Выставка достижений всемирного милитаризма

Репортаж из города Абу-Даби с военного автосалона IDEX

Текст: Даниил Тамбовцев
Фото: Даниил Тамбовцев

Попасть на эту выставку я мечтал с того самого дня, когда в 1993 году увидел по телевизору репортаж с одного из первых IDEX (сюжет был посвящен нашей технике). И тут совершенно случайно нашлись знакомые в «Рособоронэкспорте»... В общем, в скором времени вожделенное приглашение было у меня в кармане!

Экспоцентр расположен недалеко от въезда в Абу-Даби. Все подъезды хорошо организованы. По крайней мере, никакой толчеи в стиле МАКСа или МИМСа не наблюдалось. Были даже свободные места на паркинге (правда, их надо было поискать)! Регистрация посетителей выставки проходила в здании напротив главного входа. Девушка на регистратуре, узнав, что я из России, махнула в мою сторону рукой и без лишних вопросов выдала бэйджик.

Чуть ли не половину выставочной площади занимает трасса для демонстрации ходовых возможностей самой разнообразной техники. Последняя, кстати, была выставлена на открытых площадках и разбросана по всей территории выставки. И вот что я там обнаружил...

Бронетранспортеры

Надо сказать, что нынешний IDEX оказался довольно беден на бронетехнику вообще и на бронетранспортеры в частности. Данный класс был представлен следующими образцами: швейцарская Piranha-IV, немецкий Fuchs и австрийский Pandur-II. К новинкам же можно отнести лишь турецкий PARS и очередную модернизацию итальянской Puma. Но наибольший интерес из всего вышеперечисленного вызывает семейство Piranha (причина – события в Ираке). С него и начнем...

Piranha-IV. Выставлялась на открытой площадке в варианте ЗСУ. Основные ее отличия от Piranha-III – это управляемые колеса на всех осях, более мощный двигатель и увеличенная до 10 тонн грузоподъемность шасси (следствие – потеря плавучести). БТР имеет гидропневматическую подвеску, схожую по конструкции с МакФерсон, а автоматическая трансмиссия работает в паре с 450-сильным двигателем. Основное вооружение размещено в автоматизированной вращающейся башне. Главный калибр – 35-миллиметровая автоматическая пушка Oerlikon с высоким темпом стрельбы. Рабочие места экипажа оборудованы по последнему слову техники: командир машины и стрелок имеют в своем распоряжении два потолочных 17-дюймовых ЖК монитора, на которые выводится вся необходимая для работы информация, в том числе и изображение с видеокамер наружного наблюдения. Водитель (язык не поворачивается назвать его механиком) также имеет свой монитор, на который при движении задним ходом выводится изображение с кормовой видеокамеры. Для всего экипажа установлены удобные профилированные кресла (напоминают спортивные «ковши»), на них закреплены органы управления СУО – джойстик и некое подобие компьютерной мыши. За счет полностью автоматизированной башни в машине можно разместить еще четырех десантников (на откидных сиденьях). Что же касается защищенности, то даже чисто визуально БТР выглядит очень внушительно. Бронирование комбинированное, выполненное по модульному принципу. Общее впечатление от этой машины: очень удачная и продуманная конструкция, помноженная на многолетнее развитие.

Pandur-II. Австрийский БТР классической западной компоновки. На открытой площадке выставлялся полностью «разоруженный» вариант с колесной формулой 6і6. Никаких отличительных особенностей в конструкции не замечено. Двигатель – рядная «шестерка» Cummins ISC 350 – и «автомат» ZF размещены в передней части машины, справа от водителя. Десантный отсек практически не уступает по размеру и удобству Piranha. Первые две пары колес – управляемые. Гидравлические дисковые тормоза на всех колесах. Подвеска на двойных поперечных рычагах, причем на первых четырех колесах стоят пружины, а на последней паре торсионы. Представленный образец не обладал плавучестью, хотя в семействе есть и такие машины. Бронирование обычное – противопульное.

PARS, что в переводе с турецкого звучит как «Леопард». Нескромная заявка! Учитывая, что строить этот агрегат помогали немцы. Мода на «тяжелый» колесный БТР-БМП не обошла стороной и новых игроков на рынке бронетехники. Кстати, представленный на выставке прототип является частью нового семейства колесных БТР, состоящего из машин различной массы, колесных формул и назначения. БТР оснащен среднерасположенным дизельным двигателем V8 фирмы Deutz, работающим в паре с автоматической трансмиссией. Ходовая часть выполнена по классической для БТР схеме – на двух поперечных рычагах. В качестве технического изыска можно отметить активную пневматическую подвеску, позволяющую регулировать дорожный просвет в очень широких пределах (максимум 520 мм). Колеса двух передних осей – управляемые. А вот и, мягко говоря, странное для боевой машины решение – на лобовой панели устроены жабры для охлаждения радиатора двигателя! Причем в них отчетливо просматриваются электропроводка и прочие уязвимые «прелести».

Итальянская Puma (уже достаточно известный БТР) выставлялась с новой дистанционно-управляемой турелью, на которой установлен 12,7-миллиметровый пулемет. Турель малогабаритная и практически не занимает места в БО бронетранспортера. Наводчик управляет ею при помощи джойстика компьютерного типа и ЖК монитора, на который выводится изображение с прицельного комплекса.

БТР Fuchs немецкого производства выставлялся в варианте машины РХБ. Данная машина достаточно давно состоит на вооружении Бундесвера, а на выставке была представлена очередная модернизация оборудования. Кстати, из всех БТР РХБ имеет самую нестандартную конструкцию. Так, например, его подвеска выполнена на неразрезных мостах, а количество рычагов, на которых они установлены, иначе как «лесом труб» не назовешь.

Бронеавтомобили

Наиболее многочисленная на выставке группа бронетехники. В основной своей массе это коммерческие грузовики с установленным бронекоробом. Были представлены машины самых разнообразных производителей: бельгийская Iguana от SABIEX International, французский Panhard VBL с отечественными ПТУР «Корнет», турецкая Cobra от Otokar, оманский Nimer-1, корейский Jino JRC-AVW и Daewoo Barracuda, британские RG32M и RG12 от BaE Systems и австралийский Bushmaster (та еще колымага – во время пробега громыхала так, что казалось – вот-вот развалится). Все эти автомобили предназначены в основном для полицейских и миротворческих операций. Они имеют схожие конструкцию (не очень сложную) и технические характеристики (не очень высокие). Соответственно, и делать их пытаются все кому не лень. Исключением является только Iguana, которая может выполнять функции БТР. Ее конструкция довольно интересна. По компоновке Iguana схожа с тяжелыми многоколесными БТР – ее двигатель и трансмиссия (DaimlerChrysler, дизель с турбонаддувом, АКПП-5) также размещены впереди и справа по ходу машины. Водитель располагается слева, за ним находится место командира. В кормовом отсеке места для 6 десантников. Несущий бронекороб машины сварной. Он обеспечивает защиту от пуль 7,62і51 (в том числе бронебойных) и может быть усилен при помощи комплекта навесной брони для защиты от бронебойных пуль калибра 14,5 мм. К бронекоробу на четырех мощных продольных рычагах крепятся неразрезные мосты. Амортизация осуществляется при помощи гидропневматических элементов. Тормозная система состоит из дисковых механизмов с ABS. Подвеска имеет огромный ход, обеспечивающий неплохую проходимость, что, собственно, и продемонстрировали заезды на полигоне.

Внедорожники

Как обычно, не обошлось без вездесущего Humvee и поделок на его тему. Сам Humvee предстал на стенде АМ General в виде тентованного пикапа, приспособленного для перевозки людей. Кстати, стенд был оформлен достаточно оригинально для военной выставки – машина стояла на зеркальном полу, и каждый желающий мог легко ознакомиться с конструкцией ее ходовой части. Второй Humvee (он отличался от стандартной машины передними бронированными дверями и отсутствием задних) участвовал в пробегах на полигоне. Еще один вариант Humvee наблюдался на стенде оружейников из Сингапура. Они смогли установить в кузов машины 120-миллимтровый миномет на оригинальном лафете. Круговой обстрел, естественно, отсутствует, но, тем не менее, пока у нас только предлагают возить миномет с комплексом «Грань» в кузове «Тигра», конкуренты уже построили прототип. Но без ложки дегтя не обошлось. Видимо, на фирме АМ General не очень долго думали, кого сажать за руль своего «проходимца». В результате управление было доверено «парню в кепочке», который, недолго думая, попытался взлететь на приличной скорости на крутую насыпь. Причем после первого жесткого удара он не отпустил газ... Последовал еще боле жуткий удар с оттенком хруста, и Humvee встал... После эвакуации вояки подальше от трибун стало ясно, что сломан нижний рычаг правого переднего колеса. Но главная пикантность ситуации заключалась в том, что на данном препятствии встал только Humvee!

Наибольшее разнообразие легких вездеходов (под названием NIMR) было представлено на стенде эмиратской фирмы Advanced industries of Arabia. Для этого автомобиля, являющегося дальнейшим развитием газовского «Тигра», арабы создали медицинский модуль, вмещающий трех раненых на носилках. Также были показаны заправщик ( пикап с прицепом в виде мягкой резиновой бочки на 1900 литров) и новый трехосный внедорожник на тех же агрегатах, который используется как платформа для запуска БПЛА вертолетного типа.

Pinzgauer привез на выставку две машины – 716М (4х4) и 718М (6х6) в базовом варианте. Зато показательную программу четырехколесный полноприводник откатал безупречно – сразу было видно, откуда у этого внедорожника ноги растут (от трактора, если кто не догадался). Но было в этот раз и НЕЧТО, от чего я долго не мог глаз отвести! Нет, правда – то, что передо мной Gelendewagen, я понял только когда подошел вплотную к машине, выставленной на стенде фирмы Rheinmetall. М-да... Длинная база, броня, два пулемета, шесть дымовых гранатометов от танка и огромная лебедка. Называется аппарат LIV (SO), что в переводе звучит как «Легкий пехотный автомобиль для спецопераций».

Грузовые автомобили и транспортеры

Кажется, мы все же кое-чему научились... Это я о КамАЗе. По крайней мере, вся выставочная программа нашего автозавода была построена достаточно грамотно. «Грузовики-конфетки» с оригинальным дизайном кабин (он применяется на новых гражданских грузовиках) и правильными шильдиками «Евро-2, 420 л.с. турбо» сочетались с отличным сценарием показательных выступлений. Кстати, о них. В отличие от главных конкурентов (Tatra и MAN), КамАЗы катались парой – трех- и четырехосная машины одновременно выполняли проход по разным препятствиям. Все движения выполнялись на относительно высокой скорости, синхронно и без остановок. Показ смотрелся на одном дыхании и сорвал заслуженные аплодисменты! Но то ли бы еще было, если бы на тренировочных заездах не угробили спортивный двухосник...

Большой «грузовой» стенд был и у компании DaimlerChrysler. На нем выставлялись Unimog, Actros (в полноприводном исполнении) и капотный армейский грузовик модели 2633.

Что же до чешской Tatra, то она привезла в Абу-Даби как новый грузовик 4х4 с низкопрофильной кабиной, так и восьмиколесного монстра. Четырехосники также выставили Sisu и MAN. Вообще же по разнообразию грузовых автомобилей IDEX больше напоминал грузовой автосалон, чем военную выставку. Например, посетители могли наблюдать двух гигантов – немецкий Titan с полуприцепом для танков и белорусский МЗКТ армии ОАЭ, под завязку загруженный бронетехникой. Большим (по росту) был Titan. Автомобиль имеет двигатель мощностью 750 л.с. и автоматическую трансмиссию.

Итог

Отсутствие серьезных новинок и пониженный интерес к выставке со стороны серьезных производителей бронетехники (в основном присутствовали макеты) показывают, что у потенциальных заказчиков отсутствует срочная необходимость в замене парка колесной бронетехники. Зато развитие получают бронеавтомобили полицейского типа, созданные на базе грузовых автомобилей и тяжелых внедорожников. При таком подходе создавать что-то новое становится значительно проще. Странно, что этой тенденции до сих пор не заметили наши производители, которые должны были одними из первых (по опыту боевых действий в Чеченской Республике) предложить такие машины. Что же касается проявившегося уклона в сторону тяжелых БТР, то здесь нам, к сожалению, ничего «не светит», так как компоновка БТР-90 не позволяет полноценно использовать эту машину в качестве колесной БМП (в том числе и из-за бронирования). А вот с тяжелыми внедорожниками ситуация неоднозначна. При наличии как минимум двух подобных моделей – «Тигр» и «Водник» – возможность их использования в войсках подвергается сомнению. И если у «Водника» правильная задумка (легкий бронеавтомобиль) и неважное исполнение (ненужная модульность), то «Тигр» откровенно тяжел и дорог. При этом у него недостаточная грузоподъемность. Последнее немаловажно, ведь, как показала американская практика, основная проблема Humvee состоит в том, что он очень плохо переносит бронирование...

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 июль 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты