую субстанцию, совершенно не желающую отчищаться от одежды. А если учесть, что ехал я на машине, на которой, по местному обыкновению, не было ни дверей, ни расширителей колесных арок, то и устряпался я по первое число. Причем в «клоунском стиле»: один рукав, штанина и половина лица в глине, а вторая совершенно чистая.
Театральный разъезд
Большое Пасхальное Сафари в Моабе подходило к своему завершению. Но прежде чем отправиться домой, мне предстояло увидеть еще одно действо, ставшее традицией фестиваля – Большой Субботний Разъезд. Часов с семи утра вдоль всей Мейн Стрит и на прилегающих к ней проездах начинают собираться заранее сформированные команды, возглавляемые проводниками из Red Rock Fourwheelers. В восемь полиция перекрывает сквозной проезд через город, а в 9:00, по сигналу, все команды начинают движение. К сожалению, это единое во времени действо оказалось сильно растянутым в пространстве. Длина Мейн Стрит составляет почти три мили, причем одни команды едут по ней на север, к реке Колорадо, а другие – на юг, в сторону гор Ла-Саль. Остается сожалеть, что я так и не нашел ракурс, с которого были бы видны все масштабы этого железного марша.
Ну, вот и все. Закончилась удивительная неделя в стране багровых скал... Мой не слишком длинный список любимых мест на земном шарике пополнился еще одним пунктом. Так и хочется написать какие-нибудь по настоящему лиричные, прочувствованные строки. Вот, например, так: «В горах мое сердце...». Нет, не пойдет, это уже Бернс написал. Или так: «Я сердце оставил в красных горах...». Или это тоже у кого-то было? Точно, было – у Визбора. В общем, плохой из меня поэт. Остается лишь надежда, что когда-нибудь я еще раз приеду в этот удивительный край, встречусь с обретенными здесь друзьями и вновь увижу, как заходящее солнце окрасит известковые скалы по берегам реки Колорадо в невообразимо чистые карминные тона.
Здесь то и дело находят окаменелые останки динозавров.
Френчи Ла Чэнс Western Adventures – школа вождения 4х4 и служба проводников.
Здесь, в окрестностях Моаба, проложены сотни внедорожных маршрутов, начиная от самых сложных, таких как Притчард Кэнион, Метал Мэшер или Голден Спайк, до вполне доступных, типа Чикен Корнерс или Копперридж. Большинство этих маршрутов можно пройти за один день, хотя есть и более длинные, проложеные по территории национальных парков Арчес и Кэнионлэнд. Вместе эти маршруты образуют сеть протяженностью несколько тысяч миль, которую вы можете исследовать в течение многих лет. Места здесь исключительно красивые – есть и горные, и пустынные участки. Сюда можно приехать на своем внедорожнике, а можно взять его в аренду на месте. К вашим услугам широкий выбор моделей от Jeep до Hummer. Это обходится в среднем порядка 100 долларов в день. Ежегодно в Моаб приезжают не менее 400 000 туристов со всего мира. Одних манят внедорожные маршруты, другие приезжают кататься на маунтинбайке, третьих привлекают проходящие в Моабе соревнования и мероприятия, а некоторые приезжают для занятий рафтингом и каякингом (естественно, в теплое время года). Кроме того, в Моаб приезжает множество киноэкспедиций для съемок вестернов на натуре. Когда-то здесь добывали уран, искали нефть и газ. От тех времен остались заброшенные рудники, ставшие туристическими объектами. А еще в Моабе работают палеонтологические экспедиции. Здесь найдено множество окаменелых останков динозавров, в том числе и их яйца. Что касается фестиваля Easter Jeep Safari, в организации которого я принимаю непосредственное участие, то это совершенно замечательное мероприятие. На сегодня оно занимает полную неделю. Для участия в сафари регистрируется не менее 2000 машин, но не меньше просто приезжает в Моаб покататься, не оформляя официального участия. Плюс велосипедисты и туристы-зрители, плюс пресса.
Мы предлагаем маршруты на любой вкус.
Хитер О’хэнлон. Бюро по землепользованию – полевое отделение Моаб,клуб Red Rock Fourwheelers.
Впервые мероприятие под названием Moab Easter Jeep Safari прошло в 1967 году. Сначала в программу сафари входил только один маршрут, после которого устраивали семейный пасхальный пикник. Так продолжалось несколько лет, пока в 1987 году к организации сафари не подключился клуб Red Rock Fourwheelers. Клуб начал увеличивать число предлагаемых маршрутов, ввел систему регистрации, стал включать в программу мероприятия соревнования по рок-кроулингу и проведение выставок. Окрестности города Моаб предлагают любителям внедорожной езды столько удовольствий, что вскоре Easter Jeep Safari стало культовым мероприятием для джиперов всех Соединенных Штатов. Последние годы для участия в сафари в Моаб приезжает примерно 20 000 человек. В этом году мы предложили гостям фестиваля 31 маршрут, и у нас зарегистрировалось 2100 экипажей. На каждый маршрут назначается проводник-волонтер из числа членов клуба Red Rock Fourwheelers, которые гордятся тем, что могут показать гостям чудеса нашего Моаба. Мы организуем маршруты на любой вкус – от самых простых, которые может проехать неподготовленный водитель на стандартном SUV, до самых сложных, с милями непрерывного рок-кроулинга. Главные события фестиваля разыгрываются в Большую Субботу, когда все команды собираются в центре города и в 9 утра одновременно разъезжаются по маршрутам. Этим утром на Мейн Стрит можно увидеть все разнообразие внедорожников, используемых в США для занятий офф-роудом.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.